Изменения в законодательстве, вступающие в силу с 24 февраля по 02 марта 2025 года

Изменения в законодательстве, вступающие в силу с 24 февраля по 02 марта 2025 года

24.02.2025 09:14
324
Содержание:

Создана специальная экономическая зона «Актобе»

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 8 января 2025 года № 3 «О создании специальной экономической зоны «Актобе» в соответствии с подпунктом 2) статьи 10 Закона Республики Казахстан «О специальных экономических и индустриальных зонах» Правительство Республики Казахстан создана специальная экономическая зона «Актобе» (далее - СЭЗ «Актобе») на период до 31 декабря 2049 года.

Утверждены:

1) Положение о СЭЗ «Актобе»;

2) целевые индикаторы СЭЗ «Актобе».

Специальная экономическая зона «Актобе» (далее - СЭЗ) расположена в Актюбинской области вдоль объездной трассы «Южный обход» в южной части города Актобе на территории 858 гектаров, включая международный аэропорт Актобе имени А. Молдагуловой, в границах согласно приложению к настоящему Положению.

Территория СЭЗ является неотъемлемой частью территории Республики Казахстан.

СЭЗ создается в целях:

1) ускоренного развития современных высокопроизводительных, конкурентоспособных производств, формирования качественно нового уровня предоставления услуг, привлечения инвестиций, внедрения новых технологий в отрасли экономики и регионы, а также повышения занятости населения;

2) увеличения доли обрабатывающей промышленности и сокращения производства в зависимости от импорта, что способствует развитию соответствующих отраслей и повышению эффективности производства товаров, производимых на конкурентной территории Актюбинской области;

3) использования выгодного географического положения для эффективного налаживания производственных и логистических процессов, включая близость к российской границе, для экономичной доставки компонентов и узлов, а также доступ к международному транспортному коридору Западная Европа - Западный Китай, что позволит эффективно реализовывать продукцию на рынках Казахстана, Центральной Азии и России.

Деятельность СЭЗ регулируется Конституцией Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан «О специальных экономических и индустриальных зонах» (далее - Закон) и иным законодательством Республики Казахстан.

Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве о специальных экономических зонах, применяются правила международного договора.

На территории СЭЗ устанавливается специальный правовой режим.

Деятельность СЭЗ регулируется Конституцией Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан «О специальных экономических и индустриальных зонах» (далее – Закон) и иным законодательством Республики Казахстан.

Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве о специальных экономических зонах, применяются правила международного договора.

На территории СЭЗ устанавливается специальный правовой режим.

Постановление вводится в действие со дня его подписания.

Утвержден профессиональный стандарт «Переводчик»

Приказом Министра науки и высшего образования Республики Казахстан от 5 февраля 2025 года № 35 «Об утверждении профессионального стандарта «Переводчик» в соответствии с частью второй пункта 5 статьи 5 Закона Республики Казахстан «О профессиональных квалификациях» утвержден профессиональный стандарт «Переводчик».

Область применения профессионального стандарта: Профессиональный стандарт «Переводчик» разработан в соответствии со статьей 5 Закона Республики Казахстан «О профессиональных квалификациях», устанавливает требования к формированию образовательных программ, в том числе обучения персонала на предприятиях, признания профессиональной квалификации работников и выпускников организаций образования, и решений широкого круга задач в области управления персоналом в организациях и на предприятиях.

Паспорт профессионального стандарта

Название профессионального стандарта: Переводчик.

Код профессионального стандарта: M74300065.

Указание секции, раздела, группы, класса и подкласса согласно ОКЭД:

Секция: М Профессиональная, научная и техническая деятельность.

Раздел: 74 Прочая профессиональная, научная и техническая деятельность.

Группа: 74.3 Деятельность по устному и письменному переводу.

Класс: 74.30 Деятельность по устному и письменному переводу.

Подкласс: 74.30.0 Деятельность по устному и письменному переводу.

Краткое описание профессионального стандарта: Профессиональный стандарт «Переводчик» устанавливает общие требования для обеспечения межъязыковой межкультурной коммуникации посредством предоставления услуг в области устного, письменного, аудиовизуального перевода.

Перечень карточек профессий:

1) Переводчик (письменный) – 4 уровень ОРК;

2) Переводчик (письменный) – 5 уровень ОРК;

3) Переводчик (письменный) – 6 уровень ОРК;

4) Переводчик устной речи – 4 уровень ОРК;

5) Переводчик устной речи – 5 уровень ОРК;

6) Переводчик устной речи – 6 уровень ОРК;

7) Редактор контрольный переводов – 7 уровень ОРК;

8) Аудиодескриптор – 6 уровень ОРК;

9) Переводчик-дактилолог – 6 уровень ОРК.

Приказ вводится в действие со дня подписания.

Утверждены Правила ведения реестра производителей органической продукции

Приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 7 февраля 2025 года № 38 «Об утверждении Правил ведения реестра производителей органической продукции» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан 10 февраля 2025 года под № 35718) в соответствии с подпунктом 351) пункта 15 Положения о Министерстве сельского хозяйства Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 6 апреля 2005 года № 310 «Некоторые вопросы Министерства сельского хозяйства Республики Казахстан, утверждены Правила ведения реестра производителей органической продукции (далее – реестр).

Целью ведения реестра является учет и систематизация данных о производителях органической продукции.

Реестр производителей органической продукции ведется уполномоченным органом в области производства и оборота органической продукции (далее – уполномоченный орган) на казахском и русском языках в электронном виде по форме согласно приложению к Правилам.

Орган по подтверждению соответствия в течение пяти рабочих дней со дня выдачи сертификата соответствия, а также в случаях приостановления или отмены (прекращения) действия сертификата соответствия направляет в уполномоченный орган информацию о результатах подтверждения соответствия производства органической продукции или о приостановлении, или об отмене (о прекращении) действия сертификата соответствия (далее – информация).

Информация представляется в электронном виде на электронный адрес, указанный на официальном интернет-ресурсе уполномоченного органа www.gov.kz.

Структурное подразделение, осуществляющее функции в области производства органической продукции, на основании информации, предоставляемой органами по подтверждению соответствия, актуализирует реестр и обеспечивает его размещение на официальном интернет-ресурсе уполномоченного органа www.gov.kz не позднее пяти рабочих дней со дня поступления информации.

Органическая продукция – сельскохозяйственная продукция, продукция из дикорастущих растений, семена сельскохозяйственных растений, дрожжи и грибы, продукты их переработки, в том числе пищевая продукция, отвечающие требованиям Закона «О производстве и обороте органической продукции» и национальным стандартам. Органической продукцией не является продукция охоты и рыболовства.

Приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования (с 22 февраля 2025 года).

Внесены дополнения в Перечень сырья и (или) материалов, импорт которых освобождается от налога на добавленную стоимость в рамках инвестиционного контракта

Приказом и.о. Министра иностранных дел Республики Казахстан от 18 февраля 2025 года № 11-1-4/83 «О внесении дополнений в приказ Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 27 февраля 2018 года № 140 «Об утверждении Перечня сырья и (или) материалов, импорт которых освобождается от налога на добавленную стоимость в рамках инвестиционного контракта» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан 19 февраля 2025 года № 35737) в приказ Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 27 февраля 2018 года № 140 «Об утверждении Перечня сырья и (или) материалов, импорт которых освобождается от налога на добавленную стоимость в рамках инвестиционного контракта» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 16736) внесены следующие дополнения.

Перечень сырья и (или) материалов, импорт которых освобождается от налога на добавленную стоимость в рамках инвестиционного контракта, утвержденный указанным приказом, дополнен строками, порядковые номера 137, 138, 139, 140, 141, 142, 143, 144, 145, следующего содержания: руды и концентраты марганцевые, включая железистые марганцевые руды и концентраты с содержанием марганца 20 % массы или более в пересчете на сухой продукт, прочие соединения неметаллов с кислородом, неорганические прочие, прочие сульфиды, прочие хроматы и дихроматы; пероксохроматы, пероксид водорода, отвержденный или не отвержденный мочевиной, кислота щавелевая, ее соли и сложные эфиры, тиурам моно-, ди- и тетрасульфиды, прутки горячекатаные в свободно смотанных бухтах из железа или нелегированной стали, круглого сечения диаметром менее 14 миллиметров, марганец необработанный; порошки.

Приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования (с 3 марта 2025 года).

Сравнительная таблица

Внесено дополнение в Правила применения разрешительной системы автомобильных перевозок в Республике Казахстан в международном сообщении

Пункт

Редакция до внесения изменений

Редакция после внесения изменений

Комментарий

56-1

Отсутствовала

56-1. Требования части второй пункта 51 и пункта 54 настоящих Правил не распространяется на перевозчиков, зарегистрированных в государствах-членах Евразийского экономического союза, в случаях если перевозка груза на/с территорию (и) Республики Казахстан, выполняется последовательно несколькими перевозчиками с перегрузкой (погрузкой/выгрузкой) и (или) заменой тягача при наличии отечественных разрешений предыдущего перевозчика.

Согласно дополнению, требования части второй пункта 51 (не допускается перегрузка на территории страны, не являющейся пунктом отправления или назначения груза из третьих стран на территорию Республики Казахстан, груза, таможенный транзит которого еще не завершен, на казахстанское автотранспортное средство, а равно на автотранспортное средство, которое не зарегистрировано в стране регистрации первоначального перевозчика) и пункта 54 (при осуществлении перевозки грузов на территорию Республики Казахстан замена тягача или грузового автомобиля допускается на другой тягач или грузовой автомобиль, который зарегистрирован в государстве регистрации перевозчика) Правил не распространяется на перевозчиков, зарегистрированных в государствах-членах Евразийского экономического союза, в случаях если перевозка груза на/с территорию (и) Республики Казахстан, выполняется последовательно несколькими перевозчиками с перегрузкой (погрузкой/выгрузкой) и (или) заменой тягача при наличии отечественных разрешений предыдущего перевозчика.

См. приказ Министра транспорта Республики Казахстан от 11 февраля 2025 года № 47 «О внесении дополнения в приказ исполняющего обязанности Министра по инвестициям и развитию Республики Казахстан от 27 марта 2015 года № 353 «Об утверждении Правил применения разрешительной системы автомобильных перевозок в Республике Казахстан в международном сообщении». Зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан 11 февраля 2025 года под № 35724.

Приказ вводится в действие после дня его первого официального опубликования (с 13 февраля 2025 года) и установлено, что пункт 56-1 Правил действует до 1 января 2026 года.

Внесены изменения и дополнение в некоторые нормативные правовые акты Республики Казахстан по вопросам регулирования банковской и микрофинансовой деятельности

В Нормативных значениях и методике расчетов пруденциальных нормативов и иных обязательных к соблюдению норм и лимитов, размере капитала банка, утвержденных  постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 13 сентября 2017 года № 170:

пункт 10-1

 

10-1. С 1 января 2025 года в расчет основного капитала, указанный в подпункте 1) пункта 10 Нормативов, включаются:

резервы переоценки основных средств и резервы переоценки стоимости ценных бумаг, учитываемых по справедливой стоимости через прочий совокупный доход;

резервы переоценки стоимости займов, учитываемых по справедливой стоимости через прочий совокупный доход.

Согласно дополнению, с 1 января 2025 года в расчет основного капитала, указанный в подпункте 1) пункта 10 Нормативов, включаются:

резервы переоценки основных средств и резервы переоценки стоимости ценных бумаг, учитываемых по справедливой стоимости через прочий совокупный доход;

резервы переоценки стоимости займов, учитываемых по справедливой стоимости через прочий совокупный доход.

90

90. Банк осуществляет расчет коэффициента долговой нагрузки заемщика до принятия решений о (об):

выдаче заемщику займа, за исключением выдачи займа (части займа) в рамках открытой кредитной линии;

открытии кредитной линии заемщику (установлении кредитного лимита);

выдаче заемщику дополнительного займа в рамках заключенного (заключенных) договора (договоров) банковского займа;

изменении условий открытой кредитной линии и (или) займа заемщика, влекущем увеличение размера периодических платежей по данному займу, согласно графику погашения займа.

Под кредитной линией понимается обязательство банка кредитовать заемщика на условиях, позволяющих заемщику самому определять время получения займа, но в пределах суммы и времени, определенных правилами о внутренней кредитной политике банка для такой формы кредитования и договором.

Под кредитным лимитом (в том числе по кредитным/платежным картам) понимается предельная сумма кредитной линии.

Под заемщиком понимается физическое лицо – резидент Республики Казахстан, намеревающееся воспользоваться или пользующееся услугами банка по осуществлению банковских заемных операций.

Требования части первой настоящего пункта распространяются на займы, предоставленные заемщикам на приобретение товаров, работ и услуг, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, за исключением займов, выдаваемых в рамках системы жилищных строительных сбережений.

Расчет коэффициента долговой нагрузки не производится при предоставлении в период с 1 апреля 2024 года по 31 декабря 2024 года включительно займа для целей приобретения нового автотранспортного средства, обеспеченного залогом данного автотранспортного средства.

90. Банк осуществляет расчет коэффициента долговой нагрузки заемщика до принятия решений о (об):

выдаче заемщику займа, за исключением выдачи займа (части займа) в рамках открытой кредитной линии;

открытии кредитной линии заемщику (установлении кредитного лимита);

выдаче заемщику дополнительного займа в рамках заключенного (заключенных) договора (договоров) банковского займа;

изменении условий открытой кредитной линии и (или) займа заемщика, влекущем увеличение размера периодических платежей по данному займу, согласно графику погашения займа.

Под кредитной линией понимается обязательство банка кредитовать заемщика на условиях, позволяющих заемщику самому определять время получения займа, но в пределах суммы и времени, определенных правилами о внутренней кредитной политике банка для такой формы кредитования и договором.

Под кредитным лимитом (в том числе по кредитным/платежным картам) понимается предельная сумма кредитной линии.

Под заемщиком понимается физическое лицо - резидент Республики Казахстан, намеревающееся воспользоваться или пользующееся услугами банка по осуществлению банковских заемных операций.

Требования части первой настоящего пункта распространяются на займы, предоставленные заемщикам на приобретение товаров, работ и услуг, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Требование по соблюдению максимального уровня коэффициента долговой нагрузки заемщика не распространяется при предоставлении займа в период с 1 января 2025 года по 31 декабря 2026 года включительно:

для целей приобретения нового автотранспортного средства, не бывшего в эксплуатации и впервые регистрируемого на территории Республики Казахстан и являющегося залоговым обеспечением по займу;

для целей приобретения автотранспортного средства, бывшего в эксплуатации и являющегося залоговым обеспечением по займу, с первоначальным взносом не менее 50 (пятидесяти) процентов от стоимости данного автотранспортного средства;

для целей приобретения автотранспортного средства, бывшего в эксплуатации до 3 (трех) лет и являющегося залоговым обеспечением по займу, с первоначальным взносом не менее 30 (тридцати) процентов от стоимости данного автотранспортного средства;

в рамках системы жилищных строительных сбережений.

Банк осуществляет расчет коэффициента долговой нагрузки заемщика по займам, указанным в части шестой настоящего пункта, в целях мониторинга кредитных рисков.

Согласно изменениям, требование по соблюдению максимального уровня коэффициента долговой нагрузки заемщика не распространяется при предоставлении займа в период с 1 января 2025 года по 31 декабря 2026 года включительно:

для целей приобретения нового автотранспортного средства, не бывшего в эксплуатации и впервые регистрируемого на территории Республики Казахстан и являющегося залоговым обеспечением по займу;

для целей приобретения автотранспортного средства, бывшего в эксплуатации и являющегося залоговым обеспечением по займу, с первоначальным взносом не менее 50 (пятидесяти) процентов от стоимости данного автотранспортного средства;

для целей приобретения автотранспортного средства, бывшего в эксплуатации до 3 (трех) лет и являющегося залоговым обеспечением по займу, с первоначальным взносом не менее 30 (тридцати) процентов от стоимости данного автотранспортного средства;

в рамках системы жилищных строительных сбережений.

Банк осуществляет расчет коэффициента долговой нагрузки заемщика по займам, указанным в части шестой настоящего пункта, в целях мониторинга кредитных рисков.

приложение 4

Критерии для классификации инструментов в составе капитала банка

Критерии для классификации инструментов в составе капитала банка

Изложено в новой редакции

в Правилах расчета коэффициента долговой нагрузки заемщика организации, осуществляющей микрофинансовую деятельность, утвержденных постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 28 ноября 2019 года № 215:

4

4.Требования пункта 3 Правил распространяются на микрокредиты, предоставленные заемщикам на приобретение товаров, работ и услуг, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Расчет коэффициента долговой нагрузки не производится при предоставлении в период с 1 апреля 2024 года по 31 декабря 2024 года включительно микрокредита для целей приобретения нового автотранспортного средства, обеспеченного залогом данного автотранспортного средства.

4. Требования пункта 3 Правил распространяются на микрокредиты, предоставленные заемщикам на приобретение товаров, работ и услуг, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Требование по соблюдению максимального уровня коэффициента долговой нагрузки заемщика не распространяется при предоставлении микрокредита в период с 1 января 2025 года по 31 декабря 2026 года включительно:

для целей приобретения нового автотранспортного средства, не бывшего в эксплуатации и впервые регистрируемого на территории Республики Казахстан и являющегося залоговым обеспечением по микрокредиту;

для целей приобретения автотранспортного средства, бывшего в эксплуатации и являющегося залоговым обеспечением по микрокредиту, с первоначальным взносом не менее 50 (пятидесяти) процентов от стоимости данного автотранспортного средства;

для целей приобретения автотранспортного средства, бывшего в эксплуатации до 3 (трех) лет и являющегося залоговым обеспечением по микрокредиту, с первоначальным взносом не менее 30 (тридцати) процентов от стоимости данного автотранспортного средства.

Микрофинансовая организация осуществляет расчет коэффициента долговой нагрузки заемщика по микрокредитам, указанным в части второй настоящего пункта, в целях мониторинга кредитных рисков.

Согласно изменениям, требование по соблюдению максимального уровня коэффициента долговой нагрузки заемщика не распространяется при предоставлении микрокредита в период с 1 января 2025 года по 31 декабря 2026 года включительно:

для целей приобретения нового автотранспортного средства, не бывшего в эксплуатации и впервые регистрируемого на территории Республики Казахстан и являющегося залоговым обеспечением по микрокредиту;

для целей приобретения автотранспортного средства, бывшего в эксплуатации и являющегося залоговым обеспечением по микрокредиту, с первоначальным взносом не менее 50 (пятидесяти) процентов от стоимости данного автотранспортного средства;

для целей приобретения автотранспортного средства, бывшего в эксплуатации до 3 (трех) лет и являющегося залоговым обеспечением по микрокредиту, с первоначальным взносом не менее 30 (тридцати) процентов от стоимости данного автотранспортного средства.

Микрофинансовая организация осуществляет расчет коэффициента долговой нагрузки заемщика по микрокредитам, указанным в части второй настоящего пункта, в целях мониторинга кредитных рисков.

См. Постановление Правления Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка от 14 февраля 2025 года № 6 «О внесении изменений и дополнения в некоторые нормативные правовые акты Республики Казахстан по вопросам регулирования банковской и микрофинансовой деятельности». Зарегистрировано в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан 17 февраля 2025 года под № 35732.

Постановление вводится в действие после дня его первого официального опубликования (с 20 февраля 2025 года).

Вам также может быть интересно: