Изменения в законодательстве, вступающие в силу c 05 по 11 февраля 2024 года

Изменения в законодательстве, вступающие в силу c 05 по 11 февраля 2024 года

04.02.2024 16:52
813
Содержание:

Утверждены Правила направления в электронном формате акта о несчастном случае в уполномоченный государственный орган по труду

Правила разработаны в соответствии с пунктом 6 статьи 190 Трудового Кодекса Республики Казахстан (далее - Кодекс) и определяют порядок направления в электронном формате акта о несчастном случае в уполномоченный государственный орган по труду.

По окончании расследования каждого несчастного случая, связанного с трудовой деятельностью, в соответствии с материалами расследования работодатель не позднее трех рабочих дней оформляет и направляет акт о несчастном случае в уполномоченный государственный орган по труду.

Работодатель направляет акт о несчастном случае, связанный с трудовой деятельностью, через информационный портал «Электронная биржа труда».

Для направления акта о несчастном случае, связанного с трудовой деятельностью, через информационный портал «Электронная биржа труда» работодатель регистрирует личный кабинет с подтверждением электронной цифровой подписью.

В личном кабинете работодатель прикрепляет акт о несчастном случае, связанный с трудовой деятельностью, в электронном формате в виде сканированной копии и отправляет в информационную систему по охране труда и безопасности, подписав электронной цифровой подписью.

Согласно понятийному аппарату Правил,

1) несчастный случай, связанный с трудовой деятельностью, - воздействие на работника, работника направляющей стороны вредного и (или) опасного производственного фактора при выполнении им трудовых (служебных) обязанностей или заданий работодателя, либо принимающей стороны, в результате которого произошли производственная травма, внезапное ухудшение здоровья или отравление работника, работника направляющей стороны, приведшие их к временной или стойкой утрате трудоспособности либо смерти;

2) информационная система по охране труда и безопасности - информационная система, предназначенная для автоматизации учета результатов проверок государственных инспекторов труда, расследований несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью;

3) уполномоченный государственный орган по труду - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в сфере трудовых отношений в соответствии с законодательством Республики Казахстан (Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан);

4) работодатель - физическое или юридическое лицо, с которым работник состоит в трудовых отношениях;

5) электронная цифровая подпись - набор электронных цифровых символов, созданный средствами электронной цифровой подписи и подтверждающий достоверность электронного документа, его принадлежность и неизменность содержания;

6) информационный портал «Электронная биржа труда» - информационная система, содержащая единую информационную базу рынка труда.

Напомним, что согласно пункту 6 статьи 190 Кодекса по окончании расследования каждого несчастного случая, связанного с трудовой деятельностью, в соответствии с материалами расследования работодатель не позднее трех рабочих дней обязан оформить акт о несчастном случае и направить его в электронном формате в уполномоченный государственный орган по труду в порядке, определенном уполномоченным государственным органом по труду.

Акт о несчастном случае заполняется и подписывается руководителями службы безопасности и охраны труда и подразделения организации, представителем работников организации в случаях отравления, также подписывается представителем государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Акт о несчастном случае утверждается работодателем и заверяется печатью организации (при наличии).

Если работодатель - физическое лицо, то акт о несчастном случае заполняется и подписывается работодателем и заверяется нотариально.

Не позднее трех рабочих дней после завершения расследования один экземпляр акта о несчастном случае выдается пострадавшему или его доверенному лицу, кроме того, направляется:

1) страховой организации, с которой заключен договор на страхование работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей;

2) в местный орган по инспекции труда на бумажном и электронном носителях;

3) в государственный орган в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения в случае отравления.

Копии материалов специального расследования несчастного случая, связанного с трудовой деятельностью, передаются работодателем в местный орган по инспекции труда. По окончании расследования несчастного случая, связанного с трудовой деятельностью, копии материалов специального расследования государственным инспектором труда направляются в течение семи рабочих дней в территориальный орган полиции, который в соответствии с законодательством Республики Казахстан принимает соответствующее решение и сообщает о принятом решении не позднее двадцати рабочих дней.

Пострадавший или представитель работников имеет право на ознакомление со всеми материалами расследования несчастного случая, связанного с трудовой деятельностью, и осуществление необходимых выписок.

Каждый оформленный актом несчастный случай заносится работодателем в журнал регистрации несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью, и иных повреждений здоровья на производстве. Ведение журнала производится по форме, установленной уполномоченным государственным органом по труду (приказ Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 1055). Первичные статистические данные о временной нетрудоспособности и производственном травматизме представляются в соответствии со статистической методологией, утвержденной уполномоченным органом в области государственной статистики.

Материалы расследования несчастного случая, связанного с трудовой деятельностью, подлежат хранению в организации (работодателем) в течение сорока пяти лет, в случае ее ликвидации материалы расследования несчастного случая в обязательном порядке должны быть переданы в государственный архив по месту ее деятельности.

О несчастных случаях, связанных с трудовой деятельностью, которые по прошествии времени перешли в категорию тяжелых или несчастных случаев со смертельным исходом, работодатель или его представитель сообщает в соответствующий местный орган по инспекции труда, а о страховых случаях - в страховую организацию.

Изменения вносятся следующими нормативными правовыми актами:

приказ Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 26 января 2024 года № 15. Зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан 29 января 2024 года под № 33937.

Приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования (с 10 февраля 2024 года).

Изложены в новой редакции квалификационные требования, предъявляемые к туристской операторской деятельности и перечень документов, подтверждающих соответствие им

Так, измененные квалификационные требования, предъявляемые к туристской операторской деятельности, включают наличие:

  • сформированного туристского продукта;
  • не менее одного работника с туристским образованием, имеющего стаж работы не менее одного года;
  • помещения для офиса на праве собственности или иных законных основаниях;
  • договор банковской гарантии, заключенный с банком второго уровня Республики Казахстан в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 27-3 Закона Республики Казахстан «О туристской деятельности в Республике Казахстан» (далее - Закон).

Уточним, что согласно подпункту 1) пункта 1 статьи 27-3 Закона, на туроператоров и туроператоров-фрахтователей, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, возлагаются также обязательство по заключению договора банковской гарантии с банком второго уровня в соответствии с банковским законодательством Республики Казахстан, предусматривающим оплату в пользу администратора системы гарантирования прав граждан Республики Казахстан в сфере выездного туризма либо третьих лиц, определенных администратором системы гарантирования прав граждан Республики Казахстан в сфере выездного туризма, денег, обеспеченных банковской гарантией, с предоставлением подлинника либо нотариально засвидетельствованной копии договора администратору системы гарантирования прав граждан Республики Казахстан в сфере выездного туризма.

Перечень документов, подтверждающих соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к туристской операторской деятельности:

  • форма сведений, содержащих информацию о договорах с третьими лицами на оказание отдельных туристских услуг, входящих в сформированный туристский продукт;
  • форма сведений, содержащих информацию о дипломе, заключенном трудовом договоре и трудовой книжке;
  • форма сведений, содержащих информацию о документах, подтверждающих право собственности или иные законные основания;
  • форма сведений, содержащих информацию о договоре банковской гарантии, заключенного с банком второго уровня Республики Казахстан (для туроператоров сферы выездного туризма).

Напомним, что согласно понятийному аппарату Закона Республики Казахстан от 16 мая 2014 года № 202-V «О разрешениях и уведомлениях» (далее - Закон «О разрешениях»), квалификационные требования - совокупность количественных и качественных нормативов и показателей, характеризующих способность заявителя и лицензиата заниматься отдельным лицензируемым видом деятельности и (или) подвидом лицензируемого вида деятельности, предъявляемых как при выдаче лицензии и (или) приложения к лицензии, так и на протяжении всего периода времени ее действительности.

В соответствии с приложением 1 к Закону «О разрешениях» раздела лицензирования деятельности в сфере обслуживания физических и юридических лиц для осуществления туристской операторской деятельности требуется наличие лицензии.

Изменения вносятся следующими нормативными правовыми актами:

приказ и.о. Министра туризма и спорта Республики Казахстан от 18 января 2024 года № 19. Зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан 23 января 2024 года под № 33925.

Приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования (с 06 февраля 2024 года).

Правила проведения мониторинга цен на товарных рынках с целью установления признаков нарушения законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции и принятия мер антимонопольного реагирования изложены в новой редакции

Так, измененные Правила проведения мониторинга цен на товарных рынках с целью установления признаков нарушения законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 39-2) статьи 90-6 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан (далее - Кодекс), подпунктом 2) пункта 3 статьи 16 Закона Республики Казахстан «О государственной статистике» и определяют порядок проведения антимонопольным органом и его территориальными подразделениями мониторинга цен на товарных рынках с целью установления признаков нарушения законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции (далее - Мониторинг).

Проведение Мониторинга включает следующие этапы:

1) отбор товарных рынков;

2) сбор и обработка информации о ценах на товары на соответствующих товарных рынках;

3) проведение анализа текущей ценовой ситуации на соответствующем товарном рынке на предмет наличия признаков нарушения законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции;

4) подготовка аналитической справки.

Мониторинг проводится в течение трех месяцев.

Началом проведения Мониторинга считается дата решения курирующего заместителя руководителя антимонопольного органа и (или) руководителя территориального подразделения антимонопольного органа.

Завершением Мониторинга считается дата подготовки аналитической записки.

Отбор товарных рынков для проведения мониторинга осуществляется на основании сведений в порядке убывающей приоритетности:

1) поручения Администрации Президента Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан (по согласованию);

2) материалы, поступившие от государственных органов, указывающие на рост цен за отчетный период (текущий год) и иные сведения;

3) мотивированные обращения физических и (или) юридических лиц, указывающие на рост цен;            

4) сообщения средств массовой информации о повышении цен на товары, поступившие в антимонопольный орган и иные сведения.

В качестве источников информации при проведении Мониторинга антимонопольным органом в порядке убывающей приоритетности используются сведения:          

1) уполномоченных государственных органов;         

2) из государственных информационных систем;     

3) из открытых источников информации;       

4) субъектов рынка и иные источники.

При наличии сведений у уполномоченного органа, антимонопольным органом используются данные сведения без направления запросов субъектам рынка.

Антимонопольный орган до направления запросов субъектам рынка использует сведения полученные по результатам опроса физических и юридических лиц посредством телефонной связи либо с использованием социальных сетей и мессенджеров.

В случае отсутствия достаточных вышеуказанных сведений, антимонопольным органом в адрес субъектов рынка, осуществляющих производство и (или) реализацию товаров на соответствующих товарных рынках, направляются запросы по форме согласно приложению к Правилам.

Анализ текущей ценовой ситуации на товарных рынках проводится путем изучения изменения цен, причин и факторов изменения цен и иной информации, характеризующей изменение цен, а также путем определения наличия (отсутствия) признаков злоупотребления доминирующим или монопольным положением в части установления, поддержания монопольно высоких (низких) цен, антиконкурентных согласованных действий субъектов рынка.

Признаки антиконкурентных согласованных действий субъектов рынка, осуществляющих производство, реализацию товаров, направленных на ограничение конкуренции, устанавливаются в соответствии со статьей 170 Кодекса.

Признаки злоупотребления доминирующим или монопольным положением в части установления, поддержания монопольно высоких (низких) цен устанавливаются в соответствии со статьей 175 Кодекса и Методикой по выявлению монопольно высокой (низкой) цены, утвержденной приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 4 мая 2018 года № 173 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 16916).

По результатам анализа текущей ценовой ситуации на товарном рынке подготавливается аналитическая справка с указанием динамики цен по республике и (или) в разрезе каждого региона и информации о наличии либо отсутствии признаков нарушения законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции.

При наличии признаков нарушения законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции принимаются меры антимонопольного реагирования.

Изменения вносятся следующими нормативными правовыми актами:

приказ Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан от 19 января 2024 года № 1. Зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан 26 января 2024 года № 33935.

Приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования (с 09 февраля 2024 года).

Изложен в новой редакции перечень товаров, работ, услуг, по которым разделение на лоты по их однородным видам и по месту их поставки (выполнения, оказания) не требуется

Так, измененный перечень товаров, работ, услуг, по которым разделение на лоты по их однородным видам и по месту их поставки (выполнения, оказания) не требуется, следующий:

1. Товары:

  • канцелярские товары;
  • хозяйственные товары;
  • моющие средства;
  • продукты питания;
  • лекарственные средства и изделия медицинского назначения;
  • строительные материалы;
  • электротовары;
  • сантехнические товары;
  • запасные части;
  • товары легкой промышленности;
  • мебельная продукция.

2. Услуги:

  • услуги охраны и пожарной сигнализации;
  • услуги по техническому обслуживанию зданий (уборка помещений и благоустройство территорий, опрессовка и промывка систем отоплений, электромонтажные и сантехнические работы, услуги плотника);
  • полиграфические услуги.

3. Работы:

  • работы по содержанию придомовых территорий.

Напомним, что данный перечень утвержден в соответствии с подпунктом 2) пункта 1 статьи 20, пунктом 3 статьи 32 и пунктом 2-1 статьи 37 Закона Республики Казахстан «О государственных закупках» (далее - Закон).

Согласно подпункту 2) пункта 1 статьи 20 Закона, при осуществлении государственных закупок способом конкурса организатор государственных закупок обязан в конкурсной документации разделить товары, работы, услуги на лоты по их однородным видам и месту их поставки (выполнения, оказания), за исключением приобретения товаров, работ, услуг по перечню, утвержденному уполномоченным органом.

В соответствии с пунктом 3 статьи 32 Закона, при осуществлении государственных закупок способом аукциона организатор государственных закупок обязан в аукционной документации разделить товары на лоты по их однородным видам и месту их поставки, за исключением приобретения товаров по перечню, утвержденному уполномоченным органом.

В случае наличия не менее пяти мест поставок товаров допускается указание в лоте нескольких мест поставок товаров.

Согласно пункту 2-1 статьи 37 Закона, при осуществлении государственных закупок способом запроса ценовых предложений организатор государственных закупок обязан разделить товары, работы, услуги на лоты по их однородным видам и месту их поставки (выполнения, оказания), за исключением приобретения товаров, работ, услуг по перечню, утвержденному уполномоченным органом.

В случае наличия не менее пяти мест поставок товаров, работ, услуг допускается указание в лоте нескольких мест поставок товаров, работ, услуг.

Изменения вносятся следующими нормативными правовыми актами:

приказ Заместителя Премьер-Министра - Министра финансов Республики Казахстан от 24 января 2024 года № 34. Зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан 24 января 2024 года под № 33928.

Приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования (с 06 февраля 2024 года).

Утверждены Правила по направлению сведений о заключении договора обязательного страхования работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей

Правила по направлению сведений о заключении договора обязательного страхования работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей (далее – Правила) разработаны во исполнение подпункта 14) пункта 2 статьи 182 Трудового Кодекса Республики Казахстан (далее - Кодекс) и определяют порядок направления сведений о заключении договора обязательного страхования работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей в уполномоченный государственный орган по труду.

Согласно понятийному аппарату Правил, страхование работника от несчастных случаев – комплекс отношений по защите имущественных интересов работника, жизни и здоровью которого причинен вред при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей.

Работодатель заключает со страховщиком договор обязательного страхования работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей.

Сведения о заключенном страхователем договоре обязательного страхования работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей страховщиком вносятся в базу данных.

Направление работодателем в уполномоченный государственный орган по труду сведений о заключенном договоре обязательного страхования работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей, указанные в пункте 6 Правил, осуществляется путем автоматизированной передачи сведений из базы данных в информационную систему «Охрана труда и безопасность».

Согласно пункту 6 Правил, из базы данных в информационную систему «Охрана труда и безопасность» передаются следующие сведения:

1) наименование страховщика;

2) номер и серия договора;

3) наименование страхователя;

4) дата заключения договора;

5) начало действия договора;

6) конец действия договора;

7) наименование причины прекращения/расторжения договора;

8) дата прекращения/расторжения договора;

9) общий годовой фонд оплаты труда;

10) страховая премия;

11) всего количество работников.

Напомним, что согласно подпункту 14) пункта 2 статьи 182 Трудового Кодекса работодатель обязан страховать работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей и направлять в уполномоченный государственный орган по труду сведения о заключении договора обязательного страхования работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей в порядке, определенном уполномоченным государственным органом по труду.

Изменения вносятся следующими нормативными правовыми актами:

приказ Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 26 января 2024 года № 14. Зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан 29 января 2024 года под № 33936.

Приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования (с 12 февраля 2024 года).

Вам также может быть интересно: