Изменения в законодательстве, вступающие в силу с 14 по 20 апреля 2025 года

Изменения в законодательстве, вступающие в силу с 14 по 20 апреля 2025 года

14.04.2025 09:59
307
Содержание:

Утверждена Концепция по продвижению в обществе идеологии закона и порядка на 2025 - 2030 годы

Основания для разработки:

1) Послание Президента Республики Казахстан от 2 сентября 2024 года «Справедливый Казахстан: закон и порядок, экономический рост, общественный оптимизм»;

2) Концепция правовой политики Республики Казахстан до 2030 года (утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 15 октября 2021 года № 674);

3) выступление Главы государства на четвертом заседании Национального курултая от 14 марта 2025 года;

4) Национальный план развития Республики Казахстан до 2029 года (утвержден Указом Президента Республики Казахстан от 30 июля 2024 года № 611);

5) поручение Руководителя Администрации Президента Республики Казахстан от 29 октября 2024 года № 24-02-1.26;

6) пункты 81 и 83 Системы государственного планирования в Республике Казахстан, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2017 года № 790.

Государственные органы, ответственные за разработку Концепции:

Министерство внутренних дел Республики Казахстан.

Государственные органы, ответственные за реализацию Концепции:

Государственные и местные исполнительные органы, подведомственные учреждения, неправительственные организации, общественные объединения.

За последние годы в Республике Казахстан отмечается позитивная тенденция повышения уровня правовой культуры и правопорядка в обществе.

Казахстан активно проводит реформы, направленные на укрепление принципов законности и порядка, которые являются ключевым элементом концепции «Слышащее государства».

Глава государства в Послании народу Казахстана от 2 сентября 2024 года подчеркнул, что за последние пять лет реализованы масштабные реформы, через кардинальную трансформацию прошла политическая система. Фундаментальные изменения происходят в общественном сознании, повышается уровень правовой культуры граждан, в обществе формируются новые модели поведения и укореняются новые ценности.

Так, значимыми событиями являются создание Конституционного Суда, придание Уполномоченному по правам человека конституционного статуса, усиление роли органов прокуратуры. По данным направлениям приняты конституционные законы «О Конституционном Суде Республики Казахстан», «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Казахстан» и «О прокуратуре», определяющие новые возможности для граждан по восстановлению нарушенных прав и предупреждению таких нарушений.

С 1 января 2023 года в Казахстане начал свою работу Конституционный Суд, который обеспечивает верховенство Конституции Республики Казахстан на всей территории Республики Казахстан.

Право обращения в орган конституционного контроля получили все граждане, Генеральный прокурор и Уполномоченный по правам человека.

Таким образом, конституционная реформа ознаменовала начало новой эпохи в истории Казахстана. Она позволила закрепить политические преобразования последних трех лет и заложить прочный фундамент для дальнейшего укрепления государственности.

Одним из значимых шагов в этом направлении стало утверждение Информационной доктрины Республики Казахстан в марте 2023 года. Этот документ направлен на обеспечение устойчивого функционирования и безопасности информационного пространства страны, а также противодействие дезинформации и манипуляции общественным мнением.

Кроме того, в августе 2020 года была принята Концепция развития гражданского общества, целями которой являются создание благоприятных условий для активного участия граждан в управлении государственными делами и укрепление партнерства между государством и институтами гражданского общества.

Правительство активно сотрудничает с неправительственными организациями (далее - НПО) для правового обучения граждан, финансируя социальные проекты и гранты. Ежегодно реализуется около 2000 социальных проектов, в основном направленных на правовое просвещение. НПО участвуют в советах при государственных органах, поддерживая реформы и просветительскую работу. Уполномоченные по правам человека и правам ребенка тесно взаимодействуют с НПО для защиты прав граждан и детей. Такое сотрудничество способствует улучшению правосознания населения и повышению правовой культуры в стране.

За последние пять лет в стране наблюдается устойчивая тенденция снижения уровня преступности. Общий показатель зарегистрированных уголовных правонарушений ежегодно сокращается.

Согласно официальной статистике (КПСиСУ ГП РК) количество уголовных правонарушений сократилось на 46,7 % (с 236594 в 2020 году до 126039 в 2024 году), в том числе по другим видам:

убийства - на 32,6 % (с 839 до 565);

кражи - на 54,8 % (с 66864 до 30180);

грабежи - на 75,4 % (с 6265 до 1538);

разбойные нападения - на 72 % (с 457 до 128);

хулиганство - на 72,5 % (с 5770 до 1582).

Изменилась и структура преступности.

Традиционно наиболее распространенными были имущественные преступления (кражи).

Однако в последние период заметно выросла доля мошенничества, особенно интернет и телефонного мошенничества, и теперь они занимают первое место по численности случаев правонарушений.

Таким образом, преступность не может существовать без постоянной трансформации. Одни из главных причин таких изменений - социально- экономический фактор и технологический прогресс.

Как законопослушный граждан использует современные технологии для развития или изобретений, так и преступный мир находит механизмы, позволяющие совершать преступления.

На этом фоне возросло число таких преступлений, как мошенничество на 39,6 % (с 31433 до 43890) и вымогательства на 71,7 % (с 315 до 541).

Несмотря на предпринятые комплексные подходы по противодействию лудомании проблема все еще сохраняется. По сведениям Бюро национальной статистики, с 2020 по 2023 годы казахстанцы потратили на азартные игры свыше 1 трлн тенге, лудомания стала причиной 38 % разводов.

В настоящее время постоянными клиентами казино и букмекерских контор является около 400 тыс. человек.

Трансформация преступности привела к новым способам сбыта наркотических средств и психотропных веществ. Интернет также стал площадкой для продажи наркотиков.

Соответственно, увеличилось количество преступлений, связанных с наркотиками на 7 % (с 7243 до 7754). На смену героину пришли синтетические наркотики, составные части которых находятся в свободной продаже. Это требует внедрения эффективных инструментов для обеспечения контроля легального оборота химических компонентов и прекурсоров на основе лучших мировых практик.

Злоумышленники пошли дальше и пришли к выводу, что информацией владеет тот, у кого больше ресурсов для ее трансляции в массы. Примером является распространение фейковых новостей и дезинформации. Через социальные сети и другие онлайн-платформы ложная информация быстро распространяется, оказывая влияние на общественное настроение и политические процессы.

Интернет стал площадкой для радикализации и вербовки террористов.

Экстремистские организации используют социальные сети и мессенджеры для распространения своей пропаганды, координации и планирования нападений.

С 2020 по 2024 годы зарегистрировано в ЕРДР 1541 уголовное правонарушение, из них 755 фактов различных экстремистских действий и 786 - ложных сообщений об акте терроризма.

С развитием интернета и социальных сетей стали появляться новые формы сексуальных преступлений такие, как детская порнография, онлайн - домогательства и торговля сексуальными услугами.

Всего зарегистрировано преступлений, связанных с торговлей людьми: по годам - в 2020 году - 111; 2021 году - 103; 2022 году - 77; 2023 году - 152; 2024 году - 207 (в том числе среди несовершеннолетних - в 2019 году - 12; 2020 году - 18; 2021 году - 12; 2022 году - 17; 2023 году - 24; 2024 году - 19).

Состояние преступности изменяется с течением времени и зависит от содержания, тенденций, причин и условий преступлений.

Вышеуказанные примеры отражают важность адаптации правоохранительной системы к изменяющейся природе преступности в современном мире.

Вместе с тем уровень доверия населения к институтам государственных органов недостаточно высок.

По итогам социологических опросов лишь около 61,8 % - 64,3 % граждан полностью доверяют ключевым институтам правопорядка - полиции и судам, тогда как остальные либо доверяют частично, либо выражают недоверие.

Это указывает на то, что значительная часть населения пока сомневается в справедливости и эффективности правоприменения. Низкий уровень доверия питает правовой нигилизм - пренебрежительное отношение к закону.

Глава государства прямо указывал на данную проблему, отмечая, что в обществе имеется немало граждан, которые не хотят соблюдать законы, и наблюдается усиление правового нигилизма, что представляет серьезную угрозу для построения правового государства, так как подрывает принцип всеобщего уважения к законам и снижает гражданскую активность в защите своих прав.

Сохраняются проблемы, препятствующие укреплению идеологии закона.

Во-первых, это случаи коррупции и злоупотреблений со стороны должностных лиц, которые подрывают веру граждан в торжество закона.

Во-вторых, такие социально-экономические факторы, как безработица, низкие доходы и уровень образования отдельных групп населения, которые повышают риск правонарушений и снижают внимание к правовым нормам.

Кроме того, региональные диспропорции (город/село) влияют на доступ людей к правовой информации и институтам правосудия.

В-третьих, культурные особенности и традиции.

К примеру, в отдельных регионах характерно обращение к неформальным практикам разрешения споров (совет аксакалов, родственные связи), что не всегда согласуется с официальным правом.

Поэтому требуется интеграция традиционных ценностей справедливости и порядка в современную правовую культуру, чтобы закон воспринимался как естественная часть общественной жизни.

Также различается структура преступности по регионам. Например, на юге и западе преобладают имущественные преступления (кражи скота в сельской местности, кражи нефти и др.), тогда как в крупных городах велик удельный вес мошенничества и карманных краж.

В своем выступлении на четвертом заседании Национального курултая Глава государства обозначил: «Наша национальная мечта исходит из идеи построения справедливого, безопасного, чистого, сильного Казахстана. Мы созидаем государство широких возможностей для всех и каждого.

Государство, в котором граждане могут всецело реализовать свои способности и честным трудом обеспечить благополучие своей семьи.

Наше твердое основание - это закон и порядок. В первую очередь это означает личную и общую дисциплину всех и каждого. Наша идеология проста и понятна.

Она заключается в том, чтобы в условиях беспрецедентного геополитического шторма заложить прочный фундамент для качественно нового этапа развития страны.

От этого зависят судьба нашего государства и благополучие нашей нации».

См. Постановление Правительства Республики Казахстан от 1 апреля 2025 года № 200 «Об утверждении Концепции по продвижению в обществе идеологии закона и порядка на 2025 - 2030 годы».

Вводится в действие со дня его подписания.

Опубликован Водный кодекс Республики Казахстан (не введен в действие)

Основными целями водного законодательства Республики Казахстан являются достижение и поддержание экологически безопасного и экономически оптимального уровня водопользования для улучшения качества жизни населения и сохранения окружающей среды.

Основными задачами водного законодательства Республики Казахстан являются:

1) управление и охрана водного фонда на основе бассейнового принципа, а также развитие интегрированного управления водными ресурсами;

2) формирование и развитие общенациональной политики водосбережения;

3) закрепление правового статуса объектов водных отношений;

4) закрепление компетенции, прав, обязанностей и ответственности субъектов водных отношений при охране и использовании водного фонда;

5) закрепление компетенции, прав, обязанностей и ответственности субъектов водных отношений при управлении, эксплуатации и развитии водохозяйственных и гидротехнических сооружений;

6) развитие науки и обеспечение применения научно обоснованного подхода к государственному управлению (планирование, учет, мониторинг, нормирование, экспертиза) в области охраны и использования водного фонда;

7) регулирование деятельности субъектов водных отношений, осуществление государственного контроля и надзора, а также общественного контроля в области охраны и использования водного фонда;

8) закрепление экономических механизмов управления спросом в области охраны и использования водного фонда;

9) обеспечение охраны водного фонда;

10) регулирование деятельности в области водоснабжения и водоотведения населенных пунктов, обеспечение водосбережения за счет повышения технологической эффективности, использования очищенных сточных вод;

11) развитие ирригации и дренажа с внедрением водосберегающих и цифровых технологий;

12) адаптация водного сектора экономики Республики Казахстан к изменению климата;

13) закрепление основ международного сотрудничества в области охраны и использования трансграничных водных объектов.

Отельной главой Кодекса вынесен порядок адаптации водного сектора экономики Республики Казахстан к изменению климата, который включает в себя сочетание естественных, технических и технологических вариантов, а также социальных и институциональных мер по смягчению последствий изменения климата.

Адаптация водного сектора экономики Республики Казахстан к изменению климата предполагает:

разработку планов адаптации водного сектора экономики Республики Казахстан к изменению климата в масштабах страны и водохозяйственных бассейнов;

выделение дополнительных инвестиций на повышение качества гидрологических и гидрогеологических данных;

проведение научных исследований в области адаптации водного сектора экономики к изменению климата;

участие всех заинтересованных физических и юридических лиц и их объединений в процессе разработки и реализации планов адаптации водного сектора экономики к изменению климата;

применение новых технологий эффективного использования водных ресурсов и альтернативных источников воды;

рациональное использование воды в сельском хозяйстве, использование экономных методов полива растений, внедрение засухоустойчивых культур и борьба с засухой;

модернизация водохозяйственных и гидротехнических сооружений с учетом изменяющихся условий водопользования.

Настоящий Кодекс вводится в действие по истечении шестидесяти календарных дней после дня его первого официального опубликования (с 10 июня 2025 года), за исключением статьи 9, пункта 3 статьи 39, пунктов 2 и 3 статьи 40, подпункта 7) пункта 4 и пункта 7 статьи 45, статьи 87, которые вводятся в действие с 1 января 2027 года.

Подпункты 4) и 5) пункта 1 статьи 25 настоящего Кодекса действуют до 1 января 2028 года.

Действие пункта 3 статьи 46 настоящего Кодекса приостановлено до 1 января 2028 года, в период приостановления данный пункт действует в следующей редакции:

«3. Бассейновые водные инспекции после получения документов для выдачи разрешения, предусматривающего забор и (или) использование подземных вод с объемом изъятия свыше пятидесяти кубических метров в сутки, за исключением минеральных подземных вод, в течение трех рабочих дней направляют запрос в соответствующее территориальное подразделение уполномоченного органа по изучению недр для согласования условий данного водопользования.

Территориальные подразделения уполномоченного органа по изучению недр в течение пяти рабочих дней обязаны представить в бассейновые водные инспекции положительное либо отрицательное заключение на запрос в части наличия или отсутствия утвержденных балансовых запасов подземных вод.

В случае отсутствия утвержденных балансовых запасов подземных вод и заявленной потребности в воде свыше пятидесяти кубических метров в сутки согласование выдается сроком до трех лет с условием проведения мониторинговых исследований в рамках выданного разрешения с целью оценки и экспертизы запасов подземных вод по опыту эксплуатации.».

Признается утратившим силу Водный кодекс Республики Казахстан от 9 июля 2003 года.

Утверждены Правила деятельности журналиста (представителя средства массовой информации), присутствующего на мирных собраниях, формы отличительных знаков журналиста

Правила разработаны в соответствии со статьей 26 Закона Республики Казахстан «О масс-медиа» и подпунктом 122) пункта 15 Положения Министерства культуры и информации Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 октября 2023 года № 866 «О некоторых вопросах Министерства культуры и информации Республики Казахстан» и определяют порядок деятельности журналиста (представителя средства массовой информации) (далее – журналист), присутствующего на мирных собраниях.

При осуществлении своей деятельности по сбору, обработке, подготовке сообщений и материалов на мирных собраниях для средств массовой информации, журналист имеет при себе удостоверение журналиста, а также носит отличительный знак по форме, утвержденной в соответствии с Приложением 2 к приказу.

Журналист при осуществлении своей деятельности:

1) осуществляет сбор, обработку, подготовку сообщений и материалов, запрашивает, получает и распространяет информацию;

2) не совершает действия, которые создают помехи для бесперебойного функционирования транспорта, объектов инфраструктуры, сохранности имущества, а также препятствуют свободному передвижению граждан, не участвующих в мирных собраниях.

3) не препятствует законным действиям организатора и участников мирных собраний, а также сотрудников государственных органов, организаций.

Для обеспечения профессиональной деятельности журналиста местный исполнительный орган принимает меры по обеспечению журналистов Оперативным пресс-центром по запросу средств массовой информации, направляемому в местный исполнительный орган.

Оперативным пресс-центром является место (территория), которое соответствует следующим условиям:

1) ограничение лентой;

2) обеспечение достаточной видимости для произведения фото-, видеосъемки и получения интервью;

3) обеспечение электроснабжением;

4) обеспечение безопасности журналистов посредством незамедлительного реагирования сотрудников органов внутренних дел, в случае их угрозы жизни и здоровью.

Журналист, осуществляет свою деятельность по сбору, обработке, подготовке сообщений и материалов на мирных собраниях для средств массовой информации, как на месте (территории) Оперативного пресс-центра, так и за его пределами.

В целях сопровождения журналистов к Оперативному пресс-центру, содействия журналистам в получении интервью, комментариев у организаторов и участников мирного собрания, разъяснения мер, направленных на обеспечение безопасности журналистов, местный исполнительный орган обеспечивает участие своего представителя во время проведения мирного собрания.\

См. приказ Министра культуры и информации Республики Казахстан от 1 апреля 2025 года № 133-НҚ «Об утверждении Правил деятельности журналиста (представителя средства массовой информации), присутствующего на мирных собраниях, форм отличительных знаков журналиста». Зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан 2 апреля 2025 года № 35917.

Вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования (с 15 апреля 2025 года).

Государственный реестр селекционных достижений, рекомендуемых к использованию в Республике Казахстан, изложен в новой редакции

Государственный реестр селекционных достижений, рекомендуемых к использованию в Республике Казахстан, утвержденный приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 30 июля 2009 года № 434 «Об утверждении Государственного реестра селекционных достижений, рекомендуемых к использованию в Республике Казахстан, и Перечня перспективных сортов сельскохозяйственных растений» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов № 5759), изложен в новой редакции согласно приложению у приказу.

Напомним, что согласно Правил ведения Государственного реестра селекционных достижений, рекомендуемых к использованию в Республике Казахстан, утвержденных приказом и.о. Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 25 февраля 2010 года № 118 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 2 апреля 2010 года № 6153), Государственный реестр селекционных достижений, рекомендуемых к использованию (далее – Госреестр) – Государственный реестр Республики Казахстан селекционных достижений, рекомендуемых к использованию, который включает сорта, породы, рекомендуемые для хозяйственного использования в производстве.

Госреестр ведется в целях систематизации сортов растений, выращиваемых в Республике Казахстан, создания их национального рынка и условий для участия Республики Казахстан в международном сотрудничестве в этой сфере.

Заносимые по результатам государственных испытаний в Госреестр сорта должны превышать по урожайности стандарты, не уступать им в устойчивости к основным болезням или иметь особые хозяйственно ценные признаки, определяющие цель использования сорта.

Госреестр включает следующие сведения:

1) род и вид сельскохозяйственного растения (указывается также на латинском языке);

2) наименование сорта;

3) регистрационный номер сорта;

4) сведения о сорте, являющемся объектом правовой охраны (проставляется надстрочный знак "Р" – прописная латинская буква Р);

5) год включения сорта в Госреестр;

6) зона допуска;

7) сведения об оригинаторе сорта: полное наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица;

8) сведения о признаках и свойствах сорта;

9) описание хозяйственных и биологических свойств сорта (при наличии).

См. приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 3 апреля 2025 года № 96 «О внесении изменения в приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 30 июля 2009 года № 434 «Об утверждении Государственного реестра селекционных достижений, рекомендуемых к использованию в Республике Казахстан, и Перечня перспективных сортов сельскохозяйственных растений». Зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан 4 апреля 2025 года под № 35937.

Вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования (с 19 апреля 2025 года).

Сравнительная таблица

Внесены изменения в меры государственной поддержки частного предпринимательства - в Правила подведения инженерной инфраструктуры

Пункт

Редакция до внесения изменений

Редакция после внесения изменений

Комментарий

10

10. Выделенные средства направляются на строительство (реконструкцию) следующей инфраструктуры: водоотведение, водоснабжение (бурение скважин для водоснабжения), газификация, водоводы, паропроводы, теплоснабжение, водопроводы, железнодорожные тупики, железнодорожные подъездные пути, телефонизация, электрические подстанции, линии электропередачи, септики, парогазовые установки.

10. Выделенные средства направляются на строительство (реконструкцию) следующей инфраструктуры: водоотведение, водоснабжение (бурение скважин для водоснабжения), газификация, водоводы, паропроводы, теплоснабжение, водопроводы, железнодорожные тупики, железнодорожные подъездные пути, телефонизация, электрические подстанции, линии электропередачи, септики, парогазовые установки.

Допускается выделение средств на строительство объектов по использованию возобновляемых источников энергии для проектов предпринимателей, осуществляющих деятельность в рамках ОКЭД 55.10 «Предоставление услуг гостиницами и аналогичными местами для проживания», ОКЭД 55.20 «Предоставление жилья на выходные дни и прочие периоды краткосрочного проживания», ОКЭД 55.30 «Предоставление услуг кемпингами, стоянками для автофургонов и автоприцепов для жилья», ОКЭД 86.10.3 «Деятельность санаторно-курортных организаций».

Пункт дополнен нормой о том, что допускается выделение средств на строительство объектов по использованию возобновляемых источников энергии для проектов предпринимателей, осуществляющих деятельность в рамках ОКЭД 55.10 «Предоставление услуг гостиницами и аналогичными местами для проживания», ОКЭД 55.20 «Предоставление жилья на выходные дни и прочие периоды краткосрочного проживания», ОКЭД 55.30 «Предоставление услуг кемпингами, стоянками для автофургонов и автоприцепов для жилья», ОКЭД 86.10.3 «Деятельность санаторно-курортных организаций».

См. Постановление Правительства Республики Казахстан от 13 марта 2025 года № 141 «О внесении изменения в постановление Правительства Республики Казахстан от 17 сентября 2024 года № 754 «О некоторых мерах государственной поддержки частного предпринимательства».

Вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования (с 28 марта 2025 года).

Вам также может быть интересно: