Наличие печати у юридического лица
С 1 января 2015 года введены в действие изменения, внесенные в Гражданский Кодекс РК. В частности, Законом РК от 29.12.2014 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам кардинального улучшения условий для предпринимательской деятельности в Республике Казахстан», был изменен и изложен в новой редакции п.2 ст.33 ГК РК, который на данный момент звучит следующим образом: «Юридическое лицо имеет печать со своим наименованием. Данное требование не распространяется на юридические лица, которые являются субъектами частного предпринимательства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и законами Республики Казахстан», т.е. если ранее все юридические лица должны были иметь печать, то с 1 января 2015 года могут осуществлять свою деятельность без печати юридические лица - субъекты частного предпринимательства, относящиеся к следующим категориям:
- субъекты малого предпринимательства, в том числе субъекты микропредпринимательства;
- субъекты среднего предпринимательства;
- субъекты крупного предпринимательства.
Однако с практической точки зрения Вам, скорее всего, будет весьма неудобно работать без печати. Например, если необходимо открыть счет в банке или, если в условиях сделки, которую вы намереваетесь заключить с другим юридическим лицом, предусмотрено наличие у вас печати, то отсутствие печати может являться неудобством.
А теперь, посмотрим исключения, которые, как известно, бывают в каждом правиле: Законодателем предусмотрены исключения из данного правила. Так частью 3 п.3 ст. 152 Гражданского Кодекса РК установлено: Законами Республики Казахстан и (или) по требованию одной из сторон могут устанавливаться дополнительные требования, которым должна соответствовать форма сделки, в частности, совершение на бланке определенной формы, скрепление печатью и предусматриваться последствия несоблюдения этих требований. Таким образом, в силу положений ст. 393 этого же Кодекса, стороны по сделке могут определить, что скрепление печатью договора, является существенным условием при его заключении, а так же предусмотреть ответственность за неисполнение данного условия.
Так же частью 2 п.2. ст. 303 Гражданского Кодекса РК определяет, что с согласия залогодержателя предмет залога может быть оставлен у залогодателя под замком и печатью залогодержателя. В таком случае залогодержатель – юридическое лицо, являющееся субъектом частного предпринимательства, будет заинтересовано в наличии у него печати.
П. 8 ст. 167 Гражданского Кодекса РК устанавливает, что порядок выдачи и форма доверенностей на совершение операций в банке и доверенностей на совершение сделок в области торговли могут определяться специальными правилами. Так в соответствии с п. 11 пп. 1 абзацами 1 и 2 Правил открытия, ведения и закрытия банковских счетов клиентов в банках Республики Казахстан определены условия для открытия банковского счета т.е. для открытия счета юридические лица – резиденты Республики Казахстан и их обособленные подразделения (филиалы и представительства) должны предоставить:
- документ с образцами подписей и оттиска печати, оформленный в соответствии с главой 5 настоящих Правил;
- копию документа (-ов), удостоверяющего (-их) личность лица (лиц), уполномоченного (-ых) подписывать платежные документы при совершении операций, связанных с ведением банковского счета клиента (распоряжением деньгами на банковском счете) в соответствии с документом с образцами подписей и оттиска печати, оформленном в соответствии с главой 5 настоящих Правил.
А в силу п. 4-1 ст. 21 Закона РК «О платежах и переводах денег» платежи между юридическими лицами по сделке, сумма которой превышает 1 000 кратный размер месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату совершения платежа, осуществляются только в безналичном порядке.
Таким образом, для ведения бизнеса наличие печати до внесения изменений в соответствующие положения закона будет более удобным.
Уважаемые пользователи! Информация в статье соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.
-
Автор:05.07.2019 14:429298
Заботясь о здоровье народа, 26 октября 2018 года Министерство здравоохранения РК приняло Приказ № ҚР ДСМ-29, неисполнение которого может вызвать наложение на тысячи казахстанских предпринимателей штрафов на сумму свыше четырех миллионов тенге.
-
Бытует мнение, что работать с ТОО (фирмами/компаниями/«юриками») солиднее и надёжнее, чем с ИП (индивидуалами/частниками/«физиками»). Мол, "у ТОО есть нормальная бухгалтерия", "они дают «закрывашки» на товары/работы/услуги", "их сервис лучше», «компания - это солидно, не то что непонятно какой ИП". Однако это не совсем так.
-
Начинающие предприниматели при создании компании зачастую не всегда до конца понимают: что же такое уставный капитал? Для чего он нужен? В каком размере и каким имуществом может образовываться уставный капитал? В какой срок участнику необходимо внести свой вклад? Именно эти вопросы и раскрыты в настоящей статье.
-
В течении всего периода существования товарищества могут происходить изменения размера его уставного капитала, в том числе, его увеличение. В настоящей статье мы ответим на самые распространенные вопросы, которые возникают у предпринимателей в ситуациях, связанных с увеличением уставного капитала товарищества, а именно:
- В каких случаях можно увеличивать уставный капитал товарищества?
- По каким причинам и какими способами может происходить увеличение уставного капитала товарищества?
- Порядок действий при увеличении уставного капитала товарищества?
-
Действующее законодательство Республики Казахстан не содержит определения понятий «юридический адрес» или «фактический адрес», тем не менее, эти термины укрепились в деловой речи и даже присутствуют иногда в официальных документах.
-
Предприниматели часто задаются вопросами: Кто и в каких случаях проверяет факт внесения участниками товарищества вклада в уставный капитал, заявленного учредительными документами? В какой срок участники должны полностью внести вклад в уставный капитал? Какая ответственность может быть при невнесении участниками суммы заявленного уставного капитала? На все эти вопросы мы постарались дать ответы в настоящей статье.
-
Если Вы намерены поменять название своей компании, то Вам просто необходимо прочитать настоящую статью, из которой Вы узнаете: как правильно оформить смену наименования? В какие сроки необходимо зарегистрировать смену наименования? Какая ответственность может быть при нарушении сроков регистрации?
-
На основании каких норм Закона можно привлечь руководителя ТОО к материальной ответственности?
-
Часто предприниматели задаются вопросами: Как правильно уничтожать печать и кто имеет право это делать? Каким нормативно-правовым актом регулируется процедура уничтожения печати? Именно эти вопросы освещены в настоящей статье.
-
Порядок учета, хранения и уничтожения печатей и штампов в Республики Казахстан регулируется разделом 15 Типовых правил документирования и управления документацией в государственных и негосударственных организациях, утвержденных Приказом Министра культуры и спорта РК от 22.12.2014 года (далее – Типовые правила).