Изменения в законодательстве, вступающие в силу c 05 по 11 февраля 2024 года
Утверждены Правила направления в электронном формате акта о несчастном случае в уполномоченный государственный орган по труду
Правила разработаны в соответствии с пунктом 6 статьи 190 Трудового Кодекса Республики Казахстан (далее - Кодекс) и определяют порядок направления в электронном формате акта о несчастном случае в уполномоченный государственный орган по труду.
По окончании расследования каждого несчастного случая, связанного с трудовой деятельностью, в соответствии с материалами расследования работодатель не позднее трех рабочих дней оформляет и направляет акт о несчастном случае в уполномоченный государственный орган по труду.
Работодатель направляет акт о несчастном случае, связанный с трудовой деятельностью, через информационный портал «Электронная биржа труда».
Для направления акта о несчастном случае, связанного с трудовой деятельностью, через информационный портал «Электронная биржа труда» работодатель регистрирует личный кабинет с подтверждением электронной цифровой подписью.
В личном кабинете работодатель прикрепляет акт о несчастном случае, связанный с трудовой деятельностью, в электронном формате в виде сканированной копии и отправляет в информационную систему по охране труда и безопасности, подписав электронной цифровой подписью.
Согласно понятийному аппарату Правил,
1) несчастный случай, связанный с трудовой деятельностью, - воздействие на работника, работника направляющей стороны вредного и (или) опасного производственного фактора при выполнении им трудовых (служебных) обязанностей или заданий работодателя, либо принимающей стороны, в результате которого произошли производственная травма, внезапное ухудшение здоровья или отравление работника, работника направляющей стороны, приведшие их к временной или стойкой утрате трудоспособности либо смерти;
2) информационная система по охране труда и безопасности - информационная система, предназначенная для автоматизации учета результатов проверок государственных инспекторов труда, расследований несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью;
3) уполномоченный государственный орган по труду - центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в сфере трудовых отношений в соответствии с законодательством Республики Казахстан (Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан);
4) работодатель - физическое или юридическое лицо, с которым работник состоит в трудовых отношениях;
5) электронная цифровая подпись - набор электронных цифровых символов, созданный средствами электронной цифровой подписи и подтверждающий достоверность электронного документа, его принадлежность и неизменность содержания;
6) информационный портал «Электронная биржа труда» - информационная система, содержащая единую информационную базу рынка труда.
Напомним, что согласно пункту 6 статьи 190 Кодекса по окончании расследования каждого несчастного случая, связанного с трудовой деятельностью, в соответствии с материалами расследования работодатель не позднее трех рабочих дней обязан оформить акт о несчастном случае и направить его в электронном формате в уполномоченный государственный орган по труду в порядке, определенном уполномоченным государственным органом по труду.
Акт о несчастном случае заполняется и подписывается руководителями службы безопасности и охраны труда и подразделения организации, представителем работников организации в случаях отравления, также подписывается представителем государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Акт о несчастном случае утверждается работодателем и заверяется печатью организации (при наличии).
Если работодатель - физическое лицо, то акт о несчастном случае заполняется и подписывается работодателем и заверяется нотариально.
Не позднее трех рабочих дней после завершения расследования один экземпляр акта о несчастном случае выдается пострадавшему или его доверенному лицу, кроме того, направляется:
1) страховой организации, с которой заключен договор на страхование работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей;
2) в местный орган по инспекции труда на бумажном и электронном носителях;
3) в государственный орган в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения в случае отравления.
Копии материалов специального расследования несчастного случая, связанного с трудовой деятельностью, передаются работодателем в местный орган по инспекции труда. По окончании расследования несчастного случая, связанного с трудовой деятельностью, копии материалов специального расследования государственным инспектором труда направляются в течение семи рабочих дней в территориальный орган полиции, который в соответствии с законодательством Республики Казахстан принимает соответствующее решение и сообщает о принятом решении не позднее двадцати рабочих дней.
Пострадавший или представитель работников имеет право на ознакомление со всеми материалами расследования несчастного случая, связанного с трудовой деятельностью, и осуществление необходимых выписок.
Каждый оформленный актом несчастный случай заносится работодателем в журнал регистрации несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью, и иных повреждений здоровья на производстве. Ведение журнала производится по форме, установленной уполномоченным государственным органом по труду (приказ Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 1055). Первичные статистические данные о временной нетрудоспособности и производственном травматизме представляются в соответствии со статистической методологией, утвержденной уполномоченным органом в области государственной статистики.
Материалы расследования несчастного случая, связанного с трудовой деятельностью, подлежат хранению в организации (работодателем) в течение сорока пяти лет, в случае ее ликвидации материалы расследования несчастного случая в обязательном порядке должны быть переданы в государственный архив по месту ее деятельности.
О несчастных случаях, связанных с трудовой деятельностью, которые по прошествии времени перешли в категорию тяжелых или несчастных случаев со смертельным исходом, работодатель или его представитель сообщает в соответствующий местный орган по инспекции труда, а о страховых случаях - в страховую организацию.
Изменения вносятся следующими нормативными правовыми актами:
приказ Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 26 января 2024 года № 15. Зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан 29 января 2024 года под № 33937.
Приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования (с 10 февраля 2024 года).
Изложены в новой редакции квалификационные требования, предъявляемые к туристской операторской деятельности и перечень документов, подтверждающих соответствие им
Так, измененные квалификационные требования, предъявляемые к туристской операторской деятельности, включают наличие:
- сформированного туристского продукта;
- не менее одного работника с туристским образованием, имеющего стаж работы не менее одного года;
- помещения для офиса на праве собственности или иных законных основаниях;
- договор банковской гарантии, заключенный с банком второго уровня Республики Казахстан в соответствии с подпунктом 1) пункта 1 статьи 27-3 Закона Республики Казахстан «О туристской деятельности в Республике Казахстан» (далее - Закон).
Уточним, что согласно подпункту 1) пункта 1 статьи 27-3 Закона, на туроператоров и туроператоров-фрахтователей, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, возлагаются также обязательство по заключению договора банковской гарантии с банком второго уровня в соответствии с банковским законодательством Республики Казахстан, предусматривающим оплату в пользу администратора системы гарантирования прав граждан Республики Казахстан в сфере выездного туризма либо третьих лиц, определенных администратором системы гарантирования прав граждан Республики Казахстан в сфере выездного туризма, денег, обеспеченных банковской гарантией, с предоставлением подлинника либо нотариально засвидетельствованной копии договора администратору системы гарантирования прав граждан Республики Казахстан в сфере выездного туризма.
Перечень документов, подтверждающих соответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к туристской операторской деятельности:
- форма сведений, содержащих информацию о договорах с третьими лицами на оказание отдельных туристских услуг, входящих в сформированный туристский продукт;
- форма сведений, содержащих информацию о дипломе, заключенном трудовом договоре и трудовой книжке;
- форма сведений, содержащих информацию о документах, подтверждающих право собственности или иные законные основания;
- форма сведений, содержащих информацию о договоре банковской гарантии, заключенного с банком второго уровня Республики Казахстан (для туроператоров сферы выездного туризма).
Напомним, что согласно понятийному аппарату Закона Республики Казахстан от 16 мая 2014 года № 202-V «О разрешениях и уведомлениях» (далее - Закон «О разрешениях»), квалификационные требования - совокупность количественных и качественных нормативов и показателей, характеризующих способность заявителя и лицензиата заниматься отдельным лицензируемым видом деятельности и (или) подвидом лицензируемого вида деятельности, предъявляемых как при выдаче лицензии и (или) приложения к лицензии, так и на протяжении всего периода времени ее действительности.
В соответствии с приложением 1 к Закону «О разрешениях» раздела лицензирования деятельности в сфере обслуживания физических и юридических лиц для осуществления туристской операторской деятельности требуется наличие лицензии.
Изменения вносятся следующими нормативными правовыми актами:
приказ и.о. Министра туризма и спорта Республики Казахстан от 18 января 2024 года № 19. Зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан 23 января 2024 года под № 33925.
Приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования (с 06 февраля 2024 года).
Правила проведения мониторинга цен на товарных рынках с целью установления признаков нарушения законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции и принятия мер антимонопольного реагирования изложены в новой редакции
Так, измененные Правила проведения мониторинга цен на товарных рынках с целью установления признаков нарушения законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции (далее - Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 39-2) статьи 90-6 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан (далее - Кодекс), подпунктом 2) пункта 3 статьи 16 Закона Республики Казахстан «О государственной статистике» и определяют порядок проведения антимонопольным органом и его территориальными подразделениями мониторинга цен на товарных рынках с целью установления признаков нарушения законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции (далее - Мониторинг).
Проведение Мониторинга включает следующие этапы:
1) отбор товарных рынков;
2) сбор и обработка информации о ценах на товары на соответствующих товарных рынках;
3) проведение анализа текущей ценовой ситуации на соответствующем товарном рынке на предмет наличия признаков нарушения законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции;
4) подготовка аналитической справки.
Мониторинг проводится в течение трех месяцев.
Началом проведения Мониторинга считается дата решения курирующего заместителя руководителя антимонопольного органа и (или) руководителя территориального подразделения антимонопольного органа.
Завершением Мониторинга считается дата подготовки аналитической записки.
Отбор товарных рынков для проведения мониторинга осуществляется на основании сведений в порядке убывающей приоритетности:
1) поручения Администрации Президента Республики Казахстан, Правительства Республики Казахстан (по согласованию);
2) материалы, поступившие от государственных органов, указывающие на рост цен за отчетный период (текущий год) и иные сведения;
3) мотивированные обращения физических и (или) юридических лиц, указывающие на рост цен;
4) сообщения средств массовой информации о повышении цен на товары, поступившие в антимонопольный орган и иные сведения.
В качестве источников информации при проведении Мониторинга антимонопольным органом в порядке убывающей приоритетности используются сведения:
1) уполномоченных государственных органов;
2) из государственных информационных систем;
3) из открытых источников информации;
4) субъектов рынка и иные источники.
При наличии сведений у уполномоченного органа, антимонопольным органом используются данные сведения без направления запросов субъектам рынка.
Антимонопольный орган до направления запросов субъектам рынка использует сведения полученные по результатам опроса физических и юридических лиц посредством телефонной связи либо с использованием социальных сетей и мессенджеров.
В случае отсутствия достаточных вышеуказанных сведений, антимонопольным органом в адрес субъектов рынка, осуществляющих производство и (или) реализацию товаров на соответствующих товарных рынках, направляются запросы по форме согласно приложению к Правилам.
Анализ текущей ценовой ситуации на товарных рынках проводится путем изучения изменения цен, причин и факторов изменения цен и иной информации, характеризующей изменение цен, а также путем определения наличия (отсутствия) признаков злоупотребления доминирующим или монопольным положением в части установления, поддержания монопольно высоких (низких) цен, антиконкурентных согласованных действий субъектов рынка.
Признаки антиконкурентных согласованных действий субъектов рынка, осуществляющих производство, реализацию товаров, направленных на ограничение конкуренции, устанавливаются в соответствии со статьей 170 Кодекса.
Признаки злоупотребления доминирующим или монопольным положением в части установления, поддержания монопольно высоких (низких) цен устанавливаются в соответствии со статьей 175 Кодекса и Методикой по выявлению монопольно высокой (низкой) цены, утвержденной приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 4 мая 2018 года № 173 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 16916).
По результатам анализа текущей ценовой ситуации на товарном рынке подготавливается аналитическая справка с указанием динамики цен по республике и (или) в разрезе каждого региона и информации о наличии либо отсутствии признаков нарушения законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции.
При наличии признаков нарушения законодательства Республики Казахстан в области защиты конкуренции принимаются меры антимонопольного реагирования.
Изменения вносятся следующими нормативными правовыми актами:
приказ Председателя Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан от 19 января 2024 года № 1. Зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан 26 января 2024 года № 33935.
Приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования (с 09 февраля 2024 года).
Изложен в новой редакции перечень товаров, работ, услуг, по которым разделение на лоты по их однородным видам и по месту их поставки (выполнения, оказания) не требуется
Так, измененный перечень товаров, работ, услуг, по которым разделение на лоты по их однородным видам и по месту их поставки (выполнения, оказания) не требуется, следующий:
1. Товары:
- канцелярские товары;
- хозяйственные товары;
- моющие средства;
- продукты питания;
- лекарственные средства и изделия медицинского назначения;
- строительные материалы;
- электротовары;
- сантехнические товары;
- запасные части;
- товары легкой промышленности;
- мебельная продукция.
2. Услуги:
- услуги охраны и пожарной сигнализации;
- услуги по техническому обслуживанию зданий (уборка помещений и благоустройство территорий, опрессовка и промывка систем отоплений, электромонтажные и сантехнические работы, услуги плотника);
- полиграфические услуги.
3. Работы:
- работы по содержанию придомовых территорий.
Напомним, что данный перечень утвержден в соответствии с подпунктом 2) пункта 1 статьи 20, пунктом 3 статьи 32 и пунктом 2-1 статьи 37 Закона Республики Казахстан «О государственных закупках» (далее - Закон).
Согласно подпункту 2) пункта 1 статьи 20 Закона, при осуществлении государственных закупок способом конкурса организатор государственных закупок обязан в конкурсной документации разделить товары, работы, услуги на лоты по их однородным видам и месту их поставки (выполнения, оказания), за исключением приобретения товаров, работ, услуг по перечню, утвержденному уполномоченным органом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 32 Закона, при осуществлении государственных закупок способом аукциона организатор государственных закупок обязан в аукционной документации разделить товары на лоты по их однородным видам и месту их поставки, за исключением приобретения товаров по перечню, утвержденному уполномоченным органом.
В случае наличия не менее пяти мест поставок товаров допускается указание в лоте нескольких мест поставок товаров.
Согласно пункту 2-1 статьи 37 Закона, при осуществлении государственных закупок способом запроса ценовых предложений организатор государственных закупок обязан разделить товары, работы, услуги на лоты по их однородным видам и месту их поставки (выполнения, оказания), за исключением приобретения товаров, работ, услуг по перечню, утвержденному уполномоченным органом.
В случае наличия не менее пяти мест поставок товаров, работ, услуг допускается указание в лоте нескольких мест поставок товаров, работ, услуг.
Изменения вносятся следующими нормативными правовыми актами:
приказ Заместителя Премьер-Министра - Министра финансов Республики Казахстан от 24 января 2024 года № 34. Зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан 24 января 2024 года под № 33928.
Приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования (с 06 февраля 2024 года).
Утверждены Правила по направлению сведений о заключении договора обязательного страхования работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей
Правила по направлению сведений о заключении договора обязательного страхования работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей (далее – Правила) разработаны во исполнение подпункта 14) пункта 2 статьи 182 Трудового Кодекса Республики Казахстан (далее - Кодекс) и определяют порядок направления сведений о заключении договора обязательного страхования работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей в уполномоченный государственный орган по труду.
Согласно понятийному аппарату Правил, страхование работника от несчастных случаев – комплекс отношений по защите имущественных интересов работника, жизни и здоровью которого причинен вред при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей.
Работодатель заключает со страховщиком договор обязательного страхования работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей.
Сведения о заключенном страхователем договоре обязательного страхования работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей страховщиком вносятся в базу данных.
Направление работодателем в уполномоченный государственный орган по труду сведений о заключенном договоре обязательного страхования работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей, указанные в пункте 6 Правил, осуществляется путем автоматизированной передачи сведений из базы данных в информационную систему «Охрана труда и безопасность».
Согласно пункту 6 Правил, из базы данных в информационную систему «Охрана труда и безопасность» передаются следующие сведения:
1) наименование страховщика;
2) номер и серия договора;
3) наименование страхователя;
4) дата заключения договора;
5) начало действия договора;
6) конец действия договора;
7) наименование причины прекращения/расторжения договора;
8) дата прекращения/расторжения договора;
9) общий годовой фонд оплаты труда;
10) страховая премия;
11) всего количество работников.
Напомним, что согласно подпункту 14) пункта 2 статьи 182 Трудового Кодекса работодатель обязан страховать работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей и направлять в уполномоченный государственный орган по труду сведения о заключении договора обязательного страхования работника от несчастных случаев при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей в порядке, определенном уполномоченным государственным органом по труду.
Изменения вносятся следующими нормативными правовыми актами:
приказ Министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан от 26 января 2024 года № 14. Зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан 29 января 2024 года под № 33936.
Приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования (с 12 февраля 2024 года).
-
на этой неделе вступает в силу ряд изменений в нормативно-правовые акты Республики Казахстан. В частности, поправки затронули некоторые вопросы в области товарного и таможенного законодательства, а также электронное таможенное сопровождение транспортных средств.
-
На этой неделе принят ряд изменений в законодательство Республики Казахстан, касающихся: «зеленых» технологий», учета иностранных периодических печатных изданий, оказания услуг телерадиовещания, запрета рубок в саксауловых лесах, а также по вопросам операций, подлежащих финансовому мониторингу.
-
На этой неделе вступает в силу ряд изменений в нормативно-правовые акты Республики Казахстан. В частности, поправки затронули некоторые вопросы в области таможенного законодательства и сельского хозяйства, в сфере связи и государственно-частного партнерства.
-
На этой неделе принят ряд изменений в законодательство Республики Казахстан, а именно в сферах: персональных данных физических лиц, использования сетей телерадиовещания для оповещения населения, наличия в интернет-ресурсах признаков интернет-казино, биометрической идентификации, пожарной безопасности.
-
На этой неделе вступает в силу ряд изменений в законодатльство Респулики Казахстан. В частности, попраки затронули некоторыен ормативно-правовые акты в области здравоохранения, фармацевтической деятельности, а также отношения в области импорта товаров и обязательств импортеров.
-
На этой неделе принят ряд изменений в законодательство Республики Казахстан, касающиеся итогов голосования на референдуме по строительству атомной электростанции в Казахстане, реестра субъектов предпринимательства, предупреждения о рисках и вреде участия в азартных играх, допустимых параметров автотранспортных средств, государственных закупок.
-
На этой неделе вступает в силу ряд изменений в нормативно-правовые акты Республики Казахстан. В чсатности, поправки затронули некоторые вопросы в области возврата налога на добавленную стоимость, маркировки товаров, а таеже деятельность интернет-платформ.
-
На этой неделе вступает в силу ряд изменений в нормативно-правовые акты Республики Казахстан. В частности, поправки затронули некоторые вопросы в области государственных закупок, персональных данных, а также сферу лицензирования в вопросах обработки цветных и черных металлов.
-
На этой неделе принят ряд новелл в законодательство Республики Казахстан, касающиеся строительства атомной электростанции в Казахстане, типовых норм и нормативов по труду, переводческой деятельности, сетей связи с применением негеостационарных спутников.
-
На этой неделе вступает в силу ряд изменений в нормативно-правовые акты Республики Казахстан. В частности, поправки затронули некоторые вопросы в области совершения сделок, запрет на ввоз теплоизоляционных материалов, а также процедуру проведения внесудебного банкротства.