Ответственность бухгалтеров за нарушения в сфере налогового права и требований закона о бухгалтерском учете
В данной статье мы предлагаем вам рассмотреть какие меры ответственности могут быть применены к бухгалтеру.
Итак, перед законом может ответить не только фирма, но и ее должностные лица, в частности, бухгалтер. Бухгалтер может быть привлечен к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности.
Дисциплинарная ответственность
К дисциплинарной ответственности бухгалтер может быть привлечен за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него трудовых обязанностей, а также за нарушение трудовой дисциплины.
Согласно статье 64 Трудового Кодекса Республики Казахстан предусмотрено четыре вида дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, строгий выговор и увольнение.
Предлагаем кратко ознакомиться с правилами привлечения к этому виду ответственности:
-
Привлечь к дисциплинарной ответственности можно за невыполнение обязанностей, закрепленных в трудовом договоре, должностной инструкции или других актах Работодателя.
-
Дисциплинарное взыскание налагается работодателем путем издания акта работодателя.
-
До применения дисциплинарного взыскания работодатель обязан затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней письменное объяснение работником не представлено, то составляется соответствующий акт. Непредставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.
-
Акт о наложении дисциплинарного взыскания объявляется работнику, подвергнутому дисциплинарному взысканию, под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания. В случае отказа работника подтвердить своей подписью ознакомление с актом работодателя об этом делается соответствующая запись в акте о наложении дисциплинарного взыскания. В случае невозможности ознакомить работника лично с актом работодателя о наложении дисциплинарного взыскания работодатель обязан направить работнику копию акта о наложении дисциплинарного взыскания письмом с уведомлением в течение трех рабочих дней со дня издания акта работодателя. Акт о наложении дисциплинарного взыскания Вы можете скачать на нашем сайте здесь.
Материальная ответственность
Материальная ответственность — это самостоятельный вид ответственности. Привлечь к ней бухгалтера можно независимо от привлечения его к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности. Так например данный вид ответственности можно применить в случае, если Работодатель понес ущерб вследствие оплаты штрафа.
В соответствии с пунктом 3 статьи 123 Трудового Кодекса РК Работник обязан возместить прямой действительный ущерб, причиненный Работодателю. Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества, а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение или восстановление имущества.
На нашем сайте Вы можете скачать договор о полной индивидуальной материальной ответственности Работника.
Административная ответственность
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения служебных обязанностей бухгалтер может быть привлечен к административной ответственности (как должностное лицо, например за отсутствие учетной политики). Для этого должна быть установлена их вина и соблюдены сроки давности. Бухгалтер может попасть под действие некоторых статей Кодекса об административных правонарушениях Республики Казахстан.
Статья 238. Нарушение законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности физическими и должностными лицами
Нарушение |
Ответственность |
Неисполнение и (или) ненадлежащее исполнение физическими и должностными лицами обязанностей, предусмотренных законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, совершенное в виде:
|
Штраф в размере 100 МРП. |
Совершение вышеуказанных нарушений повторно в течение года после наложения административного взыскания. Примечание. Должностное лицо не подлежит привлечению к административной ответственности, предусмотренной ст. 238 КоАП РК, в случае самостоятельного устранения нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, в течение десяти рабочих дней со дня, следующего за днем вручения проверяемому лицу уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля. |
Штраф в размере 200 МРП. |
Статья 240. Разглашение тайны бухгалтерской информации
Нарушение |
Ответственность |
Разглашение бухгалтерской информации, составляющей коммерческую тайну, лицами, имеющими доступ к ней, не причинившее крупного ущерба. |
Штраф в размере ста пятидесяти месячных расчетных показателей. |
Уголовная ответственность
Уголовным Кодексом Республики Казахстан предусмотрена следующая ответственность:
Статья 241 УК РК. Нарушение законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности
Деяние |
Ответственность |
|
Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, с одновременным применением одной из следующих мер:
|
Статья 245 УК РК. Уклонение от уплаты налога и (или) других обязательных платежей в бюджет с организаций
Деяние |
Ответственность |
|
наказывается штрафом в размере до двух тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. |
То же деяние, совершенное:
|
наказывается штрафом в размере до пяти тысяч месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо ограничением свободы на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. |
Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные преступной группой либо в особо крупном размере. |
Наказываются лишением свободы на срок от шести до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. |
Уважаемые пользователи! Информация в статье соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.
-
Автор:28.05.2023 17:4652225
Настоящая статья написана в соответствии с Трудовым кодексом 2016 года и учитывает последние поправки по состоянию на дату публикации. Оформление приема на работу сотрудника – это процедура, с которой сталкивается любая компания при осуществлении своей деятельности. Очень важно при этом документально оформить прием нового сотрудника, чтобы избежать в будущем нежелательных правовых последствий. Какие документы, необходимо оформить компании при приеме нового сотрудника?
-
На любом этапе трудовой деятельности, начиная от заключения трудового договора и заканчивая его расторжением по какой-либо причине, возможно возникновение разногласий, переходящих в трудовой спор между работником и работодателем.
-
На любом этапе трудовых отношений, начиная от заключения трудового договора и заканчивая его расторжением по какой-либо причине, между работником и работодателем могут возникнуть споры и разногласия. Первой инстанцией для их разрешения является согласительная комиссия. Что это такое, как работает согласительная комиссия и во сколько обойдется ее отсутствие работодателю - читайте в статье.
-
Текучесть персонала и конфликты никогда не являются беспричинными. Поэтому, если они присутствуют в повседневной жизни организации, следует незамедлительно обратить внимание на условия труда и корректность регулирующих трудовые отношения документов и принять меры. Ведь нередко именно посредственное отношение к “текучке” и спорам с работниками становится причиной крупных и неприятных последствий.
-
Работники являются ключевым звеном в работе любой компании. Именно они выступают основой прибыльности, процветания и работоспособности организации, выполняя свои трудовые функции. В то же время привлечение людей к работе требует от работодателя большой ответственности. Именно поэтому трудовым законодательством установлен ряд обязанностей, направленных на ответственное управление человеческими ресурсами. Какие это обязанности- рассмотрим в статье.
-
Трудовым кодексом РК предусмотрен ряд нестандартных режимов работы. К ним, не ограничиваясь, можно отнести вахтовый, сменный и дистанционный режимы работы, гибкий график и неполное рабочее время. Оформление деятельности работников с такими типами занятости требует особого внимания и учета специфики при оформлении документов и регламентов работы. В статье разберемся: что представляет каждый из перечисленных способов выполнения трудовых обязанностей и рассмотрим их особенности.
-
Автор:18.08.2020 15:365049
«04» мая 2020 года Президентом был подписан Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативно-правовые акты по вопросам труда», вносящий поправки в Трудовой Кодекс Республики Казахстан. Изменения были направлены на современной экономики и учитывали опыт действия прежнего законодательства. В статье рассмотрим основные изменения более детально.
-
Автор:18.08.2020 15:294863
Ведение кадрового делопроизводства является обязанностью каждого работодателя, вне зависимости от вида собственности. Не грамотно выстроенный процесс работы с кадрами способен привести к множеству негативных последствий: некорректному начислению выплат работникам, снижению качества производства и финансовым убыткам. Поэтому, к вопросу оформления трудовых отношений следует подойти серьезно. В статье разберемся- что должно быть учтено при ведении кадрового документооборота и кто это должен делать?
-
Автор:08.07.2020 16:115298
С того момента, как мы запустили онлайн-курс по технике безопасности и охране труда, нашим специалистам поступило свыше 5 000 вопросов от клиентов по данной теме. Самые сложные и популярные из них мы разместили в этой статье.
-
Автор:06.07.2020 13:342422
С 05 июля 2020 года в Республике Казахстан начал действовать усиленный режим карантина. Межведомственной комиссией было принято решение об ограничении деятельности ряда объектов предпринимательства и переводе не менее 80% сотрудников всех организаций на дистанционный режим работы. Чем именно принятые меры отличаются от ранее действовавшего чрезвычайного положения и как они отразятся на кадровой работе- разберемся в статье.