Изменения в законодательстве, вступающие в силу c 11 по 17 сентября 2023 года

Изменения в законодательстве, вступающие в силу c 11 по 17 сентября 2023 года

10.09.2023 11:14
856
Содержание:

Вступает в силу Закон РК "Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе"

Закон Республики Казахстан от 10 июля 2023 года № 18-VIII «Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе» (далее - Закон) принят в соответствии с ключевыми принципами, необходимыми для гармоничного развития государства, а также пунктом 22 Послания народу Казахстана от 16 марта 2022 года «Новый Казахстан: путь обновления и модернизации», утвержденного Указом Президента Республики Казахстан № 847 от 29 марта 2022 года.

Закон регулирует общественные отношения, связанные с онлайн-платформами, функционирующими на территории Республики Казахстан, а также общественные отношения, возникающие в процессе производства, размещения, распространения и хранения онлайн-рекламы на территории Республики Казахстан.

Так, согласно понятийному аппарату Закона, онлайн-реклама - реклама на онлайн-платформах, производимая и (или) размещаемая, и (или) распространяемая, и (или) хранимая пользователями онлайн-платформ и (или) собственниками онлайн-платформ в виде таргетированной рекламы и (или) спонсорского контента, и (или) иной информации, предназначенная для неопределенного круга лиц;

онлайн-платформа - интернет-ресурс и (или) программное обеспечение, функционирующее в сети Интернет, и (или) сервис обмена мгновенными сообщениями, предназначенные для получения, производства и (или) размещения, и (или) распространения, и (или) хранения контента на онлайн-платформе пользователем онлайн-платформы посредством созданного им аккаунта, публичного сообщества, за исключением интернет-ресурса и (или) программного обеспечения, функционирующего в сети Интернет, и (или) сервиса обмена мгновенными сообщениями, предназначенных для предоставления финансовых услуг и электронной коммерции.

Цель Закона – определение правовых основ функционирования онлайн-платформ, а также производства, размещения, распространения и хранения онлайн-рекламы, предотвращения и пресечения противоправного контента.

Задачи Закона:

1) обеспечение прозрачности функционирования онлайн-платформ;

2) обеспечение безопасности информационного пространства Республики Казахстан;

3) недопущение противоправного контента;

4) защита детей на онлайн-платформах от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;

5) обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при сборе и обработке его персональных данных в пределах, установленных законами Республики Казахстан.

Принципы Закона:

1) обеспечение и защита прав человека и гражданина на свободное получение и распространение информации любыми не запрещенными законами Республики Казахстан способами на онлайн-платформах;

2) обеспечение свободы слова и творчества на онлайн-платформах;

3) обеспечение законности при сборе, накоплении и распространении информации о пользователях, являющихся гражданами Республики Казахстан;

4) обеспечение государственной защиты интересов граждан Республики Казахстан на онлайн-платформах;

5) ограничение прав собственников онлайн-платформ и пользователей в случае нарушения ими законодательства Республики Казахстан.

Язык онлайн-платформ.

Собственник онлайн-платформы создает возможность использования интерфейса, а также ознакомления с пользовательским соглашением онлайн-платформы, в том числе кратким изложением его основных условий на казахском языке.

Собственник онлайн-платформы создает возможность автоматического перевода контента на казахский язык.

Собственник онлайн-платформы в целях недопущения нарушения законодательства Республики Казахстан обеспечивает модерацию контента на казахском языке.

Изменения вносятся следующими нормативными правовыми актами:

- Закон Республики Казахстан от 10 июля 2023 года № 18-VIII «Об онлайн-платформах и онлайн-рекламе»

Закон вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования (с 10 сентября 2023 г.).

Утверждены Правила документирования, управления документацией и использования систем электронного документооборота в государственных и негосударственных организациях

Приказом Министра культуры и спорта Республики Казахстан от 25 августа 2023 года № 236 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 28 августа 2023 года № 33339) утверждены Правила документирования, управления документацией и использования систем электронного документооборота в государственных и негосударственных организациях (далее - Правила).

Правила разработаны в соответствии с подпунктом 247-1) пункта 15 Положения о Министерстве культуры и спорта Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 сентября 2014 года № 1003 и устанавливают порядок документирования, управления документацией и использования систем электронного документооборота в государственных и негосударственных организациях (далее – организации).

Организация, ведение и совершенствование системы документационного обеспечения управления, методическое руководство и контроль за соблюдением установленного уполномоченным органом в сфере архивного дела и документационного обеспечения управления (далее – уполномоченный орган) порядка работы с документами в организации осуществляются структурным подразделением, предназначенным для реализации задач и функций по документационному обеспечению управления (далее – служба ДОУ). Ведение секретного и несекретного делопроизводства осуществляется в разных структурных подразделениях.

В организации, в которой штатным расписанием не предусмотрена служба ДОУ, управление документацией возлагается на должностное лицо.

Действие Правил не распространяется на документы, содержащие сведения, составляющие государственные секреты Республики Казахстан.

Работы по созданию закрытых ключей электронной цифровой подписи (порядок выработки, регистрации, выдачи, хранения, уничтожения) для юридических лиц, государственных органов или должностных лиц, порядок обеспечения режима секретности и сохранности электронных документов и закрытых ключей электронной цифровой подписи, содержащих сведения, составляющие государственные секреты, определяются в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о государственных секретах и работе со служебной информацией ограниченного распространения.

Порядок работы государственных органов с электронными документами ограниченного распространения с пометкой «Для служебного пользования» определяется постановлениями Правительства Республики Казахстан от 14 сентября 2004 года № 965 «О некоторых мерах по обеспечению информационной безопасности в Республике Казахстан» и от 24 июня 2022 года № 429 «Об утверждении Правил отнесения сведений к служебной информации ограниченного распространения и работы с ней».

Особенности документирования, управления документацией и использования системы электронного документооборота в специальных государственных органах определяются их руководителями.

Языком работы и делопроизводства государственных органов, организаций и органов местного самоуправления Республики Казахстан является государственный язык, наравне с казахским официально употребляется русский язык.

В работе негосударственных организаций используются казахский и, при необходимости, иные языки.

Изменения вносятся следующими нормативными правовыми актами:

- приказ Министра культуры и спорта Республики Казахстан от 25 августа 2023 года № 236. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 28 августа 2023 года № 33339.

Приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования (с 9 сентября 2023 г.).

Утверждены Правила кредитования проектов в сфере агропромышленного комплекса

В соответствии с пунктом 2 статьи 94 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан, подпунктом 2) пункта 3 статьи 16 Закона Республики Казахстан «О государственной статистике» и подпунктом 49-1) пункта 15 Положения о Министерстве сельского хозяйства Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 апреля 2005 года № 310, утверждены Правила кредитования проектов в сфере агропромышленного комплекса (приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 31 августа 2023 года № 322 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 1 сентября 2023 года № 33364) (далее - Правила).

Правила определяют порядок кредитования проектов в сфере агропромышленного комплекса (далее – АПК).

Так, согласно Правилам, к субъектам агропромышленного комплекса относятся физические и юридические лица, осуществляющие деятельность в агропромышленном комплексе.

Кредиты предоставляются претендентам, для создания новых или расширение действующих проектов в сфере АПК из средств республиканского бюджета и/или местных бюджетов.

Кредиты, выдаваемые на реализацию проектов в сфере АПК предоставляются через поверенного (агента).

Поверенный (агент) определяется местным исполнительным органом области, города республиканского значения, столицы, осуществляющим функции в области сельского хозяйства (далее – местный исполнительный орган) в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан.

Местный исполнительный орган через поверенного (агента) предоставляет кредиты претендентам с соблюдением принципов срочности, платности, возвратности, обеспеченности, целевого использования на следующих условиях:

1) срок кредита – до 10 (десяти) лет;

2) максимальная сумма кредита – не более 5 (пяти) миллиардов тенге;

3) номинальная ставка вознаграждения – не более 2,5 (два с половиной) процентов годовых;

4) целевое назначение кредита – реализация проектов в сфере АПК, направленных на создание новых или расширение действующих:

молочно-товарных ферм (мощностью от 400 голов);

птицефабрик мясного направления (от 5000 тонн мяса птицы в год);

овощехранилищ (от 1000 тонн);

орошаемого земледелия (картофель и овощи, кормопроизводство) с использованием современных водосберегающих технологий (дождевание, капельное орошение);

5) наличие залогового обеспечения;

6) льготный период по погашению основного долга и вознаграждения составляет не более 1/3 (одной трети) продолжительности срока кредитования.

Способы приема заявок, критерии выдачи и обеспечения кредитов, размер софинансирования, категории претендентов устанавливаются решением местного исполнительного органа и указываются в кредитном договоре.

Основными критериями отбора проектов в сфере АПК являются:

отраслевая целесообразность с учетом импортозамещения социально-значимых продовольственных товаров;

обеспечение населения региона качественными и доступными продуктами питания;

создание временных и постоянных рабочих мест;

сотрудничество и кооперация с проектами в рамках повышения доходов сельского населения;

наличие опыта работы не менее 5 (пяти) лет в сфере производства и (или) переработки сельскохозяйственной продукции;

отсутствие просроченной задолженности более 90 (девяноста) дней по кредитным и лизинговым обязательствам;

наличие необходимой площади сельскохозяйственных угодий для формирования прочной кормовой базы, материально-технического оснащения парка сельскохозяйственной техники.

Напомним, что согласно пункту 2 статьи 94 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан, порядок, формы государственной финансовой поддержки, отрасль (отрасли) экономики, в которой (которых) осуществляют деятельность субъекты частного предпринимательства, подлежащие государственной финансовой поддержке, юридическое (юридические) лицо (лица), привлекаемое (привлекаемые) для оказания государственной финансовой поддержки, размеры финансовой поддержки и другие условия, необходимые для оказания государственной финансовой поддержки, утверждаются уполномоченными органами соответствующих отраслей по согласованию с уполномоченным органом по предпринимательству.

Также, согласно подпункту 2) пункта 3 статьи 16 Закона Республики Казахстан «О государственной статистике», административные источники обязаны кроме того утверждать по согласованию с уполномоченным органом формы, предназначенные для сбора административных данных, а также методики расчета показателей.

Изменения вносятся следующими нормативными правовыми актами:

- приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 31 августа 2023 года № 322. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 1 сентября 2023 года № 33364.

Приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования (с 17 сентября 2023 г.).

Сравнительная таблица

О внесении изменений и дополнения в приказ Министра финансов Республики Казахстан от 1 июня 2021 года № 514 «Об утверждении Правил повышения квалификации аудиторов, порядка получения и формы сертификата о прохождении курсов по повышению квалификации аудиторов»

Редакция до внесения изменений

Редакция после внесения изменений

Комментарий

Пункты 2, 3 и 4

2. Аудиторы, являющиеся членами профессиональной аудиторской организации (далее - профессиональная организация), проходят курсы повышения квалификации в количестве 120 (сто двадцати) часов обучения за 3 (три) года, но не менее 20 (двадцати) часов в год. Данный период начинается с года, следующего за годом получения квалификационного свидетельства «аудитор». В трехлетний период не включается перерыв в стаже работы аудитора в экономической, финансовой, контрольно-ревизионной или в правовой сферах или в области научно-преподавательской деятельности по бухгалтерскому учету и аудиту в высших учебных заведениях, а также отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста.

3. Целью постоянного повышения квалификации аудиторов в профессиональной организации является углубление профессиональных знаний и навыков, которыми обладают аудиторы, дальнейшее совершенствование полученных ранее знаний, а также повышение качества предоставляемых услуг по аудиту.

4. Курсы повышения квалификации по обязательным часам обучения проходят в профессиональной организации или организациях, оказывающих услуги по повышению квалификации аудиторов, и остальные дополнительные часы проходят в порядке, установленном пунктом 8 настоящих Правил.

2. Аудиторы проходят курсы повышения квалификации в количестве 120 (сто двадцати) часов обучения за 3 (три) года, но не менее 20 (двадцати) часов в год. Данный период начинается с года, следующего за годом получения квалификационного свидетельства «аудитор». В трехлетний период не включается, перерыв в стаже работы аудитора в экономической, финансовой, контрольно-ревизионной или в правовой сферах, или в области научно-преподавательской деятельности по бухгалтерскому учету и аудиту в высших учебных заведениях, а также отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста.

3. Целью постоянного повышения квалификации аудиторов является углубление профессиональных знаний и навыков, которыми обладают аудиторы, дальнейшее совершенствование полученных ранее знаний, а также повышение качества предоставляемых услуг по аудиту.

4. Курсы повышения квалификации по обязательным часам обучения проходят в профессиональной организации или в определенных ею организациях, оказывающих услуги по повышению квалификации аудиторов, и остальные дополнительные часы проходят в порядке, установленном пунктом 8 настоящих Правил.

Раннее действовало требование, что аудиторы должны были быть членами профессиональной аудиторской организации.

Пункты 7 и 8

7. Дополнительные часы курса повышения квалификации проводятся в целях развития профессиональных, интеллектуальных, специальных и функциональных, личностных, межличностных, коммуникативных, организационных и управленческих навыков, профессиональных ценностей, отношений.

8. В зачет по дополнительным часам принимается прохождение курсов повышения квалификации в профессиональной организации или организациях, оказывающих услуги по повышению квалификации аудиторов, а также следующая деятельность в профессиональных сферах: защита и (или) написание или опубликование научных работ, статей, докладов, книг, участие и (или) выступление на конференциях, форумах, брифингах, тренингах, семинарах, курсах и мероприятиях, участие и работа в специальных рабочих группах, а также в сфере преподавательской и исследовательской деятельности.

7. Дополнительные часы курсов повышения квалификации проводятся в целях более углубленного развития профессиональных навыков аудиторов.

8. В зачет по дополнительным часам принимается прохождение курсов повышения квалификации в профессиональной организации или организациях, определенных профессиональными организациями, оказывающими услуги по повышению квалификации аудиторов, а также следующая деятельность в профессиональных сферах: защита и (или) написание или опубликование научных работ, статей, докладов, книг, участие и (или) выступление на конференциях, форумах, брифингах, тренингах, семинарах, курсах и мероприятиях, участие и работа в специальных рабочих группах, а также в сфере преподавательской и исследовательской деятельности.

Уточнены цели дополнительных часов курса повышения квалификации.

Также, согласно уточнениям, в зачет по дополнительным часам принимается прохождение курсов повышения квалификации в профессиональной организации или организациях, определенных профессиональными организациями, оказывающими услуги по повышению квалификации аудиторов.

Пункт 11

11. Профессиональная организация ведет список аудиторов, прошедших повышение квалификации, осуществляет мониторинг по прохождению повышения квалификации аудиторами. Целью мониторинга является выявление фактов несвоевременного и/или недостаточного (по количеству часов) прохождения аудитором курсов повышения квалификации.

Профессиональная организация определяет потребность в профессиональном развитии, публикует списки своих членов на своем интернет- ресурсе, а также устанавливает требование постоянного повышения квалификации аудиторов в качестве обязательного условия продолжения их членства.

11. Профессиональная организация ведет список аудиторов, прошедших повышение квалификации, осуществляет мониторинг по прохождению повышения квалификации аудиторами. Целью мониторинга является выявление фактов несвоевременного и/или недостаточного (по количеству часов) прохождения аудитором курсов повышения квалификации.

Профессиональная организация определяет потребность в профессиональном развитии, публикует на своем интернет-ресурсе списки организаций, определенных ею для оказания услуг по повышению квалификации аудиторов и списки своих членов (с их согласия), а также устанавливает требование постоянного повышения квалификации аудиторов в качестве обязательного условия продолжения их членства.

Согласно изменениям, профессиональная организация определяет потребность в профессиональном развитии, публикует на своем интернет-ресурсе списки организаций, определенных ею для оказания услуг по повышению квалификации аудиторов и списки своих членов (с их согласия)

Пункт 11-1

Отсутствует

11-1. Профессиональные организации и (или) определенные ими организации, оказывающие услуги по повышению квалификации аудиторов:

обучают аудиторов в соответствии с пунктами 6 и 8 настоящих Правил;

обеспечивают слушателей надлежащими учебными материалами;

создают современную учебно-материальную базу.

Правила дополнены нормой о том, что профессиональные организации и (или) определенные ими организации, оказывающие услуги по повышению квалификации аудиторов:

обучают аудиторов;

обеспечивают слушателей надлежащими учебными материалами;

создают современную учебно-материальную базу

Пункт 14

14. Допускается проведение курсов повышения квалификации аудиторов в режиме онлайн. В случае проведения курсов повышения квалификации аудиторов в режиме онлайн профессиональная организация имеет дистанционный веб- портал, а также программу (платформу), обеспечивающую непрерывный и качественный порядок проведения курсов в режиме онлайн.

Количество участников на курсах повышения квалификации аудиторов в онлайн - режиме составляет не более 10 (десяти) человек.

Аудитор при прохождении повышения квалификации в режиме онлайн соответствует всем нижеперечисленным требованиям:

1) иметь компьютер или ноутбук, а также возможность подключится к интернету с проходимостью не менее 70 кбт/с;

2) обеспечить подключение камеры для идентификации личности.

14. Допускается проведение курсов повышения квалификации аудиторов в режиме онлайн. При проведении курсов повышения квалификации аудиторов в режиме онлайн профессиональная организация и (или) определенная ею организация, оказывающая услуги по повышению квалификации аудиторов, имеет собственный и (или) арендованный дистанционный веб-портал (платформу), обеспечивающую непрерывный и качественный порядок проведения курсов в режиме онлайн.

Аудитор при прохождении повышения квалификации в режиме онлайн соответствует всем нижеперечисленным требованиям:

1) иметь компьютер или ноутбук, а также возможность подключится к интернету с проходимостью не менее 70кбт/с;

2) обеспечить подключение камеры для идентификации личности.

Из Правил удалена норма о количество участников на курсах повышения квалификации аудиторов в онлайн - режиме

Пункт 15

 

15. Исключен

Данная норма перенесена в пункт 11-1 Правил 

Приложение

Приложение к Правилам повышения квалификации аудиторов, порядок получения и форма сертификата о прохождении курсов по повышению квалификации аудиторов (форма). Сертификат о прохождении курсов по повышению квалификации аудиторов

Приложение к Правилам изложено в новой редакции согласно приложению к приказу.

Согласно изменениям в Приложение, сертификат о прохождении курсов по повышению квалификации аудиторов, помимо профессиональной организации, выдается также организацией, определенной ею для оказания услуг по повышению квалификации аудиторов

Изменения вносятся следующими нормативными правовыми актами:

- приказ Заместителя Премьер-Министра - Министра финансов Республики Казахстан от 25 августа 2023 года № 897. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 28 августа 2023 года № 33340.

Приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования (с 9 сентября 2023 г.).

