Изменения в законодательстве, вступающие в силу с 09 по 15 июня 2025 года
Вводится в действие Водный кодекс в новой редакции
Целями водного законодательства Республики Казахстан являются достижение и поддержание экологически безопасного и экономически оптимального уровня водопользования и охраны водного фонда, водоснабжения и водоотведения для сохранения и улучшения жизненных условий населения и окружающей среды.
В новом кодексе вводится понятие «водная безопасность», которое охватывает защиту граждан и экономики от дефицита воды и загрязнения водных объектов, а также защиты интересов Республики Казахстан в области охраны и использования трансграничных водных объектов. Для предотвращения истощения водных объектов вводится понятие «экологический сток» – минимально допустимый уровень воды для поддержания экосистем рек, озер и морей.
Расширены требования по охране водных объектов. В частности, запрещается строительство глухих плотин на малых реках. Предусмотрен особый режим охраны водно-болотных угодий и ледников.
Кодексом предусмотрено четкое разграничение полномочий государственных и местных исполнительных органов в области борьбы с паводками и засухами. Так, Министерство водных ресурсов и ирригации через бассейновые водные инспекции контролирует состояние и режим работы гидротехнических сооружений при пропуске и приеме паводковых вод. Кроме того, ведомство должно обеспечить направление паводковой воды в водоемы.
Министерство чрезвычайных ситуаций осуществляет предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, вызванных наводнениями и паводками. Местные исполнительные органы реализуют мероприятия, направленные на предотвращение и защиту от паводковых и талых вод. Проводят санацию (очистку и углубление) поверхностных водных объектов, создают инженерные системы для защиты населенных пунктов, промышленных объектов, сельскохозяйственных угодий и транспортной инфраструктуры от паводковых и талых вод.
Для обеспечения доступа граждан к информации по водным ресурсам ежегодно будет публиковаться Национальный информационный отчет. Он будет содержать информацию о состоянии, охране и использовании воды в стране.
Для цифровизации водной отрасли предусмотрено создание Национальной информационной системы, работу которой обеспечит созданный в прошлом году Информационно-аналитический центр водных ресурсов.
Включены механизмы стимулирования водосбережения.
В отдельную главу выведен вопрос безопасности гидротехнических сооружений. В ней систематизированы вопросы формирования и ведения реестра гидротехнических сооружений, их эксплуатации, а также проведения многофакторных обследований с разработкой деклараций безопасности. Также предусмотрена разработка регламента безопасности гидротехнических сооружений.
Усилена роль бассейновых советов. Их рекомендации и решения учитываются при разработке Генерального, бассейнового, территориальных и отраслевых планов, программ развития и при определении лимитов водопользования. Бассейновые инспекции наделяются функциями надзора, в соответствии с которыми будут принимать меры оперативного реагирования. Также, будет вестись государственный контроль за соблюдением местными исполнительными органами возложенных на них функций в области охраны и использования водного фонда.
Также вводятся в действие сопутствующие поправки, которые вносят изменения в ряд кодексов и законов, имеющих отсылочные нормы и нормы, регулирующие связанные правоотношения.
Утверждены Правила установления стоимости исследований и консалтинговых услуг
При установлении стоимости исследований и консалтинговых услуг учитываются прямые и косвенные (административные) расходы, подтвержденные обосновывающими документами (штатное расписание исполнителя, расчеты, копии договоров, не менее 3 (трех) ценовых предложений).
В стоимость исследований и консалтинговых услуг не могут включаться затраты по формированию резервов на возможные убытки, покрытие прочих долгов и убытков прошлых периодов, расходы по информационному продвижению (реклама), спонсорская помощь, штрафы, пени и неустойки, а также расходы на премиальные выплаты, проведение мастер-классов и представительские расходы.
К прямым расходам относятся:
1) заработная плата персонала организаций, непосредственно участвующих в оказании услуги;
2) налоги и другие обязательные платежи в бюджет;
3) налог на добавленную стоимость;
4) виды обязательных страхований;
5) командировочные расходы персонала организаций, осуществляющих исследования и консалтинговые услуги (служебные разъезды внутри страны и (или) за пределы страны);
6) привлечение внешних экспертов;
7) приобретение материалов (расходные материалы, канцелярские товары);
8) транспортные услуги;
9) полиграфические расходы (тиражирование бланочной продукции: анкет, маршрутных листов, карточек, отчетов исследований, тестовых заданий, переплет, подшивка и обработка документов);
10) расходы на аренду помещения;
11) курьерские услуги (рассылка материалов);
12) банковские услуги;
13) информационно-коммуникационные услуги, в том числе услуги связи;
14) переводческие услуги;
К косвенным (административным) расходам относятся:
1) заработная плата административного персонала;
2) налоги и другие обязательные платежи в бюджет;
3) налог на добавленную стоимость;
4) услуги связи;
5) расходы на аренду помещения;
6) виды обязательных страхований.
В целях обеспечения эффективного планирования расходов, административные расходы составляют не более 20 (двадцати) процентов от суммы бюджетных средств на соответствующий финансовый год, выделенных на проведение исследований и консалтинговых услуг.
Приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Утвержден Перечень специфик экономической классификации расходов, в том числе видов расходов, по которым регистрация заключенных гражданско-правовых сделок является обязательной
Не допускается проведение платежей и переводов денег государственных учреждений без зарегистрированной гражданско-правовой сделки по спецификам экономической классификации расходов, по которым регистрация заключенных гражданско-правовых сделок является обязательной.
Перечень специфик экономической классификации расходов, в том числе видов расходов, по которым регистрация заключенных гражданско-правовых сделок является обязательной, определяется центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета.
Способы осуществления платежей и (или) переводов денег при проведении бюджетных операций определяются законодательством Республики Казахстан о платежах и платежных системах, бюджетным законодательством Республики Казахстан или международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.
Порядок осуществления платежей и переводов денег при проведении бюджетных операций определяется центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета.
Приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.
Сравнительная таблица
Пункт/статья |
Редакция до внесения изменений |
Новая редакция |
Комментарии |
Правила заключения, изменения и расторжения соглашений об инвестициях |
|||
18 |
При положительном решении Инвестиционного штаба об одобрении заключения соглашения, уполномоченный орган в течение 3 (трех) рабочих дней вносит в Министерство национальной экономики Республики Казахстан и Министерство финансов Республики Казахстан:
1) по проектам соглашений, предусматривающим сокращение поступлений или увеличение расходов республиканского и местных бюджетов и (или) Национального фонда Республики Казахстан, необходимые документы и расчеты в соответствии со статьей 5 Бюджетного кодекса Республики Казахстан;
2) по проектам соглашений, не предусматривающим сокращение поступлений или увеличения расходов республиканского и местных бюджетов и (или) Национального фонда Республики Казахстан, письменное обоснование об отсутствии сокращений поступлений или увеличения расходов республиканского и местных бюджетов и (или) Национального фонда Республики Казахстан.
Министерство национальной экономики Республики Казахстан по проектам соглашений, предусматривающим сокращение поступлений или увеличение расходов республиканского и местных бюджетов и (или) Национального фонда Республики Казахстан, в течение 20 (двадцати) рабочих дней направляет согласованные документы, указанные в подпункте 1) части первой пункта 18 настоящих Правил, в Министерство финансов Республики Казахстан для вынесения на заседание Республиканской бюджетной комиссии.
Министерство финансов Республики Казахстан на основании заключения Министерства национальной экономики Республики Казахстан в течение 5 (пяти) рабочих дней направляет документы на заседание Республиканской бюджетной комиссии. |
При положительном решении Инвестиционного штаба об одобрении заключения соглашения, уполномоченный орган в течение 3 (трех) рабочих дней вносит в Министерство национальной экономики Республики Казахстан и Министерство финансов Республики Казахстан:
1) по проектам соглашений, предусматривающим сокращение доходов или увеличение расходов республиканского и местных бюджетов и (или) Национального фонда Республики Казахстан, необходимые документы и расчеты в соответствии со статьей 73 Бюджетного кодекса Республики Казахстан; 2) по проектам соглашений, не предусматривающим сокращение доходов или увеличения расходов республиканского и местных бюджетов и (или) Национального фонда Республики Казахстан, письменное обоснование об отсутствии сокращений доходов или увеличения расходов республиканского и местных бюджетов и (или) Национального фонда Республики Казахстан.
Министерство национальной экономики Республики Казахстан по проектам соглашений, предусматривающим сокращение доходов или увеличение расходов республиканского и местных бюджетов и (или) Национального фонда Республики Казахстан, в течение 20 (двадцати) рабочих дней направляет согласованные документы, указанные в подпункте 1) части первой пункта 18 настоящих Правил, в Министерство финансов Республики Казахстан для вынесения на заседание Республиканской бюджетной комиссии.
Министерство финансов Республики Казахстан на основании заключения Министерства национальной экономики Республики Казахстан в течение 5 (пяти) рабочих дней направляет документы на заседание Республиканской бюджетной комиссии |
Редакционная поправка. Изменена отсылочная норма |
19 |
При положительном заключении Республиканской бюджетной комиссии или при отсутствии сокращений поступлений или увеличения расходов республиканского и местных бюджетов и (или) Национального фонда Республики Казахстан по проектам соглашений, уполномоченный орган в установленном порядке направляет проект постановления Правительства Республики Казахстан о подписании соглашения на согласование в заинтересованные государственные органы и (или) организации в течение 5 (пяти) рабочих дней.
Проект соглашения разрабатывается уполномоченным органом с учетом положений типовой формы, установленной согласно приложению 4 к настоящим Правилам.
При отрицательном заключении Республиканской бюджетной комиссии, уполномоченный орган в установленном порядке уведомляет об этом заявителя, в том числе посредством средств электронной связи, в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил. |
При положительном заключении Республиканской бюджетной комиссии или при отсутствии сокращений доходов или увеличения расходов республиканского и местных бюджетов и (или) Национального фонда Республики Казахстан по проектам соглашений, уполномоченный орган в установленном порядке направляет проект постановления Правительства Республики Казахстан о подписании соглашения на согласование в заинтересованные государственные органы и (или) организации в течение 5 (пяти) рабочих дней. |
Исключены условия о порядке составления соглашения и о его судьбе при отрицательном заключении комиссии. |
Также внесены изменения в Приложение №4 к Правилам. |
-
На этой неделе вступает в силу ряд изменений в нормативно-правовые акты Республики Казахстан. В частности, поправки затронули некоторые вопросы в области государственных закупок и инвестирования. Вводится в действие новая редакция Водного кодекса РК.
-
На этой неделе вступает в силу ряд изменений в нормативно-правовые акты Республики Казахстан. В частности, поправки затронули некоторые вопросы в области бухучета и финансовой отчетности, правила камерального контроля, а также сферу инвестиций и инноваций.
-
На этой неделе принят ряд изменений в нормативные правовые акты Республики Казахстан. В частности, изменения внесены по вопросам определения страны происхождения товаров, деятельности операторов технического осмотра, отчетов о результатах лабораторных исследований по предельно допустимому содержанию никотина в табачных изделиях, сроков перехода на цифровое эфирное телерадиовещание, национального превентивного механизма.
-
На этой неделе вступает в силу ряд изменений в нормативно-правовые акты Республики Казахстан. В частности, поправки затронули некоторые вопросы в области промышленной и пожарной безопасности, приоритетные виды деятельности в специальных экономических зонах, а также порядок оформления приглашений для иностранцев.
-
На этой неделе принят ряд изменений в нормативные правовые акты Республики Казахстан. В частности, изменения коснулись ставок акцизов на бензин и другие виды топлива, формирования тарифов на услуги подачи воды, типовой формы технических условий на подключение к инженерным сетям, выдачи ходатайства на получение инвесторской визы, выдачи лицензии для занятия деятельностью по распространению теле-, радиоканалов.
-
На этой неделе вступает в силу ряд изменений в нормативно-правовые акты Республики Казахстан. В частности, поправки затронули некоторые вопросы в области сбора и обработки персональных данных, экологическое законодательство, а также вопросы закупок при наличии международных соглашений.
-
На этой неделе принят ряд изменений в нормативные правовые акты Республики Казахстан. В частности, изложен в новой редакции перечень отдельных видов товаров, работ, услуг, закупаемых у общественных объединений лиц с инвалидностью; изменены правила использования единовременных пенсионных выплат на лечение; внесены поправки в классификацию (таксономию) «зеленых» проектов, подлежащих финансированию через «зеленые» облигации и «зеленые» кредиты; в правила возмещения вреда (ущерба), причиненного пострадавшим, вследствие ЧС природного характера, внесены изменения.
-
На этой неделе вступает в силу ряд изменений в нормативно-правовые акты Республики Казахстан. В частности, поправки затронули некоторые вопросы в области вывоза металла за пределы РК, ветеринарный контроль, а также сферу предоставления земельных участков под инвестиционные проекты.
-
На этой неделе принят ряд изменений в нормативные правовые акты Республики Казахстан. В частности, утверждены: Концепция по продвижению в обществе идеологии закона и порядка на 2025 - 2030 годы; опубликован Водный кодекс РК; утверждены Правила деятельности журналиста (представителя СМИ), присутствующего на мирных собраниях, формы отличительных знаков; госреестр селекционных достижений, рекомендуемых к использованию в РК, изложен в новой редакции; изменены меры государственной поддержки частного предпринимательства.
-
На этой неделе вступает в силу ряд изменений в нормативно-правовые акты Республики Казахстан. В частности, поправки затронули некоторые вопросы в области привлечения иностранной рабочей силы (отложенная норма), а также требования к интернет-ресурсам, инспекции медицинских изделий и безопасности зданий и строительных материалов.