Что нужно знать о регулировании мобильных переводов и платежей
В настоящее время наиболее актуальной и активно обсуждаемой темой является тема регулирования мобильных переводов и платежей. Предпринимателями задаются вопросы: какие переводы и платежи будут облагаться налогом, будет ли новый режим налогообложения, будет ли новый вид налога, какой будет ставка.
Далее рассмотрим основные моменты, касающиеся мобильных переводов и платежей.
Цель регулирования мобильных платежей
В Казахстане в течение 2021 года объем мобильных переводов составил более 30 трлн тенге. При этом изначально указанный вид переводов использовался для переводов между физическими лицами или же для оплаты за небольшие услуги, допустим, такси. Однако, теперь немалая доля таких переводов приходится на оплату предпринимателям за приобретенные товары или услуги. При этом, некоторые из предпринимателей не исполняют свои налоговые обязательства: не выдают чеки, не показывают в полном объеме обороты, уклоняются от уплаты налогов.
Поэтому принято решение о их регулировании на законодательном уровне.
Способы регулирования
По информации Министерства финансов в целях законодательного регулирования этого вопроса решено:
- определить понятие «мобильные платежи»;
- узаконить применение онлайн-контрольно-кассовых машин при расчетах за оплату товаров и услуг посредством мобильных платежей;
- обязать предпринимателей использовать отдельные счета, предназначенные для ведения бизнеса;
- обязать банки передавать в органы государственных доходов соответствующие сведения.
Изменения и дополнения в Налоговом кодексе
В целях вышеуказанного администрирования мобильных переводов и платежей в Налоговый кодекс внесены следующие изменения и дополнения.
В подпункте 19) статьи 24:
часть первая после слов «платежных карточек» дополнена словами «, и мобильных платежей»;
статья 24 дополнена подпунктами 21), 22) и 23) следующего содержания:
«21) представлять в уполномоченный орган по налогоплательщикам - физическим лицам, состоящим на регистрационном учете в качестве индивидуальных предпринимателей, применяющих отдельные специальные налоговые режимы и являющихся пользователями специального мобильного приложения, сведения по итоговым суммам платежей, поступивших на счет для осуществления предпринимательской деятельности за календарный месяц, за исключением сумм платежей, сведения по которым поступают в специальное мобильное приложение по чекам такого приложения в соответствии с положениями пункта 4 статьи 686-1 настоящего Кодекса.
Порядок, форма и сроки представления сведений устанавливаются уполномоченным органом по согласованию с Национальным Банком Республики Казахстан;
22) предоставлять уполномоченному органу информацию об итоговых суммах платежей и переводов за календарный год, осуществленных в пользу и в разрезе иностранных компаний, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 779 настоящего Кодекса, не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным годом.
В целях получения информации уполномоченный орган направляет в банки второго уровня и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, сведения, указанные в подпункте 4-1) пункта 1 статьи 778 настоящего Кодекса, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным годом.
Информация и сведения, указанные в частях первой и второй настоящего подпункта, предоставляются в порядке, форме и в сроки, которые установлены уполномоченным органом по согласованию с Национальным Банком Республики Казахстан;
23) представлять в уполномоченный орган сведения по физическим лицам, не состоящим на регистрационном учете в качестве индивидуальных предпринимателей или лиц, занимающихся частной практикой, по выявленным операциям, имеющим признаки получения дохода от осуществления предпринимательской деятельности по определенным критериям.
Критерии отнесения операций, проводимых на банковских счетах физических лиц, к операциям, имеющим признаки получения дохода от осуществления предпринимательской деятельности, порядок, форма и сроки представления сведений устанавливаются уполномоченным органом по согласованию с Национальным Банком Республики Казахстан.».
Далее, 20) подпункт 1) статьи 165 в части применения КММ дополнена словами «и (или) мобильных платежей».
Субъекты регулирования, их идентификация
Налог на мобильные переводы коснется только бизнесменов. Для этого Минфин предлагает разделить переводы на личные и предпринимательские.
Мобильные переводы между физическими лицами не подлежат налогообложению и проверке. Изменения в законодательстве касаются предпринимателей, принимающих в качестве оплаты денежные средства путем мобильных переводов.
Сейчас в мобильных приложениях имеется только одна строка - «перевод», должна появиться строка «платеж». При этом, переводы осуществляются среди физ. лиц и не касаются расчетов за что-либо, а платеж – за товары, работы и услуги.
Последствия для предпринимателей, налогообложение
Указанные инициативы не повлекут появление нового вида налогообложения. То есть, как такового нового вида налога не будет. Ставки налогов, сроки уплаты, порядок отчетности останутся прежними.
Что касается последствий для предпринимателей, которые будут использовать мобильные переводы и при этом будут занижать или скрывать доходы, то к ним согласно статьям 275 и 278 Кодекса об административных правонарушениях будут применены:
штрафы в размере 200 % от суммы налогов, подлежащих уплате по сокрытому объекту налогообложения (за сокрытие);
штрафы в размере 20-ти или 50-ти % от начисленной суммы налогов и других обязательных платежей в бюджет (за занижение).
Ответы на актуальные вопросы
Для внесения ясности Комитетом государственных доходов Министерства финансов РК подготовлены ответы на наиболее часто задаваемые вопросы населения.
Вопрос № 1:
Если я работаю и применяю контрольно-кассовые машины на весь реализованный товар, чем чреваты вносимые нормы?
Ответ: На предпринимателях, применяющих контрольно-кассовые машины и отражающих легальные обороты, данная норма никак не отразится.
Вопрос № 2:
Правильно ли я понимаю, что банки второго уровня будут проводить анализ по потенциальным «нарушителям» и передавать сведения по таким налогоплательщикам в адрес органов государственных доходов? Обычному народу, которые переводят своим знакомым, родственникам не стоит переживать?
Ответ: Да, все верно, физических лиц данная норма не коснется. Потенциальных «нарушителей» будет определять система управления рисками, одним из критериев которых является определение предпринимательской деятельности путем получения одним лицом множества переводов от 80-100 лиц каждый месяц в течение трех последовательных календарных месяцев.
Вопрос № 3:
Вносимые изменения касаются только предпринимателей, и с нового года будет новое понятие «мобильные платежи», и это никак не повлияет на простом народе, который хочет оплатить любым удобным ему способом?
Ответ: Верно, данная норма касается только предпринимателей, физических лиц данная норма не коснется.
Вопрос № 4:
Проект НПА по критериям будет опубликован официально? Мы сможем увидеть утвержденные критерии по мобильным переводам?
Ответ: Установленные критерии будут размещены официально в «Открытых НПА» для публичного обсуждения.
Вопрос № 5:
Получается предпринимателям нужно с нового года открывать отдельный счет для предпринимательской деятельности для получения денежных средств по мобильным платежам?
Ответ: Все верно, для предпринимателей нужно иметь отдельный предпринимательский счёт при получении денежных средств по мобильным платежам.
При этом, для физического лица никаких изменений при оплате товаров не последует
-
Автор:13.09.2024 11:53478
Налоговый контроль в Республике Казахстан представляет собой систему мер, предпринимаемых налоговыми органами для обеспечения соблюдения налогового законодательства. Эти меры включают в себя различные формы и методы проверки правильности и полноты исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет. Налоговый контроль охватывает все этапы налоговых отношений, начиная с момента возникновения налогового обязательства и заканчивая его исполнением. В статье рассмотрим- что относится к налоговому контролю и как он осуществляется.
-
Автор:30.07.2024 11:15514
Отвечаем на вопросы слушателей курса "Как избежать налоговых проверок" от магистра права, Налогового консультанта I категории, Адвоката Алматинской областной коллегии адвокатов- Жангельды Сулейманова. С 2019 года в Казахстане действует система управления рисками в области оценки субъектов предпринимательства с точки зрения налогового законодательства. Что это ткое и как она влияет на проверки- читайте в статье.
-
Сделки с нерезидентами становятся всё более популярными: как с физическими, так и с юридическими лицами. В то же время вопросы, связанные с налогами, возникающими в результате таких сделок, могут вызывать ряд затруднений: сложные нормы, множество международных соглашений, вопросы двойного налогообложения. В данной статье коротко разберем основания возникновения и основные особенности КПН, НДС и некоторых других налогов с доходов, полученных нерезидентом в Республике Казахстан.
-
С 1 января 2022 года изменился порядок уплаты платежа (платы) за негативное воздействие на окружающую среду. При этом, если по стационарным объектам загрязнения, вопросов практически не возникает, остается актуальным вопрос по плате за передвижные объекты. Целью данной статьи является попытка восполнить данный пробел и дать ответ на вопрос: кто и когда платит плату за негативное воздействие по автотранспортным средствам?
-
Автор:14.12.2021 15:041009
В настоящее время наиболее актуальной и активно обсуждаемой темой является тема регулирования мобильных переводов и платежей. Многие задаются вопросами: какие переводы и платежи будут облагаться налогом, будет ли новый режим налогообложения, будет ли новый вид налога, какой будет ставка?
В данной статье рассмотрены основные моменты, касающиеся мобильных переводов и платежей.
-
Автор:01.07.2021 13:122566
С 1 июля 2021 года в РК вводится единая система управления транспортными документами (ЕСУТД). Данная система обеспечит регистрацию, учет, обработку и хранение транспортных документов в области автомобильного транспорта, а именно, товарно-транспортных накладных (ТТН) и путевых листов. Подробнее о новшествах транспортного законодательства читайте в статье.
-
Разговоры вокруг необходимости иметь налоговую учетную политику актуальны уже много лет. Существует и немало заблуждений, например, таких как отсутствие обязанности утверждать НУП в малых предприятиях, в особенности в ИП, или, например, то, что учетная политика должна быть только в организациях, имеющих определенные обороты или занимающихся особыми видами деятельности. В то же время статистика говорит о том, что большинство предпринимателей вообще впервые слышат об этом документе, когда становится уже поздно что-то изменить. О том, что такое налоговая учетная политика, кто обязан её иметь и чем грозит ее отсутствие- читайте в статье.
-
Подготовка и сдача годовых отчетов в самом разгаре. В большинстве случаев, опытные бухгалтера с легкостью справляются с этой задачей. Однако, как показывает статистика, часто даже специалисты с большим опытом работы могут допустить ошибки, которые способны привести к неблагоприятным последствиям. В данной статье мы рассмотрим основные виды ошибок, которые встречаются в отчетах по СГД (совокупный годовой доход) за налоговый период.
-
Автор:06.01.2020 16:5712046
Налоговая амнистия обсуждалась с высоким ажиотажем весь прошлый год. И вот, наконец случилось то, чего с нетерпением ждали все владельцы микро и малого бизнеса.
-
Отличная новость для владельцев бизнеса!
В своем первом послании народу Казахстана Президент Касым-Жомарт Токаев поручил освободить микро и малый бизнес от налога на доход на три года, начиная с 2020 года, а также, в рамках новой «Дорожной карты бизнеса» выделить дополнительно 250 млрд тенге в следующие 3 года.
Данная инициатива Главы государства призвана способствовать в развитию предпринимательства в Республике Казахстан.
Какие компании и предприятия попадают под данную налоговую меру, а какие организации предполагается исключить от освобождения по налогам, читайте в статье