Изменения в законодательство, вступающие в силу с 09 по 15 декабря 2024 года

Изменения в законодательство, вступающие в силу с 09 по 15 декабря 2024 года

08.12.2024 17:56
299
Содержание:

Утвержден республиканский бюджет на 2025 - 2027 годы

Законом утвержден республиканский бюджет на 2025 - 2027 годы согласно приложениям 1, 2 и 3 к Закону соответственно, в том числе на 2025 год в следующих объемах:

1) доходы - 21 392 054 673 тысяч тенге, в том числе по:

налоговым поступлениям - 15 193 343 932 тысяч тенге;

неналоговым поступлениям - 435 325 855 тысяч тенге;

поступлениям от продажи основного капитала - 5 200 000 тысяч тенге;

поступлениям трансфертов - 5 758 184 886 тысяч тенге;

2) затраты - 25 193 022 392 тысяч тенге;

3) чистое бюджетное кредитование - 252 140 981 тысячи тенге, в том числе:

бюджетные кредиты - 510 480 002 тысяч тенге;

погашение бюджетных кредитов - 258 339 021 тысячи тенге;

4) сальдо по операциям с финансовыми активами - 46 891 300 тысяч тенге, в том числе:

приобретение финансовых активов - 46 891 300 тысяч тенге;

5) дефицит бюджета - -4100 000 000 тысяч тенге, или 2,7 процента к валовому внутреннему продукту страны;

6) ненефтяной дефицит бюджета - -10 999 700 000 тысяч тенге, или 7,3 процента к валовому внутреннему продукту страны;

7) финансирование дефицита бюджета - 4 100 000 000 тысяч тенге.

Установлены с 1 января 2025 года:

1) минимальный размер заработной платы - 85 000 тенге;

2) минимальный размер государственной базовой пенсионной выплаты - 32 360 тенге;

3) минимальный размер пенсии - 62 771 тенге;

4) месячный расчетный показатель - 3 932 тенге;

5) величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат - 46 228 тенге.

Законом установлено, что средства, направленные на пенсионные выплаты по возрасту и пенсионные выплаты за выслугу лет, предусмотрены с учетом повышения их размеров с 1 января 2025 года на 8,5 процента.

Также установлено с 1 января 2025 года размер взносов государства на обязательное социальное медицинское страхование, подлежащих уплате в Фонд социального медицинского страхования, - 2 процента от объекта исчисления взносов государства.

С 1 января 2025 года установлен месячный размер денежной компенсации на содержание жилища и оплату коммунальных услуг в сумме 3 739 тенге военнослужащим (кроме военнослужащих срочной службы) и сотрудникам специальных государственных и правоохранительных органов, государственной фельдъегерской службы.

Напомним, что согласно статье 7 Бюджетного кодекса Республики Казахстан от 4 декабря 2008 года № 95-IV, республиканским бюджетом является централизованный денежный фонд, формируемый за счет поступлений, определенных настоящим Кодексом, и предназначенный для финансового обеспечения задач и функций центральных государственных органов, подведомственных им государственных учреждений, а также реализации общереспубликанских направлений государственной политики.

Республиканский бюджет утверждается законом Республики Казахстан.

См. Закон Республики Казахстан от 4 декабря 2024 года № 141-VIII «О республиканском бюджете на 2025 - 2027 годы»

Закон вводится в действие с 1 января 2025 года.

Повышены размеры социальных выплат из Государственного фонда социального страхования с 1 января 2025 года

В соответствии с подпунктом 2) статьи 11 Социального кодекса Республики Казахстан с 1 января 2025 года поручено произвести повышение размеров социальных выплат из Государственного фонда социального страхования по случаям утраты трудоспособности и потери кормильца, назначенных до 1 января 2025 года, на 6,5 процента от размера получаемых социальных выплат.

Напомним, что согласно Социального кодекса Республики Казахстан, право на социальную выплату по случаю утраты трудоспособности возникает со дня установления подразделением медико-социальной экспертизы степени утраты общей трудоспособности участнику системы обязательного социального страхования.

Повышение размеров социальной выплаты по случаю утраты трудоспособности производится на основании решения Правительства Республики Казахстан лицам, которым назначены соответствующие социальные выплаты на дату повышения, по предложению уполномоченного государственного органа.

Право на социальную выплату по случаю потери кормильца возникает с даты смерти, указанной в свидетельстве или уведомлении о смерти, либо со дня вступления в законную силу решения суда об объявлении гражданина – участника системы обязательного социального страхования умершим, либо с даты, указанной в решении суда о признании его безвестно отсутствующим или объявлении его умершим.

Повышение размеров социальной выплаты по случаю потери кормильца производится на основании решения Правительства Республики Казахстан лицам, которым назначены соответствующие социальные выплаты на дату повышения, по предложению уполномоченного государственного органа.

См. Постановление Правительства Республики Казахстан от 19 ноября 2024 года № 970 «О повышении размеров социальных выплат из Государственного фонда социального страхования с 1 января 2025 года».

Постановление вводится в действие с 1 января 2025 года и подлежит официальному опубликованию.

Утверждены Правила предоставления, контроля, мониторинга и оценки эффективности субсидирования части затрат операторов спутникового телерадиовещания, за исключением национального оператора телерадиовещания, на реализацию спутниковых приемных устройств

Правила разработаны в соответствии с подпунктом 14) статьи 7, с пунктами 2 и 6 статьи 51 Закона Республики Казахстан «О масс-медиа» и определяют порядок предоставления, контроля, мониторинга и оценки эффективности субсидирования части затрат операторов спутникового телерадиовещания, за исключением национального оператора телерадиовещания, на реализацию спутниковых приемных устройств.

Целью субсидирования части затрат операторов спутникового телерадиовещания на реализацию спутниковых приемных устройств является стимулирование физических или юридических лиц на приобретение спутниковых приемных устройств отечественных операторов спутникового телерадиовещания.

Согласно понятийному аппарату Правил, субсидирование части затрат операторов спутникового телерадиовещания – невозвратные платежи из бюджета, направленные на возмещение части затрат операторов спутникового телерадиовещания, за исключением национального оператора телерадиовещания, в целях стимулирования населения городов районного значения, поселков, сел, сельских округов к использованию услуг отечественных спутниковых устройств.

Субсидирование части затрат операторов спутникового телерадиовещания осуществляется:

1) при приобретении спутниковых приемных устройств населением, проживающим в городах районного значения, поселках, селах, сельских округах;

2) при распространении оператором телерадиовещания теле-, радиоканалов посредством ретрансляторов, размещаемых на спутниках связи;

3) при наличии лицензии в сфере телерадиовещания в соответствии с Законом Республики Казахстан «О разрешениях и уведомлениях»;

4) при владении собственной сетью продаж на праве собственности или пользования не менее чем в десяти населенных пунктах с населением не более пятидесяти тысяч человек.

Субсидирование осуществляется уполномоченным органом в пределах предусмотренных бюджетных средств на соответствующий финансовый год в соответствии со статьей 82 Бюджетного кодекса Республики Казахстан.

Субсидирование осуществляется не более 3 (трех) лет.

 

См. приказ и.о. Министра культуры и информации Республики Казахстан от 21 ноября 2024 года № 551-НЌ «Об утверждении Правил предоставления, контроля, мониторинга и оценки эффективности субсидирования части затрат операторов спутникового телерадиовещания, за исключением национального оператора телерадиовещания, на реализацию спутниковых приемных устройств». Зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан 22 ноября 2024 года № 35390.

 

Приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования (с 7 декабря 2024 года).

 

Утверждены Правила производства и оборота органической продукции

 

Правила разработаны в соответствии с подпунктом 5) статьи 6 Закона Республики Казахстан «О производстве и обороте органической продукции» и определяют порядок производства и оборота органической продукции.

Правила применяются к следующим категориям продукции, производимой и (или) реализуемой в качестве органической:

1) непереработанные растения и растительные продукты, включая семена;

2) сельскохозяйственные животные и непереработанные продукты животноводства;

3) водоросли и непереработанные продукты аквакультуры;

4) переработанные сельскохозяйственные продукты, включая продукты аквакультуры, для использования в качестве пищевых продуктов;

5) корма;

6) вино;

7) иная продукция, не включенная в подпункты 1), 2), 3), 4), 5) и 6) настоящего пункта, требования производства и оборота которой определяются национальными стандартами Республики Казахстан в области производства и оборота органической продукции.

Продукция, полученная от диких животных, не является органической.

Производство органической продукции осуществляется при соблюдении условий статьи 11 Закона и требований национальных стандартов Республики Казахстан в области производства и оборота органической продукции.

См. приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 26 ноября 2024 года № 385 «Об утверждении Правил производства и оборота органической продукции». Зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан 2 декабря 2024 года под № 35431.

Приказ вводится в действие с 12 декабря 2024 года и подлежит официальному опубликованию.

Утвержден План мероприятий по реализации Концепции по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике» на 2024 - 2030 годы

В целях реализации Указа Президента Республики Казахстан от 30 мая 2013 года № 577 «О Концепции по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике» утвержден План мероприятий по реализации Концепции по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике» на 2024 - 2030 годы (далее - План мероприятий).

Центральным и местным исполнительным органам, а также заинтересованным организациям (по согласованию), ответственным за исполнение Плана мероприятий поручено:

1) принять меры по реализации Плана мероприятий;

2) по итогам года, не позднее 1 апреля, представлять информацию о ходе реализации Плана мероприятий в Министерство экологии и природных ресурсов Республики Казахстан.

Напомним, что переход к «зеленой экономике» является основным путем достижения ЦУР (целей устойчивого развития), выполнения обещанного вклада Казахстана в сокращение выбросов парниковых газов в рамках Парижского соглашения с обеспечением экономической и экологической устойчивости, справедливого и процветающего общества, чистой и здоровой окружающей среды.

Долгосрочное видение перехода к «зеленой экономике» для Казахстана актуально для всех ключевых секторов экономического развития.

Устойчивое использование водных ресурсов будет достигаться за счет более широкого внедрения водосберегающих технологий, глубокой очистки сточных антропогенных вод, что позволит увеличить количество водоемов с хорошим качеством воды и сократить ее использование воды в сельском хозяйстве и промышленности.

Для устойчивого развития сельского хозяйства предполагается увеличение доли органической продукции, рост производительности труда, техническое оснащение и обеспечение современным семенным генофондом, что является важным фактором повышения продуктивности и экологичности.

Снижение энергоемкости внутреннего валового продукта (далее - ВВП) будет достигаться путем энергосбережения и повышения энергоэффективности в промышленности, транспорте и строительстве.

Развитие сектора электроэнергетики будет направлено на достижение углеродной нейтральности за счет увеличения доли возобновляемых источников энергии (далее - ВИЭ), а также развития технологий улавливания и хранения углерода (далее - УХУ) с постепенным сокращением угольной электрогенерации.

Для снижения загрязнения воздуха запланированы переход на нормативы Всемирной организации здравоохранения (далее - ВОЗ) и внедрение наилучших и экономически доступных технологий в промышленности.

В рамках реализации основных задач по управлению отходами предполагается повсеместное внедрение системы раздельного сбора мусора, увеличение переработки и вторичного использования промышленных и коммунальных отходов.

Для сохранения и эффективного управления экосистемами доля важных для биоразнообразия охраняемых природных участков будет доведена до мировых требований. Лесистость территорий будет постоянно возрастать.

Повышение экологической культуры и ответственности бизнеса будет достигаться посредством повышения открытости экологической информации и поэтапного расширения участия представителей общественности в управлении природными ресурсами, а также повсеместного внедрения всеобщего экологического образования населения.

Развитие «зеленого» финансирования будет направлено на вовлечение финансовых институтов в реализацию проектов улучшения и восстановления окружающей среды за счет внедрения «зеленых» кредитов, «зеленых» облигаций и других финансовых инструментов.

Запланированные преобразования в рамках перехода к «зеленой экономике» позволят к 2050 году дополнительно увеличить годовой ВВП страны более чем на четверть по сравнению с базовым сценарием развития «бизнес как обычно», создать новые рабочие места. В целом реализация Концепции по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике» (далее - Концепция) позволит сформировать новые или модернизировать существующие отрасли промышленности и сферу услуг, обеспечить повсеместно высокие стандарты качества жизни для населения.

Ожидается, что принятие мер по реализации Концепции оживит приток инвестиций и повысит их долю в ВВП страны на 3-13% в зависимости от фаз реализации Концепции. Также произойдет переток инвестиций в новые «зеленые» технологии из инвестиционных планов и фондов, которые при базовом сценарии направлялись бы в поддержку существующих малоэффективных технологий. По сравнению со сценарием базового развития экономики «бизнес как обычно» реализация мер Концепции обеспечит объем ежегодных годовых инвестиций в среднем выше на 7-8% за 2031-2040 годы, что эквивалентно 235-270 млрд долларов США в общей сумме за 10-летний период, и на 14-15% выше за 2041-2050 годы, что эквивалентно 650-700 млрд долларов США в общей сумме за последнее десятилетие.

См. Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2024 года № 1019 «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Концепции по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике» на 2024 - 2030 годы и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Республики Казахстан».

Признаются утратившими силу:

1) постановление Правительства Республики Казахстан от 29 июля 2020 года № 479 «Об утверждении Плана мероприятий по реализации Концепции по переходу Республики Казахстан к «зеленой экономике» на 2021 - 2030 годы»;

2) пункт 24 изменений и дополнений, которые вносятся в некоторые решения Правительства Республики Казахстан и распоряжения Премьер-Министра Республики Казахстан, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 17 марта 2023 года № 236 «О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Республики Казахстан и распоряжения Премьер-Министра Республики Казахстан».

Постановление вводится в действие со дня его подписания.

Вам также может быть интересно: