Изменения в сфере государственных закупок, в связи с принятием нового закона РК "О государственных закупках" 2016
Получите подробную консультацию по вопросам гос. закупок
|
11 декабря 2015 года приказом министра финансов утверждены новые Правила осуществления государственных закупок. Так же как и Закон, Правила вводятся в действие с 1 января 2016 года.
В соответствии с новым Законом и новыми Правилами вводится в эксплуатацию новая платформа веб-портала государственных закупок.
В разделе "Государственные закупки" на сайте, Вы также можете:
-
Ознакомиться и скачать процедуры по Государственным закупкам;
-
Прочитать статьи и презентации на данную тему;
-
Получить консультацию юриста по вопросам, связанных с Государственными закупками.
В данной статье мы предлагаем Вам ознакомиться с самыми значимыми нововведениями и изменениями в сфере государственных закупок.
1. Изменения по общим положениям осуществления государственных закупок
Закон РК "О государственных закупках" 2007 год |
Закон РК "О государственных закупках" 2016 год |
||
Ранее законом были предусмотрены случаи, когда государственные закупки осуществлялись без применения норм Закона, регламентирующих выбор поставщика и заключение с ним договора о государственных закупках. |
С 2016 года данный способ отменен. Теперь подобные закупки, осуществляются с применением норм закона и регламентируются главой 7 Закона “Государственные закупки способом из одного источника, через товарные биржи”.
|
||
Ранее потенциальный поставщик не мог участвовать в проводимых государственных закупках, если:
|
Данное положение сохранилось, однако оно не распространяется на проекты, реализуемые в соответствии с международными стандартами строительства (статья 6 Закона). |
||
Ранее внесение изменений и (или) дополнений в годовой план государственных закупок не регулировалась временными сроками. |
С 2016 года Заказчик имеет право вносить изменения и (или) дополнения в годовой план государственных закупок, не более одного раза в месяц (п. 4 статьи 5 Закона). |
||
Ранее не было предусмотрено. |
К обязательным квалификационным требованиям Поставщика добавлено наличие опыта работы, который устанавливается в соответствии с критериями, определяемыми правилами осуществления государственных закупок.( пп. 5 п 1 ст 9 Закона). |
||
Ранее на требование того, что потенциальный поставщик должен был являться платежеспособным, не иметь налоговой задолженности, не распространялось на потенциальных поставщиков, в отношении которых проводилась процедура реабилитации или являвшихся участниками мер государственной поддержки, для которых применение ускоренной реабилитационной процедуры являлось обязательным. |
Теперь данное положение исключено. |
||
Ранее не было предусмотрено. |
Установлено, что не допускается установление квалификационных требований, в части того что потенциальный поставщик должен обладать соответствующими материальными и трудовыми ресурсами, достаточными для исполнения обязательств по договору о государственных закупках, которые:
|
||
Ранее законом была предусмотрена возможность потенциального поставщика подтвердить свое соответствие общему квалификационному требованию о платежеспособности посредством предоставления обеспечения исполнения договора в размере равном ста процентам от суммы проводимых государственных закупок. |
С 2016 года такая возможность отсутствует |
||
Ранее предельные нормы работ и услуг, которые могут быть переданы субподрядчикам, были указаны в Правилах осуществления государственных закупок. |
Теперь предельные объемы работ и услуг, которые могут быть переданы субподрядчикам указаны в Законе и должны составлять не более двух третей общего объема выполняемых работ и услуг. (п.6 статьи 9 Закона). |
||
Ранее уполномоченный орган вел обязательные следующие реестры:
|
Теперь уполномоченный орган осуществляет ведение еще одного реестра - реестра квалифицированных потенциальных поставщиков. Реестр квалифицированных потенциальных поставщиков представляет собой перечень потенциальных поставщиков, соответствующих квалификационным требованиям (пп. 4. п. 1. ст. 12 Закона). |
||
Ранее не было предусмотрено. |
Теперь в реестр недобросовестных поставщиков включаются также “вторые победители”, уклонившиеся от заключения договора о государственных закупках (пп.2 п. 4 статьи 12 Закона). |
||
Ранее включение в реестр недобросовестных поставщиков, в том числе поставщиков уклонившихся от заключения договора, производилось исключительно на основании решения суда, вступившего в законную силу. |
Теперь включение в реестр недобросовестных поставщиков уклонившихся от заключения договора происходит на основании решения уполномоченного органа (п. 5 статьи 12 Закона). |
||
Ранее существовал способ проведения государственных закупок - конкурс, который мог производиться с использованием двухэтапных процедур. |
С 2016 года расширены способы осуществления государственных закупок. Конкурс теперь подразделяется на:
|
2. Изменения в осуществлении государственных закупок способом конкурса
Закон “О государственных закупках” 2007 год |
Закон “О государственных закупках” 2016 год |
||
---|---|---|---|
Ранее не было предусмотрено. |
Введена норма, позволяющая в случае наличия пяти мест поставок товара, указать в лоте несколько мест поставки (п.2 статьи 20 Закона). |
||
Ранее не было предусмотрено. |
Введен новый способ конкурса - конкурс с предварительным квалификационным отбором. В государственных закупках способом конкурса с предварительным квалификационным отбором участвуют потенциальные поставщики, включенные в реестры квалифицированных потенциальных поставщиков (пункт 5 ст. 20 Закона). |
||
Ранее не было предусмотрено. |
Введен новый этап государственных закупок - предварительное обсуждение конкурсной документации (статья 22 Закона).
|
||
Ранее не было предусмотрено. |
Упрощен порядок участия конкурса. Количество этапов снижено с 2 до 1. Теперь ценовое предложение подается вместе с заявкой. |
||
Ранее не возвращение обеспечения заявки не распространялось на “вторых” победителей. |
С 2016 года обеспечение заявки на участие в конкурсе не возвращается организатором государственных закупок потенциальному поставщику при наступлении одного из следующих случаев:
|
||
Ранее не было предусмотрено |
Потенциальным поставщикам, подавшим заявку на участие в конкурсе, с момента размещения протокола вскрытия заявок обеспечивается доступ на просмотр заявок на участие в данном конкурсе других . потенциальных поставщиков (п.7, ст. 24 Закона). |
||
Ранее не было предусмотрено. |
Введена норма о том, что потенциальный поставщик, включенный в реестр квалифицированных потенциальных поставщиков, не вносит обеспечение заявки на участие в конкурсе с предварительным квалификационным отбором (пункт 7 статьи 25 Закона). |
||
Ранее не было предусмотрено |
Введено право на представление демпинговой цены, при условии внесения потенциальным поставщиком дополнительно к обеспечению исполнения договора суммы в размере, равном сниженной сумме от минимально допустимой цены, не признаваемой демпинговой (статья 26 Закона). |
||
Ранее допускалось указание в технической спецификации марки товара:
|
С 2016 года дополнительно допускается указание в технической спецификации на марку товара
|
||
Ранее государственные закупки способом конкурса считались не состоявшимися при наступлении одного из следующих случаев: 1) отсутствия представленных заявок на участие в конкурсе; 2) представления менее двух заявок на участие в конкурсе; 3) к участию в конкурсе не допущен ни один потенциальный поставщик; 4) к участию в конкурсе допущен один потенциальный поставщик; 5) отсутствия представленных конкурсных ценовых предложений участников конкурса; 6) представления менее двух конкурсных ценовых предложений участников конкурса; 7) после отклонения конкурсных ценовых предложений участников конкурса в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 26-1 Закона”О государственных закупках” 2007, оценке и сопоставлению подлежит менее двух конкурсных ценовых предложений участников конкурса; 8) победитель конкурса уклонился от заключения договора о государственных закупках. |
С 2016 года государственные закупки способом конкурса признаются несостоявшимися по одному из следующих оснований: 1) отсутствия представленных заявок на участие в конкурсе; 2) представления менее двух заявок на участие в конкурсе; 3) если к участию в конкурсе не допущен ни один потенциальный поставщик; 4) если к участию в конкурсе допущен один потенциальный поставщик (статья 29 Закона). |
3. Изменения в осуществлении государственных закупок способом аукциона
Закон “О государственных закупках” 2007 год |
Закон “О государственных закупках” 2016 год |
||
Ранее предметом аукциона могли являться товар, работа или услуга |
Предметом аукциона может являться только товар ( п. 2 ст. 32 Закона).
|
||
Ранее аукцион проводился лишь в случае, если годовой объем закупки товаров, работ или услуг превышал 4000 кратный месячный расчетный показатель |
С 2016 года данное ограничение отсутствует |
||
Ранее количество этапов аукциона равнялось трем. На первом этапе рассматривалась заявка на предмет соответствия технической спецификации и наличия обеспечения заявки, на втором этапе проводился аукцион, на третьем этапе рассматривалась заявка на предмет соответствия квалификационным требованиям. |
Этапы аукциона снижены с трех этапов до двух. На первом этапе рассматриваются заявка на предмет соответствия технической спецификации и квалификационным требованиям, на втором этапе проводится аукцион (статья 33, 34 Закона). |
4. Изменения в осуществлении государственных закупок способом запроса ценовых предложений
Закон “О государственных закупках” 2007 год |
Закон “О государственных закупках” 2016 год |
||
Ранее не было предусмотрено. |
Не допускается осуществление государственных закупок способом запроса ценовых предложений товаров, работ, услуг, поставка (выполнение, оказание) которых требует получения разрешения или направления уведомления в соответствии с законодательством Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях (п.4 статьи 37 Закона).
|
||
Ранее допускалось указание в размещаемой информации марки товара в случаях:
|
С 2016 года дополнительно допускается указание в технической спецификации на марку товара:
|
5. Изменения в осуществлении государственных закупок способом из одного источника
Закон “О государственных закупках” 2007 год |
Закон “О государственных закупках” 2016 год |
Перечень государственных закупок, осуществляемых из одного источника расширен, за счет отнесения к ним закупок, ранее осуществлявшихся без применения норм Закона. |
6. Изменения в осуществлении государственных закупок через товарные биржи
Закон “О государственных закупках” 2007 год |
Закон “О государственных закупках” 2016 год |
Ранее государственные закупки товаров через товарные биржи осуществляются в соответствии с законодательством Республики Казахстан о товарных биржах по перечню биржевых товаров. |
С 2016 года уточнено что закупки производятся в режиме двойного встречного аукциона (статья 42 Закона). |
7. Изменения, касающиеся договора о государственных закупках
Закон “О государственных закупках” 2007 год |
Закон “О государственных закупках” 2016 год |
||
Ранее существовала возможность заключения договора на бумажном носителе. |
На основании ст. 43 Закона с 2016 года заключение договора о государственных закупках происходит только посредством веб-портала, путем удостоверения его электронной-цифровой подписью (электронная форма договора).
Исключение составляют случаи, предусмотренные пп. 4,9,17,18,20,21,23,26,31,32,35,40,41 пункта 3 статьи 39, статьей 50 и п.6 статьи 43 Закона |
||
Ранее не было предусмотрено. |
Уточнено, что минимальный срок поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг по договору о государственных закупках не должен быть менее срока, затрачиваемого на поставку товара, в том числе его изготовление (производство), доставку, выполнение работы, оказание услуги, но не менее пятнадцати календарных дней (п. 22 статьи 43 Закона). |
||
Ранее не было предусмотрено. |
С 1 января 2017 года предусмотрен переход к полному циклу проведения закупок в электронном формате. Документы об исполнении договора о государственных закупках: счета-фактуры, акты выполненных работ должны будут предоставляться исключительно в электронном виде (п.26 ст. 43 Закона). |
||
Ранее не было предусмотрено в Законе. |
Договор о государственных закупках должен содержать условия о полной оплате за поставку товаров, выполнение работ либо оказание услуг в срок, не превышающий тридцати календарных дней со дня исполнения обязательств по данному договору (п.20 ст. 43 Закона). |
8. Вопросы обжалования
Закон “О государственных закупках” 2007 год |
Закон “О государственных закупках” 2016 год |
||
Ранее процедуры по обжалованию входили в главу Заключительные положения. |
С 2016 года процедуры обжалования выделены в отдельную главу.
|
||
Ранее не было предусмотрено. |
В случае обжалования действий (бездействия), решений заказчика, организатора государственных закупок, единого организатора государственных закупок, комиссий, эксперта, единого оператора в сфере государственных закупок в уполномоченный орган не позднее пяти рабочих дней со дня размещения протокола об итогах государственных закупок способом конкурса (аукциона) срок заключения договора о государственных закупках приостанавливается до окончания срока рассмотрения жалобы. |
||
Ранее не было предусмотрено. |
Жалоба потенциального поставщика может быть подана посредством веб-портала государственных закупок с использованием электронной цифровой подписи в уполномоченный орган. |
Уважаемые пользователи! Информация в статье соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.
Получите подробную консультацию по вопросам гос. закупок
|
-
Вы наверняка часто слышите словосочетание «закупки Самрук». Что же такое «Самрук»?
-
В 2016 году АО «Самрук-Казына» объявило о переходе на новую модель закупок с прохождением процесса предварительного квалификационного отбора (ПКО) для потенциальных поставщиков. Это нововведение вызвало среди поставщиков массу сомнений. Многие компании утверждают, что пройти ПКО сложно, долго и дорого. Требуются множество документов по системе менеджмента качества. Но 2600 компаний, которые успешно прошли процедуру квалификации, убедились в обратном: ПКО экономит средства и время.
-
Закупки «Самрук - Казына»: Уровень соответствия (класс квалификации) потенциальных поставщиков в ПКО
В данной статье мы предлагаем Вам коротко ознакомиться с началом процедуры и процессом предварительного квалификационного отбора (ПКО) и понятием уровня соответствия (класс квалификации) потенциальных поставщиков в ПКО.
-
С 2018 года прохождение предварительного квалификационного отбора (ПКО) является обязательным условием участия в закупках на портале «Самрук - Казына».
-
С 1 января 2017 года вступают в законную силу изменения и дополнения в Правила осуществления государственных закупок, которые были внесены на основании Приказа Министра финансов РК от 3 октября 2016 года № 521. В данной статье мы предлагаем Вам ознакомиться с изменениями в части положений о заключении и исполнении договора о государственных закупках.
-
С 1 января 2017 года вступают в законную силу изменения и дополнения в Правила осуществления государственных закупок, которые были внесены на основании Приказа Министра финансов РК от 3 октября 2016 года № 521. В данной статье мы предлагаем Вам ознакомиться с изменениями в порядке осуществления государственных закупок способом из одного источника.
-
С 1 января 2017 года вступают в законную силу изменения и дополнения в Правила осуществления государственных закупок, которые были внесены на основании Приказа Министра финансов РК от 3 октября 2016 года № 521. В данной статье мы предлагаем Вам ознакомиться с изменениями в порядке осуществления государственных закупок способом аукциона.
-
С 1 января 2017 года вступают в законную силу изменения и дополнения в Правила осуществления государственных закупок, которые были внесены на основании Приказа Министра финансов РК от 3 октября 2016 года № 521. В данной статье мы предлагаем Вам ознакомиться с изменениями в порядке осуществления государственных закупок способом конкурса.
-
Реестр недобросовестных участников государственных закупок представляет собой так называемый «черный список» поставщиков товаров, работ и услуг, которые считаются неблагонадежными и не имеют права принимать участие в государственных закупках. В данной статье мы предлагаем Вам ознакомиться с некоторыми вопросами, касающимися включения поставщиков в реестр недобросовестных участников государственных закупок и действиями, который может предпринять поставщик, если его уже включили, или он предполагает что его включат в подобный реестр.
-
С 1 января 2016 года введен в действие новый Закон Республики Казахстан “О государственных закупках”. Основной целью нового Закона “О государственных закупках” (далее Закон) является создание более эффективной системы государственных закупок с учетом правоприменительной практики и международного опыта.