Внесены изменения и дополнения в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам ведения бизнеса
6 апреля 2024 года Главой государства подписан Закон РК № 71-VIII «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам ведения бизнеса».
Закон направлен на упорядочение форм госконтроля и надзора в отношении субъектов бизнеса и улучшение условий ведения бизнеса.
В частности, на уровне отраслевых законов определены механизмы применения мер оперативного реагирования, проведения расследований, порядок проведения профилактического контроля без посещения субъекта контроля.
Поправки, улучшающие условия ведения бизнеса, предусмотрены в следующих сферах:
• рыбное хозяйство – предоставлена возможность искусственного выращивания рыбы на перспективных земельных участках сельскохозяйственного назначения;
• карантин растений – снижена административная нагрузка на перемещение подкарантинной продукции (отмена фитосанитарного сертификата);
• промышленность – определены меры по обеспечению отечественным сырьем казахстанских предприятий обрабатывающей промышленности;
• нефтегазовая отрасль – конкретизирован перечень документов, подтверждающих происхождение продуктов переработки сырой нефти;
• финансовый рынок – упрощены процедуры для бизнеса при взаимодействии с банками;
• регистрация юридических лиц – предусмотрен перевод в электронный формат оказание государственных услуг по госрегистрации/перерегистрации юридических лиц и их филиалов и других.
Эти меры призваны улучшить условия ведения предпринимательской деятельности, обеспечить прозрачность проведения проверок, баланс интересов потребителей, субъектов предпринимательства и государства.
Изменения вносятся следующими нормативными правовыми актами:
Закон Республики Казахстан от 6 апреля 2024 года № 71-VIII «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам ведения бизнеса»
Закон вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования (с 08 июня 2024 г.), за исключением ряда норм, которые вводятся в действие с 1 января 2023 года; с 1 января 2024 года; по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования; шести месяцев после дня его первого официального опубликования; с 1 января 2025 года; с 31 декабря 2025 года.
Юридические лица, осуществляющие деятельность по сбору (заготовке), хранению, переработке и реализации лома и отходов цветных и черных металлов на основании уведомления о начале деятельности, обязаны в течение месяца со дня введения в действие абзацев второго и третьего подпункта 5) пункта 91 статьи 1 Закона получить разрешение второй категории в порядке, установленном Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях», или направить уведомление о прекращении деятельности по сбору (заготовке), хранению, переработке и реализации лома и отходов цветных и черных металлов.
Органы контроля и надзора, осуществляющие государственный контроль в соответствии с пунктом 16 статьи 129 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан, проводят контроль на основании полугодовых списков, утвержденных до введения в действие Закона.
Государственный контроль и надзор, предусмотренные подпунктами 1), 5) и 5-1) пункта 4 статьи 129 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан, осуществляются в соответствии с порядком, действующим на 31 декабря 2022 года.
Данный пункт действует до 1 января 2025 года.
Приостановить с 1 января 2023 года по 31 декабря 2025 года действие пункта 2-3 статьи 10 Закона Республики Казахстан «О регулировании торговой деятельности».
Приостановить до 31 декабря 2025 года действие абзаца третьего подпункта 14) пункта 2 статьи 1 Закона, установив, что в период приостановления данный абзац действует в следующей редакции:
«4) строительством автомобильных и железных дорог международного, республиканского, областного и районного значения, линий электропередачи, линий связи и магистральных трубопроводов;».
Опубликованы изменения и дополнения в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам трансфертного ценообразования
Закон направлен на совершенствование трансфертного ценообразования в международных деловых операциях и сделках, связанных с международными деловыми операциями.
Законом пересмотрены механизмы определения рыночной цены, введен контроль по трансфертному ценообразованию на товарных биржах, расширены критерии для признания участников сделки взаимосвязанными, а также введена обязанность участников сделок с взаимосвязанными лицами-нерезидентами по представлению местной отчетности.
Целью принятых поправок является определение справедливой рыночной цены и предотвращение потерь поступлений в государственный бюджет, снижение административных издержек проверяющих органов и налогоплательщиков при проведении контроля по вопросам трансфертного ценообразования.
Изменения вносятся следующими нормативными правовыми актами:
Закон Республики Казахстан от 25 марта 2024 года № 68-VIII «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам трансфертного ценообразования».
Закон вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования (с 27 мая 2024 г.).
Определены критерии осуществления торгов ценными бумагами на бирже
Согласно поправкам, определены критерии осуществления торгов ценными бумагами на бирже.
При осуществлении торгов ценными бумагами (за исключением паев паевых инвестиционных фондов и долговых ценных бумаг) на биржах, функционирующих на территории Республики Казахстан, одновременно соблюдаются следующие критерии по исполненным сделкам с ценными бумагами:
Объем сделок с ценными бумагами составляет не менее 25 (двадцать пять) миллионов тенге в календарный месяц;
Количество сделок с ценными бумагами составляет не менее 50 (пятьдесят) сделок в календарный месяц.
При осуществлении торгов паями паевых инвестиционных фондов на биржах, функционирующих на территории Республики Казахстан, одновременно соблюдаются следующие критерии по исполненным сделкам с ценными бумагами:
Объем сделок с паями паевых инвестиционных фондов составляет не менее 20 (двадцать) миллионов тенге в календарный месяц;
Количество сделок с паями паевых инвестиционных фондов составляет не менее 10 (десять) сделок в календарный месяц.
При осуществлении торгов долговыми ценными бумагами в пределах одного выпуска на биржах, функционирующих на территории Республики Казахстан, для целей применения подпункта 3) пункта 9 статьи 645 и подпункта 3) статьи 654 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) соблюдается критерий по объему размещенных методом открытых торгов и находящихся в обращении долговых ценных бумаг данного выпуска, который составляет не менее 1 (один) миллиарда тенге.
Напомним, что согласно пункту 2 постановления Правительства Республики Казахстан от 17 ноября 2022 года № 911, акционерным обществам «Казахстанская фондовая биржа» (по согласованию) и «Биржа Международного финансового центра «Астана» (по согласованию) ежеквартально, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, размещать на своих интернет-ресурсах информацию о ценных бумагах, соответствующих установленным критериям.
Изменения вносятся следующими нормативными правовыми актами:
Постановление Правительства Республики Казахстан от 20 марта 2024 года № 220.
Постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования (с 07 апреля 2024 г.) и распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2024 года.
Установлен порядок регулирования налогового администрирования для лиц, пострадавших от паводков в регионах Республики Казахстан.
В соответствии с Указами Президента Республики Казахстан от 16 марта 2020 года № 286 «О мерах по обеспечению социально-экономической стабильности» и от 13 апреля 2022 года № 872 «О мерах по дебюрократизации деятельности государственного аппарата» в целях разрешения некоторых вопросов по установлению иного порядка регулирования налогового администрирования для лиц, пострадавших от паводков в регионах Республики Казахстан:
Для налогоплательщиков, включенных местными исполнительными органами в списки пострадавших от паводков:
Предоставить до 1 июля 2024 года отсрочку уплаты по всем налогам и другим обязательным платежам в бюджет, а также социальным платежам, наступающей в период с 1 марта по 30 июня 2024 года;
Перенести сроки сдачи налоговой отчетности, наступающие в период с 1 марта по 30 июня 2024 года, на 1 июля 2024 года;
Приостановить до 1 июля 2024 года принятие обеспечения исполнения невыполненного в срок налогового обязательства и мер принудительного взыскания налоговой задолженности;
Продлить до 1 июля 2024 года сроки исполнения уведомлений об устранении нарушений, выявленных органами государственных доходов по результатам камерального контроля, наступающие в период с 1 марта по 30 июня 2024 года;
Приостановить до 1 июля 2024 года:
Назначение налоговых проверок (комплексных, тематических, встречных, хронометражных обследований);
Течение срока проведения проверок, осуществляемых органами государственных доходов;
Не начислять пеню по неисполненным в срок налоговым обязательствам за период с 1 марта 2024 года до 1 июля 2024 года.
Установить, что срок приостановления налоговых проверок, предусмотренный подпунктом 5) пункта 1 приказа не включается в срок проведения такой проверки, а также в срок исковой давности в части начисления или пересмотра исчисленной, начисленной суммы налогов и платежей в бюджет органами государственных доходов.
Приказ вводится в действие со дня его первого официального опубликования (с 18 апреля 2024 г.) и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 марта 2024 года.
Изменения вносятся следующими нормативными правовыми актами:
Приказ Министра финансов Республики Казахстан от 17 апреля 2024 года № 219.
Внесены изменения и дополнения в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения прав женщин и безопасности детей
Актуальность вопроса домашнего насилия ежегодно возрастает во многих странах мира. Оно является одной из главных проблем общественного здоровья, которая охватывает все страны и города. Являясь интернациональным аспектом, насилие в семье затрагивает практически все социально-экономические слои общества, наносит неоспоримый вред здоровью людей, часто приводит к смерти и нелегко выявляется. Кроме того, в последние годы данная проблема усугубляется большинством условий современной жизни.
В некоторых странах количество жертв домашнего насилия в настоящее время сравнимо с эпидемией. Способствуют ему такие факторы, как нетрудоустроенность, алкогольная зависимость, стресс, беспокойство, которые, в свою очередь, могут возникать из-за природных катастроф, экономического кризиса, пандемии с сопровождающей ее изоляцией. Чаще всего наблюдается физическое, сексуальное, эмоциональное насилие или их комбинации, и пострадавшими в большинстве являются женщины и дети.
Проблема домашнего насилия актуальна не только в Казахстане, но и за рубежом. Общество и государство обеспокоено фактами насилия, поэтому для жертв насилия создаются условия для сообщения об этих фактах, получения психологической и иной помощи.
В Послании народу Казахстана «Экономический курс Справедливого Казахстана» 1 сентября 2023 года Глава государства Касым-Жомарт Токаев потребовал ужесточить наказание за любые формы насилия в отношении несовершеннолетних. Президент также отметил о необходимости институционального усиления в образовательных учреждениях службы психологической поддержки, организовать единый телефон доверия и разработать действенную программу помощи жертвам насилия и буллинга.
Целью Закона является дальнейшее совершенствование правовых, экономических, социальных, институциональных и организационных основ государственной политики по вопросам защиты семьи и обеспечения безопасности детей.
Закон предусматривает следующие основные положения:
• определение уполномоченного органа в сфере государственной семейной политики в Кодексе Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье» (центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию по формированию государственной семейной политики);
Кроме того, Законом определен контакт-центр «111» по вопросам семьи, защиты прав женщин и детей (далее - контакт-центр «111») - юридическое лицо, определенное уполномоченным органом в сфере информатизации, выполняющее функции информационно-справочной, организационной, психологической службы по вопросам семьи, защиты прав женщин и детей. Контакт-центр «111» оказывает информационно-справочную консультацию, организационную, психологическую помощь по вопросам семьи, защиты прав женщин и детей, информирует центральные государственные органы, местные исполнительные органы по поступившим обращениям и предоставляет информацию гражданам о статусах исполнения обращений.
Так, в Соединенных Штатах Америки для того, чтобы дать жертвам насилия возможность сообщить об этом действует телефонная горячая линия 1-800-621-НОРЕ. Она работает 24 часа в сутки, а диспетчеры говорят на десяти разных языках. Звонки принимают опытные психологи, главная задача которых - выслушать обратившегося и дать совет. Аналогичные телефонные линии горячей помощи есть и в России. Сегодня, позвонив по номеру 8 800 7000 600 из любого региона страны, можно получить квалифицированную помощь психологов, информационную поддержку и справочную информацию. Таким образом, создание контакт-центра продиктовано с учетом положительного международного опыта.
• установление обязанности работодателя предоставлять отпуск без сохранения заработной платы на период нахождения работника в организациях, предоставляющих специальные социальные услуги потерпевшим от бытового насилия Согласно изменениям в Трудовой кодекс Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года, работодатель обязан работнику на период нахождения в организациях, предоставляющих специальные социальные услуги потерпевшим от бытового насилия, предоставить отпуск без сохранения заработной платы, но не более тридцати календарных дней. Отпуск без сохранения заработной платы предоставляется на основании письменного уведомления работника с указанием его продолжительности и представлением копии договора о предоставлении специальных социальных услуг;
• расширение функций председателя объединения собственников имущества и доверенного лица простого товарищества многоквартирного дома по обеспечению комплекса мероприятий, направленных на создание безопасных условий проживания собственников квартир на объекте кондоминиума (изменения в Закон Республики Казахстан от 16 апреля 1997 года «О жилищных отношениях»);
• наделение компетенцией местных исполнительных органов по созданию центров поддержки семьи и мобильных групп раннего выявления лиц (семей), находящихся в трудной жизненной ситуации;
• введение в Законе Республики Казахстан «О правах ребенка в РК» понятия регионального уполномоченного по правам ребенка области, города республиканского значения, столицы и закрепление его полномочий (представитель Уполномоченного по правам ребенка в Республике Казахстан, осуществляющий свою деятельность на общественных началах, на которого возлагаются функции по обеспечению основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановлению их нарушенных прав и свобод во взаимодействии с государственными и общественными институтами на соответствующей административно-территориальной единице);
• исключение возможности примирения по преступлениям, связанным с насилием в отношении несовершеннолетних, за исключением случая совершения такого преступления лицом, не достигшим совершеннолетия;
• криминализация побоев и умышленного причинения легкого вреда здоровью путем переноса составов из Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях в Уголовный кодекс Республики Казахстан (далее - УК РК);
• введение института особых требований в УК РК к поведению лица, совершившего уголовное правонарушение;
• введение ответственности за приставание сексуального характера к несовершеннолетним путем включения новой статьи 121-1 в УК РК (совершение непристойных действий сексуального характера в отношении лица, заведомо не достигшего шестнадцатилетнего возраста, сопряженных с предложениями, в том числе с использованием сетей телекоммуникаций, включая сеть Интернет, или прикосновениями сексуального характера);
• введение ответственности за пропаганду самоубийства путем дополнения УК РК новой статьей 313-1 (пропаганда самоубийства, то есть умышленное распространение в любой форме информации в целях возбуждения у неограниченного круга лиц решимости совершить самоубийство, при отсутствии признаков уголовных правонарушений, предусмотренных статьей 105 УК РК);
предусматривается усиление наказания за:
• доведение до самоубийства в отношении несовершеннолетнего (в раннее действующих нормах УК РК было лишение свободы на срок от трех до восьми лет, законом установлен срок от пяти до девяти лет);
• умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (исключаются санкции в виде ограничения свободы и оставляется лишение свободы на срок от трех до восьми лет);
• умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (исключаются санкции в виде ограничения свободы и оставляется лишение свободы на срок до трех лет);
• истязание (было: ограничение свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок, сейчас: лишение свободы на срок до трех лет);
• изнасилование (в отношении малолетней было: на 20 лет, либо пожизненное, Законом определено только пожизненное);
• похищение и незаконное лишение свободы несовершеннолетних (дополнено квалифицирующим признаком: «совершены в отношении заведомо несовершеннолетнего»).
Согласно изменениям в Закон Республики Казахстан от 4 декабря 2009 года «О профилактике бытового насилия», при выявлении угрозы или фактов бытового насилия уполномоченные государственные органы и организации по оказанию помощи принимают меры индивидуальной профилактики правонарушений в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Республики Казахстан.
Основанием для принятия мер индивидуальной профилактики бытового насилия являются также сообщения о фактах насилия в средствах массовой информации, а также на онлайн-платформах.
Закон Республики Казахстан от 4 июля 2003 года «Об автомобильном транспорте» дополнен нормой о том, что запрещается принудительная высадка из общественного транспорта лица, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, следующего без сопровождения родителей и (или) его законного представителя.
В целом Закон направлен на укрепление нормативно-правовой базы по защите прав женщин и обеспечению безопасности детей, усиление мер уголовной ответственности за деяния, направленные против жизни и здоровья указанных категорий лиц, а также установление комплекса профилактических и регулятивных механизмов для предотвращения возможности совершения подобных правонарушений в будущем.
Изменения вносятся следующими нормативными правовыми актами:
Закон Республики Казахстан от 15 апреля 2024 года № 72-VIII «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения прав женщин и безопасности детей»
Закон вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования (с 16 июня 2024 г.), за исключением абзаца второго подпункта 1), абзаца второго подпункта 2) пункта 7, подпункта 2) пункта 13, пункта 15 статьи 1, которые вводятся в действие с 1 января 2025 года.
Внесены поправки в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях по вопросам обеспечения прав женщин и безопасности детей
В частности, Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях (далее - Кодекс) дополнен статьей 127-2 травля (буллинг, кибербуллинг) несовершеннолетнего.
Влечет предупреждение или штраф в размере десяти месячных расчетных показателей.
Действие, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания, - влечет штраф в размере тридцати месячных расчетных показателей.
Действие, совершенное несовершеннолетним лицом в возрасте от двенадцати до шестнадцати лет, -
влечет предупреждение или штраф на родителей или лиц, их заменяющих, в размере десяти месячных расчетных показателей.
Напомним, что согласно понятийному аппарату Закона Республики Казахстан от 8 августа 2002 года № 345-II «О правах ребенка в Республике Казахстан, травля (буллинг) ребенка - систематические (два и более раза) действия унизительного характера, преследование и (или) запугивание, в том числе направленные на принуждение к совершению или отказу от совершения какого-либо действия, а равно те же действия, совершенные публично или с использованием средств массовой информации и (или) сетей телекоммуникаций, и (или) онлайн-платформ (кибербуллинг).
Кроме этого, статья 593 дополнена частью 1-1 следующего содержания:
Принудительная высадка из общественного транспорта лица, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, следующего без сопровождения родителей и (или) его законного представителя, -
влечет штраф в размере пяти месячных расчетных показателей.
Напомним, что Закон Республики Казахстан от 4 июля 2003 года «Об автомобильном транспорте» дополнен нормой о том, что запрещается принудительная высадка из общественного транспорта лица, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, следующего без сопровождения родителей и (или) его законного представителя.
Справочно: 1 МРП с 1 января 2024 года - 3 692 тенге (установлен Законом Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2024-2026 годы» от 5 декабря 2023 года № 43-VIII).
Изменения вносятся следующими нормативными правовыми актами:
Закон Республики Казахстан от 15 апреля 2024 года № 73-VIII «О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях по вопросам обеспечения прав женщин и безопасности детей»
Закон вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования (с 16 июня 2024 г.).