Кейс #1. Лжепредпринимательство: Обжалование действий госорганов
Проблема защиты предпринимателями в суде нарушенных прав, связанными с доначислением налоговых обязательств по сделкам с лжепредприятиями становится все более распространенной и актуальной. В данной статье мы предлагаем Вам на примере реального судебного дела рассмотреть, какой правовой алгоритм возможно применить в качестве доказательств при оспаривании налогового уведомления.
Описание ситуации
Управление по государственным доходам по Бостандыкскому району г. Алматы вынесло в отношении нашего клиента ТОО "А" уведомление об устранении нарушений, выявленных органами государственных доходов по результатам внеплановой документарной проверки от 13.04.2017 г. (далее – уведомление).
Согласно уведомлению, в отношении контрагента нашего клиента - некоего ТОО «Б» - возбуждено уголовное дело по признакам лжепредприятия. В связи с чем ТОО "А" доначислены НДС и КПН за период с 01.01.2012 по 31.03.2012 г.
ТОО «А» обратилось в суд с заявлением о признаний действий налогового органа незаконными и отмене уведомления.
Основание для признания действий ответчика незаконными
Истец не согласен с уведомлением, поскольку он действительно имел с ТОО «Б» взаиморасчеты по приобретению товаров для дальнейшей реализации, действительность которых подтверждается:
- договором купли-продажи товаров и приложением к нему,
- накладными на отпуск запасов на сторону,
- счета - фактурами,
- сопроводительными накладными на дизельное топливо,
- железнодорожными транспортным накладными и
- актами выполненных работ.
Также, заявитель не был привлечен к участию в уголовном процессе. В связи с чем, не мог представить документы, подтверждающие действительность совершенных сделок. В связи с чем, обжалуемое уведомление вынесено преждевременно. На основании вышеизложенного, ТОО "А" просило суд признать действия ответчика по выставлению уведомления незаконными и отменить уведомление.
Доводы ответчика
В судебном заседании представитель ответчика требования не признала. Она пояснила, что заявитель является контрагентам (покупателем) ТОО «Б», в отношении которого возбуждено уголовное дело по признакам лжепредприятия. Общая сумма взаиморасчётов заявителя с контрагентом ТОО «Б» составляет 284 092 047 тенге. Таким образом, общая сумма, подлежащая к уплате в бюджет, - 90 909 453 тенге, в том числе сумма НДС 34 091 044 тенге, сумма КПН 56 818 409 тенге. Представитель ответчика указала, что считает уведомление законным и просит отказать в удовлетворении заявления.
Выводы судебного органа
Выслушав пояснения представителей сторон, заключение прокурора, полагавшим необходимым в иске отказать, изучив и исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу:
"Судом установлено, что заявитель ТОО «А» является контрагентом (покупателем) ТОО «Б». Установлено, что уголовное дело передано в Алмалинскиий районный суд. Из протокола допроса единственного участника и директора контрагента следует, что ТОО «Б» было создано без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с законодательством РК. Рассмотрение уголовного дела по существу не окончено.
Исходя из норм пункта 10 Нормативного постановления Верховного суда Республики Казахстан от 27 февраля 2013 года № 1 «О судебной практике применения налогового законодательства», в ходе рассмотрения данного дела, суду достаточно выяснить, имелись ли у налогового органа предусмотренные законом основания для вынесения указанного уведомления. Уведомление по результатам камерального контроля, обоснованное нормами Налогового кодекса касательно вычетов и отнесения в зачет сумм НДС по операциям с лжепредприятием или же по сделкам, совершенным без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность, может быть признано законным, если имеется итоговое решение по уголовному делу, которым установлен факт совершения того или другого преступления. При этом нет необходимости исследовать какие- либо доказательства по этим сделкам. Если такого решения нет, уведомление налогового органа должно быть признано незаконным. При таких обстоятельствах, в отсутствие итогового решения по уголовному делу, которым установлен факт совершения преступления, на момент рассмотрения данного дела обжалуемое уведомление является незаконным. В связи с чем, требование заявителя подлежит удовлетворению в части признания незаконным и отмене уведомления об устранении нарушений, выявленных органами государственных доходов по результатам внеплановой документарной проверки. В части требования о признании незаконными действий ответчика по направлению заявителю уведомления следует отказать, поскольку обязанность по проверке исполнения налогоплательщиками норм налогового законодательства РК возложена на органы налоговой службы, во исполнение которого налоговый орган вправе проводить мероприятия, для выявления наличия либо отсутствия нарушений. В силу п.1 ст.109 ГПК стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Если иск удовлетворен частично, то расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику – пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано. В п.1 ст.548 Налогового кодекса РК предусмотрены основания для возврата уплаченной суммы государственной пошлины. Согласно пункту 4 данной статьи, возврат суммы государственной пошлины плательщику, в пользу которого состоялось решение суда о возмещении государственной пошлины с государственного учреждения, являющегося стороной по делу, производится налоговым органом на основании налогового заявления налогоплательщика с приложением платежного документа об уплате государственной пошлины в бюджет и вступившего в законную силу решения суда. В связи с чем, оплаченная заявителем госпошлина подлежит возврату из бюджета.
Решение судебного органа
Таким образом, требование заявителя, нашего клиента, были удовлетворены в части признания незаконным и отмене уведомления об устранении нарушений, выявленных органами государственных доходов по результатам внеплановой документарной проверки.
Уважаемые пользователи! Информация в статье соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.
Получите подробную консультацию по вопросам лжепредпринимательства
-
Автор:13.09.2024 11:53357
Налоговый контроль в Республике Казахстан представляет собой систему мер, предпринимаемых налоговыми органами для обеспечения соблюдения налогового законодательства. Эти меры включают в себя различные формы и методы проверки правильности и полноты исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет. Налоговый контроль охватывает все этапы налоговых отношений, начиная с момента возникновения налогового обязательства и заканчивая его исполнением. В статье рассмотрим- что относится к налоговому контролю и как он осуществляется.
-
Автор:30.07.2024 11:15393
Отвечаем на вопросы слушателей курса "Как избежать налоговых проверок" от магистра права, Налогового консультанта I категории, Адвоката Алматинской областной коллегии адвокатов- Жангельды Сулейманова. С 2019 года в Казахстане действует система управления рисками в области оценки субъектов предпринимательства с точки зрения налогового законодательства. Что это ткое и как она влияет на проверки- читайте в статье.
-
Сделки с нерезидентами становятся всё более популярными: как с физическими, так и с юридическими лицами. В то же время вопросы, связанные с налогами, возникающими в результате таких сделок, могут вызывать ряд затруднений: сложные нормы, множество международных соглашений, вопросы двойного налогообложения. В данной статье коротко разберем основания возникновения и основные особенности КПН, НДС и некоторых других налогов с доходов, полученных нерезидентом в Республике Казахстан.
-
С 1 января 2022 года изменился порядок уплаты платежа (платы) за негативное воздействие на окружающую среду. При этом, если по стационарным объектам загрязнения, вопросов практически не возникает, остается актуальным вопрос по плате за передвижные объекты. Целью данной статьи является попытка восполнить данный пробел и дать ответ на вопрос: кто и когда платит плату за негативное воздействие по автотранспортным средствам?
-
Автор:14.12.2021 15:04988
В настоящее время наиболее актуальной и активно обсуждаемой темой является тема регулирования мобильных переводов и платежей. Многие задаются вопросами: какие переводы и платежи будут облагаться налогом, будет ли новый режим налогообложения, будет ли новый вид налога, какой будет ставка?
В данной статье рассмотрены основные моменты, касающиеся мобильных переводов и платежей.
-
Автор:01.07.2021 13:122542
С 1 июля 2021 года в РК вводится единая система управления транспортными документами (ЕСУТД). Данная система обеспечит регистрацию, учет, обработку и хранение транспортных документов в области автомобильного транспорта, а именно, товарно-транспортных накладных (ТТН) и путевых листов. Подробнее о новшествах транспортного законодательства читайте в статье.
-
Разговоры вокруг необходимости иметь налоговую учетную политику актуальны уже много лет. Существует и немало заблуждений, например, таких как отсутствие обязанности утверждать НУП в малых предприятиях, в особенности в ИП, или, например, то, что учетная политика должна быть только в организациях, имеющих определенные обороты или занимающихся особыми видами деятельности. В то же время статистика говорит о том, что большинство предпринимателей вообще впервые слышат об этом документе, когда становится уже поздно что-то изменить. О том, что такое налоговая учетная политика, кто обязан её иметь и чем грозит ее отсутствие- читайте в статье.
-
Подготовка и сдача годовых отчетов в самом разгаре. В большинстве случаев, опытные бухгалтера с легкостью справляются с этой задачей. Однако, как показывает статистика, часто даже специалисты с большим опытом работы могут допустить ошибки, которые способны привести к неблагоприятным последствиям. В данной статье мы рассмотрим основные виды ошибок, которые встречаются в отчетах по СГД (совокупный годовой доход) за налоговый период.
-
Автор:06.01.2020 16:5712026
Налоговая амнистия обсуждалась с высоким ажиотажем весь прошлый год. И вот, наконец случилось то, чего с нетерпением ждали все владельцы микро и малого бизнеса.
-
Отличная новость для владельцев бизнеса!
В своем первом послании народу Казахстана Президент Касым-Жомарт Токаев поручил освободить микро и малый бизнес от налога на доход на три года, начиная с 2020 года, а также, в рамках новой «Дорожной карты бизнеса» выделить дополнительно 250 млрд тенге в следующие 3 года.
Данная инициатива Главы государства призвана способствовать в развитию предпринимательства в Республике Казахстан.
Какие компании и предприятия попадают под данную налоговую меру, а какие организации предполагается исключить от освобождения по налогам, читайте в статье