О внесении изменений и дополнений в приказ Министра здравоохранения Республики Казахстан от 30 июня 2017 года № 478 «Об утверждении Правил и сроков исчисления (удержания) и перечисления отчислений и (или) взносов на обязательное социальное медицинское страхование и Правил осуществления возврата плательщикам излишне (ошибочно) зачисленных сумм отчислений, взносов и (или) пени за несвоевременную и (или) неполную уплату отчислений и (или) взносов»

Редакция до внесения изменений

Редакция после внесения изменений

Комментарий

Пункт 2

2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:

1) Государственная корпорация «Правительство для граждан» (далее –Государственная корпорация) – юридическое лицо, созданное по решению Правительства Республики Казахстан, для оказания государственных услуг в соответствии с законодательством Республики Казахстан, организации работы по приему заявлений на оказание государственных услуг и выдаче их результатов услугополучателю по принципу «одного окна», а также для оказания государственных услуг в электронной форме;

2) отчисления – деньги, уплачиваемые работодателями за счет собственных средств в фонд социального медицинского страхования, дающие право потребителям медицинских услуг, за которых осуществлялась уплата отчислений, получать медицинскую помощь в системе обязательного социального медицинского страхования;

3) плательщики отчислений и (или) взносов (далее – плательщики) - лица, осуществляющие исчисление, удержание, перечисление, уплату отчислений и (или) взносов в фонд социального медицинского страхования в порядке, установленном Законом;

4) фонд социального медицинского страхования (далее – фонд) –некоммерческая организация, производящая аккумулирование отчислений и взносов, а также осуществляющая закуп, оплату услуг субъектов здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь в объемах и на условиях, предусмотренных договором закупа медицинских услуг и иные функции, определенные законами Республики Казахстан;

5) уполномоченный орган в области здравоохранения (далее – уполномоченный орган) – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области охраны здоровья граждан Республики Казахстан, медицинской и фармацевтической науки, медицинского и фармацевтического образования, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обращения лекарственных средств и медицинских изделий, качества оказания медицинских услуг (помощи);

6) взносы – деньги, уплачиваемые в фонд плательщиками взносов, указанными в пункте 3 настоящих Правил, и дающие право потребителям медицинских услуг получать медицинскую помощь в системе ОСМС;

7) обязательное социальное медицинское страхование (далее – ОСМС) – комплекс правовых, экономических и организационных мер по оказанию медицинской помощи потребителям медицинских услуг за счет активов фонда социального медицинского страхования;

8) система обязательного социального медицинского страхования (далее – система ОСМС) – совокупность норм и правил, устанавливаемых государством, регулирующих отношения между участниками системы ОСМС;

9) неработающее лицо (применительно к Правилам) – лицо, не осуществляющее предпринимательскую или трудовую деятельность и не имеющее дохода;

10) лицо, занимающееся частной практикой – частный нотариус, частный судебный исполнитель, адвокат, профессиональный медиатор.

2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:

1) Государственная корпорация «Правительство для граждан» (далее – Государственная корпорация) – юридическое лицо, созданное по решению Правительства Республики Казахстан, для оказания государственных услуг в соответствии с законодательством Республики Казахстан, организации работы по приему заявлений на оказание государственных услуг и выдаче их результатов услугополучателю по принципу «одного окна», а также для оказания государственных услуг в электронной форме;

2) отчисления – деньги, уплачиваемые работодателями за счет собственных средств в фонд социального медицинского страхования, дающие право потребителям медицинских услуг, за которых осуществлялась уплата отчислений, получать медицинскую помощь в системе обязательного социального медицинского страхования;

3) плательщики отчислений и (или) взносов (далее – плательщики) – лица, осуществляющие исчисление, удержание, перечисление, уплату отчислений и (или) взносов в фонд социального медицинского страхования в порядке, установленном Законом;

4) фонд социального медицинского страхования (далее – фонд) – некоммерческая организация, производящая аккумулирование отчислений и взносов, а также осуществляющая закуп, оплату услуг субъектов здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь в объемах и на условиях, предусмотренных договором закупа медицинских услуг и иные функции, определенные законами Республики Казахстан;

5) уполномоченный орган в области здравоохранения (далее – уполномоченный орган) – центральный исполнительный орган, осуществляющий руководство и межотраслевую координацию в области охраны здоровья граждан Республики Казахстан, медицинской и фармацевтической науки, медицинского и фармацевтического образования, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, обращения лекарственных средств и медицинских изделий, качества оказания медицинских услуг (помощи);

6) взносы – деньги, уплачиваемые в фонд плательщиками взносов, указанными в пункте 3 настоящих Правил, и дающие право потребителям медицинских услуг получать медицинскую помощь в системе ОСМС;

7) индивидуальный помощник – лицо, оказывающее услуги по сопровождению лица с инвалидностью первой группы, имеющего затруднение в передвижении, и оказанию помощи при посещении объектов;

8) обязательное социальное медицинское страхование (далее – ОСМС) – комплекс правовых, экономических и организационных мер по оказанию медицинской помощи потребителям медицинских услуг за счет активов фонда социального медицинского страхования;

9) система обязательного социального медицинского страхования (далее – система ОСМС) – совокупность норм и правил, устанавливаемых государством, регулирующих отношения между участниками системы ОСМС;

10) неработающее лицо (применительно к Правилам) – лицо, не осуществляющее предпринимательскую или трудовую деятельность и не имеющее дохода;

11) лицо, занимающееся частной практикой – частный нотариус, частный судебный исполнитель, адвокат, профессиональный медиатор.

Изменены некоторые нормы понятийного аппарата Правил. В частности, исключено понятие индивидуального помощника

Пункт 4

4. Плательщиками взносов на ОСМС являются:

1) государство;

2) работники, в том числе государственные и гражданские служащие, за исключением военнослужащих, сотрудников правоохранительных, специальных государственных органов;

2-1) лица, являющиеся работниками субъектов микро и малого предпринимательства, применяющих специальные налоговые режимы и осуществляющих уплату взносов в фонд в рамках единого платежа, установленного статьей 776-3 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);

3) индивидуальные предприниматели;

4) лица, занимающиеся частной практикой;

5) исключен

6) исключен

7) исключен

8) физические лица, получающие доходы по заключенным с налоговым агентом договорам гражданско-правового характера в соответствии с законодательством Республики Казахстан (далее – физические лица, получающие доходы по договорам гражданско-правового характера);

9) лица, самостоятельно уплачивающие взносы, в том числе граждане Республики Казахстан, выехавшие за пределы Республики Казахстан (далее – самостоятельные плательщики) за исключением лиц, указанных:

в подпунктах 2), 8) и 10) настоящего пункта;

в подпункте 3) настоящего пункта, кроме приостановивших представление налоговой отчетности или признанных бездействующими в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан;

в подпункте 4) настоящего пункта, кроме приостановивших представление налоговой отчетности в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, а также граждан, выехавших за пределы Республики Казахстан, за исключением граждан, выехавших на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан в установленном законодательством порядке, и граждан, за которых в Республике Казахстан осуществляется уплата отчислений и (или) взносов;

10) физические лица, являющиеся плательщиками единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Налогового кодекса.

4. Плательщиками взносов на ОСМС являются:

1) государство;

2) работники, в том числе государственные и гражданские служащие, за исключением военнослужащих, сотрудников правоохранительных, специальных государственных органов;

2-1) лица, являющиеся работниками субъектов микро и малого предпринимательства, применяющих специальные налоговые режимы и осуществляющих уплату взносов в фонд в рамках единого платежа, установленного статьей 776-3 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее – Налоговый кодекс);

3) индивидуальные предприниматели;

4) лица, занимающиеся частной практикой;

5) физические лица, получающие доходы по заключенным с налоговым агентом договорам гражданско-правового характера в соответствии с законодательством Республики Казахстан (далее – физические лица, получающие доходы по договорам гражданско-правового характера);

6) лица, самостоятельно уплачивающие взносы, в том числе граждане Республики Казахстан, выехавшие за пределы Республики Казахстан (далее – самостоятельные плательщики) за исключением лиц, указанных:

в подпунктах 2), 5) и 7) настоящего пункта;

в подпункте 3) настоящего пункта, кроме приостановивших представление налоговой отчетности или признанных бездействующими в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан;

в подпункте 4) настоящего пункта, кроме приостановивших представление налоговой отчетности в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан, а также граждан, выехавших за пределы Республики Казахстан, за исключением граждан, выехавших на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан в установленном законодательством порядке, и граждан, за которых в Республике Казахстан осуществляется уплата отчислений и (или) взносов;

7) физические лица, являющиеся плательщиками единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Налогового кодекса;

8) индивидуальные помощники.

Внесены поправки, касающиеся плательщиков вносов на ОСМС. В частности, внесены редакционные поправки, а также добавлены индивидуальные помощники

Пункт 16

16. Исчисление (удержание) отчислений и (или) взносов работников, в том числе государственных и гражданских служащих осуществляются работодателем ежемесячно.

Отчисления работодателей, подлежащие уплате в фонд, исчисляются в соответствии с пунктами 1 и 1-1 статьи 27 Закона.

Взносы работников, в том числе государственных и гражданских служащих, а также физических лиц, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера, подлежащие уплате в фонд, исчисляются в соответствии с пунктами 1 и 1-1 статьи 28 Закона.

Работодатель предоставляет работнику сведения об исчисленных (удержанных) отчислениях и (или) взносах в фонд при ежемесячном извещении о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период.

16. Исчисление (удержание) отчислений и (или) взносов работников, в том числе государственных и гражданских служащих осуществляются работодателем ежемесячно.

Отчисления работодателей, подлежащие уплате в фонд, исчисляются в соответствии с пунктами 1 и 1-1 статьи 27 Закона.

Взносы работников, в том числе государственных и гражданских служащих, а также физических лиц, индивидуальных помощников, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера, подлежащие уплате в фонд, исчисляются в соответствии с пунктами 1 и 1-1 статьи 28 Закона.

Работодатель предоставляет работнику сведения об исчисленных (удержанных) отчислениях и (или) взносах в фонд при ежемесячном извещении о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период.

Данная норма теперь распространяется и на индивидуальных помощников

Пункт 20-1

Отсутствовал

20-1. Исчисление (удержание) и перечисление взносов индивидуальных помощников осуществляются местными исполнительными органами или иными юридическими лицами при выплате им материальной выгоды в соответствии с абзацем девятым подпункта 31) пункта 2 статьи 319 Налогового кодекса.

Взносы индивидуального помощника, получающего доходы по договорам гражданско-правового характера, исчисляются (удерживаются) в соответствии с пунктом 1 статьи 28 Закона, от всех начисленных доходов по данным договорам.

При этом, ежемесячный доход, принимаемый для исчисления взносов, не превышает десятикратный размер минимальной заработной платы, установленной на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

Правила дополнены нормой о том, что исчисление (удержание) и перечисление взносов индивидуальных помощников осуществляются местными исполнительными органами или иными юридическими лицами при выплате им материальной выгоды в соответствии с абзацем девятым подпункта 31) пункта 2 статьи 319 Налогового кодекса.

Взносы индивидуального помощника, получающего доходы по договорам гражданско-правового характера, исчисляются (удерживаются) в соответствии с пунктом 1 статьи 28 Закона, от всех начисленных доходов по данным договорам.

При этом, ежемесячный доход, принимаемый для исчисления взносов, не превышает десятикратный размер минимальной заработной платы, установленной на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

Пункт 25-1

Отсутствовал

25-1. Перечисление взносов индивидуальных помощников, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера, осуществляются ежемесячно юридическими лицами, с которыми заключены такие договоры, через Государственную корпорацию на счет фонда.

Согласно, дополнениям, перечисление взносов индивидуальных помощников, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера, осуществляются ежемесячно юридическими лицами, с которыми заключены такие договоры, через Государственную корпорацию на счет фонда.

Изменения вносятся следующими нормативными правовыми актами:

- приказ и.о. Министра здравоохранения Республики Казахстан от 17 августа 2023 года № 144. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 24 августа 2023 года № 33324

Приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования (с 9 сентября 2023 г.).

Вам также может быть интересно: