Поступил запрос от сторонней ассоциации юридических лиц о том, что сотрудничество с такими нерезидентами противоречит законодательству, в частности ст. 5-7, 10 Закона о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Существуют ли ограничения по заключению сделок и подписание договоров, между резидентами и нерезидентами?

10.06.2016 17:48
1249

Вопрос: Существуют ли ограничения по заключению сделок и подписание договоров, между резидентами и нерезидентами?

Ответ: 

Заключение сделок и подписание договоров между резидентами и нерезидентами Законодательством не ограничиваются. При оформлении взаимоотношении с нерезидентами, Резидент должен соблюдать определенные правила, оговоренные в Законе РК «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» от 28.08.2009 г. (далее - Закон). 

Требования по финансовому мониторингу (далее - Мониторинг) относятся ко всем клиентам, как резидентам так и нерезидентам.

Под понятие субъекта финансового мониторинга подпадают, в том числе операторы по приему платежей и операторы систем электронных денег, не являющиеся банками (пп. 12) и 17) п. 1 ст. 3 Закона).

Субъект финансового мониторинга (далее - Субъект) в первую очередь обязан до заключения сделки на оказание услуг провести финансовый мониторинг своего клиента. 

К таким сделкам относятся операции  с деньгами и (или) иным имуществом на сумму равную или превышающую 10 000 000 тенге либо равной этой сумме в иностранной валюте (пп. 16 п. 2 ст. 4 Закона). Субъект обязан проводить Мониторинг также до установления деловых отношений с Клиентом и при наличии оснований для сомнения в достоверности ранее полученных данных о клиенте (ст.6-7 Закона).

Надлежащая проверка и мониторинг клиента означает осуществление следующих действий:

  1. Получение документов и сведений о номере, под которым юридическое лицо-нерезидент зарегистрировано в иностранном государстве, адрес места нахождения;
  2. Выявление бенефициарного собственника (т.е. конечных собственников –физических лиц, которым принадлежат доли участия в уставно капитале или акции Клиента). Данная информация устанавливается на основании учредительных документов Клиента. Если из этих источников не возможно установить такого собственника/ов, таковыми признаются руководитель исполнительного органа или сам единоличный исполнительный орган (пп.2-1) п. 3 ст. 5 Закона);
  3. Установление предполагаемой цели и характера деловых отношений;
  4. Проведение на постоянной основе проверки деловых отношений и изучение проводимых Клиентом операции;
  5. Проверка достоверности и обновление сведений о Клиенте (его представителе) и бенефициаром собственнике. 

Субъект при осуществлении вышеуказанных действий запрашивает у своего Клиента следующий перечень документов:

Для юридических лиц-резидентов и юридических лиц - нерезидентов:

  • Документ, удостоверяющий личность должностного лица, уполномоченного подписывать документы;
  • Документ, выданный уполномоченным органом, подтверждающим факт прохождения государственной регистрации юридического лица;
  • Учредительные документы и (или) выписка из реестра держателей ценных бумаг;
  • Документы учредителей юридического лица (для физических лиц: документ, удостоверяющий личность, для юридических лиц: документ, подтверждающий факт прохождения государственной регистрации);
  • Документы, подтверждающие полномочия должностного лица, на совершение действий от имени Клиента без доверенности;
  • Документ, удостоверяющий адрес места нахождения юридического лица;
  • Разрешение (если деятельность Клиента, осуществляется посредством лицензирования или разрешительной процедуры).

Если от имени Клиента действует его представитель:

  • Документ, удостоверяющий личность;
  • Документы,  подтверждающие полномочия представителя Клиента на право подписания документов.

Субъект также вправе затребовать от своего Клиента представления документов о налоговом резидентстве, роде деятельности и источнике финансирования совершаемых операции. Клиенты (их представители) не вправе отказать в представлении документов и информации, а согласно Закону обязаны предоставлять субъекту мониторинга информацию и документы для осуществления проверки. Порядок проведения Субъектом, его должностными лицами надлежащей проверки Клиента, оговариваются в Правилах внутреннего контроля и Программе его осуществления. Данные Правила и Программу, Субъект разрабатывает самостоятельно, а также несет ответственность за их осуществление.

Правила должны включать:

  • Порядок организации внутреннего контроля, описание функции ответственного должностного лица, структурного подразделения, порядок взаимодействия при осуществлении внутреннего контроля;
  • Порядок отказа клиентам в заключении сделки,  в случае невозможности проведения мер по надлежащей проверке Клиента;
  • Порядок признания Субъектом сложной, необычно крупной и другой необычной операции, подлежащей изучению, в качестве подозрительной операции;
  • Порядок представления сведений и  информации об операциях в уполномоченный орган;
  • Порядок фиксирования и хранения документов и сведений, полученных по результатам мониторинга;
  • Программу подготовки и обучения сотрудников Субъекта по вопросам противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем.

Документы и сведения, полученные по результатам надлежащей проверки Клиента (досье на Клиента, переписка) подлежат хранению Субъектом не менее пяти лет после совершения операции. Субъект и его работники не вправе извещать своего Клиента о предоставлении в Уполномоченный орган (по г. Алматы - это Департамент по финансовому мониторингу Комитета по финансовому мониторингу Министерства Финансов РК) документов и информации о таком Клиенте (п. 5 ст. 11 Закона).

Предоставление Субъектом информации о Клиенте по итогам его проверки не является разглашением служебной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, по данному основанию Субъект не несет ответственность, независимо от результатов сообщения. Для субъектов установлен единый порядок представления в Уполномоченный орган информации по Клиентам. Информация заполняется и представляется по форме согласно Приложениям к «Правилам представления субъектами финансового мониторинга сведений и информации об операциях, подлежащих финансовому мониторингу» утвержденных Постановлением Правительства РК от 23.11.2012 г. № 1484. Нарушение за неисполнение или ненадлежащее исполнение вышеуказанных процедур влечет для Субъекта административную ответственность, предусмотренную ст. 214 Кодекса об Административных правонарушениях. 

Таким образом, Субъекту финансового мониторинга до установления деловых отношений и проведения операции с деньгами необходимо в обязательном порядке осуществлять процедуру надлежащей проверки потенциального Клиента. 

Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

Вам также может быть интересно: