Может ли работодатель удерживать у себя трудовую книжку, если работник имеет неисполнение обязательства - Статья

Может ли работодатель удерживать у себя трудовую книжку, если работник имеет неисполненные обязательства (в соответствии с Трудовым кодексом 2016 года)

04.12.2015 16:30
9303
Содержание:

В соответствии с «Правилами  ведения и хранения трудовых книжек», утвержденными приказом Министра здравоохранения и социального развития РК от 30.11.15 г. № 929, компания-работодатель обязана вносить в трудовую книжку работника следующие записи:

  • о приеме его на работу;
  • о переводе на другую работу (если работник переведен на другую работу);
  • о награждениях и поощрениях (если работник награжден или поощрен);
  • о прекращении трудового договора.

На практике встречаются случаи, когда при увольнении работника, у него остаются какие-либо неисполненные обязательства перед компанией. Это могут быть финансовые обязательства. Например, возмещение материального ущерба, непогашенный заем, компенсация за обучение и т.д. Либо процедурные обязательства - возврат материальных ценностей, заполнение обходного листа, передача дел и т.д. Часто компания в лице руководителя или работника кадровой службы пытается добиться от работника исполнения его обязательств путем удержания (не выдачи) трудовой книжки.

Необходимо помнить, что подобные действия компании являются неправомерными. В соответствии с пунктом 1 статьи 62 ТК РК в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать документ, подтверждающий трудовую деятельность работника, в том числе трудовую книжку. При этом нормы законодательства не связывают обязанность по выдаче трудовой книжки, с какими-либо условиями, в частности исполнением работником своих обязательств.

Если у работника остается непогашенная задолженность перед организацией, в которой он работает компания вправе удержать денежную сумму из заработной платы работника, но при соблюдении следующих обязательных условий (статья 115 ТК РК):

  • Без согласия работника, на основании акта работодателя с письменным уведомлением работника в случаях:

1) для погашения неизрасходованных и своевременно не возвращенных денежных сумм, выданных в связи с командировкой, а также в случае непредоставления подтверждающих расходы документов, связанных с командировкой;

2) в случаях, предусматривающих возмещение работодателю затрат, связанных с обучением работника, при наличии договора обучения, пропорционально недоработанному сроку отработки при досрочном расторжении трудового договора;

3) для возмещения неотработанного аванса, выданного работнику в счет заработной платы;

4) в случаях перенесения или отзыва работника из ежегодного оплачиваемого трудового отпуска, за исключением пункта 3 статьи 95 ТК РК.

  • в иных случаях удержания из заработной платы можно производить только при наличии письменного согласия работника.
  • сумма удержания не должна превышать 50% от причитающейся работнику заработной платы (пункт 3 статьи 115 ТК РК).

Если удержание из заработной платы не покрывают всю сумму задолженности, работнику должно быть предложено погасить оставшуюся сумму добровольно. При отказе работника от добровольного возмещения, компании необходимо обратиться в суд. 

Если у работника остаются какие-либо процедурные обязательства от исполнения которых он отказывается, компании рекомендуется осуществить следующие действия: Во-первых, удостовериться в том, что у работника данные обязательства действительно существуют. Например, требовать от работника возврата материальных ценностей по акту приема-передачи, можно только в том случае, если эти материальные ценности были ему переданы по такому же Акту. Во-вторых, рекомендуется вручить работнику под роспись, или направить по почте уведомление, в котором будет указаны конкретные действия, требуемые от работника и обоснование этих требований, например ссылки на нормы трудового законодательства, либо на положения трудового договора, актов работодателя. Если уведомление работника не даст результатов, компании также необходимо обратиться в суд.

Уважаемые пользователи! Информация в статье соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

Вам также может быть интересно:
  • Настоящая статья написана в соответствии с Трудовым кодексом 2016 года и учитывает последние поправки  по состоянию на дату публикации. Оформление приема на работу сотрудника – это процедура, с которой сталкивается любая компания при осуществлении своей деятельности. Очень важно при этом документально оформить прием нового сотрудника, чтобы избежать в будущем нежелательных правовых последствий. Какие документы, необходимо оформить компании при приеме нового сотрудника?

  • Прямой нормы, предусматривающей ответственность за отсутствие в организации согласительной комиссии, нет. Однако, при проведении проверки трудовой инспекцией, вне зависимости от оснований его визита в организацию, этот факт не будет упущен. Государственный инспектор выпишет предписание об устранении нарушения и работодатель обязан будет создать согласительную комиссию, в срок, определенный предписанием. А, как показывает практика, сделать это непросто.

  • Мы живем в интересное время - информационной глобализации, нам доступен большой объем знаний, но и огромный минус в этом явлении также имеется и заключается он в том, что нас становится тяжело удивить. Возможно, именно по этой причине набирает обороты авторское право, объектами которого являются результаты творческой деятельности (произведения литературы, музыки, искусства, программы ЭВМ и прочее).

  • На этой неделе вступают в силу новые нормативно-правовые акты, а так же вносится ряд изменений в законодательство РК. В данной статье представлена сравнительная таблица основных изменений в законодательстве РК.

  • 04.10.2019 09:31
    4598
    Раздел:  Все статьи

    В преддверии дня бухгалтера мы решили пофантазировать: каким должен быть специалист будущего? Какие функции он будет выполнять?

    Бухгалтер играет большое значение в судьбе любой организации. Он как волшебник- своими действиями может принести финансовое процветание даже самой убыточной компании, а одна ошибка может привести к краху самого стабильного бизнеса.

    Учитывая скорость с которой развиваются технологии, профессия бухгалтера может существенно трансформироваться уже в ближайшие 5-7 лет.

    Если Вы хотите, чтобы бухучет в Вашей компании велся в ногу со временем и специалист не был озадачен вопросом “Как поставить на баланс телепорт”- узнайте, какими навыками должен обладать бухгалтер будущего и успейте подготовиться к грядущему прогрессу.

  • 30.09.2019 09:48
    7831
    Раздел:  Все статьи

     

    Среди предпринимателей существует мнение, что ликвидация бизнеса- это долгий и трудный процесс, требующий множества затрат: времени, энергии, ресурсов, который не всегда приводит к желаемому результату. 

    “Страшилки” о сложности процедуры ликвидации передаются из уст в уста, от одного поколения предпринимателей к другому и уже, скорее всего, могут быть признаны народным творчеством. 

    Из-за страха ликвидации, многие люди предпочитают избавляться от предприятий посредством продажи или банкротства. 

    Но эти методы могут впоследствии сыграть злую шутку. Дополнительные расходы, использование компании в незаконных целях, имущественные потери и утрата деловой репутации- это минимум негативных последствий, которые могут возникнуть. 

    Почему ликвидация лучше, что нужно учесть и почему не стоит избегать этой процедуры, когда принято решение прекратить деятельность компании- читайте в статье.

  • 17.09.2019 16:17
    5411
    Раздел:  Все статьи

    Идея работы на себя, без начальников и авралов, с учётом своих возможностей, интересов и удобным для себя графиком, стала буквально современной идеологией. Каждый день к ней присоединяется все больше людей.

  • В своей работе в качестве налоговых консультантов мы часто слышим от бухгалтеров что раздел – налогообложение физических лиц содержит мало налоговых рисков и не так сложен даже для бухгалтеров, которые никогда не работали с налогами.  Во время налогового аудита мы также  получаем от бухгалтеров информацию- что за данный участок по налогам они не переживают, тем более если учет заработной платы и исчисление налогов с доходов физических лиц переданы в аутсорсинг консалтинговой компании. Но в нашей практике мы редко встречаемся с компаниями, где отсутствуют ошибки возникаемых при налогообложении доходов физических лиц.

  • Нерезиденты, осуществляющие предпринимательскую деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение (далее – ПУ), уплачивают налоги в Республике Казахстан в соответствии с положениями Налогового кодекса Республика Казахстан, а  также налоги с доходов из источников за пределами Республики Казахстан, связанных с деятельностью такого ПУ.

    Нерезиденты уплачивают в Республике Казахстан также иные налоги и другие обязательные платежи в бюджет, установленные Налоговым кодексом Республики Казахстан, при возникновении таких обязательств.