Как на собеседовании заставить соискателя говорить правду

Оглавление

Три небольших урока, как задавать вопросы кандидатам на собеседовании. На собеседовании кандидаты могут не просто умалчивать правдивую информацию о себе, но и откровенно врать. Для компании в дальнейшем это может обернуться неквалифицированным кадром или потерей сотрудника на испытательном сроке. И в этом не всегда вина кандидата.

Часто HR-ы сами задают вопросы, которые намекают на правильный ответ. И в итоге кандидат становится лжецом, а бизнес несет убытки. Эта статья научит вас, как не допустить такой ситуации.

Урок №1

Как задавать вопросы о личных и профессиональных качествах

Человек, который пришел на собеседование, хочет получить работу как можно быстрее. Он рассуждает так: главное добиться трудоустройства, а там посмотрим. Поэтому отвечает охотно, уверяет, что на все готов. Ваша задача перефразировать свои вопросы так, чтобы максимально раскрыть кандидата и понять, на что он способен на самом деле. 

Примеры прямых вопросов о личных и профессиональных качествах:
«Вы ответственный работник?»,
«Как у вас со стрессоустойчивостью?»,
«Готовы ли к интенсивной работе и ненормированному графику?»,
«Честность – это про вас?»,
«Вы считаете себя высококвалифицированным специалистом?». 

Как перефразировать. Например, у вас в компании сотрудники работают напряженно, сталкиваются со стрессом и должны проявлять характер. Выясните у кандидата, способен ли он на это. Спросите:
«Какую работу вы считаете сложной?»,
«Бывало ли у вас одновременно так много задач, что приходилось расставлять приоритеты?»,
«Расскажите, в каких случаях вы работали сверхурочно? Опишите, пожалуйста, эти ситуации. Как вы к ним относитесь?». 

Если для успешной работы важна ответственность, задайте серию вопросов:
«Вам приходилось сталкиваться с безответственным поведением подчиненных или коллег? Приведите пример».

Урок №2

Как задавать вопросы, которые касаются долгосрочных личных и профессиональных планов

Основная цель таких вопросов –– проверить, планирует ли соискатель свою карьеру или он больше живет сегодняшним днем. Есть ли у него долгосрочные цели и как долго он собирается работать в вашей компании. Кандидат, желая получить работу, заверит вас, что готов связать свою жизнь с компанией на долгие годы. Это должно вызвать сомнения, ведь претендент не знает всех тонкостей корпоративной жизни и не может предвидеть, получится ли у него успешно влиться в коллектив.

Примеры вопросов о долгосрочных личных и профессиональных планах:
 «Какие у вас планы на ближайшие пять лет?»,
«Кем вы видите себя через 10 лет?»,
«Кем вы будете в нашей компании через три года?»,
«Чем вы будете заниматься первый месяц, если получите это место?». 

Как перефразировать. Поинтересуйтесь, как человек справляется с жизненными проблемами и профессиональными вызовами в периоды неопределенности. Попросите привести примеры из практики последних двух лет. Анализируйте поведенческие стратегии соискателя. 

Как он предпочитает действовать: затаиться и выжидать, двигаться мелкими перебежками, двигаться вперед, не оглядываясь назад. Желательно сопоставить ответы со стилем управления в вашей компании. Спросите: «Как вам хотелось бы развиваться в профессии?»,
«Какую работу вы считаете для себя идеальной?».

Урок №3

Как задавать вопросы, которые не заставляют соискателя преувеличивать свои достоинства

На такие вопросы могут ответить только уверенные в себе люди, которые знакомы с приемами самопрезентации. Поэтому ответы не покажут вам объективную самооценку кандидата, а лишь отражают, насколько соискатель может себя похвалить. 

Примеры вопросов, которые заставляют соискателей преувеличивать свои достоинства:
«Какие у вас есть преимущества перед другими кандидатами?»,
«Почему мы должны взять именно вас?»,
«Назовите ваши сильные стороны». 

Как перефразировать. Чтобы понять ключевые мотиваторы кандидата, задайте вопросы:
«Что вам сейчас интересно?»,
«Какие компании наиболее привлекают вас?»,
«Если у вас будет два предложения о работе, по каким критериям вы выберете?».

Можно спросить: «Какие из ваших сильных сторон могут пригодиться в работе?». Используйте проективные вопросы. Они выявят сильные и слабые стороны, привычные модели поведения и систему ценностей человека.

3 маркера выявления лжи

Психологи выделяют три основных триггера, по которым можно определить, говорит ли человек правду или врет, глядя вам в глаза:

  • Первый — если у собеседника изменилось базовое поведение, например он начал говорить громче или эмоционально жестикулировать.
  • Второй триггер — проявления стресса.
  • Третий — явные несоответствия в поведении.
Изменение базового поведения человека — этот маркер поможет HR-у во время беседы с кандидатом. Главное правило — быть внимательным и наблюдать за тем, как ведет себя человек в спокойном состоянии. Запомните естественные для этого собеседника жесты, эмоции, темп речи, высоту голоса. Сравните, как меняется его поведение, если задать неприятный или провокационный вопрос. Как правило, жестикуляция и речь резко становятся другими, когда собеседник начинает искать «правильный» ответ.
 
Стрессовая реакция на собственную ложь. Этот маркер поможет HR-у заметить реакцию человека в тот момент, когда он говорит неправду. Что означают жесты «тайм-аут» Это жесты, при помощи которых можно сделать паузу в разговоре, выиграть время для создания лжи. С этой целью человек закуривает сигарету, покашливает, наливает чай или кофе, пьет воду, потирает колени или хлопает по ним, поправляет прическу или аксессуары, ищет что-то на рабочем столе или в сумке.
 
Неконгруэнтность. Этот маркер означает, что есть явное несоответствие между вербальным и невербальным поведением человека. То есть говорит он одно, а жесты непроизвольно демонстрируют противоположное. Например, непроизвольный кивок головы вперед при отрицании сказанного.
 
Примеры обычных и провокационных вопросов на собеседовании:
Обычный вопрос: Почему вы решили уйти с прежнего места работы? Провокационный вопрос: Я смотрю, вы уже несколько раз меняли место работы. Что вас все время не устраивает? 
Обычный вопрос: Какие у вас хобби? Провокационный вопрос: Чем вы не любите заниматься? 
Обычный вопрос: Назовите первое ваше управленческое решение на новой должности Провокационный вопрос: Вы готовы уволить всех, кто будет не профессионален, по вашему мнению? 
Обычный вопрос: Вы могли позволить себе взять что-то из канцелярии на прошлом месте работы? Провокационный вопрос: Сколько пачек бумаги вы забрали себе домой на прошлом месте работы? 
Обычный вопрос: Вы конфликтный человек? Расскажите про конфликтные ситуации, связанные с вашими должностными обязанностями. Провокационный вопрос: Вы уверены, что сможете разрешить любой конфликт?

А наши менеджеры будут рады оказать Вам необходимую поддержку: рассказать, показать, обучить и предоставить бесплатный доступ для тестирования всех возможностей платформы кадрового электронного документооборота компании Dogovor24.

Если у вас возникли какие-то вопросы
Оставьте заявку

Наши менеджеры свяжутся с Вами и помогут в ближайшее время:

При поддержке АО "НАРИ "QazInnovations"

Все права защищены © 2014-2025 Сервис для составления договоров «Договор 24».
Любое копирование материалов разрешено только с согласия правообладателей. По всем вопросам: support@dogovor24.kz

Мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

Мы свяжемся с Вами в ближайшее время!

Демо-доступ к
сервису ЭДО Договор24

Демо-доступ к
сервису ЭДО Договор24