Требования к банковским гарантиям в процедуре государственных закупок - Статья

Требования к банковским гарантиям в процедуре государственных закупок

25.02.2016 16:37
9730
Содержание:

Поставщику предоставляется вправо выбрать один из следующих видов обеспечения:

  1. гарантийный денежный взнос, который вносится на банковский счет заказчика либо на счет, предусмотренный бюджетным законодательством Республики Казахстан для заказчиков, являющихся государственными органами и государственными учреждениями;
  2. банковскую гарантию на бумажном носителе либо в форме электронного документа.

В настоящей статье мы рассмотрим обеспечение в виде банковской гарантии.

Несмотря на то что, Новый Закон имеет все признаки специального закона, он по уровню уступает ГК РК, что закреплено в Законе РК «О нормативно- правовых актах». На это стоит обратить особое внимание, так как в Новом Законе, например, не предусмотрено заключение договора о банковской гарантии, есть только требование предоставить саму гарантию.

В п.1 ст. ст. 292 Гражданского кодекса Республики Казахстан (ГК РК) исполнение обязательства может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, гарантией, задатком, гарантийным взносом и другими способами, предусмотренными законодательством или договором.

В соответствии с п. 4 ст. 331 ГК РК банки второго уровня могут осуществлять выдачу банковских гарантий и поручительств на основании лицензии уполномоченного органа в соответствии с настоящим Кодексом и с учетом нормативных правовых актов уполномоченного органа, регулирующих порядок проведения указанных операций.

В соответствии с п. 1 ст. 331 ГК РК предусмотрено, что Гарантия и поручительство возникают на основании договоров поручительства или гарантии. Это также подтверждается Постановлением Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций от 28 апреля 2008 года № 55 «Об утверждении Правил выдачи банками второго уровня банковских гарантий и поручительств» (далее - Постановление). В п. 5 Постановления есть требования к Договору банковской гарантии или поручительства, к примеру, в пп. 4)  п.5 Постановления предусмотрено, что Договор банковской гарантии должен содержать  номер и дату договора банковской гарантии или поручительства и номер, и дату документа (ов), в котором (ых) предусмотрена необходимость выдачи банковской гарантии или поручительства.

В Новом Законе также предусмотрена типовая форма банковской гарантии указанная в типовой конкурсной (аукционной) документации. Также в типовой конкурсной документации (в соответствии с Правилами осуществления закупок) предусмотрено что, Конкурсная комиссия признает внесенное обеспечение заявки на участие в конкурсе не соответствующим требованиям конкурсной документации в случае: 

  1. недостаточного срока действия обеспечения заявки на участие в конкурсе, представленной в виде банковской гарантии;
  2. ненадлежащего оформления обеспечения заявки на участие в конкурсе, которые выражается в отсутствии сведений, не позволяющих конкурсной комиссии установить: 
  • лицо, выдавшее обеспечение заявки на участие в конкурсе; 
  • название государственных закупок товаров, работ, услуг способом конкурса для участия в которых вносится обеспечение заявки, представленной в виде банковской гарантии;
  • срок действия обеспечения заявки, представленной в виде банковской гарантии и (или) сумму обеспечения заявки, а также условия его предоставления;
  • лицо, которому выдано обеспечение заявки на участие в конкурсе; 
  • лицо, в пользу которого вносится обеспечение заявки на участие в конкурсе. 

При этом, по иным основаниям признание внесенного обеспечения заявки на участие в конкурсе не соответствующим требованиям конкурсной документации не допускается. 

В государственных закупках Банковской гарантией признается письменное обязательство банка по выплате денежной суммы, в следующих случаях:

  1. Обеспечение заявки на участие в конкурсе (далее- Обеспечение заявки);
  2. Обеспечения исполнения договора о государственных закупках (Обеспечение Договора).

В первом случае обеспечение заявки вносится потенциальным поставщиком в качестве гарантии того, что он в случаях:

  • определения его победителем конкурса заключит договор о государственных закупках;
  • заключения договора о государственных закупках надлежащим образом исполнит требования, установленные конкурсной документацией, о внесении и (или) сроках внесения обеспечения исполнения договора о государственных закупках.

Эти меры направлены на дисциплинирование потенциальных поставщиков и в случаях нарушения ими конкурсной документации или Нового Закона, то обеспечение заявки не возвращается потенциальному поставщику. При этом для заявки обеспечение составляет 1 % процент от суммы, выделенной для приобретения товаров, работ, услуг.

К примеру, такими случаями могут послужить, когда:

  • потенциальный поставщик, определенный победителем конкурса либо занявший второе место, уклонился от заключения договора о государственных закупках;
  • победитель конкурса либо потенциальный поставщик, занявший второе место, заключив договор о государственных закупках, не исполнил либо ненадлежащим образом исполнил, в том числе несвоевременно исполнил требования, установленные конкурсной документацией, о внесении и (или) сроках внесения обеспечения исполнения договора о государственных закупках.

Во втором случае, обеспечение исполнения договора о государственных закупках вносится поставщиком в качестве гарантии того, что он своевременно, полно и надлежащим образом исполнит свои обязательства по заключенному с ним договору о государственных закупках. Размер обеспечения исполнения договора устанавливается организатором государственных закупок в размере 3 % от общей суммы договора о государственных закупках.

На основании вышеизложенного, потенциальным поставщикам, участвующим в государственных закупках, а также поставщикам, определенным победителями в государственных закупках способом конкурса (аукциона) следует иметь ввиду:

  1. при получении банковской гарантии требовать от банка договор банковской гарантии и внимательно ознакомиться с его условиями;
  2. проверить банковскую гарантию на соответствие требованиям конкурсной документации;
  3. обжаловать действия организатора или заказчика, требования которого  не соответствуют требованиям предусмотренным в конкурсной (аукционной) документации

 

Уважаемые пользователи! Информация в статье соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

Получите подробную консультацию по вопросам гос. закупок

 

Вам также может быть интересно: