Изменения в сфере государственных закупок, в связи с принятием нового закона РК "О государственных закупках" 2016 - Статья

Изменения в сфере государственных закупок, в связи с принятием нового закона РК "О государственных закупках" 2016

14.03.2016 15:58
24714
Содержание:

Получите подробную консультацию по вопросам гос. закупок

 

11 декабря 2015 года приказом министра финансов утверждены новые Правила осуществления государственных закупок. Так же как и Закон, Правила вводятся в действие с 1 января 2016 года.

В соответствии с новым Законом и новыми Правилами вводится в эксплуатацию новая платформа веб-портала государственных закупок.

В разделе "Государственные закупки" на сайте, Вы также можете:

  • Ознакомиться и скачать процедуры по Государственным закупкам;

  • Прочитать статьи и презентации на данную тему;

  • Получить консультацию юриста по вопросам, связанных с Государственными закупками.

Подробнее

В данной статье мы предлагаем Вам ознакомиться с самыми значимыми нововведениями и изменениями в сфере государственных закупок.

1. Изменения по общим положениям осуществления государственных закупок

Закон РК "О государственных закупках" 2007 год

Закон РК "О государственных закупках" 2016 год

Ранее законом были предусмотрены случаи, когда государственные закупки осуществлялись без применения норм Закона, регламентирующих выбор поставщика и заключение с ним договора о государственных закупках.

С 2016 года данный способ отменен. Теперь подобные закупки, осуществляются с применением норм закона и регламентируются главой 7 Закона “Государственные закупки способом из одного источника, через товарные биржи”.

Государственные закупки способом из одного источника совершаются путем прямого заключения договора о государственных закупках.

Ранее потенциальный поставщик не мог участвовать в проводимых государственных закупках, если:

  • он и (или) его работник оказывал заказчику либо организатору государственных закупок экспертные, консультационные и (или) иные услуги по подготовке проводимых государственных закупок,
  • участвовал в качестве генерального проектировщика либо субпроектировщика в разработке технико-экономического обоснования и (или) проектной (проектно-сметной) документации на строительство объекта, являющегося предметом проводимых государственных закупок, за исключением участия разработчика технико-экономического обоснования в государственных закупках по разработке проектной (проектно-сметной) документации.

Данное положение сохранилось, однако оно не распространяется на проекты, реализуемые в соответствии с международными стандартами строительства (статья 6 Закона).

Ранее внесение изменений и (или) дополнений в годовой план государственных закупок не регулировалась временными сроками.

С 2016 года Заказчик имеет право вносить изменения и (или) дополнения в годовой план государственных закупок, не более одного раза в месяц (п. 4 статьи 5 Закона).

Ранее не было предусмотрено.

К обязательным квалификационным требованиям Поставщика добавлено наличие опыта работы, который устанавливается в соответствии с критериями, определяемыми правилами осуществления государственных закупок.( пп. 5 п 1 ст 9 Закона).

Ранее на требование того, что потенциальный поставщик должен был являться платежеспособным, не иметь налоговой задолженности, не распространялось на потенциальных поставщиков, в отношении которых проводилась процедура реабилитации или являвшихся участниками мер государственной поддержки, для которых применение ускоренной реабилитационной процедуры являлось обязательным.

Теперь данное положение исключено.

Ранее не было предусмотрено.

Установлено, что не допускается установление квалификационных требований, в части того что потенциальный поставщик должен обладать соответствующими материальными и трудовыми ресурсами, достаточными для исполнения обязательств по договору о государственных закупках, которые:

  • ограничивают и необоснованно усложняют участие потенциальных поставщиков в государственных закупках.

  • непосредственно не вытекают из необходимости выполнения обязательств по договору о государственных закупках.  (п.2 статьи 9 Закона).

Ранее законом была предусмотрена возможность потенциального поставщика подтвердить свое соответствие общему квалификационному требованию о платежеспособности посредством предоставления обеспечения исполнения договора в размере равном ста процентам от суммы проводимых государственных закупок.

С 2016 года такая возможность отсутствует

Ранее предельные нормы работ и услуг, которые могут быть переданы субподрядчикам, были указаны в Правилах осуществления государственных закупок.

Теперь предельные объемы работ и услуг, которые могут быть переданы субподрядчикам указаны в Законе и  должны составлять не более двух третей общего объема выполняемых работ и услуг. (п.6 статьи 9 Закона).

Ранее уполномоченный орган вел обязательные следующие реестры:

  1. реестр заказчиков

  2. реестр договоров о государственных закупках

  3. реестр недобросовестных участников государственных закупок.

Теперь уполномоченный орган осуществляет ведение еще одного реестра - реестра квалифицированных потенциальных поставщиков. Реестр квалифицированных потенциальных поставщиков представляет собой перечень потенциальных поставщиков, соответствующих квалификационным требованиям (пп. 4. п. 1. ст. 12 Закона).

Ранее не было предусмотрено.

Теперь в реестр недобросовестных поставщиков включаются также “вторые победители”, уклонившиеся от заключения договора о государственных закупках (пп.2 п. 4 статьи 12 Закона).

Ранее включение в реестр недобросовестных поставщиков, в том числе поставщиков уклонившихся от заключения договора,  производилось исключительно на основании решения суда, вступившего в законную силу.

Теперь включение в реестр недобросовестных поставщиков уклонившихся от заключения договора происходит на основании решения уполномоченного органа (п. 5 статьи 12 Закона).

Ранее существовал способ проведения государственных закупок - конкурс, который мог производиться с использованием двухэтапных процедур.

С 2016 года расширены способы осуществления государственных закупок. Конкурс теперь подразделяется на:

  • открытый конкурс;
  • конкурс предварительным квалификационным отбором;
  • конкурс с использованием двухэтапных процедур (п.1. статьи 13 Закона).

2. Изменения в осуществлении государственных закупок способом конкурса

Закон  “О государственных закупках” 2007 год

Закон “О государственных закупках” 2016 год

Ранее  не было предусмотрено.

Введена норма, позволяющая в случае наличия пяти мест поставок товара,  указать в лоте несколько мест поставки (п.2 статьи 20 Закона).

Ранее не было предусмотрено.

Введен новый способ конкурса - конкурс с предварительным квалификационным отбором. В государственных закупках способом конкурса с предварительным квалификационным отбором участвуют потенциальные поставщики, включенные в реестры квалифицированных потенциальных поставщиков (пункт 5 ст. 20 Закона).

Ранее не было предусмотрено.

Введен новый этап государственных закупок - предварительное обсуждение конкурсной документации (статья 22 Закона).

Процедура предварительного обсуждения конкурсной документации

Ранее не было предусмотрено.

Упрощен порядок участия конкурса. Количество этапов снижено с 2 до 1. Теперь ценовое предложение подается вместе с заявкой.

Ранее не возвращение обеспечения заявки не распространялось на “вторых” победителей.

С 2016 года обеспечение заявки на участие в конкурсе не возвращается организатором государственных закупок потенциальному поставщику при наступлении одного из следующих случаев:

  • потенциальный поставщик, определенный победителем конкурса либо занявший второе место, уклонился от заключения договора о государственных закупках;
  • победитель конкурса либо потенциальный поставщик, занявший второе место, заключив договор о государственных закупках, не исполнил либо ненадлежащим образом исполнил, в том числе несвоевременно исполнил требования, установленные конкурсной документацией, о внесении и (или) сроках внесения обеспечения исполнения договора о государственных закупках (пункт 4 статьи 25 Закона).

Ранее не было предусмотрено

Потенциальным поставщикам, подавшим заявку на участие в конкурсе, с момента размещения протокола вскрытия заявок обеспечивается доступ на просмотр заявок на участие в данном конкурсе других . потенциальных поставщиков (п.7, ст. 24 Закона).

Ранее не было предусмотрено.

Введена норма о том, что потенциальный поставщик, включенный в реестр квалифицированных потенциальных поставщиков, не вносит обеспечение заявки на участие в конкурсе с предварительным квалификационным отбором (пункт 7 статьи 25 Закона).

Ранее не было предусмотрено

Введено право на представление демпинговой цены, при условии внесения потенциальным поставщиком дополнительно к обеспечению исполнения договора суммы в размере, равном сниженной сумме от минимально допустимой цены, не признаваемой демпинговой (статья 26 Закона).

Ранее допускалось указание в технической спецификации марки товара:

  • для доукомплектования, модернизации и дооснащения основного (установленного) оборудования;
  • для определения поставщика услуг по предоставлению товара в лизинг и возникновения необходимости подробного описания предмета лизинга.

С 2016 года дополнительно допускается указание в технической спецификации на марку товара

  • в случае доукомлектовывания, модернизации и дооснащения установленного программного обеспечения (лицензионного программного обеспечения)
  • для ремонта и (или) технического обслуживания имеющегося у заказчика товара (п.3. статьи 21 Закона).

Ранее государственные закупки способом конкурса считались не состоявшимися при наступлении одного из следующих случаев:

1) отсутствия представленных заявок на участие в конкурсе;

2) представления менее двух заявок на участие в конкурсе;

3) к участию в конкурсе не допущен ни один потенциальный поставщик;

4) к участию в конкурсе допущен один потенциальный поставщик;

5) отсутствия представленных конкурсных ценовых предложений участников конкурса;

6) представления менее двух конкурсных ценовых предложений участников конкурса;

7) после отклонения конкурсных ценовых предложений участников конкурса в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 26-1 Закона”О государственных закупках” 2007, оценке и сопоставлению подлежит менее двух конкурсных ценовых предложений участников конкурса;

8) победитель конкурса уклонился от заключения договора о государственных закупках.

С 2016 года государственные закупки способом конкурса признаются несостоявшимися  по одному из следующих оснований:

1) отсутствия представленных заявок на участие в конкурсе;

2) представления менее двух заявок на участие в конкурсе;

3) если к участию в конкурсе не допущен ни один потенциальный поставщик;

4) если к участию в конкурсе допущен один потенциальный поставщик (статья 29 Закона).

3. Изменения в осуществлении государственных закупок способом аукциона

Закон  “О государственных закупках” 2007 год

Закон “О государственных закупках” 2016 год

Ранее предметом аукциона могли являться товар, работа или услуга

Предметом аукциона может являться только товар ( п. 2 ст. 32 Закона).

Процедура проведения закупок способом аукциона

Ранее аукцион проводился лишь в случае, если годовой объем закупки товаров, работ или услуг превышал 4000 кратный месячный расчетный показатель

С 2016 года данное ограничение отсутствует

Ранее количество этапов аукциона равнялось трем. На первом этапе рассматривалась заявка на предмет соответствия технической спецификации и наличия обеспечения заявки, на втором этапе проводился аукцион, на третьем этапе рассматривалась заявка на предмет соответствия квалификационным требованиям.

Этапы аукциона снижены с трех этапов до двух. На первом этапе рассматриваются заявка на предмет соответствия технической спецификации и квалификационным требованиям, на втором этапе проводится аукцион (статья 33, 34 Закона).

4. Изменения в осуществлении государственных закупок способом запроса ценовых предложений

Закон  “О государственных закупках” 2007 год

Закон “О государственных закупках” 2016 год

Ранее не было предусмотрено.

Не допускается осуществление государственных закупок способом запроса ценовых предложений товаров, работ, услуг, поставка (выполнение, оказание) которых требует получения разрешения или направления уведомления в соответствии с законодательством Республики Казахстан о разрешениях и уведомлениях (п.4 статьи 37 Закона).

Процедура проведения закупок способом запроса ценовых предложений

Ранее допускалось указание в размещаемой информации марки товара в случаях:

  • для доукомплектования, модернизации и дооснащения основного (установленного) оборудования;
  • для определения поставщика услуг по предоставлению товара в лизинг и возникновения необходимости подробного описания предмета лизинга.

С 2016 года дополнительно допускается указание в технической спецификации на марку товара:

  • в случае доукомлектовывания,модернизации и дооснащения установленного программного обеспечения (лицензионного программного обеспечения);
  • для ремонта и (или) технического обслуживания имеющегося у заказчика товара (п.2. статьи 38 Закона).

5. Изменения в осуществлении государственных закупок способом из одного источника

Закон  “О государственных закупках” 2007 год

Закон “О государственных закупках” 2016 год

 

Перечень государственных закупок, осуществляемых из одного источника расширен, за счет отнесения к ним закупок, ранее осуществлявшихся без применения норм Закона.

6. Изменения в осуществлении государственных закупок через товарные биржи

Закон  “О государственных закупках” 2007 год

Закон “О государственных закупках” 2016 год

Ранее государственные закупки товаров через товарные биржи осуществляются в соответствии с законодательством Республики Казахстан о товарных биржах по перечню биржевых товаров.

С 2016 года уточнено что закупки производятся в режиме двойного встречного аукциона (статья 42 Закона).

7. Изменения, касающиеся договора о государственных закупках

Закон  “О государственных закупках” 2007 год

Закон “О государственных закупках” 2016 год

Ранее существовала возможность заключения договора на бумажном носителе.

На основании ст. 43 Закона с 2016 года заключение договора о государственных закупках происходит только посредством веб-портала, путем удостоверения его электронной-цифровой подписью (электронная форма договора).

Процедура проведения закупок способом запроса ценовых предложений

Исключение составляют случаи, предусмотренные пп. 4,9,17,18,20,21,23,26,31,32,35,40,41 пункта 3 статьи 39, статьей 50 и п.6 статьи 43 Закона

Ранее не было предусмотрено.

Уточнено, что минимальный срок поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг по договору о государственных закупках не должен быть менее срока, затрачиваемого на поставку товара, в том числе его изготовление (производство), доставку, выполнение работы, оказание услуги, но не менее пятнадцати календарных дней (п. 22 статьи 43 Закона).

Ранее не было предусмотрено.

С 1 января 2017 года предусмотрен переход к полному циклу проведения закупок в электронном формате. Документы об исполнении договора о государственных закупках: счета-фактуры, акты выполненных работ должны будут предоставляться исключительно в электронном виде (п.26 ст. 43 Закона).

Ранее не было предусмотрено в Законе.

Договор о государственных закупках должен содержать условия о полной оплате за поставку товаров, выполнение работ либо оказание услуг в срок, не превышающий тридцати календарных дней со дня исполнения обязательств по данному договору (п.20 ст. 43 Закона).

8. Вопросы обжалования

Закон  “О государственных закупках” 2007 год

Закон “О государственных закупках” 2016 год

Ранее процедуры по обжалованию входили в главу Заключительные положения.

С 2016 года процедуры обжалования выделены в отдельную главу.

Обжалование незаконных действий (бездействия), решений в сфере государственных закупок

Ранее не было предусмотрено.

В случае обжалования действий (бездействия), решений заказчика, организатора государственных закупок, единого организатора государственных закупок, комиссий, эксперта, единого оператора в сфере государственных закупок в уполномоченный орган не позднее пяти рабочих дней со дня размещения протокола об итогах государственных закупок способом конкурса (аукциона) срок заключения договора о государственных закупках приостанавливается до окончания срока рассмотрения жалобы.

Ранее не было предусмотрено.

Жалоба потенциального поставщика может быть подана посредством веб-портала государственных закупок с использованием электронной цифровой подписи в уполномоченный орган.

Уважаемые пользователи! Информация в статье соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации. 

Получите подробную консультацию по вопросам гос. закупок

 

Вам также может быть интересно: