Налоги и налогообложение
  • 19.05.2017 16:19
    77

    Вопрос:

    Есть квартира (№1) на правах собственности. Хотели сдать в аренду, для этого было открыто ИП по патенту, декларация 911 своевременно отправляется и налоги уплачиваются. Квартира находится в Сары-аркинском районе города Астаны и мое свидетельство по гос.регистрации в Сары-аркинском районе. Приобрела вторую квартиру (№2) по адресу Алматинского района г Астаны на правах собственности.

    1. Как правильно оформить весь процесс при желании сдавать в аренду вторую квартиру №2 в аренду, а первую не сдавать?
    2. Куда оплачивать налоги и отчисления (по Сарыаркинскому району/место моей прописки/ или Алматинскому району /место нахождение квартиры №2/)?
    3. Достаточно ли просто при сдачи последующей декларации указать адрес местонахождения сдаваемой квартиры в 911 форме или же необходимо выполнить какие-либо иные действия (например, идти в налоговую алматинского района, писать заявление или что -либо еще?).

    Ответ Председателя Комитета государственных доходов Министерства финансов РК от 18 мая 2017 года на вопрос от 25 апреля 2017 № 462686  (dialog.еgov.kz)

    В соответствии с пунктом 1 статьи 431 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), для применения специального налогового режима на основе патента в налоговый орган по месту нахождения представляется расчет стоимости патента. 

  • 19.05.2017 16:09
    63

    Вопрос:

    Планируется создание дилерской компании, которая будет заниматься привлечением клиентов для Управляющей компании (резидент Российской федерации). Услуги оказывает Управляющая компания: информационное обеспечение через шлюз интернет (электронная жалоба и предложение). 70% от денег поступивших от привлеченных дилером в Казахстане клиентов остается у Дилера, 30% перечисляется управляющей компании (РФ).

    1. Вознаграждение оплачиваемое Дилером резиденту РФ Управляющей компании является ли оборотом по НДС, соответственно подлежит ли оплата НДС?
    2. Какой порядок оплаты КПН в данном случае по вышеуказанным платежам?

    Ответ Председателя Комитета государственных доходов Министерства финансов РК от 4 мая 2017 года на вопрос от 26 апреля 2017 № 462760 (dialog.еgov.kz)

    Согласно подпункту 5) пункта 1 статьи 20 Кодекса Республики Казахстан от 10 декабря 2008 года «О налогах и других обязательных платежах бюджет» (Налоговый кодекс) органы налоговой службы обязаны в пределах своей компетенции осуществлять разъяснение и давать комментарии по возникновению, исполнению и прекращению налогового обязательства.

  • 19.05.2017 15:51
    54

    Вопрос:

    5 апреля 2017 года я был привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения предусмотренного ст.441 ч. 1 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях. Материал № 08 0428023. В момент составления материала сотрудники ДПС не выдали мне копию протокола об административном правонарушении, и копию квитанции об уплате штрафа. Спустя несколько дней я проверил свои данные на сайте Генеральной прокуратуры Республики Казахстан и там увидел, что штраф мной не уплачен. Так как, мне необходимо выехать за пределы Республики Казахстан я подумал не создавать себе лишние трудности и решил оплатить штраф, через портал egov.kz. В момент уплаты мной суммы наложенного штрафа в размере 3403 тенге, вышел сбой компьютерной программы, и образовалась переплата на сумму 13614 (тринадцать тысяч шестьсот четырнадцать тенге).

    На основании статьи 605 кодекса РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» я обратился с заявлением о возврате переплаченного штрафа в управление Комитета государственных доходов по городу Тараз, сотрудники вышеуказанного управления сказали, что мне будет отказано в возврате переплаченной суммы, в связи с тем что штраф был уплачен на КБК 204106, код налогового органа 2115, который не значится в списках Комитета государственных доходов, и я должен обращаться в ДВД Жамбылской области. При моем обращении в ДВД Жамбылской области меня перенаправляют обратно в управление Комитета государственных доходов по городу Тараз. Прошу Вас разъяснить порядок возврата переплаченной суммы штрафа.

    Ответ Председателя Комитета государственных доходов Министерства финансов РК от 16 мая 2017 года на вопрос от 28 апреля 2017 № 462973 (dialog.еgov.kz)

    Пунктом 146 Правил исполнения бюджета и его кассового обслуживания, утвержденного Приказом Министра финансов Республики Казахстан от 4 декабря 2014 года № 540 (далее-Правила), определено, что уполномоченным органом, ответственным за взимание поступлений в бюджет является орган, ответственный за полноту и своевременность поступлений, администрируемых им, и осуществляющий мониторинг за их поступлением, возвратом излишне уплаченных, ошибочно или неправильно поступивших сумм поступлений или их зачетом в счет погашения задолженностей в бюджет. 

  • 19.05.2017 15:14
    69

    Вопрос:

    Я являюсь IT-специалистом и цель моего обращения такова, что сейчас чтоб зайти в личный Кабинет налогоплательщика, нужно установить специальный плагин КНП, но этот плагин доступен только для ОС Windows, а бухгалтерия моей фирмы использует ОС Linux. Было отправлено письмо в службу поддержки пользователей программного обеспечения КГД будет ли поддержка ОС Linux, на что получили следующий ответ: «Веб-приложение "Кабинет налогоплательщика" реализовано для ОС Windows и не поддерживается на других операционных системах.»

    Так как теперь работать с Кабинетом налогоплательщика??? Как работать пользователям других операционных систем Linux, MacOSX? Вы наверное знаете, что ОС Windows платная и для установки нужно покупать лицензии, поэтому многие пользователи и фирмы используют альтернативные операционные системы, которые являются свободными и бесплатными, такие как ОС Linux. Почему нельзя создать такой плагин как у Национального удостоверяющего центра (NCALayer), который прекрасно работает на всех операционных системах (Windows, Linux, MacOSX). Надеюсь на решение этой проблемы, так как, сейчас мы не можем нормально сдавать налоговую отчетность в электроном виде.

    Ответ Председателя Комитета государственных доходов Министерства финансов РК от 16 мая 2017 года на вопрос от 1 мая 2017 № 463072 (dialog.еgov.kz)

    На сегодняшний день текущая реализация «Web-приложения "Кабинет налогоплательщика" (далее-КНП) предназначена для работы в операционной системе Windows. 

  • 19.05.2017 15:00
    49

    Вопрос:

    Наша компания (плательщики НДС) планирует приобрести для дальнейшей реализации инструменты в РФ. Мы консультировались с Палатой предпринимателей (далее НПП) и с Департаментом Гос.Доходов (далее ДГД) ответы получили разные.

    1. Консультанты НПП говорят, что по приобретению никаких дополнительных платежей не будет (в особенности дополнительно НДС), так как Мы плательщики НДС и приобретаем у плательщиков НДС в РФ и в связи с тем что мы покупаем в РФ у плательщика НДС (18%) то мы берем в зачет 12%.

    2. Сотрудники ДГД говорят что разницы нет у кого мы приобретаем в РФ (плательщик или не плательщик НДС) по прибытию товара в Казахстан то мы обязаны оплатить НДС в размере 12% от суммы приобретения. Не могли бы Вы разъяснить данную ситуацию.

    Ответ Председателя Комитета государственных доходов Министерства финансов РК от 15 мая 2017 года на вопрос от 3 мая 2017 № 463169/1 (dialog.еgov.kz)

    Согласно подпункту 5) пункта 1 статьи 25 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор), в рамках таможенного союза государств-членов осуществляется свободное перемещение товаров между территориями государств-членов без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного), за исключением случаев, предусмотренных Договором. Согласно пункту 1 статьи 71 Договора товары, ввозимые с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена, облагаются косвенными налогами.

  • 19.05.2017 14:50
    80

    Вопрос:

    ТОО учредитель предоставил другому ТОО заем на условиях платности, срочности и возвратности в денежной форме. С целью освобождения от НДС заемных операций в соответствии с международной практикой в подпункт 20 статьи 248 Налогового кодекса внесены изменения, предусматривающие освобождение от НДС заемных операций в денежной форме на условиях платности, срочности и возвратности вне независимости от формы собственности лица представляющего такой займ. При этом определение вознаграждения приведенное в Налоговом кодексе звучит следующим образом: вознаграждение - все выплаты связанные с кредитом (займом, микрокредитом), за исключением полученной (выданной) суммы кредита (займа, микрокредита).

    1. Включает ли понятие «заемная операция» только сумму самого займа или также включает сумму вознаграждения, комиссий и других расходов по получению и выплате займа?
    2. Будет ли рассматриваться вознаграждение по займам, предоставленным в денежной форме не финансовыми учреждениями (ТОО), как оборот освобожденный от НДС?

    Ответ Председателя Комитета государственных доходов Министерства финансов РК от 16 мая 2017 года на вопрос от 4 мая 2017 № 463292 (dialog.еgov.kz)

    Вознаграждения при предоставлении займа, выданные на условиях платности, срочности и возвратности являются 

  • 19.05.2017 14:43
    53

    Вопрос:

    Прошу Вас разъяснить применение норм налогового законодательства по следующей сложившейся ситуации. Наше предприятие, являющееся плательщиком НДС, заключило договор комиссии с предприятием (комиссионером) не являющимся плательщиком НДС. В соответствии с данным договором мы являемся комитетном. При передаче комиссионером нам товаров, приобретенных для нас на условиях, соответствующих условиям договора комиссии, а также при выполнении работ, оказании услуг третьим лицом для нас по сделке, заключенной таким третьим лицом с комиссионером, выписка счетов-фактур в наш адрес осуществляется комиссионером. Размер оборота по реализации товаров, работ, услуг в счете-фактуре, выписываемом комиссионером, указывается с учетом стоимости товаров, работ, услуг, приобретенных комиссионером для нас на условиях договора комиссии. Счет-фактура выписывается комиссионером с учетом данных: счета-фактуры, выписанного комиссионеру третьим лицом, являющимся плательщиком налога на добавленную стоимость; документа, подтверждающего стоимость товаров, работ, услуг, выписанного третьим лицом, не являющимся плательщиком налога на добавленную стоимость.

    Вопрос заключается в том, что имеем ли мы право относить в зачет НДС по счетам- фактурам выписанным в наш адрес комиссионером - не плательщиком НДС по товарам (работам, услугам) приобретенным комиссионером для нас у третьих лиц – плательщиков НДС которые выставляют счета-фактуры в адрес комиссионера с выделенным НДС? 

    Ответ Председателя Комитета государственных доходов Министерства финансов РК от 16 мая 2017 года на вопрос от 10 мая 2017 № 463582 (dialog.еgov.kz)

    В случае выписки счета-фактуры в рамках договора комиссии комиссионером, не являющимся плательщиком НДС, в адрес комитента, выписка такого счета-фактуры производится на основании счета-фактуры, выписанного третьим лицом, являющимся плательщиком НДС, 

  • 19.05.2017 14:08
    63

    Вопрос:

    Казахстанская компания (далее – Продавец) с 2013 года сотрудничает с Компанией-резидентом Китайской народной республики (далее - Покупатель) в области поставки шин (покрышек) для внедорожных карьерных автомобилей и иных специальных крупногабаритных техник (БелАз, К-700 и т.д.). Данные шины Продавцом приобретаются у Казахстанских и Российских компаний использующих крупногабаритную технику и ведущих деятельность в сфере добычи природных ресурсов и т.д. После приобретения необходимого количества шин, заключается договор с Покупателем об экспорте данных шин в КНР, для их дальнейшего использования компаниями КНР на карьерах и иных местах использования крупногабаритной техники в КНР. В октябре 2015 года Компанией была подготовлена очередная партия товара для направления в КНР, которая была задержана на границе РК.

    Сотрудниками органов государственных доходов (таможенной службы) было запрещено экспортировать партию в КНР, ссылаясь на ограничения Таможенного союза, связанного с вывозом опасных отходов и необходимости наличия у Продавца лицензии на экспорт товаров, подлежащих экспортному контролю. При этом, на границе сотрудникам органов государственных доходов было представлено экспертное заключение аккредитованной организации, в которым ясно отражено, что партия товара не является отходом. Шины (покрышки) экспортируемые в КНР являются бывшими в употреблении, и при этом пригодными для дальнейшего использования, так как износ данных шин является не критичным.

    Вместе с тем, Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 года № 30 «О мерах нетарифного регулирования» (далее – Решение) утвержден перечень товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза Шины и покрышки пневматические, бывшие в употреблении согласно пункту 27, раздела 2.3. вышеуказанного перечня отнесены к категории «Опасные отходы». При этом, согласно статьи 286 Экологического Кодекса Республики Казахстан на опасные и неопасные отходы разделяют отходы производства и потребления В то же время, согласно подпункту 79) статьи 1 Экологического Кодекса Республики Казахстан к отходам потребления относятся остатки продуктов, изделий и иных веществ, образовавшихся в процессе их потребления или эксплуатации, а также товары (продукция), утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства.

    Таким образом, в случае сохранения шинами своих исходных потребительских свойств они не могут относиться к опасным отходам. Согласно подпунктам 3) и 4) пункта 1 статьи 10 Таможенные органы обязаны содействовать развитию внешней торговли путем создания условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу Таможенного союза и осуществлять таможенный контроль в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза.

    На основании вышеизложенного, прошу Вас разъяснить следующее:

    1. Правомерен ли запрет на экспорт шин органами государственных доходов?
    2. Правомерно ли требование органов государственных доходов о наличии у Продавца лицензии на экспорт товаров, подлежащих экспортному контролю?
    3. Необходим ли получать разрешительные документы на вывоз товара (шин) не утративших своих потребительских свойств в Китайскую народную Республику?

    Ответ Председателя Комитета государственных доходов Министерства финансов РК от 18 мая 2017 года на вопрос от 12 мая 2017 № 463796 (dialog.еgov.kz)

    Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии № 30 от 21 апреля 2015 года шины и покрышки, бывшие в употреблении (код ТН ВЭД ЕАЭС 4012200009) относятся к опасным отходам, ограниченным к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при ввозе и вывозе, соответственно таможенная очистка должна была производиться только при наличии лицензии на вывоз и ввоз.

  • 12.05.2017 10:53
    122

    Вопрос:

    В настоящее время государственные организации при осуществлении своей деятельности столкнулись с ситуацией когда, отдельные организации и предприниматели по своему трактуют нормы законодательства в сфере налогообложения, государственных закупок, бухгалтерского учета. К примеру, ТОО "Павлодарэнергосбыт" ссылаясь на пп.3 п.2 ст.263 Налогового Кодекса РК - далее НК РК (обязанность по выписке электронных счет-фактур у крупных налогоплательщиков подлежащих мониторингу возникает с 2018 года), АО "Страховая компания "Amanat" ссылаясь на пп.6 п.15 ст.263 НК РК (выписка электронной счет-фактуры не требуется в случае оказания финансовых услуг освобожденных от уплаты НДС (страхование автотранспорта) предусмотренных пп.5 п.2 ст.250 НК РК), также многие частные предприниматели при участии в государственных закупках путем реализации товаров и предоставления услуг ссылаясь на нормы НК РК об освобождении от выставления электронных счет-фактур, игнорируют пп.2 п.2 ст.263 НК РК предполагающий обязанность налогоплательщиков выписывать электронные счет-фактуры, в случаях предусмотренных нормативными правовыми актами РК, принятыми в реализацию международных договоров, ратифицированных РК. Т.е. игнорируются закон о государственных закупках, правила осуществления государственных закупок, прямо предполагающих выставление поставщиком электронных счет-фактур, тем самым толкая государственные организации на нарушения по обязанности оплаты.

    Так, п.426 правил об осуществлении государственных закупок описана последовательность исполнения договора при поставке товара, пп.4 предполагается оформление электронной счет-фактуры, далее пп.5 оплата заказчиком за поставленный товар. Хотим отметить что, в официальных источниках нет разъяснений по данному вопросу. Просим Вас дать разъяснения нам и остальным участникам государственных закупок по каждому из упомянутых случаев.  

    Ответ Председателя Комитета по государственным закупкам Министерства финансов РК от 19 апреля 2017 года на вопрос от 6 апреля 2017 года № 461192/1 (dialog.еgov.kz)

    В соответствии с пунктом 13 Регламента взаимодействия между некоторыми структурными подразделениями Министерства финансов Республики Казахстан при рассмотрении обращений физических и юридических лиц в сфере государственных закупок, утвержденного приказом Министра финансов Республики Казахстан от 9 марта 2017 года № 153, Комитет по государственным закупкам Министерства финансов Республики Казахстан (далее – Комитет) определен ответственным исполнителем по обращениям по вопросам государственных закупок и работы веб-портала государственных закупок.

    В связи с этим, Комитет направляет ответ соисполнителя, определенного по принадлежности (компетенции) рассматриваемого вопроса в вашем обращении – Департамента законодательства государственных закупок Министерства финансов Республики Казахстан:

    4 декабря 2015 года принят Закон «О государственных закупках» (далее – Закон), который разработан в реализацию Договора о Евразийском экономическом союзе (ратифицирован Законом РК от 14 октября 2014 года). Согласно пункту 26 статьи 43 и подпункту 2) пункта 1 статьи 52 Закона с 1 января 2017 года документы об исполнении договора о государственных закупках, в том числе счета-фактуры оформляются исключительно в электронной форме. Вместе с тем, Главой государства 30 ноября 2016 года подписан Закон №26-VI ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам налогообложения и таможенного администрирования». 

  • 03.05.2017 12:11
    69

    Вопрос:

    Согласно пп.1 п.1 статьи 365 Налогового кодекса РК, плательщиками налога на транспортные средства являются физические и юридические лица, имеющие объекты налогообложения на праве собственности. Наша компания приобрела автотранспортные средства в 2016 году, путем электронного аукциона, далее были заключены договора купли-продажи данного имущества и подписаны акты приема-передачи с частным судебным исполнителем, который и проводил аукцион. Но, в связи с наличием арестов и обременений в пользу других взыскателей, зарегистрировать право собственности предприятию удалось только в 2017 году, после снятия наложенных обременений. Просим разъяснить, когда возникает обязательство у предприятия по уплате налога на транспортные средства?

    Такая же ситуация обстоит и с объектами обложения налогом на имущество и земельным налогом. Наша компания приобрела здание и земельный участок в 2016 году, путем электронного аукциона, были подписаны договор и акт приема-передачи с частным судебным исполнителем, но из за наложенных обременений зарегистрировать право собственности предприятию удалось только в 2017 году. Просим также разъяснить, когда возникает обязательство у предприятия по уплате налога на имущество и земельного налога?

    Ответ Председателя Комитета государственных доходов Министерства финансов РК от 19 апреля 2017 года на вопрос от 17 апреля 2017 года № 462014 (dialog.еgov.kz)

     

    По налогу на транспортные средства

    В соответствии с пунктом 1 статьи 365 Налогового кодекса плательщиками налога на транспортные средства являются физические лица, имеющие объекты налогообложения на праве собственности, и юридические лица, имеющие объекты налогообложения на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, если иное не установлено настоящей статьей.