Ответственность государственных органов и должностных лиц за нарушение установленного порядка проверки частного предпринимательства
Ответственность представителей проверяющего органа за нарушение установленного порядка проведения проверки предпринимателей регламентируется нормами главы 30 Предпринимательского кодекса РК, Кодексом РК «Об административных правонарушениях» (статья 175) и иными нормативно-правовыми актами РК.
Так, административный штраф (подробнее читайте в статье «Административный штраф порядок оплаты и последствия за неуплату») в размере 20 МРП налагается на представителей проверяющего органа за:
- проведение проверки без оснований;
- проведение проверки в отсутствие акта о назначении проверки (подробнее читайте в статье «Акт о назначении проверки и его регистрация»);
- непредставление проверяемому субъекту акта проверки;
- несоблюдение сроков уведомления о проведении проверки;
- проверка выполнения требований, не относящихся к компетенции проверяющего органа;
- требование предоставления документов, информации, образцов продукции и т.п., не являющихся объектами проверки или не относящихся к предмету проверки;
- отбор образцов продукции для экспертизы без оформления соответствующего документа (акт отбора образцов продукции – подробнее читайте в статье «Акт отбора образцов продукции и порядок такого отбора») и (или) в количестве, превышающем установленные законодательством РК нормы;
- разглашение и (или) распространение информации, полученной в результате проведения проверки и составляющей коммерческую или иную охраняемую законом тайну;
- превышение установленных сроков проведения проверки (подробнее читайте в статье «Сроки проведения проверки»);
- проведение заведомо повторной проверки субъекта предпринимательства, в отношении которого ранее проводилась проверка, по одному и тому же вопросу, за один и тот же период;
- проведение мероприятий, носящих затратный характер, в целях государственного контроля за счет субъектов частного предпринимательства;
- нарушение временного интервала по отношению к предшествующей проверке.
Если у представителя проверяющего органа уже было взыскание за нарушение порядка проведения проверок, то в этом случае за совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания действие (я), указанные выше, административный штраф будет составлять 25 МРП.
В случае признания действий (бездействия) представителя проверяющего органа в административном порядке неправомерными, причиненный субъекту частного предпринимательства в результате этого вред подлежит возмещению в соответствии с гражданским законодательством РК.
В порядке гражданского судопроизводства предприниматель может предъявить представителю проверяющего органа к возмещению следующие убытки (п. 2 ст. 322 Предпринимательского кодекса РК):
- суммы вознаграждений, выплаченных работникам субъектов частного предпринимательства за подготовку материалов для проверки;
- заработная плата за время вынужденной остановки производства;
- упущенная выгода, которую получил бы субъект частного предпринимательства при реализации соответствующих товаров (работ, услуг), не выпущенных вследствие приостановления производства.
Стоит отметить, что вред, причиненный в результате издания представителем проверяющего органа акта, не соответствующего закону, подлежит возмещению на основании решения суда, независимо от вины органов и должностных лиц, издавших акт. Вред возмещается за счет государственной казны (п. 1, ст. 922 Гражданского кодекса РК).
Таким образом, представители проверяющего органа обязаны проводить проверку субъектов частного предпринимательства в строгом соответствии с законом и законом же за невыполнение или ненадлежащее выполнение этой обязанности могут быть привлечены к ответственности.
Уважаемые пользователи! Информация в статье соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.
-
Автор:05.07.2019 14:428586
Заботясь о здоровье народа, 26 октября 2018 года Министерство здравоохранения РК приняло Приказ № ҚР ДСМ-29, неисполнение которого может вызвать наложение на тысячи казахстанских предпринимателей штрафов на сумму свыше четырех миллионов тенге.
-
Прежде чем выполнять требования налогового органа, мы рекомендуем Вам внимательно изучить акт налоговой проверки. Если он составлен с нарушением законодательства или с превышением компетенции проверяющего должностного лица, то он подлежит отмене.
-
Проверка государственной инспекции труда может оказаться довольно неприятным событием для вашей организации. Чтобы избежать негативных последствий необходимо к проверке подготовиться заранее. В данной статье Вы можете ознакомиться с тем, какие действия Вы можете предпринять в случае проверки со стороны уполномоченных государственных органов?
-
Автор:01.07.2016 15:2439062
Палата предпринимателей Алматы информирует, что постановлением Правительства от 30 декабря 2015 года № 1129 утвержден перечень отдельных видов деятельности, при осуществлении которых требуется установить контрольно-кассовые машины с функцией передачи данных. Так, с 1 января 2016 года по этим правилам работают не только реализаторы подакцизной продукции (алкоголь, табак, ГСМ), но и оптовые торговцы лесоматериалами, строительными материалами и сантехническим оборудованием, металлическими изделиями, водопроводным и отопительным оборудованием и инвентарем, розничные торговцы компьютерами, периферийным оборудованием и программным обеспечением, аудио- и видеотехникой, электрическими бытовыми приборами, мебелью, осветительным оборудованием и прочими бытовыми принадлежностями, а также рестораны и предприятия, оказывающие услуги по доставке продуктов питания, гостиницы, кинотеатры, парикмахерские и салоны красоты.
-
Автор:01.07.2016 15:2439062
Палата предпринимателей Алматы информирует, что постановлением Правительства от 30 декабря 2015 года № 1129 утвержден перечень отдельных видов деятельности, при осуществлении которых требуется установить контрольно-кассовые машины с функцией передачи данных. Так, с 1 января 2016 года по этим правилам работают не только реализаторы подакцизной продукции (алкоголь, табак, ГСМ), но и оптовые торговцы лесоматериалами, строительными материалами и сантехническим оборудованием, металлическими изделиями, водопроводным и отопительным оборудованием и инвентарем, розничные торговцы компьютерами, периферийным оборудованием и программным обеспечением, аудио- и видеотехникой, электрическими бытовыми приборами, мебелью, осветительным оборудованием и прочими бытовыми принадлежностями, а также рестораны и предприятия, оказывающие услуги по доставке продуктов питания, гостиницы, кинотеатры, парикмахерские и салоны красоты.
-
Среди предпринимателей бытует мнение, что в сфере осуществления государственного контроля и надзора за их деятельностью, права есть только у контролирующих органов, а у предпринимателей одни только обязанности. К примеру, так многие предприниматели ложно думают о случаях, когда приезжает налоговая проверка.
Уверяем Вас, что это мнение ошибочно и законодательство Республики Казахстан предоставляет предпринимателям достаточный объем прав для защиты своих интересов при проведении проверок государственными органами, а мнение об их отсутствии возникает вследствие незнания законов.
Настоящая статья написана в соответствии с положениями Предпринимательского кодекса
-
С 1 января 2016 года, у Работодателя появилась возможность быть освобожденным от выборочных проверок со стороны уполномоченного органа по охране труда. Такую возможность дал новый Трудовой Кодекс Республики Казахстан, который ввел новую норму - Декларирование деятельности работодателя.
-
В рамках Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) Республика Казахстан осуществляет свободное перемещение товаров между территориями государств-членов ЕАЭС без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного). В соответствии с п. 2 ст. 56 раздела 11 Договора о Евразийском экономическом союзе в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также ветеринарно-санитарной, карантинной фитосанитарной безопасности в рамках ЕАЭС проводится согласованная политика в сфере применения санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер.
-
Каковы особенности, порядок проведения выездной таможенной проверки? В чем особенность данной проверки? Об этом пойдет речь в данной статье.
Примечание: Статья написана в соответствии с главой 24 «Порядок проведения таможенных проверок» Кодекса РК «О таможенном деле в РК» (Таможенный кодекс).
-
Каковы особенности и порядок проведения камеральной таможенной проверки? Ответ на данный вопрос вы найдете, прочитав данную статью.
Примечание: Статья написана в соответствии с главой 24 «Порядок проведения таможенных проверок» Кодекса РК «О таможенном деле в РК» (Таможенный кодекс).