Требования к банковским гарантиям в процедуре государственных закупок
Поставщику предоставляется вправо выбрать один из следующих видов обеспечения:
- гарантийный денежный взнос, который вносится на банковский счет заказчика либо на счет, предусмотренный бюджетным законодательством Республики Казахстан для заказчиков, являющихся государственными органами и государственными учреждениями;
- банковскую гарантию на бумажном носителе либо в форме электронного документа.
В настоящей статье мы рассмотрим обеспечение в виде банковской гарантии.
Несмотря на то что, Новый Закон имеет все признаки специального закона, он по уровню уступает ГК РК, что закреплено в Законе РК «О нормативно- правовых актах». На это стоит обратить особое внимание, так как в Новом Законе, например, не предусмотрено заключение договора о банковской гарантии, есть только требование предоставить саму гарантию.
В п.1 ст. ст. 292 Гражданского кодекса Республики Казахстан (ГК РК) исполнение обязательства может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, гарантией, задатком, гарантийным взносом и другими способами, предусмотренными законодательством или договором.
В соответствии с п. 4 ст. 331 ГК РК банки второго уровня могут осуществлять выдачу банковских гарантий и поручительств на основании лицензии уполномоченного органа в соответствии с настоящим Кодексом и с учетом нормативных правовых актов уполномоченного органа, регулирующих порядок проведения указанных операций.
В соответствии с п. 1 ст. 331 ГК РК предусмотрено, что Гарантия и поручительство возникают на основании договоров поручительства или гарантии. Это также подтверждается Постановлением Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 28 апреля 2008 года № 55 «Об утверждении Правил выдачи банками второго уровня банковских гарантий и поручительств» (далее - Постановление). В п. 5 Постановления есть требования к Договору банковской гарантии или поручительства, к примеру, в пп. 4) п.5 Постановления предусмотрено, что Договор банковской гарантии должен содержать номер и дату договора банковской гарантии или поручительства и номер, и дату документа (ов), в котором (ых) предусмотрена необходимость выдачи банковской гарантии или поручительства.
В Новом Законе также предусмотрена типовая форма банковской гарантии указанная в типовой конкурсной (аукционной) документации. Также в типовой конкурсной документации (в соответствии с Правилами осуществления закупок) предусмотрено что, Конкурсная комиссия признает внесенное обеспечение заявки на участие в конкурсе не соответствующим требованиям конкурсной документации в случае:
- недостаточного срока действия обеспечения заявки на участие в конкурсе, представленной в виде банковской гарантии;
- ненадлежащего оформления обеспечения заявки на участие в конкурсе, которые выражается в отсутствии сведений, не позволяющих конкурсной комиссии установить:
- лицо, выдавшее обеспечение заявки на участие в конкурсе;
- название государственных закупок товаров, работ, услуг способом конкурса для участия в которых вносится обеспечение заявки, представленной в виде банковской гарантии;
- срок действия обеспечения заявки, представленной в виде банковской гарантии и (или) сумму обеспечения заявки, а также условия его предоставления;
- лицо, которому выдано обеспечение заявки на участие в конкурсе;
- лицо, в пользу которого вносится обеспечение заявки на участие в конкурсе.
При этом, по иным основаниям признание внесенного обеспечения заявки на участие в конкурсе не соответствующим требованиям конкурсной документации не допускается.
В государственных закупках Банковской гарантией признается письменное обязательство банка по выплате денежной суммы, в следующих случаях:
- Обеспечение заявки на участие в конкурсе (далее- Обеспечение заявки);
- Обеспечения исполнения договора о государственных закупках (Обеспечение Договора).
В первом случае обеспечение заявки вносится потенциальным поставщиком в качестве гарантии того, что он в случаях:
- определения его победителем конкурса заключит договор о государственных закупках;
- заключения договора о государственных закупках надлежащим образом исполнит требования, установленные конкурсной документацией, о внесении и (или) сроках внесения обеспечения исполнения договора о государственных закупках.
Эти меры направлены на дисциплинирование потенциальных поставщиков и в случаях нарушения ими конкурсной документации или Нового Закона, то обеспечение заявки не возвращается потенциальному поставщику. При этом для заявки обеспечение составляет 1 % процент от суммы, выделенной для приобретения товаров, работ, услуг.
К примеру, такими случаями могут послужить, когда:
- потенциальный поставщик, определенный победителем конкурса либо занявший второе место, уклонился от заключения договора о государственных закупках;
- победитель конкурса либо потенциальный поставщик, занявший второе место, заключив договор о государственных закупках, не исполнил либо ненадлежащим образом исполнил, в том числе несвоевременно исполнил требования, установленные конкурсной документацией, о внесении и (или) сроках внесения обеспечения исполнения договора о государственных закупках.
Во втором случае, обеспечение исполнения договора о государственных закупках вносится поставщиком в качестве гарантии того, что он своевременно, полно и надлежащим образом исполнит свои обязательства по заключенному с ним договору о государственных закупках. Размер обеспечения исполнения договора устанавливается организатором государственных закупок в размере 3 % от общей суммы договора о государственных закупках.
На основании вышеизложенного, потенциальным поставщикам, участвующим в государственных закупках, а также поставщикам, определенным победителями в государственных закупках способом конкурса (аукциона) следует иметь ввиду:
- при получении банковской гарантии требовать от банка договор банковской гарантии и внимательно ознакомиться с его условиями;
- проверить банковскую гарантию на соответствие требованиям конкурсной документации;
- обжаловать действия организатора или заказчика, требования которого не соответствуют требованиям предусмотренным в конкурсной (аукционной) документации
Уважаемые пользователи! Информация в статье соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.
Получите подробную консультацию по вопросам гос. закупок
|
-
Вы наверняка часто слышите словосочетание «закупки Самрук». Что же такое «Самрук»?
-
В 2016 году АО «Самрук-Казына» объявило о переходе на новую модель закупок с прохождением процесса предварительного квалификационного отбора (ПКО) для потенциальных поставщиков. Это нововведение вызвало среди поставщиков массу сомнений. Многие компании утверждают, что пройти ПКО сложно, долго и дорого. Требуются множество документов по системе менеджмента качества. Но 2600 компаний, которые успешно прошли процедуру квалификации, убедились в обратном: ПКО экономит средства и время.
-
Закупки «Самрук - Казына»: Уровень соответствия (класс квалификации) потенциальных поставщиков в ПКО
В данной статье мы предлагаем Вам коротко ознакомиться с началом процедуры и процессом предварительного квалификационного отбора (ПКО) и понятием уровня соответствия (класс квалификации) потенциальных поставщиков в ПКО.
-
С 2018 года прохождение предварительного квалификационного отбора (ПКО) является обязательным условием участия в закупках на портале «Самрук - Казына».
-
С 1 января 2017 года вступают в законную силу изменения и дополнения в Правила осуществления государственных закупок, которые были внесены на основании Приказа Министра финансов РК от 3 октября 2016 года № 521. В данной статье мы предлагаем Вам ознакомиться с изменениями в части положений о заключении и исполнении договора о государственных закупках.
-
С 1 января 2017 года вступают в законную силу изменения и дополнения в Правила осуществления государственных закупок, которые были внесены на основании Приказа Министра финансов РК от 3 октября 2016 года № 521. В данной статье мы предлагаем Вам ознакомиться с изменениями в порядке осуществления государственных закупок способом из одного источника.
-
С 1 января 2017 года вступают в законную силу изменения и дополнения в Правила осуществления государственных закупок, которые были внесены на основании Приказа Министра финансов РК от 3 октября 2016 года № 521. В данной статье мы предлагаем Вам ознакомиться с изменениями в порядке осуществления государственных закупок способом аукциона.
-
С 1 января 2017 года вступают в законную силу изменения и дополнения в Правила осуществления государственных закупок, которые были внесены на основании Приказа Министра финансов РК от 3 октября 2016 года № 521. В данной статье мы предлагаем Вам ознакомиться с изменениями в порядке осуществления государственных закупок способом конкурса.
-
Реестр недобросовестных участников государственных закупок представляет собой так называемый «черный список» поставщиков товаров, работ и услуг, которые считаются неблагонадежными и не имеют права принимать участие в государственных закупках. В данной статье мы предлагаем Вам ознакомиться с некоторыми вопросами, касающимися включения поставщиков в реестр недобросовестных участников государственных закупок и действиями, который может предпринять поставщик, если его уже включили, или он предполагает что его включат в подобный реестр.
-
С 1 января 2016 года введен в действие новый Закон Республики Казахстан “О государственных закупках”. Основной целью нового Закона “О государственных закупках” (далее Закон) является создание более эффективной системы государственных закупок с учетом правоприменительной практики и международного опыта.