Что такое налоговый контроль и как он осуществляется?

Что такое налоговый контроль и как он назначается?

13.09.2024 11:53
308
Содержание:

 

Камеральный контроль, налоговые проверки, налоговый мониторинг- всё это составляющие более глобальной системы- налогового контроля. 

Понятие налогового контроля

Налоговый контроль в Республике Казахстан представляет собой систему мер, предпринимаемых налоговыми органами для обеспечения соблюдения налогового законодательства. Эти меры включают в себя различные формы и методы проверки правильности и полноты исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет. Налоговый контроль охватывает все этапы налоговых отношений, начиная с момента возникновения налогового обязательства и заканчивая его исполнением.

Цель налогового контроля

Основной целью налогового контроля является обеспечение полноты и своевременности поступления налогов и платежей в бюджет, а также защита экономических интересов государства и налогоплательщиков. Налоговый контроль направлен на предотвращение и выявление нарушений налогового законодательства, таких как уклонение от уплаты налогов, неполное или неверное декларирование доходов и другие налоговые правонарушения.

Налоговый контроль призван:

  1. Выявлять и устранять нарушения налогового законодательства

  2. Предотвращать потерю государственного бюджета, вызванную  неуплатой налогов, платежей в бюджет

  3. Восстанавливать законность и правопорядок в области налогообложения, а также нарушенные права и законные интересы участников налоговых правоотношений.

Значение налогового контроля для государства

Налоговый контроль играет ключевую роль в поддержании устойчивости бюджетной системы и стабильности экономики государства. Он способствует обеспечению равенства налогоплательщиков перед законом, предотвращению недобросовестной конкуренции и укреплению доверия к налоговой системе. Налоговый контроль также позволяет повысить уровень налоговой дисциплины среди налогоплательщиков, что ведет к увеличению поступлений в бюджет и, как следствие, улучшению финансирования общественных нужд и социальных программ.

Вместе с тем, в настоящее время разрабатывается проект нового Налогового кодекса, который направлен на более лояльные методы налогового контроля и выстраивание доверительных отношений между бизнесом и государством. Однако, пока он не вступил в силу, всё еще существует риск того, что споры с налоговыми органами будут иметь свою актуальность. 

Виды налогового контроля

Налоговый контроль осуществляется в:

1) форме налоговой проверки;

2) иных формах государственного контроля. 

При этом под иными формами понимаются такие виды контроля как: камеральный контроль, налоговый мониторинг, налоговое обследование и др. 

Налоговые проверки, в свою очередь, подразделяются на:

Периодические налоговые проверки на основе оценки степени риска- проверки, назначаемые налоговыми органами в отношении налогоплательщиков (налоговых агентов) по результатам анализа налоговой отчетности, сведений уполномоченных государственных органов, а также сведений, полученных из официальных и открытых источников информаций, по деятельности налогоплательщиков (налоговых агентов) согласно полугодовым графикам. 

Внеплановые налоговые проверки- это проверки, которые проводятся налоговыми органами вне установленного графика и могут охватывать ранее проверенные периоды. 

Основания для проведения таких проверок включают:

  1. Налоговое заявление или жалоба налогоплательщика (налогового агента), в том числе:

  • в связи с реорганизацией через разделение или ликвидацию юридического лица-резидента, либо структурного подразделения юридического лица-нерезидента;

  • в связи с прекращением деятельности юридическим лицом-нерезидентом в Республике Казахстан через постоянное учреждение;

  • в связи с прекращением деятельности индивидуального предпринимателя;

  • в связи со снятием с регистрационного учета по налогу на добавленную стоимость;

  • в связи с жалобой на уведомление о результатах налоговой проверки.

  1. Налоговое заявление налогоплательщика для подтверждения достоверности сумм превышения налога на добавленную стоимость, согласно статьям 432 (пункты 1 и 2) Налогового кодекса.

  2. Основания, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Республики Казахстан.

  3. Неисполнение налогоплательщиком (налоговым агентом) уведомления налоговых органов об устранении нарушений по результатам камерального контроля со средней степенью риска.

  4. Истечение срока действия контракта на недропользование, за исключением случаев переоформления права недропользования на лицензионный режим.

  5. Вопросы, касающиеся взаиморасчетов между налогоплательщиком и его дебиторами в соответствии с налоговым законодательством Казахстана.

  6. Требование налогоплательщика о подтверждении достоверности сумм превышения налога на добавленную стоимость, указанных в декларации на возврат.

  7. Налоговое заявление нерезидента о возврате подоходного налога из бюджета на основании международного договора об избежании двойного налогообложения.

  8. Вопросы исполнения банками и организациями обязанностей, установленных налоговым законодательством Казахстана.

  9. Определение налогового обязательства по счету-фактуре, если выполнение работ, услуг или отгрузка товаров признаны судом фиктивными.

  10. Решение уполномоченного органа или налогового органа в предусмотренных случаях.

Также проверки классифицируются на: 

Документальные - проверки, связанные с получением и обследованием документов налогоплательщика (налогового агента);

Хронометражное обследование - проверка, проводимая с целью установления размера фактического дохода за период, в течение которого проводится обследование.

Документальные проверки подразделяются на:

Комплексные - производятся по всем видам налогов и других обязательных платежей в бюджет за налоговый период.

Тематические - производятся по отдельным видам налогов и других обязательных платежей в бюджет за налоговый период.

Встречные - являются вспомогательными по отношению к проводимой у контрагента комплексной и тематической проверке.

Вместе с тем, ни одна налоговая проверка ни одного вида не назначается просто так. 

Порядок назначения налоговой проверки

В преимущественном большинстве случаев, проверки производятся на основании извещений и предписаний. 

Извещение о налоговой проверке и предписание на налоговую проверку — два ключевых документа, используемых налоговыми органами для организации и проведения налоговых проверок. Оба документа имеют разные цели и процессы вручения, но их использование необходимо для обеспечения прозрачности и правомерности налогового контроля.

Извещение о налоговой проверке — это документ, которым налоговые органы уведомляют налогоплательщика (налогового агента) о предстоящей налоговой проверке. Согласно статье 147 Налогового кодекса РК, извещение направляется или вручается налогоплательщику не менее чем за 30 календарных дней до начала периодической налоговой проверки, основанной на оценке степени риска. Извещение может быть направлено по месту нахождения налогоплательщика, указанному в регистрационных данных. В случае, если извещение отправляется почтой заказным письмом с уведомлением, оно считается врученным с момента получения ответа от почтовой или другой организации связи.

Извещение содержит информацию о форме налоговой проверки, перечне вопросов для проверки, предварительном списке необходимых документов, а также о правах и обязанностях налогоплательщика во время проверки. Однако налоговые органы могут начать проверку без извещения, если существует обоснованный риск, что налогоплательщик может скрыть или уничтожить необходимые для проверки документы или существуют другие обстоятельства, делающие проверку невозможной. В этом случае проверка осуществляется на основании письменного разрешения вышестоящего налогового органа.

Предписание на проведение налоговой проверки — это официальный документ, служащий основанием для начала налоговой проверки. Согласно статье 148 Налогового кодекса РК, предписание должно содержать ряд обязательных сведений, таких как дата и номер регистрации предписания в налоговом органе, наименование органа, вынесшего предписание, данные налогоплательщика (например, полное имя, идентификационный номер), форма и вид проверки, имена проверяющих лиц и срок проведения проверки. Предписание должно быть подписано первым руководителем налогового органа или лицом, его замещающим, и может быть удостоверено электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством Казахстана.

Для тематических проверок предписание должно содержать специфические сведения, такие как проверяемый участок, перечень вопросов для проверки, а также другие сведения, в зависимости от характера проверки. В случае продления срока проведения проверки, изменения состава проверяющих или проверяемого периода, оформляется дополнительное предписание, содержащее сведения о предыдущем предписании и внесенных изменениях.

Таким образом, извещение и предписание являются основными документами в процессе налогового контроля. Извещение информирует налогоплательщика о предстоящей проверке, а предписание устанавливает правовые основания для ее проведения. Оба документа обеспечивают прозрачность и справедливость налоговых проверок, а также защищают права и интересы как налогоплательщиков, так и налоговых органов.

Порядок проведения проверок, а также права  обязанности сторон проверки мы уже описывали ранее

А о том, как обжаловать результаты налоговой проверки, Вы можете подробно ознакомиться в нашем новом Гиде

Вам также может быть интересно: