Изменения в законодательстве, вступающие в силу c 29 мая по 04 июня 2023 года

Изменения в законодательстве, вступающие в силу c 29 мая по 04 июня 2023 года

29.05.2023 09:27
705
Содержание:

Внесены изменения в Критерии  оценки степени риска и проверочных листов в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности для организаций публичного интереса, за исключением финансовых организаций, деятельности аккредитованных профессиональных организаций бухгалтеров и аккредитованных организаций по профессиональной сертификации бухгалтеров

В соответствии со статьей 141 и статьей 143 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан (далее – Кодекс) внесены изменения Совместным приказом Заместителя Премьер-Министра - Министра финансов Республики Казахстан от 17 мая 2023 года № 512 и Министра национальной экономики от 17 мая 2023 года № 71, зарегистрированного в Министерстве юстиции Республики Казахстан 19 мая 2023 года № 32531 в «Критерии оценки степени риска и проверочных листов в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности для организаций публичного интереса, за исключением финансовых организаций, деятельности аккредитованных профессиональных организаций бухгалтеров и аккредитованных организаций по профессиональной сертификации бухгалтеров» (далее – Критерии).

Согласно Главе 2 Критериев: для целей управления рисками при осуществлении профилактического контроля с посещением субъекта (объекта) контроля и (или) проверки на соответствие требованиям, критерии оценки степени риска для проведения проверки на соответствие требованиям и профилактического контроля субъектов (объектов) контроля в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности формируются посредством определения объективных и субъективных критериев, которые осуществляются поэтапно (Мультикритериальный анализ решений).

На первом этапе субъектов (объектов) контроля по объективным критериям относят к одной из следующих степеней риска (далее – степени риска):

1) высокий риск;

2) средний риск.

Для субъектов (объектов) контроля, отнесенных к высокой и средней степени риска по объективным критериям, проводятся проверка на соответствие требованиям, профилактический контроль с посещением субъекта (объекта) контроля, и внеплановая проверка.

На втором этапе субъектов (объектов) контроля по субъективным критериям относят к одной из следующих степеней риска:

1) высокий риск;

2) средний риск.

По показателям степени риска по субъективным критериям субъект (объект) контроля относится:

1) к высокой степени риска – при показателе степени риска от 71 до 100 включительно; 2) к средней степени риска – при показателе степени риска от 31 до 70 включительно.

В зависимости от возможного риска и значимости проблемы, единичности или системности нарушения, анализа принятых ранее решений по каждому источнику информации требования, предъявляемые к деятельности субъектов (объектов) контроля, соответствуют степени нарушения – грубое, значительное и незначительное. При формировании субъективных критериев степень нарушения (грубое, значительное, незначительное) присваивается в соответствии с установленными определениями грубых, значительных и незначительных нарушений в соответствии с субъективными критериями для проведения профилактического контроля согласно приложению 1 к Критериям и в соответствии с субъективными критериями для проведения проверки на соответствие требованиям согласно приложению 2 к Критериям.

Критерии содержат следующие приложения:

-степени нарушений требований нормативных правовых актов для проведения профилактического контроля;

-степени нарушений требований нормативных правовых актов для проведения проверки на соответствие требованиям;

-перечень субъективных критериев для определения степени риска по субъективным критериям;

-перечень субъективных критериев для определения степени риска по субъективным критериям;

-форма «Проверочного листа».

Изменения вносятся следующими нормативно-правовыми актами:

-совместный приказ Заместителя Премьер-Министра - Министра финансов Республики Казахстан от 17 мая 2023 года № 512 и Министра национальной экономики от 17 мая 2023 года № 71. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 19 мая 2023 года № 32531.

Сравнительная таблица


О внесении изменений и дополнения в приказ Министра финансов Республики Казахстан от 31 марта 2015 года № 241 "Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета"

Редакция до внесения

Редакция после внесения

Комментарий

пункт 34

34. Для оформления передачи, продажи активов применяются акты приемки

– передачи, формы которых утверждены Приказом 562. Акт составляется в двух

экземплярах и подписывается обеими сторонами на каждый отдельный объект

или компонент объекта. Оформленный акт с приложенной документацией

передается в бухгалтерскую службу, подписывается главным бухгалтером и

утверждается руководством субъекта.

34. Для оформления передачи активов применяются акты приемки – передачи,

формы которых утверждены Приказом 562. Акт составляется в двух экземплярах и

подписывается обеими сторонами на каждый отдельный объект или компонент объекта.

 Оформленный акт с приложенной документацией передается в бухгалтерскую

службу, подписывается главным бухгалтером и утверждается руководством субъекта.

 При реализации активов в качестве запасов применяется накладная на отпуск

запасов на сторону, форма которой утверждена Приказом 562.

Изложен в следующей редакции:

34. Для оформления передачи активов применяются акты приемки – передачи,

формы которых утверждены Приказом 562. Акт составляется в двух экземплярах и

подписывается обеими сторонами на каждый отдельный объект или компонент объекта.

Оформленный акт с приложенной документацией передается в бухгалтерскую

службу, подписывается главным бухгалтером и утверждается руководством субъекта.

 При реализации активов в качестве запасов применяется накладная на отпуск

запасов на сторону, форма которой утверждена Приказом 562.

пункт 37

37. Прием наличных денег в кассу субъекта производится по приходному

кассовому ордеру, форма которого утверждена Приказом 562 (далее –

приходный ордер), подписанному главным бухгалтером или лицом на то

уполномоченным руководством субъекта.

 При приеме наличных денег выдается квитанция за подписями главного

бухгалтера или лица на то уполномоченного руководством субъекта и кассира и

скрепляется печатью этой организации (при ее наличии).

37. Прием наличных денег в кассу субъекта производится по приходному

кассовому ордеру, форма которого утверждена Приказом 562 (далее – приходный

ордер), подписанному главным бухгалтером или лицом на то уполномоченным

руководством субъекта.

 При приеме наличных денег выдается квитанция за подписями главного бухгалтера

или лица на то уполномоченного руководством субъекта и кассира и скрепляется

печатью этой организации (при ее наличии).

 При использовании контрольно-кассовой машины вместо квитанции выдается чек

контрольно-кассовой машины.

Изложен в следующей редакции:

37. Прием наличных денег в кассу субъекта производится по приходному

кассовому ордеру, форма которого утверждена Приказом 562 (далее – приходный

ордер), подписанному главным бухгалтером или лицом на то уполномоченным

руководством субъекта.

 При приеме наличных денег выдается квитанция за подписями главного бухгалтера

или лица на то уполномоченного руководством субъекта и кассира и скрепляется

печатью этой организации (при ее наличии).

 При использовании контрольно-кассовой машины вместо квитанции выдается чек

контрольно-кассовой машины.

пункт 59

59. Подотчетные суммы выдаются работникам субъекта, а также работникам

направляющей стороны.

 Учет подотчетных сумм ведется в разрезе каждого работника, работника

направляющей стороны. Учет наличных денежных средств, выданных в подотчет

, регламентируется учетной политикой субъекта, при этом в зависимости от

назначения устанавливаются сроки предоставления авансового отчета

подотчетного лица, возврата наличных денежных средств.

 Авансовый отчет, форма которого утверждена Приказом 562, подписывается

руководством субъекта и сдается в бухгалтерскую службу. Бухгалтерская служба

обеспечивает своевременность сдачи авансового отчета и оставшихся в

подотчете наличных денежных средств.

59. Подотчетные суммы выдаются работникам субъекта, а также работникам

направляющей стороны.

 Учет подотчетных сумм ведется в разрезе каждого работника, работника

направляющей стороны. Учет наличных денежных средств, выданных в подотчет,

регламентируется учетной политикой субъекта, при этом в зависимости от назначения

устанавливаются сроки предоставления авансового отчета подотчетного лица, возврата

наличных денежных средств.

 Авансовый отчет, форма которого утверждена Приказом 562, подписывается

руководством субъекта и сдается в бухгалтерскую службу. Руководство субъекта и

бухгалтерская служба обеспечивает своевременность сдачи авансового отчета и

оставшихся в подотчете наличных денежных средств.

Изложен в следующей редакции:

59. Подотчетные суммы выдаются работникам субъекта, а также работникам

направляющей стороны.

 Учет подотчетных сумм ведется в разрезе каждого работника, работника

направляющей стороны. Учет наличных денежных средств, выданных в подотчет,

регламентируется учетной политикой субъекта, при этом в зависимости от назначения

устанавливаются сроки предоставления авансового отчета подотчетного лица, возврата

наличных денежных средств.

 Авансовый отчет, форма которого утверждена Приказом 562, подписывается

руководством субъекта и сдается в бухгалтерскую службу. Руководство субъекта и

бухгалтерская служба обеспечивает своевременность сдачи авансового отчета и

оставшихся в подотчете наличных денежных средств.

пункт 71-1

Отсутствует

71-1. Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы допущен

только в виде исключения за один и тот же проверяемый период у одного и того же

проверяемого лица, в отношении запасов одного и того же наименования и в

тождественных количествах.

 О допущенной пересортице материально ответственные лица представляют

подробные объяснения комиссии.

Изложен в следующей редакции:

71-1. Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы допущен

только в виде исключения за один и тот же проверяемый период у одного и того же

проверяемого лица, в отношении запасов одного и того же наименования и в

тождественных количествах.

 О допущенной пересортице материально ответственные лица представляют

подробные объяснения комиссии.

пункт 75-1

75-1. Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы

допущен только в виде исключения за один и тот же проверяемый период у

одного и того же проверяемого лица, в отношении запасов одного и того же

наименования и в тождественных количествах.

О допущенной пересортице материально ответственные лица представляют

подробные объяснения комиссии.

Исключить

Исключить

Изменения вносятся следующими нормативно-правовыми актами:

-приказ и.о. Министра финансов Республики Казахстан от 15 мая 2023 года № 507. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 17 мая 2023 года № 32501.

О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2019 года № 1060 "О некоторых мерах государственной поддержки частного предпринимательства"

 Правила субсидирования части ставки вознаграждения в рамках национального проекта по развитию предпринимательства

на 2021 – 2025 годы

подпункт 15-1 пункт 3

Отсутствует

15-1) многофункциональные здания (комплексы) – единая архитектурная группа

или отдельно стоящие здания, предназначенные для размещения трех и более объектов

различного назначения (двух с наличием помещений или площадок для пребывания

детей), выполняющих основные функции, объединенные системой инженерных,

социальных, функциональных взаимосвязей, отвечающих современным

социально-культурным, технологическим, градостроительным и архитектурным

требованиям;

Добавлен подпункт 15-1 пункта 3:

15-1) многофункциональные здания (комплексы) – единая архитектурная группа

или отдельно стоящие здания, предназначенные для размещения трех и более объектов

различного назначения (двух с наличием помещений или площадок для пребывания

детей), выполняющих основные функции, объединенные системой инженерных,

социальных, функциональных взаимосвязей, отвечающих современным

социально-культурным, технологическим, градостроительным и архитектурным

требованиям;

пункт 16-1

Отсутствует

16-1. Допускается субсидирование по проектам строительства, расширения

торговых центров, торговых объектов современного формата и многофункциональных

комплексов в торговой деятельности (за исключением торгово-развлекательных

центров) с площадью не менее 1000 (одна тысяча) квадратных метров, реализуемым

предпринимателями в соответствии со следующими отраслями:

ОКЭД 47.11 "Розничная торговля в неспециализированных магазинах

преимущественно продуктами питания, напитками и табачными изделиями";

 ОКЭД 68.20.1 "Аренда и управление собственной недвижимостью", за

исключением проектов в столице, городах республиканского значения.

По проектам, соответствующим условиям настоящего пункта, допускается:

приобретение торгового оборудования;

реализация в рамках одного бизнес-проекта, сумма которого не превышает 3 (три)

млрд тенге, двух или более объектов, расположенных в одном регионе. При этом не

допускается финансирование двух и более проектов как одного объекта (являются

единым зданием/сооружением/объектом, неразрывно связанным физически или

технологически).

 Обязательными условиями для торговых центров/торговых объектов современного

формата/многофункциональных комплексов в торговой деятельности являются:

 наличие на территории объекта торговых мест для реализации продовольственных

и непродовольственных товаров с маркировкой "Сделано в Казахстане";

 реализация на территории объекта продовольственных товаров, в том числе

социально значимых продовольственных товаров.

Добавлен пункт 16-1:

16-1. Допускается субсидирование по проектам строительства, расширения

торговых центров, торговых объектов современного формата и многофункциональных

комплексов в торговой деятельности (за исключением торгово-развлекательных

центров) с площадью не менее 1000 (одна тысяча) квадратных метров, реализуемым

предпринимателями в соответствии со следующими отраслями:

ОКЭД 47.11 "Розничная торговля в неспециализированных магазинах

преимущественно продуктами питания, напитками и табачными изделиями";

 ОКЭД 68.20.1 "Аренда и управление собственной недвижимостью", за

исключением проектов в столице, городах республиканского значения.

По проектам, соответствующим условиям настоящего пункта, допускается:

приобретение торгового оборудования;

реализация в рамках одного бизнес-проекта, сумма которого не превышает 3 (три)

млрд тенге, двух или более объектов, расположенных в одном регионе. При этом не

допускается финансирование двух и более проектов как одного объекта (являются

единым зданием/сооружением/объектом, неразрывно связанным физически или

технологически).

 Обязательными условиями для торговых центров/торговых объектов современного

формата/многофункциональных комплексов в торговой деятельности являются:

 наличие на территории объекта торговых мест для реализации продовольственных

и непродовольственных товаров с маркировкой "Сделано в Казахстане";

 реализация на территории объекта продовольственных товаров, в том числе

социально значимых продовольственных товаров.

пункт 49-1

Отсутствует

49-1. При кредитовании проектов по строительству и (или) реконструкции и

оснащению оборудованием новых гостиниц категории "3", "4" и "5" звезд, реализуемых

в областных центрах и использующих франшизы в сфере гостиничного бизнеса

международных гостиничных сетей, имеющих не менее 1000 (одна тысяча)

гостиничных объектов в десяти и более странах мира, в рамках ОКЭД 5510 (предоставление услуг гостиницами и аналогичными местами для проживания)

максимальная сумма кредита/финансового лизинга составляет не более 5 (пять) млрд

тенге со сроком не более 7 (семь) лет без права пролонгации срока субсидирования.

Данное условие не распространяется на проекты, предусмотренные ОКЭД 5510 (предоставление услуг гостиницами и аналогичными местами для проживания), 5520 (предоставление жилья на выходные дни и прочие периоды краткосрочного проживания), 5530 (предоставление услуг кемпингами, стоянками для автофургонов и

автоприцепов для жилья) перечня отраслей экономики по горнодобывающей

промышленности и услугам согласно приложению 4 к настоящим Правилам

субсидирования.

Добавлен пункт 49-1:

49-1. При кредитовании проектов по строительству и (или) реконструкции и

оснащению оборудованием новых гостиниц категории "3", "4" и "5" звезд, реализуемых

в областных центрах и использующих франшизы в сфере гостиничного бизнеса

международных гостиничных сетей, имеющих не менее 1000 (одна тысяча)

гостиничных объектов в десяти и более странах мира, в рамках ОКЭД 5510 (предоставление услуг гостиницами и аналогичными местами для проживания)

максимальная сумма кредита/финансового лизинга составляет не более 5 (пять) млрд

тенге со сроком не более 7 (семь) лет без права пролонгации срока субсидирования.

Данное условие не распространяется на проекты, предусмотренные ОКЭД 5510 (предоставление услуг гостиницами и аналогичными местами для проживания), 5520 (

предоставление жилья на выходные дни и прочие периоды краткосрочного проживания), 5530 (предоставление услуг кемпингами, стоянками для автофургонов и

автоприцепов для жилья) перечня отраслей экономики по горнодобывающей

промышленности и услугам согласно приложению 4 к настоящим Правилам

субсидирования.

подпункт 7 пункт 71

Отсутствует

7) по проектам строительства, расширения торговых центров/торговых объектов

современного формата/многофункциональных комплексов в торговой деятельности

предъявляются следующие требования:

 размещение товаров отечественного производства в соответствии с пунктом 8-1 Правил внутренней торговли, утвержденных приказом исполняющего обязанности

Министра национальной экономики Республики Казахстан от 27 марта 2015 года №

264 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых

актов за № 11148);

 реализация на территории объекта продовольственных товаров, в том числе

социально значимых продовольственных товаров, перечень которых утвержден

постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 марта 2010 года № 145.

Добавлен подпункт 7 пункта 71:

7) по проектам строительства, расширения торговых центров/торговых объектов

современного формата/многофункциональных комплексов в торговой деятельности

предъявляются следующие требования:

 размещение товаров отечественного производства в соответствии с пунктом 8-1

Правил внутренней торговли, утвержденных приказом исполняющего обязанности

Министра национальной экономики Республики Казахстан от 27 марта 2015 года №

264 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых

актов за № 11148);

 реализация на территории объекта продовольственных товаров, в том числе

социально значимых продовольственных товаров, перечень которых утвержден

постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 марта 2010 года № 145.

пункт 75-2

Отсутствует

75-2. В случае принятия положительного решения уполномоченным органом

финансового агентства по проектам строительства, расширения торговых центров/

торговых объектов современного формата/многофункциональных комплексов в

торговой деятельности в решении указываются обязательства предпринимателей по

увеличению уплачиваемых налогов (корпоративный подоходный налог/

индивидуальный подоходный налог), достижению роста фонда оплаты труда с

сохранением рабочих мест или увеличению среднегодовой численности рабочих мест

на основе данных налоговой декларации, в том числе данных по обязательным

пенсионным взносам и (или) социальным отчислениям, на 10 % после 2 (два)

финансовых лет с даты решения уполномоченного органа финансового агентства,

наличию торговых мест для реализации продовольственных и непродовольственных

товаров с маркировкой "Сделано в Казахстане", а также по реализации на территории

объекта продовольственных товаров, в том числе социально значимых

продовольственных товаров.

Добавлен пункт 75-2:

75-2. В случае принятия положительного решения уполномоченным органом

финансового агентства по проектам строительства, расширения торговых центров/

торговых объектов современного формата/многофункциональных комплексов в

торговой деятельности в решении указываются обязательства предпринимателей по

увеличению уплачиваемых налогов (корпоративный подоходный налог/

индивидуальный подоходный налог), достижению роста фонда оплаты труда с

сохранением рабочих мест или увеличению среднегодовой численности рабочих мест

на основе данных налоговой декларации, в том числе данных по обязательным

пенсионным взносам и (или) социальным отчислениям, на 10 % после 2 (два)

финансовых лет с даты решения уполномоченного органа финансового агентства,

наличию торговых мест для реализации продовольственных и непродовольственных

товаров с маркировкой "Сделано в Казахстане", а также по реализации на территории

объекта продовольственных товаров, в том числе социально значимых

продовольственных товаров.

подпункт 14) пункт 129

Отсутствует

14) по проектам строительства, расширения торговых центров/торговых объектов

современного формата/многофункциональных комплексов в торговой деятельности

неисполнения обязательств предпринимателями по увеличению уплачиваемых налогов

(корпоративный подоходный налог/индивидуальный подоходный налог), достижению

роста фонда оплаты труда с сохранением рабочих мест или увеличению среднегодовой

численности рабочих мест на основе данных налоговой декларации, в том числе

данных по обязательным пенсионным взносам и (или) социальным отчислениям, на 10

% после 2 (два) финансовых лет со дня принятия решения уполномоченного органа

финансового агентства, наличию торговых мест для реализации продовольственных и

непродовольственных товаров с маркировкой "Сделано в Казахстане", а также по

реализации на территории объекта продовольственных товаров, в том числе социально

значимых продовольственных товаров.

Добавлен подпункт 14) пункта 129:

14) по проектам строительства, расширения торговых центров/торговых объектов

современного формата/многофункциональных комплексов в торговой деятельности

неисполнения обязательств предпринимателями по увеличению уплачиваемых налогов

(корпоративный подоходный налог/индивидуальный подоходный налог), достижению

роста фонда оплаты труда с сохранением рабочих мест или увеличению среднегодовой

численности рабочих мест на основе данных налоговой декларации, в том числе

данных по обязательным пенсионным взносам и (или) социальным отчислениям, на 10

% после 2 (два) финансовых лет со дня принятия решения уполномоченного органа

финансового агентства, наличию торговых мест для реализации продовольственных и

непродовольственных товаров с маркировкой "Сделано в Казахстане", а также по

реализации на территории объекта продовольственных товаров, в том числе социально

значимых продовольственных товаров.

 Правила гарантирования по кредитам/финансовому лизингу в рамках национального проекта по развитию предпринимательства

на 2021 – 2025 годы

пункт 34

34. Гарантированию подлежат кредиты/финансовый лизинг, выдаваемые банками/лизинговыми компаниями на инвестиции и пополнение оборотных средств (в том числе на возобновляемой основе), в соответствии с перечнями отраслей экономики для гарантирования по кредитам/финансовым лизингам в рамках проектов:

по переработке в агропромышленном комплексе и обрабатывающей промышленности согласно приложению 2 к настоящим Правилам гарантирования;

по производству в агропромышленном комплексе согласно приложению 3 к настоящим Правилам гарантирования;

по горнодобывающей промышленности и услугам согласно приложению 4 к настоящим Правилам гарантирования.

 

34. Гарантированию подлежат кредиты/финансовый лизинг, выдаваемые банками/

лизинговыми компаниями на инвестиции и пополнение оборотных средств (в том

числе на возобновляемой основе), в соответствии с перечнями отраслей экономики для

гарантирования по кредитам/финансовым лизингам в рамках проектов:

по переработке в агропромышленном комплексе и обрабатывающей

промышленности согласно приложению 2 к настоящим Правилам гарантирования;

по производству в агропромышленном комплексе согласно приложению 3 к

настоящим Правилам гарантирования;

по горнодобывающей промышленности и услугам согласно приложению 4 к

настоящим Правилам гарантирования.

 

Изложен в следующей редакции:

34. Гарантированию подлежат кредиты/финансовый лизинг, выдаваемые банками/

лизинговыми компаниями на инвестиции и пополнение оборотных средств (в том

числе на возобновляемой основе), в соответствии с перечнями отраслей экономики для

гарантирования по кредитам/финансовым лизингам в рамках проектов:

по переработке в агропромышленном комплексе и обрабатывающей

промышленности согласно приложению 2 к настоящим Правилам гарантирования;

по производству в агропромышленном комплексе согласно приложению 3 к

настоящим Правилам гарантирования;

по горнодобывающей промышленности и услугам согласно приложению 4 к

настоящим Правилам гарантирования.

 

 

приложение 2, 4 к вышеуказанным Правилам изложено в новой редакции

Изменения вносятся следующими нормативно-правовыми актами:

-Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 апреля 2023 года № 342.

Вам также может быть интересно: