Когда реклама на сайте в сети Интернет является публичной офертой - Статья

Когда реклама на сайте в сети Интернет является публичной офертой

29.03.2016 10:55
983
Содержание:

С другой стороны заключение договоров путем размещения публичной оферты на сайте стало уже привычным. Но и здесь возникают вопросы:  вправе ли суд признать договор незаключенным на том основании, что размещенная на сайте информация не имела признака публичной оферты.

Соответственно, здесь главный вопрос: является ли реклама на сайте в сети Интернет публичной офертой? Если да, то в каких случаях? Какие последствия влечет размещение публичной оферты на сайте?

Под публичной офертой понимается содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется (п. 5 ст. 395 ГК РК).

В свою очередь закреплено общее правило, что предложения, в том числе реклама, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в самом предложении (п. 4 ст. 395 ГК РК).

Как видим, важно разграничить понятие «публичная оферта» и «приглашение делать оферты». С точки зрения последствий разница между этими понятиями заключается в следующем:

  • если это предложение – публичная оферта, то при получении согласия заключить договор (акцепт) договор автоматически считается заключенным. И в судебном порядке можно потребовать исполнения договора;
  • если на предложение делать оферты получена такая оферта, то разместивший предложение делать оферты может выбирать: акцептовать ее или нет, то есть заключать договор или нет.

Важно понимать, что если на сайте размещена публичная оферта с целью заключить договор с любым, кто отзовется, то в случае возникновения каких-либо проблем с исполнением договора из-за нехватки товара, например, такие обстоятельства не будут основанием для освобождения от обязательств по заключенному договору.

Рекомендуется, как правило, во избежание такого риска, включить в условия публичной оферты право на односторонний отказ от заключенного в таком порядке договора, которое вытекает из того, что нет прямого запрета в общем правиле о публичной оферте в законе.

В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается, соответственно, расторгнутым или измененным.

Если на сайте размещается оговорка, что предложение не является публичной офертой

Такая оговорка позволяет избежать негативных последствий. Но рекомендуется помимо простой оговорки «предложение не является публичной офертой», указать, что компания, разместившая информацию, не имеет намерения заключить договор на предложенных условиях со всеми, кто отзовется, а намерена обсуждать условия сотрудничества с любым кто обратиться с предложением заключить договор.

Если на сайте размещена оговорка, что предложение является публичной офертой

Это обычно является обоснованным и продуманным решением и организация хочет упростить порядок заключения договоров с контрагентами и действительно готова заключить договор с любым обратившимся к ней лицом.

Если на сайте указаны существенные условия договора, но нет оговорки о том, является ли эта информация офертой

Если в информации нет прямой оговорки «данное предложение не является публичной офертой», все зависит от содержания такой информации.

С одной стороны, по общему правилу предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашения делать оферты, если иное прямо не указано в предложении. Это же можно сказать про общую информацию о товаре (услуге), размещенную на сайте.

С другой стороны, если на сайте указаны все существенные условия договора, приведен образец такого договора, в случае спора суд может расценить эту информацию именно как публичную оферту, поскольку усмотрит в ней «волю заключить договор на указанных в предложении существенных условиях».

Таким образом, ответ на вопрос является ли реклама на сайте в сети Интернет публичной офертой, зависит от следующих обстоятельств:

  • указано ли в самой размещенной информации, что она является публичной офертой;
  • какие конкретно сведения содержатся в такой информации (есть ли существенные условия).
Понравилась статья? Поделитесь со своими друзьями
Вам также может быть интересно: