Вероятные риски интернет магазина в отношениях с пользователями - Статья

Вероятные риски интернет магазина в отношениях с пользователями

13.11.2015 17:21
3603
Содержание:

Примечание: подробнее об отношениях интернет магазина с пользователями читайте в статье «От посетителя до клиента. Как закрыть юридические риски магазина в отношениях с пользователями на просторах интернета».

Непредставление потребителю необходимой информации о продукте ИМ

В соответствии с положениями закона продавец (ИМ) обязан предоставить покупателю (пользователю ИМ) информацию о товаре (работе, услуге), а также о продавце (изготовителе, исполнителе) на казахском и русском языках.

Информация о товаре (работе, услуге) в обязательном порядке должна содержать:

  • наименование товара (работы, услуги);
  • виды и особенности предлагаемых работ (услуг);
  • знак соответствия в случае, если товар (работа, услуга) подлежит процедуре подтверждения соответствия требованиям, установленным техническими регламентами, стандартами и иными документами;
  • сведения об основных потребительских свойствах товара (работы, услуги), о пищевой, биологической и энергетической ценности продукта, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях в случаях и порядке, предусмотренных законодательством;
  • состав товара, в отношении продуктов питания - сведения о составе, в том числе о наличии и количестве пищевых добавок, кормов и кормовых добавок, биологически активных добавок к пище;
  • сведения о наличии в продуктах питания компонентов, состоящих из (или) полученных с применением генетически модифицированных организмов, в случае, если их содержание в таком компоненте составляет 0,9 и более процентов. При этом слова «Данный продукт содержит генетически модифицированные организмы» должны указываться отдельно стоящим предложением, для упакованных продуктов - на ярлыке, для неупакованных продуктов - на указателях о продукте;
  • товарный знак изготовителя;
  • страну происхождения товара;
  • стоимость и условия приобретения товара (работы, услуги);
  • наличие или отсутствие гарантийного срока;
  • рекомендации по приготовлению пищевых продуктов, если это требуется из специфики товаров;
  • дату и место изготовления, срок службы и (или) срок годности, и (или) срок хранения товара, указание условий хранения товара, если они отличаются от обычных условий хранения соответствующего товара либо требуют специальных условий хранения, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товар по истечении указанных сроков представляет опасность для жизни, здоровья и (или) имущества потребителя и окружающей среды или становится непригодным для использования по назначению;
  • наименование (фирменное наименование), местонахождение (юридический адрес) продавца (изготовителя, исполнителя), местонахождение индивидуального предпринимателя или юридического лица (его филиала, представительства), уполномоченного продавцом (изготовителем) на принятие претензий от потребителя и производящего ремонт и техническое обслуживание товара;
  • указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение исходя из характера работы (услуги);
  • указание на использование фонограмм, аудиовизуальной записи при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений;
  • величину массы (нетто), объем, количество и (или) комплектность товара (работы, услуги);
  • сведения о назначении и об условиях эффективного и безопасного применения товара, а также иные сведения, которые в соответствии с законами Республики Казахстан являются обязательными для представления потребителю либо предусмотрены договором, заключенным между потребителем и продавцом (изготовителем, исполнителем).

При этом, если предоставление Интернет магазином неполной, недостоверной и несвоевременной информации о товаре (работе, услуге), а также о продавце (изготовителе, исполнителе) повлекло:

  • приобретение товара (работы, услуги), не обладающего необходимыми потребителю свойствами, - он вправе расторгнуть договор и потребовать возмещения причиненных ему убытков;
  • невозможность использования приобретенного товара (работы, услуги) по назначению, - потребитель вправе потребовать предоставления в течение 3-х календарных дней со дня приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги) надлежащей информации. Если информация в указанный срок не будет предоставлена, - потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать возмещения причиненных ему убытков;
  • причинение вреда жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя, - он вправе предъявить продавцу (изготовителю, исполнителю) требования о возмещении в полном объеме убытков (вреда), причиненных жизни, здоровью и (или) имуществу вследствие недостатков товара (работы, услуги).

Кроме того, за нарушение норм законодательства о регулировании торговой деятельности, а именно за не предоставление продавцом информации о товаре, его месте происхождения, изготовителях, потребительских свойствах, гарантийных обязательствах и порядке предъявления претензий, законом предусмотрена ответственность в виде предупреждения или штрафа на физических лиц в размере 2, на субъектов малого предпринимательства - в размере 6, на субъектов среднего предпринимательства - в размере 10, на субъектов крупного предпринимательства - в размере 30 месячных расчетных показателей.

Покупатель вправе в течение 14 дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом, обменять купленный товар надлежащего качества в месте покупки или иных местах, объявленных продавцом, на аналогичный товар другого размера, формы, габарита, фасона, расцветки, комплектации и тому подобное, произведя, в случае разницы в цене, необходимый перерасчет с продавцом (п.1 ст.14 Закона "О защите прав потребителей").

Договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара, если иное не установлено законодательными актами или договором розничной купли-продажи, в том числе, условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель (п. 21 «Правил внутренней торговли»).

Нарушение законодательства о рекламе

Интернет магазины, для продажи своих товаров (работ, услуг) зачастую используют различные маркетинговые приемы, такие как акции, распродажи, скидки постоянным покупателям и т.д.  В связи с этим важно, чтобы с покупателя при фактической оплате не требовали оплаты по более высокой цене, нежели той, которая была при оформлении заказа. Например, пользователь заказывает товар по акции со скидкой 15%, однако, при оплате с его платежной банковской карты списывается большая сумма денег, т.е. без учета скидки. ИМ может сослаться на то, что срок действия акции закончился, а с сайта просто не сняли соответствующее объявление. В таких случаях, ответственность полностью лежит на ИМ, и таких ситуаций лучше не допускать.

Риски в сфере логистики

Нужно очень чётко определить в Пользовательском соглашении (публичной оферте) момент перехода прав собственности и риски повреждения и гибели товара. В интересах Интернет магазина переложить все риски на курьерскую компанию (перевозчика) и оформлять каждый этап движения товаров документально. Передачу товара покупателю можно оформить как Накладной, так и Актом приема-передачи ТМЦ.

Риск несоблюдения письменной формы сделки

Законодательство признает совершение сделок в устной или в письменной форме, при этом сделка, для которой законодательством или соглашением сторон не установлена письменная или иная определенная форма, может быть совершена устно, в частности все сделки, исполняемые при самом их совершении (ст. 151 ГК РК).

Заключение самой сделки можно подтвердить:

  • доказательством факта оформления/подтверждения заказа товара (работы, услуги);
  • доказательством факта скачивания файла с сервера ИМ на компьютер пользователя;
  • доказательством регистрации пользователя на сайте ИМ, с добровольным введением пользователем своих идентификационных данных и доказательства использования лицом сайта ИМ;
  • доказательством перечисления денежных средств пользователем на счет ИМ;
  • доказательством факта поставки товара и прочее.

Наличие Контрольно-кассовой машины (ККМ)

Если, помимо безналичной формы расчетов, деятельность Интернет магазина будет предусматривать прием наличных денег, то в этом случае необходимо приобретение и постановка на учет Контрольно-кассовой машины (кассового аппарата) с учетом изменений налогового законодательства в части порядка их применения (смотрите нашу статью – «Изменение налогового законодательства в части порядка применения контрольно-кассовых машин»).

Знание вами рисков с какими может столкнуться ИМ при заключении договоров с пользователями, рассмотренных нами в статье в целом поможет вам их предугадать и предотвратить, что в свою очередь положительно скажется на вашем интернет бизнесе.

Уважаемые пользователи! Информация в статье соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

Вам также может быть интересно:
  • 26.03.2021 13:12
    6668

    Формы налоговой отчетности предполагают наличие на них подписи первого руководителя организации. Также она нередко необходима в повседневной работе бухгалтера. Для оптимизации рабочих процессов руководители нередко передают свою электронную цифровую подпись данному специалисту. Насколько это законно, какие риски существуют при передаче ЭЦП первого руководителя и как их избежать- читайте в статье. 

  • С введением с “05” июля 2020 года усиленного карантина, многие граждане нашей страны, в том числе и предприниматели. нуждающиеся в судебной защите своих прав и законных интересов стали задаваться вопросами: неужели судебные заседания снова будут отложены на неопределенный срок, а суды закрыты? Как будут проходит назначенные ранее процессы в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией? Спешим успокоить- все слушания состоятся в назначенное время. Как?- Читайте в статье.

  • Мы живем в интересное время - информационной глобализации, нам доступен большой объем знаний, но и огромный минус в этом явлении также имеется и заключается он в том, что нас становится тяжело удивить. Возможно, именно по этой причине набирает обороты авторское право, объектами которого являются результаты творческой деятельности (произведения литературы, музыки, искусства, программы ЭВМ и прочее).

  • 21.11.2019 11:45
    1976

    Темп нашей жизни диктует  нам  свои правила, на первое место выходит желание постоянно двигаться вперед без боязни что-то не успеть  и  ничего не  пропустить из всех самых  важных событий.  Время ускорило свой бег и отражается это даже в способах покупок необходимых товаров. В настоящий момент шоппинг все больше перемещается в интернет - магазины. 

    Как открыть интернет-магазин и получать от него только прибыль и работать в удовольствие- читайте в статье. 

  • 16.10.2019 10:00
    1702

    Интернет дает бизнесу больше возможностей для продвижения и развития, позволяет увеличить спрос со стороны клиентов и выделиться на фоне конкурентов.

    Поэтому каждый предприниматель стремится к тому, чтобы сайт его компании был привлекательным, информативным и давал пользователям максимум возможностей.

    В недавней статье о кибер- кражах мы писали каких потерь стоит недостаточная защита своего бизнеса в сети и какие негативные последствия могут последовать в результате беспечного отношения к ней.

    Сегодня мы более подробно рассмотрим методы защиты отдельных элементов сайта, относящихся к интеллектуальной собственности.

    Дочитав статью до конца, вы не только получите новую информацию, но и обретете конкурентные преимущества, защиту своего бизнеса, оградите себя от недобросовестных посетителей вашего сайта и сможете увеличить прибыль.

  • 09.10.2019 09:41
    1545

    В современном мире, где практически все уже изобретено, каждый предприниматель стремится к тому, чтобы его бизнес-идея была уникальной, продукт- интересным, а бренд- узнаваемым. 

    Сегодня недостаточно просто взять какой-то товар и начать его продавать, ведь он должен быть инновационным, иметь практическое предназначение и нравиться потребителям по всем параметрам- иначе бизнес не выстоит в условиях жесткой конкуренции. 

    Если на минуту представить, что Сандерс попытался бы открыть KFC в наше время, то скорее всего, его компания бы не получила своего высокого статуса, а его уникальная идея была бы украдена в считанные часы.

    Почему бы это произошло, что такое кибер-кражи с точки зрения интеллектуального права, как они могут повлиять на то, что Вы делаете и как не потерять свой бизнес, создав для него страницу в сети- читайте в статье.

  • 07.07.2016 09:00
    9051

    Благодаря современным электронным и виртуальным технологиям, интернет – магазины набирают в Казахстане всё большую популярность. Люди всё чаще предпочитают совершать покупки «онлайн» не выходя из дома, что позволяет сэкономить, как время, так и деньги.

  • 22.04.2016 20:02
    6667

    С каждым годом интернет завоевывает все большую аудиторию во всем мире и в нашей стране, в частности. Вследствие чего в последние годы все популярнее становится бизнес в Интернете. Вопреки обывательскому мнению, открытие Интернет – бизнеса не ограничивается открытием сайта.

  • В современных условиях бурного развития интернет-технологий каждая организация стремиться заявить о себе в сети Интернет путем создания официального сайта. Как правило, на сайте выкладывается как общая информация, также и информация с целью рекламы организации и ее продукции.  В подобной информации указываются примерные сведения о ценах и ассортименте товаров в расчете на то, что конкретные условия сделки будут обсуждаться более детально. Здесь и возникают вопросы: может ли потенциальный контрагент расценить рекламу как публичную оферту, а значит, потребовать заключить договор на опубликованных условиях?  сможет ли потенциальный контрагент принудить к заключению договора в судебном порядке, если организация, разместившая рекламу, откажется заключить договор на опубликованных условиях?

  • В последние годы, в связи с глобальным внедрением компьютеров, интернета, смартфонов в повседневную жизнь людей, в том числе при ведении бизнеса, часто возникают вопросы о правомерности заключения договоров посредством электронных сообщений.