Упрощение процедуры ликвидации налогоплательщиков

Ежедневный обзор. Выпуск №11: Упрощение процедуры ликвидации налогоплательщиков

30.01.2018 12:32
3610
Содержание:

С 1 января 2018 года расширены возможности ликвидации компании по результатам заключения аудита по налогам.

Основной целью администрирования налогоплательщиков является создание благоприятных условий для развития предпринимательства в Республике Казахстан, выстраивание партнерских взаимоотношений между государством и бизнесом, реализация перехода от политики «выявления и наказания» к политике «предупреждения и поощрения добросовестного предпринимательства».

В соответствии с положениями Налогового кодекса существует возможность заключения договора на проведение аудита по налогам в соответствии с законодательством Республики Казахстан об аудиторской деятельности.

Данные поправки направлены на сокращение количества ликвидационных налоговых проверок, проводимых налоговыми органами и расширения рынка аудиторских услуг.

С 1 января 2018 года особенности исполнения налогового обязательства отдельными категориями ликвидируемых юридических лиц-резидентов и индивидуальных предпринимателей, прекращающих деятельность по результатам заключения аудита по налогам,   регламентированы статьей 60 нового Налогового Кодекса РК от  25 декабря 2017 года № 121-VI.

Налогоплательщики могут привлекать аудиторские организации для проведения аудита по налогам. Заключение аудита по налогам служит основанием для ликвидации налогоплательщиков.

При этом дано право выбора у налогоплательщику. Если налогоплательщик захочет ликвидироваться, он подает заявление - либо в налоговый орган, либо выбирает аудиторскую компанию. Тогда проверку осуществляет аудиторская компания.

После завершения проверки, аудиторская компания пишет заключение.

Это заключение налогоплательщик предоставляет в налоговый комитет. На основании данного заключения, если нет нарушений и все налоги уплачены, налоговый орган без проверки снимает с учета налогоплательщика.

Отметим, Правила проведения аудита по налогам и предоставления аудиторского заключения по налогам, утверждены Приказом Министра финансов РК от 30 апреля 2015 года № 293.

Право на проведение аудита имеют налогоплательщики:

  • имеющие совокупный годовой доход за последние 5 лет менее 150 000 МРП (360,7  млн. тенге);
  • не осуществлявшие «отдельные виды деятельности» (реализация бензина, ГСМ, алкогольной продукции и т. д.).

Пример

В январе  2018 года юридическое лицо принимает решение о ликвидации.

Во первых, совокупный годовой доход компании, с учетом корректировок за предшествующие годы, допустим, составил:

2013 год - 35 млн. тенге или 20 220 МРП ( МРП – 1 731 тенге)

2014 год - 40 млн тенге или 21 598 МРП (МРП -1 852 тенге)

2015 год - 46 млн тенге или  23 209 МРП (МРП – 1 982  тенге)

2016 год - 72 млн тенге или 34005  МРП (МРП – 2 121 тенге )

2017 год -  80 млн.тенге  или 35 258 МРП ( МРП - 2 269  тенге)

Итого СГД с учетом корректировок за пятилетний период составил  273 млн. тенге или 134 290 МРП.  Такой налогоплательщик имеет право на обратиться к аудиторам на налоговую проверку.

При этом, если по результатам заключения аудита по налогам возникают  налоговые обязательства, то налогоплательщик обязан исполнить их в течение 10 календарных дней со дня, следующего за днем вручения налогоплательщику соответствующего заключения аудита по налогам.

При этом, начисленные аудиторской компанией суммы налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также социальные платежи уплачиваются без пени и штрафа.

Заключение аудита по налогам должно быть составлено не более чем за 20 календарных дней до даты представления заявления о прекращении деятельности.

Далее юридическое лицо-резидент, индивидуальный предприниматель одновременно представляют в налоговый орган по месту своего нахождения следующие документы:

  • налоговое заявление о прекращении деятельности;
  • налоговое заявление о снятии с регистрационного учета по отдельным видам деятельности при наличии такого учета;
  • ликвидационную налоговую отчетность;
  • аудиторское заключение по налогам, составленное аудиторской организацией;
  • налоговое заявление о снятии с учета контрольно-кассовой машины в порядке, установленном статьей 648 Налогового кодекса, в случае постановки ККМ на учет в налоговом органе.

Уважаемые пользователи! Информация в статье соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации. 

Вам также может быть интересно: