Изменения в законодательстве, вступающие в силу с 09 по 15 мая 2022 года
Правила и сроки проведения обучения, инструктирования и проверок знаний по вопросам безопасности и охраны труда работников, руководителей и лиц, ответственных за обеспечение безопасности и охраны труда изложены в новой редакции
В соответствии с подпунктом 30) статьи 16 Трудового кодекса Республики Казахстан (далее – Кодекс) утвержден Приказом Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 26 апреля 2022 года № 137, зарегистрированного в Министерстве юстиции Республики Казахстан 28 апреля 2022 года № 27807 Правила и сроков проведения обучения, инструктирования и проверок знаний по вопросам безопасности и охраны труда работников, руководителей и лиц, ответственных за обеспечение безопасности и охраны труда" (далее – Правила).
Правила определяют порядок и сроки проведения обучения, инструктирования и проверок знаний работников, руководителей и лиц, ответственных за обеспечение по вопросам безопасности и охраны труда.
Согласно Главе 2 Правил: обучение и проверка знаний у работников по безопасности и охране труда осуществляется не реже одного раза в год.
Лица, принятые на работу, а также работники переводимые на другую работу проходят обучение с последующим проведением проверки знаний по вопросам безопасности и охраны труда в сроки, установленные работодателем, но не позднее одного месяца после заключения трудового договора или перевода на другую работу. Работники, не прошедшие обучение и проверку знаний по безопасности и охраны труда, к работе не допускаются. При перемещении работника на другое рабочее место либо в другое структурное подразделение либо поручении работы на другом механизме или агрегате в пределах должности, специальности, профессии, квалификации повторное обучение и проверка знаний по безопасности и охраны труда не требуется.
Список работников организации, перечень работ и профессий, по которым проводится обучение, а также порядок и форму обучения устанавливает работодатель, исходя из характера профессии, вида работ, специфики производства и условий труда по согласованию с представителями работников (при их наличии).
Работники, подлежащие проверке знаний по безопасности и охране труда, предупреждаются работодателем не позднее чем за один месяц до начала ее проведения.
Обучение (занятия, лекции, семинары) по безопасности и охране труда проводится у работодателя с привлечением высококвалифицированных специалистов соответствующих отраслей, инженерно-технических работников имеющих опыт работы не менее трех лет и технических инспекторов по охране труда, служб безопасности и охраны труда самой организации, имеющих сертификат по форме согласно приложению 1 Правилам.
Обучение работников по вопросам безопасности и охраны труда завершается проверкой знаний (экзаменом) по безопасности и охране труда.
Проверка знаний по вопросам безопасности и охраны труда проводится экзаменационной комиссией, создаваемой актом работодателя, численностью не менее трех человек, и состоит из председателя и членов комиссии из числа специалистов, предусмотренных в пункте 22 Правил.
В работе экзаменационной комиссии обязательно участие представителей работников (при наличии). Функционирование экзаменационной комиссии осуществляется на постоянной основе. Порядок работы экзаменационной комиссии устанавливается актом работодателя. Результаты проверки знаний работников оформляются протоколом. Протокол заседания экзаменационной комиссии по проверке знаний оформляется на бумажном носителе или в форме электронного документа, удостоверенного посредством электронной цифровой подписи по форме согласно приложению 2 к Правилам. Протокол подписывается председателем и членами экзаменационной комиссии.
Работнику, успешно прошедшему проверку знаний, выдают удостоверение по проверке знаний правил, норм и инструкций по безопасности и охраны труда по форме согласно приложению 3 к Правилам. При получении работником неудовлетворительной оценки повторную проверку знаний назначают не позднее одного месяца. Работник повторно проходит обучение и до проверки знаний работник отстраняется от работы в порядке, предусмотренном подпунктом 2) пункта 2 статьи 48 Кодекса.
В соответствии с Главой 3 Правил: руководители и лица, ответственные за обеспечение безопасности и охраны труда (далее – ответственные работники) проходят обучение по развитию общих или специальных профессиональных компетенций по вопросам безопасности и охраны труда в учебных центрах в очном или дистанционном формате по сетевой технологии в "on-line" режиме.
Обучение (занятия, лекции, семинары) по вопросам безопасности и охраны труда ответственных работников проводится с привлечением специалистов государственных органов надзора и контроля (по согласованию), преподавателей профильных учебных заведений, юристов и инженерно-технических работников и специалистов служб безопасности и охраны труда крупных промышленных организаций, имеющих высшее (или послевузовское) образование, а также опыт работы не менее 5 лет в области безопасности и охраны труда и сертификат о прохождении обучения и проверки знаний по безопасности и охране труда
Продолжительность обучения по развитию общих профессиональных компетенций по вопросам безопасности и охраны труда для ответственных работников составляет:
-для субъектов крупного предпринимательства - не менее 72 академических часов;
-для субъектов среднего предпринимательства - не менее 40 академических часов;
-для субъектов малого предпринимательства, в том числе субъектов микропредпринимательства - не менее 24 академических часов.
Продолжительность обучения по развитию специальных профессиональных компетенций по вопросам безопасности и охраны труда для ответственных работников составляет:
-для субъектов крупного предпринимательства - не менее 40 академических часов;
-для субъектов среднего предпринимательства - не менее 24 академических часов;
-для субъектов малого предпринимательства, в том числе субъектов микропредпринимательства - не менее 16 академических часов.
Для проверки знаний учебным центром с учетом особенностей производства, квалификационных требований к специалистам и программы обучения разрабатываются экзаменационные тесты. Результаты проверки знаний требований безопасности и охраны труда оформляются протоколом заседания экзаменационной комиссии, создаваемой актом руководителя учебного центра в составе не менее трех человек.
Согласно п. 39 Главе 4 Правил: по характеру и времени проведения инструктажи подразделяют на: вводный; первичный на рабочем месте; повторный; внеплановый; целевой. Инструктажи проводятся в очной форме или дистанционно по сетевой технологии в "on-line" режиме
Споры, связанные с решением экзаменационных комиссий организаций, рассматриваются уполномоченным государственным органом по труду или в суде.
Изменения вносятся следующими нормативно-правовыми актами:
-приказ Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 26 апреля 2022 года № 137, зарегистрированного в Министерстве юстиции Республики Казахстан 28 апреля 2022 года № 27807.
Внесены изменения в критерии собственного производства
В соответствии с пунктом 4-3 статьи 293 Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)" внесены изменения Приказом Министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан от 19 апреля 2022 года № 130/НҚ зарегистрированного в Министерстве юстиции Республики Казахстан 27 апреля 2022 года № 27788 в Критерии собственного производства (далее - Критерии).
Критерии устанавливают критерии собственного производства товаров участников Международного технологического парка "Астана Хаб".
Критериями собственного производства товаров являются:
1) наличие сертификата о происхождении товара формы "СТ-КZ", в соответствии Правилами по определению страны происхождения товара, статуса товара Евразийского экономического союза или иностранного товара, выдаче сертификата о происхождении товара и отмене его действия, утвержденными приказом Министра торговли и интеграции Республики Казахстан от 13 июля 2021 года № 454-НҚ (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 23514);
2) наличие индустриального сертификата в соответствии с подпунктом 13) пункта 4 статьи 21 Закона Республики Казахстан "О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан.
Наличие одного из вышеуказанных критериев является достаточным для определения собственного производства.
Изменения вносятся следующими нормативно-правовыми актами:
-приказ Министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан от 19 апреля 2022 года № 130/НҚ. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 27 апреля 2022 года № 27788.
Сравнительная таблица
О внесении изменения в постановление Правительства Республики Казахстан от 20 апреля 2018 года № 207 "Об утверждении Правил определения дополнительного перечня импортируемых товаров, подлежащих обложению акцизами по стране происхождения" |
||||
Редакция до внесения |
Редакция после внесения |
Комментарий |
||
пункт 4 |
||||
4. Дополнительный перечень состоит из: 1) товаров с указанием кодов ТН ВЭД ЕвразЭС на уровне шести или четырех знаков, одновременно соответствующих следующим критериям: товары, в структуре импорта которых на долю определенной страны приходится 30 % и более от общего объема импорта указанных товаров в Республику Казахстан за рассматриваемый период, при этом стоимостной объем импорта из указанных стран должен превышать 10 тысяч долларов США; товары, показывающие увеличение объемов импорта в натуральном выражении (и/или в дополнительных единицах измерения) в рассматриваемом периоде в сравнении с аналогичным периодом прошлого года; 2) наименований стран, на долю импорта которых приходится 30 % и более от общего объема импорта указанных товаров в Республику Казахстан за рассматриваемый период. |
4. Дополнительный перечень состоит из: 1) товаров с указанием кодов ТН ВЭД ЕвразЭС на уровне шести или четырех знаков, одновременно соответствующих следующим критериям: товары, в структуре импорта которых на долю определенной страны приходится 10 % и более от общего объема импорта указанных товаров в Республику Казахстан за рассматриваемый период, при этом стоимостный объем импорта из указанных стран должен превышать 10 тысяч долларов США; товары, показывающие увеличение объемов импорта в натуральном выражении (и/ или в дополнительных единицах измерения) в рассматриваемом периоде в сравнении с аналогичным периодом прошлого года; 2) наименований стран, на долю импорта которых приходится 10 % и более от общего объема импорта указанных товаров в Республику Казахстан за рассматриваемый период. |
Изложен в следующей редакции: 4. Дополнительный перечень состоит из: 1) товаров с указанием кодов ТН ВЭД ЕвразЭС на уровне шести или четырех знаков, одновременно соответствующих следующим критериям: товары, в структуре импорта которых на долю определенной страны приходится 10 % и более от общего объема импорта указанных товаров в Республику Казахстан за рассматриваемый период, при этом стоимостный объем импорта из указанных стран должен превышать 10 тысяч долларов США; товары, показывающие увеличение объемов импорта в натуральном выражении (и/ или в дополнительных единицах измерения) в рассматриваемом периоде в сравнении с аналогичным периодом прошлого года; 2) наименований стран, на долю импорта которых приходится 10 % и более от общего объема импорта указанных товаров в Республику Казахстан за рассматриваемый период. |
||
Изменения вносятся следующими нормативно-правовыми актами: -Постановление Правительства Республики Казахстан от 28 апреля 2022 года № 259. |
||||
О внесении изменений в приказ Министра цифрового развития, оборонной и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан от 11 апреля 2019 года № 37/ НҚ "Об утверждении перечня приоритетных видов деятельности в области информационно-коммуникационных технологий” |
||||
пункт 19 |
||||
19. Услуги по обеспечению комплексной вычислительной инфраструктурой для выполнения вычислительных операций и обработки данных. |
19. Услуги по обеспечению комплексной вычислительной инфраструктурой для выполнения вычислительных операций и обработки данных (за исключением центров обработки данных (Data-центров), предоставляющих инфраструктуру лицам, осуществляющим деятельность по цифровому майнингу). |
Изложен в следующей редакции: 19. Услуги по обеспечению комплексной вычислительной инфраструктурой для выполнения вычислительных операций и обработки данных (за исключением центров обработки данных (Data-центров), предоставляющих инфраструктуру лицам, осуществляющим деятельность по цифровому майнингу). |
||
Изменения вносятся следующими нормативно-правовыми актами: -приказ Министра цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан от 19 апреля 2022 года № 130/НҚ. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 27 апреля 2022 года № 27788. |
||||
О внесении изменений и дополнений в приказ исполняющего обязанности Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 17 апреля 2015 года № 460 "Об утверждении Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом и перечня опасных грузов, допускаемых к перевозке автотранспортными средствами на территории Республики Казахстан" |
||||
пункт 10 |
||||
10. Заключение договора перевозки опасного груза подтверждается составлением товарно-транспортной накладной. При перевозке опасного груза перевозчику необходимо иметь товарно-транспортную накладную, которая составляется в четырех экземплярах и подписывается грузоотправителем и перевозчиком, в соответствии с Законом. |
10. Заключение договора перевозки опасного груза подтверждается составлением товарно-транспортной накладной. |
Изложен в следующей редакции: 10. Заключение договора перевозки опасного груза подтверждается составлением товарно-транспортной накладной. |
||
пункт 11 |
||||
11. Форма товарно-транспортной накладной и порядок ее применения определяются Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом. |
11. Сведения для заполнения товарно-транспортной накладной, порядок ее составления и применения определяются Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 апреля 2015 года № 546 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 12463). |
Изложен в следующей редакции: 11. Сведения для заполнения товарно-транспортной накладной, порядок ее составления и применения определяются Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными приказом Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 30 апреля 2015 года № 546 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 12463). |
||
подпункт 4) пункт 16 |
||||
4) соответствие Санитарным правилам "Санитарно-эпидемиологические требования к транспортным средствам для перевозки пассажиров и грузов", утвержденными приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 31 мая 2017 года № 359 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 15695); |
4) соответствие Санитарным правилам "Санитарно-эпидемиологические требования к транспортным средствам для перевозки пассажиров и грузов", утвержденными приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 11 января 2021 года № ҚР ДСМ-5 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 22066); |
Изложен в следующей редакции: 4) соответствие Санитарным правилам "Санитарно-эпидемиологические требования к транспортным средствам для перевозки пассажиров и грузов", утвержденными приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 11 января 2021 года № ҚР ДСМ-5 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 22066); |
||
пункт 17-1 |
||||
Отсутствует |
17-1. Установка на транспортном средстве для перевозки опасных грузов дополнительных топливных баков, не предусмотренных изготовителем транспортного средства, не допускается. Применение в кабине водителя топливных обогревательных приборов (в том числе, работающих на газообразном топливе) и их размещение в грузовых отделениях транспортного средства не допускается. |
Дополнено пунктом: 17-1. Установка на транспортном средстве для перевозки опасных грузов дополнительных топливных баков, не предусмотренных изготовителем транспортного средства, не допускается. Применение в кабине водителя топливных обогревательных приборов (в том числе, работающих на газообразном топливе) и их размещение в грузовых отделениях транспортного средства не допускается. |
||
пункт 17-2 |
||||
Отсутствует |
17-2. Транспортное средство для перевозки опасных грузов комплектуется: 1) не менее чем двумя противооткатными упорами на каждое транспортное средство (звено автопоезда), размеры которых соответствуют диаметру колес; 2) двумя знаками аварийной остановки; 3) средствами нейтрализации перевозимых опасных грузов; 4) набором ручного инструмента для аварийного ремонта транспортного средства; 5) двумя фонарями автономного питания с мигающими или постоянными огнями оранжевого цвета; 6) лопатой и запасом песка для тушения пожара; 7) одеждой яркого цвета для каждого члена экипажа; 8) карманными фонарями для каждого члена экипажа; 9) в соответствии с предписаниями аварийной карточки и условий на перевозку – средствами нейтрализации перевозимого опасного груза, индивидуальной защиты членов экипажа и персонала, сопровождающего груз; 10) специальными средствами для обеспечения безопасности, указанными в аварийной карточке. |
Дополнено пунктом: 17-2. Транспортное средство для перевозки опасных грузов комплектуется: 1) не менее чем двумя противооткатными упорами на каждое транспортное средство (звено автопоезда), размеры которых соответствуют диаметру колес; 2) двумя знаками аварийной остановки; 3) средствами нейтрализации перевозимых опасных грузов; 4) набором ручного инструмента для аварийного ремонта транспортного средства; 5) двумя фонарями автономного питания с мигающими или постоянными огнями оранжевого цвета; 6) лопатой и запасом песка для тушения пожара; 7) одеждой яркого цвета для каждого члена экипажа; 8) карманными фонарями для каждого члена экипажа; 9) в соответствии с предписаниями аварийной карточки и условий на перевозку – средствами нейтрализации перевозимого опасного груза, индивидуальной защиты членов экипажа и персонала, сопровождающего груз; 10) специальными средствами для обеспечения безопасности, указанными в аварийной карточке. |
||
пункт 19 |
||||
19. Водителю, осуществляющему перевозку, до начала поездки необходимо пройти предрейсовый инструктаж по перевозке опасного груза и иметь при себе следующие сопроводительные документы: 1) регистрационные документы на автотранспортное средство; 2) путевой лист с указанием маршрута перевозки в соответствии с требованиями настоящих Правил, с отметкой "Опасный груз"; 3) инструкцию для водителя; 4) свидетельство о допуске водителя к перевозке опасного груза по территории Республики Казахстан по форме; 5) бланк маршрута перевозки опасного груза классов 1, 6 и 7, согласно перечню опасных грузов, допускаемых к перевозкам автотранспортными средствами на территории Республики Казахстан по форме, согласно приложению 4 к настоящим Правилам; 6)товарно-транспортную накладную; 7) план действий в аварийной ситуации, разработанный грузоотправителем; 8) адреса и телефоны перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, уполномоченных органов по контролю за обеспечением безопасной эксплуатации транспорта, безопасности дорожного движения, в сфере гражданской защите, расположенных по маршруту движения. |
19. Водителю, осуществляющему перевозку, до начала поездки необходимо пройти предрейсовый инструктаж по перевозке опасного груза и иметь при себе следующие сопроводительные документы: 1) регистрационные документы на автотранспортное средство; 2) путевой лист с указанием маршрута перевозки в соответствии с требованиями настоящих Правил, с отметкой "Опасный груз", за исключением зарегистрированного в единой системе управления транспортными документами; 3) инструкцию для водителя; 4) свидетельство о допуске водителя к перевозке опасного груза по территории Республики Казахстан по форме; 5) бланк маршрута перевозки опасного груза классов 1, 6 и 7, согласно перечню опасных грузов, допускаемых к перевозкам автотранспортными средствами на территории Республики Казахстан по форме, согласно приложению 4 к настоящим Правилам; 6) товарно-транспортную накладную, за исключением зарегистрированной в единой системе управления транспортными документами;
|
Изложен в следующей редакции: 19. Водителю, осуществляющему перевозку, до начала поездки необходимо пройти предрейсовый инструктаж по перевозке опасного груза и иметь при себе следующие сопроводительные документы: 1) регистрационные документы на автотранспортное средство; 2) путевой лист с указанием маршрута перевозки в соответствии с требованиями настоящих Правил, с отметкой "Опасный груз", за исключением зарегистрированного в единой системе управления транспортными документами; 3) инструкцию для водителя; 4) свидетельство о допуске водителя к перевозке опасного груза по территории Республики Казахстан по форме; 5) бланк маршрута перевозки опасного груза классов 1, 6 и 7, согласно перечню опасных грузов, допускаемых к перевозкам автотранспортными средствами на территории Республики Казахстан по форме, согласно приложению 4 к настоящим Правилам; 6) товарно-транспортную накладную, за исключением зарегистрированной в единой системе управления транспортными документами; |
||
Изменения вносятся следующими нормативно-правовыми актами: -приказ Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 9 марта 2022 года № 127. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 10 марта 2022 года № 27068. |
-
На этой неделе вступает в силу ряд изменений в нормативно-правовые акты Республики Казахстан. В частности, поправки затронули некоторые вопросы в области государственных закупок, персональных данных, а также сферу лицензирования в вопросах обработки цветных и черных металлов.
-
На этой неделе принят ряд новелл в законодательство Республики Казахстан, касающиеся строительства атомной электростанции в Казахстане, типовых норм и нормативов по труду, переводческой деятельности, сетей связи с применением негеостационарных спутников.
-
На этой неделе вступает в силу ряд изменений в нормативно-правовые акты Республики Казахстан. В частности, поправки затронули некоторые вопросы в области совершения сделок, запрет на ввоз теплоизоляционных материалов, а также процедуру проведения внесудебного банкротства.
-
На этой неделе вступает в силу ряд изменений в нормативно-правовые акты Республики Казахстан. В частности, поправки затронули некоторые вопросы в области реализации долговых обязательств, а также сферу экспорта специфических товаров и биржевой торговли.
-
На этой неделе вступает в силу ряд изменений в нормативно-правовые акты Республики Казахстан. В частности, поправки затронули некоторые вопросы в области налогообложения, пожарной и промышленной безопасности, кредитования, а также недропользования.
-
На этой неделе вступают в силу изменения в нормативные правовые акты Республики Казахстан, касающиеся введения моратория на создание субъектов квазигосударственного сектора, потребительских займов и микрокредитов, государственных закупок, эффективной ставки вознаграждения и согласия супруга (-ги) на предоставление займа или микрокредита.
-
На этой неделе вступает в силу ряд новых нормативно-правовых актов Республики Казахстан. В частности, утверждены Правила осуществления уведомления субъектов персональных данных о нарушении безопасности персональных данных, в новой редакции изложены Правила создания и функционирования малых индустриальных зон. Также определен порядок утилизации товаров.
-
На этой неделе вступают в силу изменения в нормативные правовые акты Республики Казахстан, касающиеся нефинансовой поддержки предпринимательства, типовых норм и нормативов по труду, субсидирования арендного жилья, государственных закупок.
-
На этой неделе вступает в силу ряд изменений в нормативно-правовые акты Республики Казахстан. В частности, поправки затронули некоторые вопросы в области торговли, безопасности и охраны труда, а также правила применения электронного таможенного сопровождения транспортных средств
-
На этой неделе вступает в силу ряд изменений в нормативно-правовые акты Республики Казахстан. В частности, поправки затронули некоторые вопросы в области трудового законодательства (в части профессиональных выплат работодателя), а также строитлеьное законодательство и услуги связи.