Изменения в законодательстве, вступающие в силу с 09 по 15 июня 2025 года

Изменения в законодательстве, вступающие в силу с 09 по 15 июня 2025 года

09.06.2025 13:13
31
Содержание:

Вводится в действие Водный кодекс в новой редакции

Целями водного законодательства Республики Казахстан являются достижение и поддержание экологически безопасного и экономически оптимального уровня водопользования и охраны водного фонда, водоснабжения и водоотведения для сохранения и улучшения жизненных условий населения и окружающей среды.

В новом кодексе вводится понятие «водная безопасность», которое охватывает защиту граждан и экономики от дефицита воды и загрязнения водных объектов, а также защиты интересов Республики Казахстан в области охраны и использования трансграничных водных объектов. Для предотвращения истощения водных объектов вводится понятие «экологический сток» – минимально допустимый уровень воды для поддержания экосистем рек, озер и морей.

Расширены требования по охране водных объектов. В частности, запрещается строительство глухих плотин на малых реках. Предусмотрен особый режим охраны водно-болотных угодий и ледников.

Кодексом предусмотрено четкое разграничение полномочий государственных и местных исполнительных органов в области борьбы с паводками и засухами. Так, Министерство водных ресурсов и ирригации через бассейновые водные инспекции контролирует состояние и режим работы гидротехнических сооружений при пропуске и приеме паводковых вод. Кроме того, ведомство должно обеспечить направление паводковой воды в водоемы.

Министерство чрезвычайных ситуаций осуществляет предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, вызванных наводнениями и паводками. Местные исполнительные органы реализуют мероприятия, направленные на предотвращение и защиту от паводковых и талых вод. Проводят санацию (очистку и углубление) поверхностных водных объектов, создают инженерные системы для защиты населенных пунктов, промышленных объектов, сельскохозяйственных угодий и транспортной инфраструктуры от паводковых и талых вод.

Для обеспечения доступа граждан к информации по водным ресурсам ежегодно будет публиковаться Национальный информационный отчет. Он будет содержать информацию о состоянии, охране и использовании воды в стране.

Для цифровизации водной отрасли предусмотрено создание Национальной информационной системы, работу которой обеспечит созданный в прошлом году Информационно-аналитический центр водных ресурсов.

Включены механизмы стимулирования водосбережения.

В отдельную главу выведен вопрос безопасности гидротехнических сооружений. В ней систематизированы вопросы формирования и ведения реестра гидротехнических сооружений, их эксплуатации, а также проведения многофакторных обследований с разработкой деклараций безопасности. Также предусмотрена разработка регламента безопасности гидротехнических сооружений.

Усилена роль бассейновых советов. Их рекомендации и решения учитываются при разработке Генерального, бассейнового, территориальных и отраслевых планов, программ развития и при определении лимитов водопользования.  Бассейновые инспекции наделяются функциями надзора, в соответствии с которыми будут принимать меры оперативного реагирования. Также, будет вестись государственный контроль за соблюдением местными исполнительными органами возложенных на них функций в области охраны и использования водного фонда.

Также вводятся в действие сопутствующие поправки, которые вносят изменения в ряд кодексов и законов, имеющих отсылочные нормы и нормы, регулирующие связанные правоотношения.

Утверждены Правила установления стоимости исследований и консалтинговых услуг

При установлении стоимости исследований и консалтинговых услуг учитываются прямые и косвенные (административные) расходы, подтвержденные обосновывающими документами (штатное расписание исполнителя, расчеты, копии договоров, не менее 3 (трех) ценовых предложений).

В стоимость исследований и консалтинговых услуг не могут включаться затраты по формированию резервов на возможные убытки, покрытие прочих долгов и убытков прошлых периодов, расходы по информационному продвижению (реклама), спонсорская помощь, штрафы, пени и неустойки, а также расходы на премиальные выплаты, проведение мастер-классов и представительские расходы.

К прямым расходам относятся:

1) заработная плата персонала организаций, непосредственно участвующих в оказании услуги;

2) налоги и другие обязательные платежи в бюджет;

3) налог на добавленную стоимость;

4) виды обязательных страхований;

5) командировочные расходы персонала организаций, осуществляющих исследования и консалтинговые услуги (служебные разъезды внутри страны и (или) за пределы страны);

6) привлечение внешних экспертов;

7) приобретение материалов (расходные материалы, канцелярские товары);

8) транспортные услуги;

9) полиграфические расходы (тиражирование бланочной продукции: анкет, маршрутных листов, карточек, отчетов исследований, тестовых заданий, переплет, подшивка и обработка документов);

10) расходы на аренду помещения;

11) курьерские услуги (рассылка материалов);

12) банковские услуги;

13) информационно-коммуникационные услуги, в том числе услуги связи;

14) переводческие услуги;

К косвенным (административным) расходам относятся:

1) заработная плата административного персонала;

2) налоги и другие обязательные платежи в бюджет;

3) налог на добавленную стоимость;

4) услуги связи;

5) расходы на аренду помещения;

6) виды обязательных страхований.

В целях обеспечения эффективного планирования расходов, административные расходы составляют не более 20 (двадцати) процентов от суммы бюджетных средств на соответствующий финансовый год, выделенных на проведение исследований и консалтинговых услуг.

Приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Утвержден Перечень специфик экономической классификации расходов, в том числе видов расходов, по которым регистрация заключенных гражданско-правовых сделок является обязательной

Не допускается проведение платежей и переводов денег государственных учреждений без зарегистрированной гражданско-правовой сделки по спецификам экономической классификации расходов, по которым регистрация заключенных гражданско-правовых сделок является обязательной.

Перечень специфик экономической классификации расходов, в том числе видов расходов, по которым регистрация заключенных гражданско-правовых сделок является обязательной, определяется центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета.

Способы осуществления платежей и (или) переводов денег при проведении бюджетных операций определяются законодательством Республики Казахстан о платежах и платежных системах, бюджетным законодательством Республики Казахстан или международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.

Порядок осуществления платежей и переводов денег при проведении бюджетных операций определяется центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета.

Приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Сравнительная таблица

Пункт/статья

Редакция до внесения изменений

Новая редакция

Комментарии

Правила заключения, изменения и расторжения соглашений об инвестициях

18

При положительном решении Инвестиционного штаба об одобрении заключения соглашения, уполномоченный орган в течение 3 (трех) рабочих дней вносит в Министерство национальной экономики Республики Казахстан и Министерство финансов Республики Казахстан:

 

1) по проектам соглашений, предусматривающим сокращение поступлений или увеличение расходов республиканского и местных бюджетов и (или) Национального фонда Республики Казахстан, необходимые документы и расчеты в соответствии со статьей 5 Бюджетного кодекса Республики Казахстан;

 

2) по проектам соглашений, не предусматривающим сокращение поступлений или увеличения расходов республиканского и местных бюджетов и (или) Национального фонда Республики Казахстан, письменное обоснование об отсутствии сокращений поступлений или увеличения расходов республиканского и местных бюджетов и (или) Национального фонда Республики Казахстан.

 

Министерство национальной экономики Республики Казахстан по проектам соглашений, предусматривающим сокращение поступлений или увеличение расходов республиканского и местных бюджетов и (или) Национального фонда Республики Казахстан, в течение 20 (двадцати) рабочих дней направляет согласованные документы, указанные в подпункте 1) части первой пункта 18 настоящих Правил, в Министерство финансов Республики Казахстан для вынесения на заседание Республиканской бюджетной комиссии.

 

Министерство финансов Республики Казахстан на основании заключения Министерства национальной экономики Республики Казахстан в течение 5 (пяти) рабочих дней направляет документы на заседание Республиканской бюджетной комиссии.

При положительном решении Инвестиционного штаба об одобрении заключения соглашения, уполномоченный орган в течение 3 (трех) рабочих дней вносит в Министерство национальной экономики Республики Казахстан и Министерство финансов Республики Казахстан:

 

1) по проектам соглашений, предусматривающим сокращение доходов или увеличение расходов республиканского и местных бюджетов и (или) Национального фонда Республики Казахстан, необходимые документы и расчеты в соответствии со статьей 73 Бюджетного кодекса Республики Казахстан;

2) по проектам соглашений, не предусматривающим сокращение доходов или увеличения расходов республиканского и местных бюджетов и (или) Национального фонда Республики Казахстан, письменное обоснование об отсутствии сокращений доходов или увеличения расходов республиканского и местных бюджетов и (или) Национального фонда Республики Казахстан.

 

Министерство национальной экономики Республики Казахстан по проектам соглашений, предусматривающим сокращение доходов или увеличение расходов республиканского и местных бюджетов и (или) Национального фонда Республики Казахстан, в течение 20 (двадцати) рабочих дней направляет согласованные документы, указанные в подпункте 1) части первой пункта 18 настоящих Правил, в Министерство финансов Республики Казахстан для вынесения на заседание Республиканской бюджетной комиссии.

 

Министерство финансов Республики Казахстан на основании заключения Министерства национальной экономики Республики Казахстан в течение 5 (пяти) рабочих дней направляет документы на заседание Республиканской бюджетной комиссии

Редакционная поправка. Изменена отсылочная норма

19

При положительном заключении Республиканской бюджетной комиссии или при отсутствии сокращений поступлений или увеличения расходов республиканского и местных бюджетов и (или) Национального фонда Республики Казахстан по проектам соглашений, уполномоченный орган в установленном порядке направляет проект постановления Правительства Республики Казахстан о подписании соглашения на согласование в заинтересованные государственные органы и (или) организации в течение 5 (пяти) рабочих дней.

 

Проект соглашения разрабатывается уполномоченным органом с учетом положений типовой формы, установленной согласно приложению 4 к настоящим Правилам.

 

При отрицательном заключении Республиканской бюджетной комиссии, уполномоченный орган в установленном порядке уведомляет об этом заявителя, в том числе посредством средств электронной связи, в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил.

При положительном заключении Республиканской бюджетной комиссии или при отсутствии сокращений доходов или увеличения расходов республиканского и местных бюджетов и (или) Национального фонда Республики Казахстан по проектам соглашений, уполномоченный орган в установленном порядке направляет проект постановления Правительства Республики Казахстан о подписании соглашения на согласование в заинтересованные государственные органы и (или) организации в течение 5 (пяти) рабочих дней.

Исключены условия о порядке составления соглашения и о его судьбе при отрицательном заключении комиссии.  

Также внесены изменения в Приложение №4 к Правилам.

Вам также может быть интересно: