Изменения в законодательстве, вступающие в силу c 13 по 19 февраля 2023 года

Изменения в законодательстве, вступающие в силу c 13 по 19 февраля 2023 года

12.02.2023 17:37
1249
Содержание:

Утверждены Правила уплаты, перечисления и распределения, а также возврата единого платежа

В соответствии с пунктом 6 статьи 776-4 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), пунктом 7-1 статьи 24 Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении Республики Казахстан», подпунктом 2-1 пункта 2 статьи 14 Закона Республики Казахстан «Об обязательном социальном медицинском страховании», пунктом 3-1 статьи 16 Закона Республики Казахстан «Об обязательном социальном страховании», утверждены Правила уплаты, перечисления и распределения, а также возврата единого платежа согласно приложению к настоящему приказу.

Подлежащие уплате в составе единого платежа взносы за каждого работника за один месяц (далее – пределы) не превышают:

для обязательных пенсионных взносов в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Закона Республике Казахстана «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»;

для обязательных пенсионных взносов работодателя в соответствии с пунктом 1 статьи 25-1 Закона Республике Казахстана «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»;

для социальных отчислений - 3,2% от 7-кратного минимального размера заработной платы, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете;

для отчислений и взносов на обязательное социальное медицинское страхование в соответствии с пунктом 3 статьи 29 Закона Республики Казахстан «Об обязательном социальном медицинском страховании».

Уплата единого платежа производится плательщиком наличными деньгами либо безналичным способом через банки второго уровня (далее – Банк) и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, на банковский счет Государственной корпорации с учетом требований Закона Республики Казахстан «О платежах и платежных системах».

Уплата плательщиками задолженности по единому платежу производится за период (месяц (месяцы), год (годы) электронными платежными поручениями, формата МТ-102 с приложением списка работников.

Список работников, за которых производится уплата единого платежа, содержит по каждому физическому лицу: индивидуальный идентификационный номер; фамилию, имя, отчество (при его наличии); дату рождения; сумму единого платежа; период (месяц, год), за который уплачиваются единый платеж; в назначении элемента списочной части платежа указываются коды назначения платежей в соответствии с Правилами применения кодов секторов экономики и назначения платежей, утвержденным постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 31 августа 2016 года № 203 «Об утверждении Правил применения кодов секторов экономики и назначения платежей» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 14365) по платежам, включенным в состав единого платежа, и сумма единого платежа, исчисленного без учета снижения на соответствующие доли социальных платежей согласно положениям части второй пункта 1 статьи 776-3 Налогового кодекса.

При несвоевременной уплате единого платежа органы государственных доходов принимают способы и меры взыскания в порядке и сроки, предусмотренные налоговым законодательством Республики Казахстан.

При уплате суммы пени за несвоевременную и (или) неполную уплату единого платежа в ЕНПФ, ФСМС, ГФСС и орган государственных доходов плательщик представляет в банк платежное поручение с указанием соответствующего кода назначения платежа в соответствии с Правилами применения кодов секторов экономики и назначения платежей, утвержденным постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 31 августа 2016 года № 203 «Об утверждении Правил применения кодов секторов экономики и назначения платежей» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 14365) в поле «назначение платежа» - «пеня за несвоевременную и (или) неполную уплату единого платежа за период (месяц (месяцы), год (годы)».

Плательщик перечисляет единый платеж по начисленным доходам ежемесячно, не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным, общей суммой через банки или организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, на банковский счет Государственной корпорации, с указанием месяца, за который перечисляется единый платеж.

Банки и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций перечисляют сумму единого платежа в Государственную корпорацию в электронном формате МТ-102, в день его инициирования плательщиком.

При этом в платежном поручении в электронном формате МТ-102, формируемом банками-отправителями, период, за который уплачивается единый платежи, указывается в соответствующем поле «PERIOD» (ПЕРИОД) в формате «ММГГГГ».

Плательщик в списочной части в соответствующем поле «ASSIGN» (ЭССАЙН) указывает сумму единого платежа по работникам и кодов назначения платежей, индивидуального подоходного налога и социальных платежей (за исключением обязательных пенсионных профессиональных взносов).

При отсутствии в соответствующем поле «ASSIGN» (ЭССАЙН) сумм единого платежа по работникам и кодов назначения платежей индивидуального подоходного налога и социальных платежей (за исключением обязательных пенсионных профессиональных взносов) банк не проводит операцию по приему и перечислению единого платежа на соответствующий счет Государственной корпорации.

Перечисление и распределение единого платежа в АИС МТСЗН РК осуществляется Государственной корпорацией в соответствии со статьей 776-6 Налогового Кодекса.

Государственная корпорация не позднее трех операционных дней со дня поступления сумм единого платежа, поступившие на счет Государственной корпорации, распределяет и перечисляет на счета ЕНПФ, ФСМС и ГФСС – платежным поручением формата МТ-100, в соответствующий орган государственных доходов платежным поручением формата МТ-102:

доли социальных отчислений, определенной пунктом 3 статьи 14 Закона Республики Казахстан «Об обязательном социальном страховании»;

доли обязательных пенсионных взносов, определенной пунктом 4 статьи 25 Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»;

доли обязательных пенсионных взносов работодателя, определенной пунктом 4 статьи 25-1 Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»;

доли отчислений на обязательное социальное медицинское страхование, определенной пунктом 1-1 статьи 27 Закона Республики Казахстан «Об обязательном социальном медицинском страховании»;

доли взносов на обязательное социальное медицинское страхование, определенной пункт 1-1 статьей 28 Закона Республики Казахстан «Об обязательном социальном медицинском страховании»;

доли индивидуального подоходного налога, определенной пунктом 2 статьи 776-3 Налогового кодекса.

Сведения о принадлежности плательщиков к категории лиц, указанных в статье 776-1 Налогового кодекса, за исключением принадлежности к категориям субъектов предпринимательства в соответствии со статьей 24 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан, предоставляются из ИС КГД МФ РК в АИС МТСЗН РК.

Сведения о принадлежности плательщиков к категориям субъектов предпринимательства в соответствии со статьей 24 Предпринимательского кодекса Республики Казахстан предоставляются из реестра субъектов предпринимательства Министерства национальной экономики в АИС МТСЗН РК.

Распределяемые суммы единого платежа Государственной корпорацией перечисляются без округления, с соответствующими кодами назначения платежа согласно Правилам применения кодов секторов экономики и назначения платежей, утвержденным постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 31 августа 2016 года № 203 «Об утверждении Правил применения кодов секторов экономики и назначения платежей» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 14365).

Распределение индивидуального подоходного налога в рамках единого платежа осуществляется Государственной корпорацией согласно сведениям справочника кодов органов государственного дохода, получаемых от Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан. Актуализация справочника кодов органов государственных доходов осуществляется путем выгрузки справочника из ИС КГД МФ РК в АИС МТСЗН РК.

Поступивший единый платеж на счет Государственной корпорации возвращается плательщику в полном размере или в размере соответствующей доли единого платежа, при:

1) допущении ошибок в списочной части платежного поручения МТ-102;

2) отсутствии сведений о принадлежности плательщиков к категории лиц, указанных статьей 776-1 Налогового кодекса;

3) отсутствии в списочной части в соответствующем поле «ASSIGN» (ЭССАЙН) сумм единого платежа по работникам и кодов назначения платежей индивидуального подоходного налога и социальных платежей (за исключением обязательных профессиональных пенсионных взносов).

4) несоответствии указанных в поле «ASSIGN» (ЭССАЙН) кодов назначений платежа и сумм долей единого платежа;

5) перечислении единого платежа за работника, освобожденного от уплаты социальных платежей (за исключением обязательных профессиональных пенсионных взносов) в соответствии с законами Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», «Об обязательном социальном страховании», «Об обязательном социальном медицинском страховании», а также за работников, за которых в соответствии с подпунктами 1), 7), 8), 9), 11), 12) и 13) пункта 1 статьи 26 Закона Республики Казахстан «Об обязательном социальном медицинском страховании» взносы на обязательное социальное медицинское страхование уплачиваются государством, возврату подлежит соответствующая доля единого платежа.

6) сумма единого платежа по работнику возвращается плательщику при перечислении не всех положенных сумм долей единого платежа за работника, не освобожденного от уплаты социальных платежей (за исключением обязательных профессиональных пенсионных взносов).

Частичный возврат единого платежа плательщику, за исключением индивидуального подоходного налога, при превышении суммы доли и (или) долей, в составе единого платежа, соответствующим пределам, указанным в пункте 3 настоящих Правил, осуществляется Государственной корпорацией.

Распределению единого платежа Государственной корпорацией по долям социальных платежей (за исключением обязательных профессиональных пенсионных взносов), подлежит часть суммы, которая не превысила пределы.

Разница между общей суммой соответствующей доли и (или) долей, в составе единого платежа, и суммой, которая распределена в ЕНПФ, ГФСС, ФСМС, подлежит возврату плательщику, соответственно, ставка единого платежа уменьшается исходя из фактически распределённой суммы на индивидуальный подоходный налог и социальные платежи (за исключением обязательных профессиональных пенсионных взносов) с указанием в списочной части в соответствующем поле «ASSIGN» (ЭССАЙН) кодов назначения платежей индивидуального подоходного налога и социальных платежей) (за исключением обязательных профессиональных пенсионных взносов).

Плательщики в установленном законодательством порядке обеспечивают сохранность сведений об исчисленных и уплаченных суммах единого платежа, в том числе о возврате ошибочно (излишне) уплаченных суммы единого платежа на электронном или бумажном носителях.

При прекращении деятельности плательщика документы об исчислении и уплате единого платежа передаются в Государственный архив.

Работник, запрашивает и получает от Государственной корпорации, ЕНПФ, ФСМС, ГФСС информацию об уплаченных за него суммах единого платежа или его долей.

Возврат суммы единого платежа, излишне (ошибочно) уплаченного плательщиком и распределенного Государственной корпорацией в ЕНПФ, ФСМС, ГФСС и соответствующий орган государственных доходов, производится на основании заявления плательщика по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам, направленного в Государственную корпорацию.

Возврату излишне (ошибочно) уплаченных сумм единого платежа не подлежат:

1) социальные отчисления, исчисленные за период, который был засчитан в стаж участия при назначении социальных выплат;

2) обязательные пенсионные взносы, учтенные при расчете суммы выплаты разницы между суммой фактически внесенных обязательных пенсионных взносов с учетом уровня инфляции и суммой пенсионных накоплений;

3) обязательные пенсионные взносы, перечисленные с доходов, которые учтены при назначении социальной выплаты из ГФСС.

К заявлению на возврат излишне (ошибочно) уплаченных плательщиком сумм единого платежа прикладывается нотариально заверенное заявление вкладчика (получателя) о согласии списания с его индивидуального/условного пенсионного счета ошибочно зачисленных сумм по форме согласно Приложению 2 к настоящим Правилам или решение суда, направленного в Государственную корпорацию.

При допущении ошибок при перечислении единого платежа по вине Банка, Банк плательщика направляет в Государственную корпорацию заявление по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам о возврате ошибочно перечисленных сумм.

Заявление Банка плательщика предоставляется за подписью уполномоченных лиц Банка с приложением копии документа, подтверждающего полномочия данных лиц на подписание писем и заявлений на возврат ошибочно перечисленных сумм единого платежа.

Заявление на возврат излишне (ошибочно) уплаченных плательщиком сумм единого платежа отклоняется в рассмотрении Государственной корпорацией, когда:

1) факт зачисления единого платежа не подтвердился или сумма единого платежа была ранее сторнирована (возвращена в Банк);

2) заявление плательщика и согласие вкладчика на списание суммы обязательных пенсионных взносов, обязательных пенсионных взносов работодателя с индивидуального/условного пенсионного счета не соответствуют формам приложения 1 и 2 к настоящим Правилам;

3) отсутствует нотариально заверенное заявление вкладчика (получателя) о согласии списания с его индивидуального/условного пенсионного счета ошибочно зачисленных сумм.

4) в заявлении плательщика указана некорректная причина возврата (выбор более одной причины).

5) к заявлению не приложены документы, подтверждающие причину возврата, предусмотренные в приложении 1 к настоящим Правилам.

6) указанная в заявлении причина об уплате единого платежа два и более раз за один и тот же месяц не подтверждается;

Приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней со дня его первого официального опубликования и распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2023 года.

Сравнительная таблица

Пункт/статья

Редакция до внесения изменений

Новая редакция

Комментарии

Правила и сроки исчисления (удержания) и перечисления отчислений и (или) взносов на обязательное социальное медицинское страхование

3

Плательщиками отчислений на ОСМС являются работодатели, включая иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, а также филиалы, представительства иностранных юридических лиц, исчисляющие (удерживающие) и перечисляющие отчисления и взносы в фонд в порядке, установленном статьей 30 Закона и настоящими Правилами.

 

      В соответствии с пунктом 3 статьи 27 Закона от уплаты отчислений на ОСМС освобождаются работодатели за:

 

      1) детей;

 

      2) лиц, находящихся в отпусках в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей), по уходу за ребенком (детьми) до достижения им (ими) возраста трех лет;

 

      3) получателей пенсионных выплат, в том числе ветераны Великой Отечественной войны;

 

      4) многодетных матерей, награжденных подвесками "Алтын алқа", "Күміс алқа" или получивших ранее звание "Мать-героиня", а также награжденных орденами "Материнская слава" I и II степени;

 

      5) лица с инвалидностью;

 

      6) лиц, обучающихся по очной форме обучения в организациях среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего образования, а также послевузовского образования;

 

      7) военнослужащих;

 

      8) сотрудников специальных государственных органов;

 

      9) сотрудников правоохранительных органов.

Плательщиками отчислений на ОСМС являются работодатели, включая иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение, а также филиалы, представительства иностранных юридических лиц, исчисляющие (удерживающие) и перечисляющие отчисления и взносы в фонд в порядке, установленном статьей 30 Закона и настоящими Правилами, в том числе работодатели, применяющие специальные налоговые режимы и осуществляющие уплату отчислений в фонд в рамках единого платежа, установленного статьей 776-3 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс).

 

В соответствии с пунктом 3 статьи 27 Закона от уплаты отчислений на ОСМС освобождаются работодатели за:

 

1) детей;

 

2) лиц, находящихся в отпусках в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей), по уходу за ребенком (детьми) до достижения им (ими) возраста трех лет;

 

3) получателей пенсионных выплат, в том числе ветераны Великой Отечественной войны;

 

4) многодетных матерей, награжденных подвесками «Алтын алқа», «Күміс алқа» или получивших ранее звание «Мать-героиня», а также награжденных орденами «Материнская слава» І и II степени;

 

5) лица с инвалидностью;

 

6) лиц, обучающихся по очной форме обучения в организациях среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего образования, а также послевузовского образования;

 

7) военнослужащих;

 

8) сотрудников специальных государственных органов;

 

9) сотрудников правоохранительных органов.

Установлено, что плательщиками отчислений на ОСМС являются в том числе работодатели, применяющие специальные налоговые режимы и осуществляющие уплату отчислений в фонд в рамках единого платежа, установленного статьей 776-3 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс).

пп.2-1) п.4

Отсутствует

лица, являющиеся работниками субъектов микро и малого предпринимательства, применяющих специальные налоговые режимы и осуществляющих уплату взносов в фонд в рамках единого платежа, установленного статьей 776-3 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);

Лица, являющиеся работниками субъектов микро и малого предпринимательства, применяющих специальные налоговые режимы и осуществляющих уплату взносов в фонд в рамках единого платежа, установленного статьей 776-3 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс) отнесены к категории плательщиков ВОСМС

16

Исчисление (удержание) отчислений и (или) взносов работников, в том числе государственных и гражданских служащих осуществляются работодателем ежемесячно.

 

      Отчисления работодателей, подлежащие уплате в фонд, исчисляются в соответствии с пунктом 1 статьи 27 Закона.

 

      Взносы работников, в том числе государственных и гражданских служащих, а также физических лиц, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера, подлежащие уплате в фонд, исчисляются в соответствии с пунктом 1 статьи 28 Закона.

 

      Работодатель предоставляет работнику сведения об исчисленных (удержанных) отчислениях и (или) взносах в фонд при ежемесячном извещении о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период.

Исчисление (удержание) отчислений и (или) взносов работников, в том числе государственных и гражданских служащих осуществляются работодателем ежемесячно.

 

Отчисления работодателей, подлежащие уплате в фонд, исчисляются в соответствии с пунктами 1 и 1-1 статьи 27 Закона.

 

Взносы работников, в том числе государственных и гражданских служащих, а также физических лиц, получающих доходы по договорам гражданскоправового характера, подлежащие уплате в фонд, исчисляются в соответствии с пунктами 1 и 1-1 статьи 28 Закона.

 

Работодатель предоставляет работнику сведения об исчисленных (удержанных) отчислениях и (или) взносах в фонд при ежемесячном извещении о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период.

Пункт приведен в соответствие с поправками, вызванными утверждением Правил уплаты, перечисления и распределения, а также возврата единого платежа

24-1

Отсутствует

Плательщики единого платежа уплачивают отчисления и взносы в фонд в сроки, установленные статьей 776-4 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс).

Правила сбора, обработки персональных данных

Параграф 5

Обработка персональных данных в деятельности судов

      29. Тексты судебных актов Верховного Суда Республики Казахстан, местных и других судов Республики Казахстан, за исключением текстов судебных актов, предусматривающих положения, которые содержат сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, а также судебные акты по делам, рассмотренным в закрытом судебном разбирательстве, размещаются на сервисах "Судебный кабинет", "Банк судебных актов" интернет-ресурса Верховного Суда Республики Казахстан в полном объеме.

 

      30. В целях обеспечения безопасности участников судебного процесса и защиты охраняемой законом тайны при сборе и использовании либо распространении третьими лицами судебных актов Верховного Суда Республики Казахстан, местных и других судов Республики Казахстан, из них исключаются (обезличиваются) персональные данные. При этом третьи лица принимают на себя обязательства по обеспечению выполнения требований Закона.

 

      Персональными данными применительно к судебным актам являются:

 

      1) фамилии, имена и отчества, дата и место рождения, место жительства или пребывания, номера телефонов, реквизиты паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, индивидуальный идентификационный номер – физического лица, идентификационный номер налогоплательщика – физического лица, состоящего на регистрационном учете в качестве индивидуального предпринимателя участников судебного процесса;

 

      2) сведения о месте нахождения земельного участка, здания, сооружения, жилого дома, квартиры, транспортного средства, иные сведения об имуществе и о находящихся в банках или иных кредитных организациях денежных средствах участников судебного процесса, если эти сведения относятся к существу дела.

 

      31. В отдельных случаях, в целях защиты личных прав и законных интересов участников судопроизводства, общий доступ интернет-ресурса Верховного Суда Республики Казахстан к персональным данным, содержащимся в судебных актах и протоколах судебных заседаний по конкретным делам, рассмотренным в открытом производстве, ограничивается по обращению участника судопроизводства, а также по решению Председателя и председателей коллегий Верховного Суда Республики Казахстан, председателей областных и приравненных к ним судов.

Исключен

В связи с дублированием нормы в иных НПА

Перечень товаров, в отношении которых применяются вывозные таможенные пошлины, размера ставок и срока их действия

Раздел 1 строка 23

Отсутствует

23

 

1206 00

 

Семена подсолнечника, дробленые или недробленые

 

20%, но не менее 100 евро за тонну

 

постоянно

Семена подсолнечника, дробленые или недробленые теперь относятся к категории товаров, в отношении которых применяются вывозные таможенные пошлины

Правила пожарной безопасности

3

Пожарная безопасность на объекте обеспечивается собственниками, руководителями организаций, предприятий, независимо от форм собственности, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами, лицами, имеющими право владеть, пользоваться или распоряжаться объектом или помещением (далее – руководитель организации).

Соблюдение требований пожарной безопасности на объекте обеспечивается собственниками, руководителями организаций, предприятий, независимо от форм собственности, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами, лицами, имеющими право владеть, пользоваться или распоряжаться объектом или помещением (далее – руководитель организации) в соответствии с требованиями статей 16 и 18 Закона.

Приведение в соответствие с Законом РК «О гражданской защите»

4

Руководители организаций в целях обеспечения пожарной безопасности приказом назначают лиц, обеспечивающих пожарную безопасность на отдельных участках работ.

Руководители организаций в целях обеспечения пожарной безопасности на отдельных участках работ, могут назначать своим приказом лиц, ответственных за соблюдение требований пожарной безопасности (на которых постоянно, временно или в силу выполняемых работ (услуг) возложена обязанность) в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 16 и пункта 2 статьи 18 Закона.

6

Руководитель организации обеспечивает наличие, соответствие проектной документации и постоянное нахождение в исправном рабочем состоянии установок пожаротушения и пожарной сигнализации, систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, противодымной защиты и противопожарного водоснабжения, противопожарного оборудования и пожарной техники, противопожарных дверей, клапанов и люков, заполнений проемов в противопожарных преградах, помещений зданий и сооружений, средств защиты и спасения людей.

Руководитель организации обеспечивает наличие, соответствие проектной документации и постоянное нахождение в исправном рабочем состоянии установок пожаротушения и пожарной сигнализации, систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, противодымной защиты и противопожарного водоснабжения, противопожарного оборудования и пожарной техники, противопожарных дверей, клапанов и люков, заполнений проемов в противопожарных преградах, помещений зданий и сооружений, средств защиты и спасения людей, а также устройств молниезащиты зданий, сооружений и наружных технологических установок.

На руководителя возложено обеспечение наличия, соответствие проектной документации и постоянное нахождение в исправном рабочем состоянии устройств молниезащиты зданий, сооружений и наружных технологических установок.

11

Учет работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту технических средств систем противопожарной защиты, проверок наличия и состояния первичных средств пожаротушения отражается в журнале, заполняемом в произвольной форме или автоматизированной системе управления техническим обслуживанием и планово-принудительным ремонтом.

Исключен

Исключено условие о том, что учет работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту технических средств систем противопожарной защиты, проверок наличия и состояния первичных средств пожаротушения отражается в журнале, заполняемом в произвольной форме или автоматизированной системе управления техническим обслуживанием и планово-принудительным ремонтом.

17

Для производственных и складских помещений, а также наружных технологических установок определяются категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также классы зон в соответствии с требованиями Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 20 марта 2015 года № 230 (зарегистрирован в реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10851) (далее – ПУЭ), которые обозначаются соответствующими знаками на дверях помещений.

 

Около оборудования с повышенной пожарной опасностью устанавливаются знаки безопасности.

 

Применение в процессах производства веществ и материалов с неисследованными показателями их взрывопожароопасности, а также их хранение совместно с другими веществами и материалами не допускаются.

Для производственных и складских помещений, а также наружных технологических установок определяются категории по взрывопожарной и пожарной опасности в соответствии с приложением 16 технического регламента «Общие требования к пожарной безопасности», утвержденного приказом Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан от 17 августа 2021 года № 405 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 24045) (далее – технический регламент «Общие требования к пожарной безопасности»), а также классы зон в соответствии с требованиями Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 20 марта 2015 года № 230 (зарегистрирован в реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10851) (далее – ПУЭ), которые обозначаются соответствующими знаками на дверях помещений.

Текст нормы приведен в соответствие с действующим законодательством.

пп.9 п.24

остеклять балконы, лоджии и галереи, ведущие к незадымляемым лестничным клеткам

остеклять балконы, лоджии и галереи, ведущие к незадымляемым лестничным клеткам, а также устанавливать на них решетки;

В зданиях и сооружениях (за исключением индивидуальных жилых домов) не допускается устанавливать решетки на путях, ведущих к незадымляемым лестничным клеткам

26

Наружные пожарные лестницы и ограждения на крышах зданий и сооружений содержатся в исправном состоянии и не реже одного раза в пять лет подвергаются эксплуатационным испытаниям в соответствии с требованиями документов по стандартизации.

Наружные пожарные лестницы и ограждения на крышах зданий и сооружений содержатся в исправном состоянии.

Исключена обязанность не реже одного раза в пять лет подвергать эксплуатационным испытаниям в соответствии с требованиями документов по стандартизации наружные пожарные лестницы и ограждения на крышах зданий и сооружений

32

При эксплуатации эвакуационных путей и выходов обеспечивается соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по стандартизации, документов в области архитектуры, градостроительства и строительства (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности).

При эксплуатации эвакуационных путей и выходов обеспечивается соблюдение проектных решений (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности)

Установлено, что при эксплуатации эвакуационных путей и выходов обеспечивается соблюдение проектных решений (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности)

43

Здания и сооружения, а также наружные технологические установки оборудуются исправными устройствами молниезащиты, предусмотренными проектом.

Исключен

Исключено условие о том, что здания и сооружения, а также наружные технологические установки оборудуются исправными устройствами молниезащиты, предусмотренными проектом.

44

Осмотр молниезащитных устройств проводится не реже одного раза в год. При этом измеряется сопротивление заземляющего устройства, а результаты осмотров и измерений заносятся в журнал эксплуатации молниезащитных устройств, заполняемый в произвольной форме.

Осмотр молниезащитных устройств проводится ежегодно перед началом грозового сезона.

Исключено условие о том, что измеряется сопротивление заземляющего устройства, а результаты осмотров и измерений заносятся в журнал эксплуатации молниезащитных устройств, заполняемый в произвольной форме.

45

Ревизия молниезащитных устройств проводится организациями, аккредитованными в государственной системе технического регулирования, с составлением протокола лабораторных испытаний и вручением экземпляра руководителю организации.

При осмотре молниезащитных устройств измеряется сопротивление заземляющего устройства, а результаты осмотров и измерений заносятся в журнал эксплуатации молниезащитных устройств, заполняемый в произвольной форме.

Норма скорректирована ввиду разбивки пункта 45

59

Территории населенных пунктов, организаций, независимо от вида деятельности и форм собственности, в пределах противопожарных разрывов своевременно очищаются от горючих отходов, мусора, тары, сухой травы, пуха, горючих материалов.

Территории населенных пунктов, организаций, независимо от вида деятельности и форм собственности, в пределах противопожарных разрывов своевременно очищаются от горючих отходов, мусора, тары, сухой травы, пуха, горючих материалов.

Разведение костров, сжигание отходов и тары осуществляются на расстоянии не менее 50 м от зданий и сооружений.

Сжигание отходов и тары в специально отведенных для этих целей местах производится под контролем обслуживающего персонала.

 

Норма дополнена дополнительными регламентирующими условиями.

60

При эксплуатации блок-контейнеров не допускается изменение конструктивных параметров, предусмотренных заводом-изготовителем. Применение горючих теплоизоляционных материалов для внутренней отделки блок-контейнеров, а также установка блок-контейнеров на горючем основании не допускается.

 

Отдельные блок-контейнеры и бытовые вагончики располагаются группами с числом не более 10 в группе. В случае объединения в группы от двух и более контейнеров, обеспечиваются автоматической пожарной сигнализацией и аварийными люками. Расстояние между группами этих сооружений и от них до близлежащих зданий и сооружений принимают не менее 18 м.

При эксплуатации блок-контейнеров не допускается изменение конструктивных параметров, предусмотренных заводом-изготовителем. Применение горючих теплоизоляционных материалов для внутренней отделки блок-контейнеров, а также установка блок-контейнеров на горючем основании не допускается.

 

Отдельные блок-контейнеры и бытовые вагончики располагаются группами с числом не более 10 в группе и высотой не более двух этажей. Расстояние между группами этих сооружений и от них до близлежащих зданий и сооружений принимают не менее 18 м.

 

В случае объединения в группы от двух и более контейнеров, предназначенных для проживания людей и организации офисных помещений, данные контейнеры обеспечиваются автоматической пожарной сигнализацией и аварийными люками

Уточнено, что  в случае объединения в группы от двух и более контейнеров, предназначенных для проживания людей и организации офисных помещений, данные контейнеры обеспечиваются автоматической пожарной сигнализацией и аварийными люками

67

Техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт систем и установок пожарной автоматики выполняются квалифицированными специалистами объекта или организациями в области работы со слаботочным оборудованием.

Техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт систем и установок пожарной автоматики выполняются лицами, имеющими группу допуска по электробезопасности в соотвествии с требованиями Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 19 марта 2015 года № 222 (зарегистрирован в реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 10889).

Норма расширена и регламентирована отсылкой на Правила

69

Периодичность технического обслуживания, планово-предупредительного ремонта и объемы работ устанавливаются в соответствии с требованиями эксплуатационной документации на технические средства обслуживаемых систем, установок пожарной автоматики (но не реже в 1 раз в месяц).

Периодичность технического обслуживания, планово-предупредительного ремонта и объемы работ устанавливаются в соответствии с требованиями эксплуатационной документации на технические средства обслуживаемых систем, установок пожарной автоматики, документов по стандартизации и указываются в договоре.

Установлено, что периодичность технического обслуживания, планово-предупредительного ремонта и объемы работ устанавливаются в соответствии с требованиями эксплуатационной документации на технические средства обслуживаемых систем, установок пожарной автоматики, документов по стандартизации и указываются в договоре.

72

В период выполнения работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту, проведение которых связано с отключением систем и установок пожарной автоматики, администрация объекта обеспечивает пожарную безопасность защищаемых системами и установками пожарной автоматики объектов, компенсирующими мероприятиями.

В период выполнения работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту, проведение которых связано с отключением систем и установок пожарной автоматики, администрация объекта обеспечивает пожарную безопасность защищаемых системами и установками пожарной автоматики объектов принятием дополнительных инженерно-технических и организационных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности людей.

Установлено, что администрация объекта обеспечивает пожарную безопасность защищаемых системами и установками пожарной автоматики объектов принятием дополнительных инженерно-технических и организационных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности людей.

78

Обслуживающий персонал объекта или Исполнитель знают устройство и принцип работы систем и установок пожарной автоматики, смонтированных на объекте, знают и выполняют требования настоящих Правил, правил и инструкций по эксплуатации систем и установок пожарной автоматики, производят регламентные работы в установленные сроки и заполнять эксплуатационную документацию в произвольной форме.

Исключен

Исключено условие о том, что обслуживающий персонал объекта или Исполнитель знают устройство и принцип работы систем и установок пожарной автоматики, смонтированных на объекте, знают и выполняют требования настоящих Правил, правил и инструкций по эксплуатации систем и установок пожарной автоматики, производят регламентные работы в установленные сроки и заполнять эксплуатационную документацию в произвольной форме.

164

Дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и источникам противопожарного водоснабжения содержатся в исправном состоянии и доступными для проезда пожарной техники, а зимой очищаются от снега.

 

При установке у въезда на территорию жилых домов, шлагбаумов организуется стационарный пост с круглосуточным дежурством персонала, и шлагбаумы обеспечиваются устройством для их ручного открывания.

 

О закрытии дорог и проездов для их ремонта или по другим причинам, препятствующим проезду пожарной техники, организация, ответственная за их эксплуатацию, своевременно сообщает в органы государственной противопожарной службы, в районе выезда которой находятся эти дороги и проезды.

 

На период закрытия дорог устанавливаются указатели направления объезда или устраиваются переезды, или проезды через ремонтируемые участки дороги.

Дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и источникам противопожарного водоснабжения содержатся в исправном состоянии и доступными для проезда пожарной техники, а зимой очищаются от снега.

 

При установке у въезда на территорию зданий и сооружений шлагбаумов, ворот и ограждений, препятствующих проезду пожарной техники, данные средства обеспечиваются возможностью разблокировки и (или) открывания, а также нахождения в открытом положении, для беспрепятственного проезда пожарной техники, одним из следующих способов:

 

1) ручное открывание без применения специальных технических средств;

 

2) организация стационарного поста с круглосуточным дежурством персонала.

 

О закрытии дорог и проездов для их ремонта или по другим причинам, препятствующим проезду пожарной техники, организация, ответственная за их эксплуатацию, своевременно сообщает в органы государственной противопожарной службы, в районе выезда которой находятся эти дороги и проезды.

 

На период закрытия дорог устанавливаются указатели направления объезда или устраиваются переезды, или проезды через ремонтируемые участки дороги.

Внесены редакционные уточнения в вопросах установки у въезда на территорию зданий и сооружений шлагбаумов, ворот и ограждений, препятствующих проезду пожарной техники

Вам также может быть интересно: