Что делать, если Вашу компанию внесли в реестр недобросовестных участников государственных закупок
Проверьте законны ли основания, по которым Вас внесли в реестр недобросовестных участников государственных закупок
В ст. 12 Закона РК «О государственных закупках» определен перечень оснований, по которым поставщик может быть включен в реестр недобросовестных участников государственных закупок (далее – Реестр недобросовестных участников).
К ним относятся:
- Поставщики, с которыми Заказчики в одностороннем порядке расторгли договоры о государственных закупках, в следствие того, что поставщик не соответствует квалификационным требованиям и требованиям конкурсной документации или предоставил недостоверную информацию, что позволило ему стать победителем конкурса.
- Потенциальные поставщики, определенных победителями или потенциальные поставщиков, занявших второе место, уклонившихся от заключения договора о государственных закупках.
- Поставщики, не исполнившие либо ненадлежащим образом исполнившие свои обязательства по заключенным с ними договорам о государственных закупках.
Таким образом, если Вы попали в реестр недобросовестных поставщиков, то необходимо тщательно проверить и оценить основание для включения в реестр на предмет законности. В случае, если поставщик не соответствует вышеуказанным признакам, то ему необходимо обжаловать в судебном порядке решение государственного органа, с требованием признания данного решения незаконным.
Например, в нашей практике мы столкнулись с ситуацией, когда нашего клиента внесли в реестр недобросовестных участников, как уклонившегося от заключения договора о государственных закупках, согласно пп. 2 п. 4 ст. 12 Закона РК «О государственных закупках». Проанализировав его ситуацию, было выяснено, что наш клиент являлся вторым победителем на конкурсе. Заказчик направил ему на подписание проект договора о государственных закупках после истечения 6 месяцев со дня проведения конкурса. Клиенту было разъяснено, что в статье 43 Закона РК «О государственных закупках» установлены четко фиксированные сроки подписания договора о государственных закупках, а именно:
- Заказчик обязан направить на подписание второму победителю проект договора в течение двух рабочих дней со дня уклонения первым победителем от подписания Договора, а также
- Второй победитель обязан подписать Договор в течение трех рабочих дней со дня предоставления ему проекта договора о государственных закупках.
- В свою очередь проект договора о государственных закупках должен быть удостоверен победителем государственных закупок способами конкурса, аукциона, запроса ценовых предложений посредством электронной цифровой подписи в течение трех рабочих дней со дня поступления на веб-портал государственных закупок уведомления с приложением проекта договора о государственных закупках.
Таким образом, внесение второго победителя в реестр недобросовестных участников после истечения 6 месяцев со дня проведения конкурса, является незаконным и является основанием для обжалования в суде решения государственного органа, который внес Поставщика в реестр недобросовестных участников.
Проверьте сроки исковой давности
В Законе РК «О государственных закупках» установлен срок для включения участника государственных закупок в реестр недобросовестных поставщиков. В пункте 4 статьи 12 Закона РК «О государственных закупках» установлено, что заказчик обязан не позднее тридцати календарных дней со дня, когда ему стало известно о факте нарушения поставщиком законодательства Республики Казахстан о государственных закупках, обратиться с иском в суд о признании такого потенциального поставщика или поставщика недобросовестным участником государственных закупок. В случае если заказчик нарушит подобные сроки, то судебные органы могут не признать подобного поставщика недобросовестным, в связи с истечением срока исковой давности.
На основании каких документов поставщиков включают в реестр недобросовестных участников и каков срок обжалования подобных решений
Решением судов, вступивших в законную силу, формируются реестры недобросовестных участников, состоящих из следующих поставщиков:
- Поставщики, с которыми Заказчики в одностороннем порядке расторгли договоры о государственных закупках, в следствие того, что поставщик не соответствует квалификационным требованиям и требованиям конкурсной документации или предоставил недостоверную информацию, что позволило ему стать победителем конкурса,
- Поставщики, не исполнивших либо ненадлежащим образом исполнивших свои обязательства по заключенным с ними договорам о государственных закупках.
Решением уполномоченного органа, формируются реестры недобросовестных участников, состоящих из следующих поставщиков:
- Потенциальные поставщики, определенных победителями или потенциальные поставщиков, занявших второе место, уклонившихся от заключения договора о государственных закупках.
Для поставщиков, которых намереваются включить в реестр недобросовестных участников, наиболее предпочтительным будет, чтобы перед включением их в Реестр состоялось судебное заседание, на котором поставщики имел бы возможность озвучить уважительные причины, в случае их наличия, согласно которым они нарушили свои обязательства по Закону РК «О государственных закупках».
В свою очередь, включение в реестр недобросовестных участников, основанного на решении уполномоченного органа, производится автоматически и не предоставляет возможности Поставщику перед включением в Реестр недобросовестных участников оправдать свои действия, которые привели к нарушению им обязательств по Закону РК «О государственных закупках» и которые не учитываются при автоматическом формировании приказа уполномоченного органа.
Однако, несмотря на вышесказанное, Закон РК «О государственных закупках» предоставляет всем поставщикам, которых включили в реестр недобросовестных поставщиков, право на обжалование в судебном порядке решений государственных органов о включении их в реестр недобросовестных участников.
Внимание! Обращаем внимание поставщиков, которых включили в реестр недобросовестных участников, что срок на обжалование в судебные органы составляет 3 месяца со дня, когда им стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов (ст. 294 ГПК РК). Таким образом, Поставщикам важно не пропустить трехмесячный срок исковой давности, потому что судьи могут отказать в принятии заявления Поставщика вследствие пропущенного срока.
Что делать, если Вы не исполняете своих обязательств в установленные законодательством или договором сроки
В Законе РК «О государственных закупках» установлены жесткие сроки подписания Договора о государственных закупках победителями конкурсов, в том числе вторыми победителями (ст. 43 Закон РК «О государственных закупках»). Более того, Поставщик обязан надлежащим образом исполнять свои обязательства по заключенному Договору о государственных закупках, в противном случае Поставщик может быть включен в Реестр недобросовестных участников. Однако, в повседневной жизни, возникают непредвиденные ситуации, согласно которым Поставщик, при всем своем желании, не смог подписать Договор о государственных закупках в трехдневный срок или не смог исполнить свои обязательства, предусмотренные Договором о государственных закупках в сроки, например:
- по техническим причинам, компьютерные программы прекратили или замедлили свое функционирование, техническая неисправность компьютера;
- отключение электроэнергии;
- болезнь должностных лиц.
При наступлении таких случаев, когда Поставщик знает, что не сможет выполнить свои обязательства в сроки, Поставщику необходимо предпринять все действия по письменному уведомлению Заказчика о том, что Поставщик не имеет возможности исполнить свои обязательства в установленные сроки. Более того, Поставщику необходимо будет собрать все документы, подтверждающие уважительные причины нарушения своих обязательств. Например, Поставщик не имел возможности подписать Договор о государственных закупках в трехдневный срок, вследствие технической неисправности компьютера или сбоя электричества. Данные действия необходимы для того, чтобы на судебном заседании, Поставщик смог предоставить судье письменные доказательства о том, что он не выполнил свои обязательства по уважительным причинам, а также для того, чтобы доказать Судье, что Поставщик предпринял все меры по уведомлению Заказчика о том, что Поставщик не сможет выполнить свои обязательства в срок. Основываясь на полученных письменных доказательствах, при совокупности указанных обстоятельств, Судья может прийти к выводу о том, что в действиях Поставщика отсутствуют признаки недобросовестности и вынести Решение об исключении Поставщика из Реестра недобросовестных участников.
Сроки нахождения поставщиков в реестре недобросовестных участников
Срок нахождения поставщика в реестре недобросовестных участников составляет двадцать четыре месяца со дня вступления в законную силу решения суда о признании недобросовестным участником государственных закупок или со дня принятия решения уполномоченным органом о признании недобросовестным участников государственных закупок. После истечения данного срока поставщики не позднее одного рабочего дня автоматически исключаются из Реестра недобросовестных участников.
Уважаемые пользователи! Информация в статье соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.
Получите подробную консультацию по вопросам гос. закупок
|
-
Вы наверняка часто слышите словосочетание «закупки Самрук». Что же такое «Самрук»?
-
В 2016 году АО «Самрук-Казына» объявило о переходе на новую модель закупок с прохождением процесса предварительного квалификационного отбора (ПКО) для потенциальных поставщиков. Это нововведение вызвало среди поставщиков массу сомнений. Многие компании утверждают, что пройти ПКО сложно, долго и дорого. Требуются множество документов по системе менеджмента качества. Но 2600 компаний, которые успешно прошли процедуру квалификации, убедились в обратном: ПКО экономит средства и время.
-
Закупки «Самрук - Казына»: Уровень соответствия (класс квалификации) потенциальных поставщиков в ПКО
В данной статье мы предлагаем Вам коротко ознакомиться с началом процедуры и процессом предварительного квалификационного отбора (ПКО) и понятием уровня соответствия (класс квалификации) потенциальных поставщиков в ПКО.
-
С 2018 года прохождение предварительного квалификационного отбора (ПКО) является обязательным условием участия в закупках на портале «Самрук - Казына».
-
С 1 января 2017 года вступают в законную силу изменения и дополнения в Правила осуществления государственных закупок, которые были внесены на основании Приказа Министра финансов РК от 3 октября 2016 года № 521. В данной статье мы предлагаем Вам ознакомиться с изменениями в части положений о заключении и исполнении договора о государственных закупках.
-
С 1 января 2017 года вступают в законную силу изменения и дополнения в Правила осуществления государственных закупок, которые были внесены на основании Приказа Министра финансов РК от 3 октября 2016 года № 521. В данной статье мы предлагаем Вам ознакомиться с изменениями в порядке осуществления государственных закупок способом из одного источника.
-
С 1 января 2017 года вступают в законную силу изменения и дополнения в Правила осуществления государственных закупок, которые были внесены на основании Приказа Министра финансов РК от 3 октября 2016 года № 521. В данной статье мы предлагаем Вам ознакомиться с изменениями в порядке осуществления государственных закупок способом аукциона.
-
С 1 января 2017 года вступают в законную силу изменения и дополнения в Правила осуществления государственных закупок, которые были внесены на основании Приказа Министра финансов РК от 3 октября 2016 года № 521. В данной статье мы предлагаем Вам ознакомиться с изменениями в порядке осуществления государственных закупок способом конкурса.
-
Реестр недобросовестных участников государственных закупок представляет собой так называемый «черный список» поставщиков товаров, работ и услуг, которые считаются неблагонадежными и не имеют права принимать участие в государственных закупках. В данной статье мы предлагаем Вам ознакомиться с некоторыми вопросами, касающимися включения поставщиков в реестр недобросовестных участников государственных закупок и действиями, который может предпринять поставщик, если его уже включили, или он предполагает что его включат в подобный реестр.
-
С 1 января 2016 года введен в действие новый Закон Республики Казахстан “О государственных закупках”. Основной целью нового Закона “О государственных закупках” (далее Закон) является создание более эффективной системы государственных закупок с учетом правоприменительной практики и международного опыта.