В 2015 году в пространстве Республики Казахстан впервые прозвучал термин «обязательное социальное медицинское страхование» (далее по тексту - ОСМС). Новация в законодательстве очень активно всколыхнула общественность и была принята неоднозначно, многие ошибочно посчитали, что государство больше не будет оказывать обязательный объем гарантированной медицинской помощи.
На самом деле произошла подмена понятий. Кодекс РК «О здоровье народа и системе здравоохранения» устанавливает понятие гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, который представляет собой объем медицинской помощи, предоставляемой за счет бюджетных средств по перечню, определяемому Правительством Республики Казахстан, гражданам Республики Казахстан, оралманам, а также иностранцам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Республики Казахстан.
Тогда как ОСМС - комплекс правовых, экономических и организационных мер по оказанию медицинской помощи потребителям медицинских услуг за счет активов фонда социального медицинского страхования.
Таким образом, гарантированный объем медицинской помощи не зависит от того, оплачиваете Вы взносы в систему ОСМС или нет.
В предстоящем 2020 году, размер взносов в систему ОСМС будет составлять:
- взносы работников, в том числе государственных и гражданских служащих, а также физических лиц, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера - 1 процент от объекта исчисления взносов;
- взносы индивидуальных предпринимателей, лиц, занимающихся частной практикой - 5 процентов от объекта исчисления взносов;
- взносы самостоятельных плательщиков - 5 процентов от объекта исчисления взносов;
- взносы физических лиц, являющихся плательщиками единого совокупного платежа - 40 процентов от 1-кратного размера МРП в городах республиканского и областного значения, столице и 0,5-кратного размера месячного расчетного показателя - в других населенных пунктах.
С момента введения в действия Закона РК «Об обязательном социальном медицинском страховании» в 2015 году, в него неоднократно вносились изменения. В том числе был принят Закон РК № 208-VI от 28.12.2018г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам здравоохранения», который вводится в действия с 01 января 2020 года.
Данная статья предлагает Вам ознакомится с будущими нововведениями в системе здравоохранения, в части ОСМС, которые ждут нашу страну в новом 2020 году.
Для Вашего удобства анализ грядущих изменений приведен в виде таблицы:
Действующая до 01.01.2020г. редакция Закона РК «Об обязательном социальном медицинском страховании» |
Изменения Закона РК «Об обязательном социальном медицинском страховании» с 01.01.2020г. |
Комментарии |
Пункт 2 статьи 5 вводится в действие с 01.01.2020 года, ранее не действовал. |
В случае неуплаты отчислений и (или) взносов лица получают медицинскую помощь в системе обязательного социального медицинского страхования не более трех месяцев с момента прекращения уплаты таких отчислений и (или) взносов. Это право не освобождает лиц от обязанности уплаты взносов в фонд за неуплаченный период. Суммы взносов, уплачиваемые по истечении трех месяцев с момента прекращения уплаты таких взносов, подлежат зачислению в счет неуплаченного периода.
|
Таким образом, законодательство устанавливает, что в случае, если оплата установленных взносов в систему ОСМС будет прекращена, то медицинская помощь, объем которой регулируется ОСМС будет продолжаться и далее, но не более чем в течение 3 (трех) месяцев с момента прекращения внесения взносов. Хотелось бы отдельно обратить Ваше внимание на то обстоятельство, что не внесение взносов в систему ОСМС не препятствует тому, что Вам должны будут оказать гарантированный объем бесплатной медицинской помощи. |
Пункт 1 статьи 6 вводится в действия с 01.01.2020 года, ранее не действовал. |
Граждане имеют право выбора организации первичной медико-санитарной помощи, врача в системе обязательного социального медицинского страхования. Порядок прикрепления граждан к организации первичной медико-санитарной помощи определяется уполномоченным органом.
|
Законодательство предоставляет Вам право выбора медицинской организации для оказания первичной медико-санитарной помощи и врача. Данный выбор можно оформить согласно утвержденному законодательством порядку прикрепления к выбранной медицинской организации и врачу.
Первичная медико-санитарная помощь - доврачебная или квалифицированная медицинская помощь без круглосуточного медицинского наблюдения, включающая комплекс доступных медицинских услуг, оказываемых на уровне человека, семьи и общества: - диагностику и лечение наиболее распространенных заболеваний, а также травм, отравлений и других неотложных состояний; - санитарно-противоэпидемические и санитарно-профилактические мероприятия в очагах инфекционных заболеваний; - гигиеническое обучение населения, охрану семьи, материнства, отцовства и детства; - разъяснительную работу по безопасному водоснабжению и рациональному питанию населения; - разъяснительную работу по профилактике социально значимых заболеваний. Первичная медико-санитарная помощь оказывается участковыми терапевтами, педиатрами, врачами общей практики, фельдшерами, акушерами, социальными работниками в области здравоохранения и медицинскими сестрами.
|
Пункт 2 статьи 6 вводится в действия с 01.01.2020 года, ранее не действовал. |
Граждане имеют право выбора медицинской организации, оказывающей стационарную помощь в системе обязательного социального медицинского страхования, в случаях получения плановой медицинской помощи. |
Законодательство предоставляет Вам право выбрать наиболее предпочтительную медицинскую организацию, которая будет оказывать стационарную помощь. Стационарной помощью является форма предоставления доврачебной, квалифицированной, специализированной медицинской помощи, в том числе с применением высокотехнологичных медицинских услуг, с круглосуточным медицинским наблюдением. Организации здравоохранения, оказывающие стационарную помощь, обеспечивают гражданам соответствующий уход и питание.
|
Пункт 3 статьи 6 вводится в действия с 01.01.2020 года, ранее не действовал. |
Право выбора медицинской организации в системе обязательного социального медицинского страхования возникает у граждан с момента приобретения ими права на медицинскую помощь в системе обязательного социального медицинского страхования. |
Таким образом, в момент приобретения права на медицинскую помощь в системе ОСМС Вы приобретаете и право выбора медицинской организации, в которой планируете получать данную услугу. |
Пункт 1 статьи 7 вводится в действия с 01.01.2020 года, ранее не действовала. |
В системе обязательного социального медицинского страхования предоставляются: 1) консультативно-диагностическая помощь по направлению специалиста первичной медико-санитарной помощи и профильных специалистов: профилактические медицинские осмотры детей в возрасте до восемнадцати лет и лиц старше восемнадцати лет в порядке и с периодичностью, установленными уполномоченным органом; прием и консультации профильными специалистами лиц с заболеваниями, не подлежащими динамическому наблюдению в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, оказание экстренной и плановой стоматологической помощи отдельным категориям населения по перечню определяемому уполномоченным органом; 2) стационарозамещающая помощь, за исключением случаев лечения заболеваний в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, по направлению специалиста первичной медико-санитарной помощи или медицинской организации; 3) плановая стационарная помощь, за исключением случаев лечения заболеваний в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, по направлению специалиста первичной медико-санитарной помощи или медицинской организации в рамках планируемого количества случаев госпитализации; 4) медицинская реабилитация и восстановительное лечение по направлению специалиста первичной медико-санитарной помощи или медицинской организации по перечню заболеваний (состояний), определяемых уполномоченным органом; 5) патологоанатомическая диагностика заболеваний, не входящих в гарантированный объем бесплатной медицинской помощи.
|
Данная норма устанавливает объем оказываемой медицинской помощи в системе ОСМС. |
Пункт 2 статьи 7 вводится в действия с 01.01.2020 года, ранее не действовала. |
Обеспечение лекарственными средствами, медицинскими изделиями, специализированными лечебными продуктами, иммунобиологическими препаратами при оказании медицинской помощи в системе обязательного социального медицинского страхования осуществляется при оказании: 1) стационарной и стационарозамещающей помощи - в соответствии с лекарственными формулярами организаций здравоохранения; 2) амбулаторно-поликлинической помощи - в соответствии с утверждаемым уполномоченным органом перечнем лекарственных средств, медицинских изделий и специализированных лечебных продуктов для бесплатного и льготного обеспечения отдельных категорий граждан с определенными заболеваниями (состояниями).
|
Данная норма регулирует порядок и объем обеспечения нуждающихся в медицинской помощи лекарственными средствами. |
Пункт 3 статьи 7 вводится в действия с 01.01.2020 года, ранее не действовала. |
При оказании медицинской помощи в системе обязательного социального медицинского страхования субъектами здравоохранения используются лекарственные средства, медицинские изделия, специализированные лечебные продукты, иммунобиологические препараты, зарегистрированные в Республике Казахстан. Лекарственные средства должны быть включены в Казахстанский национальный лекарственный формуляр. Допускается применение незарегистрированных в Республике Казахстан лекарственных средств, медицинских изделий для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента либо оказания медицинской помощи ограниченному контингенту пациентов с редкой и (или) особо тяжелой патологией в порядке, определенном уполномоченным органом.
|
Законодательство устанавливает обязательное правило, что используемые при оказании медицинской помощи в системе ОСМС лекарственные средства должны быть включены в Казахстанский национальный реестр. Но допускается и исключение из этого правила, в случае, если нуждающемуся в помощи лицу, по медицинским показателям, необходимо применить незарегистрированное в нашей стране лекарственное средство. |
Пункт 4 статьи 7 вводится в действия с 01.01.2020 года, ранее не действовала. |
Медицинская помощь в системе обязательного социального медицинского страхования предоставляется субъектами здравоохранения, расположенными на территории Республики Казахстан. |
Данная норма устанавливает, что медицинская помощь в системе ОСМС оказывается только медицинскими организациями, которые расположены на территории Республики Казахстан. |
Пункт 5 статьи 7 вводится в действия с 01.01.2020 года, ранее не действовала. |
Медицинская помощь в системе обязательного социального медицинского страхования оказывается на основе клинических протоколов медицинскими работниками, допущенными к клинической практике на территории Республики Казахстан. |
Законодательство устанавливает обязательное требование, которое заключается в том, что медицинский работник обязан иметь соответствующий сертификат специалиста, который подтверждает его квалификацию. |
Пункт 2 статьи 26: Взносы государства на обязательное социальное медицинское страхование, подлежащие уплате в фонд, устанавливаются в размере: с 1 января 2020 года - 4 процентов от объекта исчисления взносов государства; с 1 января 2022 года - не менее 4, но не более 5 процентов от объекта исчисления взносов государства. При этом размер взносов государства ежегодно устанавливается на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.
|
Пункт 2 статьи 26: Взносы государства на обязательное социальное медицинское страхование, подлежащие уплате в фонд, устанавливаются в размерах: с 1 января 2020 года - 1,4 процента от объекта исчисления взносов государства; с 1 января 2021 года - 1,6 процента от объекта исчисления взносов государства; с 1 января 2022 года - 1,7 процента от объекта исчисления взносов государства; с 1 января 2023 года - 1,8 процента от объекта исчисления взносов государства; с 1 января 2024 года - 1,9 процента от объекта исчисления взносов государства; с 1 января 2025 года - 2 процента от объекта исчисления взносов государства; с 1 января 2026 года - не менее 2, но не более 3 процентов от объекта исчисления взносов государства. При этом размер взносов государства ежегодно устанавливается на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.
|
Взносы государства наОСМС уплачиваются ежемесячно, за следующих лиц: 1) дети; 2) лица, зарегистрированные в качестве безработных; 3) неработающие беременные женщины; 4) неработающее лицо (один из законных представителей ребенка), воспитывающее ребенка (детей) до достижения им (ими) возраста трех лет, за исключением лиц, предусмотренных подпунктом 5) настоящего пункта; 5) лица, находящиеся в отпусках в связи с беременностью и родами, усыновлением (удочерением) новорожденного ребенка (детей), по уходу за ребенком (детьми) до достижения им (ими) возраста трех лет; 6) неработающие лица, осуществляющие уход за ребенком-инвалидом; 6-1) неработающее лицо, осуществляющее уход за инвалидом первой группы с детства; 7) получатели пенсионных выплат, в том числе участники и инвалиды Великой Отечественной войны; 8) лица, отбывающие наказание по приговору суда в учреждениях уголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы (за исключением учреждений минимальной безопасности); 9) лица, содержащиеся в следственных изоляторах; 10) неработающие оралманы; 11) многодетные матери, награжденные подвесками «Алтын алқа», «Кұмісалқа» или получившие ранее звание «Мать-героиня», а также награжденные орденами «Материнская слава» I и II степени; 12) инвалиды; 13) лица, обучающиеся по очной форме обучения в организациях среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего образования, а также послевузовского образования; 14) неработающие получатели государственной адресной социальной помощи. Данная норма устанавливает новый порядок и размер взносов государства на ОСМС на лиц, которые относятся к вышеуказанному перечню. |
-
Автор:28.05.2023 17:4656499
Настоящая статья написана в соответствии с Трудовым кодексом 2016 года и учитывает последние поправки по состоянию на дату публикации. Оформление приема на работу сотрудника – это процедура, с которой сталкивается любая компания при осуществлении своей деятельности. Очень важно при этом документально оформить прием нового сотрудника, чтобы избежать в будущем нежелательных правовых последствий. Какие документы, необходимо оформить компании при приеме нового сотрудника?
-
Прямой нормы, предусматривающей ответственность за отсутствие в организации согласительной комиссии, нет. Однако, при проведении проверки трудовой инспекцией, вне зависимости от оснований его визита в организацию, этот факт не будет упущен. Государственный инспектор выпишет предписание об устранении нарушения и работодатель обязан будет создать согласительную комиссию, в срок, определенный предписанием. А, как показывает практика, сделать это непросто.
-
Мы живем в интересное время - информационной глобализации, нам доступен большой объем знаний, но и огромный минус в этом явлении также имеется и заключается он в том, что нас становится тяжело удивить. Возможно, именно по этой причине набирает обороты авторское право, объектами которого являются результаты творческой деятельности (произведения литературы, музыки, искусства, программы ЭВМ и прочее).
-
На этой неделе вступают в силу новые нормативно-правовые акты, а так же вносится ряд изменений в законодательство РК. В данной статье представлена сравнительная таблица основных изменений в законодательстве РК.
-
В преддверии дня бухгалтера мы решили пофантазировать: каким должен быть специалист будущего? Какие функции он будет выполнять?
Бухгалтер играет большое значение в судьбе любой организации. Он как волшебник- своими действиями может принести финансовое процветание даже самой убыточной компании, а одна ошибка может привести к краху самого стабильного бизнеса.
Учитывая скорость с которой развиваются технологии, профессия бухгалтера может существенно трансформироваться уже в ближайшие 5-7 лет.
Если Вы хотите, чтобы бухучет в Вашей компании велся в ногу со временем и специалист не был озадачен вопросом “Как поставить на баланс телепорт”- узнайте, какими навыками должен обладать бухгалтер будущего и успейте подготовиться к грядущему прогрессу.
-
Среди предпринимателей существует мнение, что ликвидация бизнеса- это долгий и трудный процесс, требующий множества затрат: времени, энергии, ресурсов, который не всегда приводит к желаемому результату.
“Страшилки” о сложности процедуры ликвидации передаются из уст в уста, от одного поколения предпринимателей к другому и уже, скорее всего, могут быть признаны народным творчеством.
Из-за страха ликвидации, многие люди предпочитают избавляться от предприятий посредством продажи или банкротства.
Но эти методы могут впоследствии сыграть злую шутку. Дополнительные расходы, использование компании в незаконных целях, имущественные потери и утрата деловой репутации- это минимум негативных последствий, которые могут возникнуть.
Почему ликвидация лучше, что нужно учесть и почему не стоит избегать этой процедуры, когда принято решение прекратить деятельность компании- читайте в статье.
-
Идея работы на себя, без начальников и авралов, с учётом своих возможностей, интересов и удобным для себя графиком, стала буквально современной идеологией. Каждый день к ней присоединяется все больше людей.
-
В своей работе в качестве налоговых консультантов мы часто слышим от бухгалтеров что раздел – налогообложение физических лиц содержит мало налоговых рисков и не так сложен даже для бухгалтеров, которые никогда не работали с налогами. Во время налогового аудита мы также получаем от бухгалтеров информацию- что за данный участок по налогам они не переживают, тем более если учет заработной платы и исчисление налогов с доходов физических лиц переданы в аутсорсинг консалтинговой компании. Но в нашей практике мы редко встречаемся с компаниями, где отсутствуют ошибки возникаемых при налогообложении доходов физических лиц.
-
Нерезиденты, осуществляющие предпринимательскую деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение (далее – ПУ), уплачивают налоги в Республике Казахстан в соответствии с положениями Налогового кодекса Республика Казахстан, а также налоги с доходов из источников за пределами Республики Казахстан, связанных с деятельностью такого ПУ.
Нерезиденты уплачивают в Республике Казахстан также иные налоги и другие обязательные платежи в бюджет, установленные Налоговым кодексом Республики Казахстан, при возникновении таких обязательств.
-