Ответственность поставщика по Закону РК "О государственных закупках"
Ежегодно в Республике Казахстан на государственные закупки (далее - госзакупки), выделяется огромные деньги которые государственные органы тратят на свои нужды, разыгрывая их посредством проведения госзакупок между потенциальными поставщиками.
Понятно, что организация по распределению таких средств посредством госзакупок требует особого контроля со стороны государства и вместе с правами, которые предоставлены участникам госзакупок, за нарушения законодательства по госзакупкам предусмотрена и ответственность. Думаю, что ответственность поставщика следует разделить на два этапа:
- До заключения договора о государственных закупках (далее - Договор)– т.е. во время проведения закупок, когда еще поставщик не признан/определен победителем госзакупок и именуется потенциальным поставщиком;
- После заключения Договора – т.е. когда потенциальный поставщик определяется победителем госзакупок и с ним заключается Договор.
На первом этапе ответственность поставщика включает в себя недопущение его к госзакупкам и признанием его не соответствующим квалификационным требованиям. Однако, в соответствии с пп. 2) п.4 ст. 12 Закона, когда потенциальные поставщики, определенные победителями (потенциальные поставщики, занявшие второе место), уклоняются от заключения Договора, к ним применяется ответственность, предусмотренная для второго этапа, т.е. они подлежат включению в Реестр недобросовестных участников госзакупок (далее -Реестр), Реестр формируется на основании решения уполномоченного органа. В этом случае потенциальному поставщику будет запрещено участвовать в госзакупках в течение 24 месяцев. При уклонении потенциальные поставщики также теряют обеспечение заявки, составляющую 1 % от суммы, выделенной для приобретения товаров, работ, услуг.
В соответствии с п. 4 ст. 12 Закона реестр недобросовестных участников государственных закупок представляет собой перечень:
1) поставщиков, с которыми заказчики в одностороннем порядке расторгли договоры о государственных закупках, в ходе исполнения которых установлено, что поставщик не соответствует квалификационным требованиям и требованиям конкурсной документации (аукционной документации) или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем конкурса (аукциона), по результатам которой заключен такой договор;
2) потенциальных поставщиков, определенных победителями (потенциальных поставщиков, занявших второе место), уклонившихся от заключения договора о государственных закупках;
3) поставщиков, не исполнивших либо ненадлежащим образом исполнивших свои обязательства по заключенным с ними договорам о государственных закупках.
Ответственность потенциального поставщика подразумевает лишения потенциального поставщика прибыли поступающей от Договоров по госзакупкам путем лишения потенциального поставщика права участия в Закупках на срок в 24 месяца. Здесь чувствуется влияние Западного типа определения наказания, сформированные в принятых в общемировой практике правил организации государственных закупок сформулированных в законодательствах отдельных стран и зафиксированых в ряде международных документов, таких как Директивы ЕС, Многостороннее соглашение о государственных закупках в рамках ВТО, документы Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества и других, где ответственность направлена не на личность правонарушителя, а на его «карман».
Этим и отличаются ответственность потенциального поставщика на первом этапе, когда в качестве ответственности применяется не допущение к госзакупкам потенциального поставщика, не соответствующего квалификационным требованиям к госзакупкам, за исключением случаев, когда потенциальный поставщик определенный победителем (либо потенциальные поставщики, занявшие второе место) уклонился от заключения Договора.
При этом на втором этапе наступает реальная ответственность, при применении которой поставщика включают в список недобросовестных поставщиков и ему запрещается участвовать в госзакупках в течение 24 месяцев. Для многих, если не всех, такая длительная «дисквалификация» равнозначна банкротству предприятия, компании.
В пример можно привести из моей практики, когда компания по предварительным подсчетам не успевала выполнить свои обязательства и на все наши требования ускорить процесс никаких действий предпринято не было. Мы готовились писать претензию и в дальнейшем подавать в суд. Однако перед этим решили выйти на руководителя этой компании и объяснили, чем это им будет грозить. На встрече руководство компании признало, что включение в список недобросовестных поставщиков по сути означает банкротство компании. Наши требования были выполнены в полном объеме.
Какие выводы может поставщик сделать для себя из этой статьи?
Во-первых, за предоставление недостоверной информации по квалификационным требованиям, несоответствия квалификационным требованиям, а также непредставления документа (документов) для подтверждения соответствия квалификационным требованиям потенциального поставщика и (или) привлекаемого им субподрядчика (соисполнителя) потенциальный поставщик признается не соответствующим квалификационным требованиям и не допускается к госзакупкам.
Во-вторых, ответственность для поставщика наступает после заключения договора, в случаях когда Потенциальные поставщики предоставили недостоверную информацию, позволившую им стать победителем конкурса (аукциона), по результатам которой с ними заключен договор о госзакупках, также ответственность наступает в случае когда потенциальный поставщик определенный победителем (либо потенциальные поставщики, занявшие второе место) уклонился от заключения Договора. В случае уклонения потенциальные поставщики теряют обеспечение заявки, что может являться серьезным ударом по платежеспособности потенциального поставщика, в зависимости от суммы госзакупок.
В третьих, потенциальным поставщикам и поставщикам следует быть предельно внимательными при подаче заявки на госзакупки, ведь при не допущении их к госзакупкам они потеряют много времени и сил на подготовку и подачу заявки, которые не оправдаются. В случае же определения их победителями госзакупок они будут обязаны соответствовать квалификационным требованиям предоставленными ими во время подачи заявки и выполнять условия предусмотренные Договором, иначе их признают не добросовестными поставщиками и лишат возможности участвовать в госзакупках в течение 24 месяцев.
Уважаемые пользователи! Информация в статье соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.
На нашем сайте Вы можете более подробно узнать:
- Квалификационные требования, предъявляемые при государственных закупках к потенциальному поставщику юридическому лицу - нерезиденту РК;
- Квалификационные требования, предъявляемые при государственных закупках к потенциальному поставщику индивидуальному предпринимателю;
- Квалификационные требования, предъявляемые при государственных закупках к потенциальному поставщику объединению юридических лиц (консорциуму);
- Квалификационные требования, предъявляемые при государственных закупках к потенциальному поставщику юридическому лицу.
Получите подробную консультацию по вопросам гос. закупок
|
-
Вы наверняка часто слышите словосочетание «закупки Самрук». Что же такое «Самрук»?
-
В 2016 году АО «Самрук-Казына» объявило о переходе на новую модель закупок с прохождением процесса предварительного квалификационного отбора (ПКО) для потенциальных поставщиков. Это нововведение вызвало среди поставщиков массу сомнений. Многие компании утверждают, что пройти ПКО сложно, долго и дорого. Требуются множество документов по системе менеджмента качества. Но 2600 компаний, которые успешно прошли процедуру квалификации, убедились в обратном: ПКО экономит средства и время.
-
Закупки «Самрук - Казына»: Уровень соответствия (класс квалификации) потенциальных поставщиков в ПКО
В данной статье мы предлагаем Вам коротко ознакомиться с началом процедуры и процессом предварительного квалификационного отбора (ПКО) и понятием уровня соответствия (класс квалификации) потенциальных поставщиков в ПКО.
-
С 2018 года прохождение предварительного квалификационного отбора (ПКО) является обязательным условием участия в закупках на портале «Самрук - Казына».
-
С 1 января 2017 года вступают в законную силу изменения и дополнения в Правила осуществления государственных закупок, которые были внесены на основании Приказа Министра финансов РК от 3 октября 2016 года № 521. В данной статье мы предлагаем Вам ознакомиться с изменениями в части положений о заключении и исполнении договора о государственных закупках.
-
С 1 января 2017 года вступают в законную силу изменения и дополнения в Правила осуществления государственных закупок, которые были внесены на основании Приказа Министра финансов РК от 3 октября 2016 года № 521. В данной статье мы предлагаем Вам ознакомиться с изменениями в порядке осуществления государственных закупок способом из одного источника.
-
С 1 января 2017 года вступают в законную силу изменения и дополнения в Правила осуществления государственных закупок, которые были внесены на основании Приказа Министра финансов РК от 3 октября 2016 года № 521. В данной статье мы предлагаем Вам ознакомиться с изменениями в порядке осуществления государственных закупок способом аукциона.
-
С 1 января 2017 года вступают в законную силу изменения и дополнения в Правила осуществления государственных закупок, которые были внесены на основании Приказа Министра финансов РК от 3 октября 2016 года № 521. В данной статье мы предлагаем Вам ознакомиться с изменениями в порядке осуществления государственных закупок способом конкурса.
-
Реестр недобросовестных участников государственных закупок представляет собой так называемый «черный список» поставщиков товаров, работ и услуг, которые считаются неблагонадежными и не имеют права принимать участие в государственных закупках. В данной статье мы предлагаем Вам ознакомиться с некоторыми вопросами, касающимися включения поставщиков в реестр недобросовестных участников государственных закупок и действиями, который может предпринять поставщик, если его уже включили, или он предполагает что его включат в подобный реестр.
-
С 1 января 2016 года введен в действие новый Закон Республики Казахстан “О государственных закупках”. Основной целью нового Закона “О государственных закупках” (далее Закон) является создание более эффективной системы государственных закупок с учетом правоприменительной практики и международного опыта.