Иные формы контроля и надзора
Иные формы контроля носят предупредительно-профилактический характер. К иным формам контроля законодатель относит формы контроля не относящиеся к проверкам. Например, примерами иных форм контроля в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения являются:
- мониторинг безопасности продукции, осуществляемый путем камерального контроля, проводимого дистанционно без выхода на объект, а также посредством отбора и лабораторных исследований продукции;
- посещение объектов по обращениям, связанным с выдачей разрешительных документов (санитарно-эпидемиологические заключения на объекты, проекты, продукцию, услуги);
- проведение государственного санитарно-эпидемиологического контроля при регистрации инфекционных и паразитарных заболеваний в домашних очагах. К примеру, в случаях заболеваемости населения дома вакциноуправляемыми инфекциями (корь, краснуха, паратит и т.д.).
Иные формы контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора проводятся в случаях:
- установленных налоговым законодательством РК;
- установленных трудовым законодательством РК;
- если посещение связано с проверкой соответствия заявителя квалификационным или разрешительным требованиям до выдачи разрешения и (или) приложения к разрешению;
- проведения инспектирования строительно-монтажных работ на соответствие требованиям, предъявляемым к возведению и изменению несущих и ограждающих конструкций зданий и сооружений;
- осуществления контроля соблюдения размеров предельно допустимых розничных цен на социально значимые продовольственные товары;
- осуществления контроля органами внутренних дел по вопросам соблюдения правил оборота оружия и патронов к нему в РК;
- осуществления контроля по соблюдению стандартов оказания специальных социальных услуг;
- инициативного обращения проверяемого субъекта за получением заключения (информации) о соответствии его деятельности требованиям законодательства РК, не связанного с получением разрешительных документов;
- если посещение связано с отбором продукции для осуществления мониторинга безопасности продукции, проводимого в соответствии с Кодексом РК «О здоровье народа и системе здравоохранения»;
- проведения обследования территории на выявление очагов распространения карантинных объектов и особо опасных вредных организмов;
- если посещение связано с отбором проб при приемке, отгрузке и количественно-качественном учете зерна, а также государственных ресурсов зерна, хранящихся на хлебоприемных предприятиях, для определения их качества в соответствии с требованиями законодательства РК о зерне.
- осуществление контроля и надзора в целях пресечения, профилактики и предупреждения нарушений законодательства РК в случаях, когда данные нарушения потенциально могут нести массовую угрозу жизни и здоровью населения, окружающей среде и национальной безопасности РК.
При проведении иных форм контроля и надзора с посещением субъекта (объекта), органы контроля и надзора уведомляют органы по правовой статистике и специальным учетам по месту нахождения проверяемого субъекта (объекта) до их проведения (п. 7 ст.137 Предпринимательского Кодекса РК).
Отличительными особенностями иных форм контроля, в сравнении с проверками, являются (не распространяется на иные формы госконтроля, осуществляемые в соответствии с налоговым законодательством РК):
- органам контроля и надзора запрещается посещать субъекты (объекты) контроля и надзора (за исключением рассмотренных выше случаев);
- регистрация в Комитете по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК и предварительное уведомление проверяемого субъекта не требуются;
- возбуждения дела об административном правонарушении в случае выявления нарушения не производится, однако проверяемому субъекту обязательно разъясняется порядок его устранения (в части невозможности возбуждения дела об административном правонарушении по итогам иных форм контроля и надзора не распространяется на Национальный Банк РК).
По итогам иных форм контроля и надзора, в зависимости от их вида, составляются:
- справка;
- предписание;
- заключение;
- иные документы.
По результатам анализа иных форм контроля и надзора могут быть назначены выборочные проверки, т.к. данные результаты являются основанием для отбора субъектов (объектов) контроля и надзора для проведения таких проверок. Кроме того, в качестве контроля исполнения предписаний (постановлений, представлений, уведомлений) об устранении выявленных нарушений в результате проверки по результатам иных форм контроля и надзора, могут быть назначены внеплановые проверки.
Важно: в случае не устранения вами указанных выше предписаний и не устранения выявленных нарушений, проверяющими должностными лицами в отношении вас может быть возбуждено административное производство (п. 3 ст. 802 Кодекса РК «Об административных правонарушениях»).
В заключении отметим, что назначение, проведение и фиксация результатов иных форм контроля и надзора, наряду с проверками, регулируется, за исключением установленных законом случаев, Предпринимательским Кодексом РК, общие положения которого, в отношении иных форм контроля и надзора, мы и попытались разобрать в данной статье. Каждый же отдельный конкретный случай контроля (надзора) требует более детального, индивидуального подхода, разбора и соответствующего анализа.
Уважаемые пользователи! Информация в статье соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.
-
Автор:13.09.2024 11:53357
Налоговый контроль в Республике Казахстан представляет собой систему мер, предпринимаемых налоговыми органами для обеспечения соблюдения налогового законодательства. Эти меры включают в себя различные формы и методы проверки правильности и полноты исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет. Налоговый контроль охватывает все этапы налоговых отношений, начиная с момента возникновения налогового обязательства и заканчивая его исполнением. В статье рассмотрим- что относится к налоговому контролю и как он осуществляется.
-
Автор:30.07.2024 11:15393
Отвечаем на вопросы слушателей курса "Как избежать налоговых проверок" от магистра права, Налогового консультанта I категории, Адвоката Алматинской областной коллегии адвокатов- Жангельды Сулейманова. С 2019 года в Казахстане действует система управления рисками в области оценки субъектов предпринимательства с точки зрения налогового законодательства. Что это ткое и как она влияет на проверки- читайте в статье.
-
Субъект предпринимательства, как любой субъект гражданского права, имеет права и обязанности. В частности, при проведении налоговой проверки субъект вправе требовать от проверяющих предъявления предписания о проведении налоговой проверки, а также служебных удостоверений либо идентификационных карт. Эти и другие права, а также обязанности, рассмотрим в статье.
-
Налогоплательщики имеют право обжаловать результаты проверки. Для обжалования предусмотрены две инстанции: Министерство финансов (МФ РК) и суд. В данной статье рассмотрим порядок подачи жалобы и рассмотрения ее в Министерстве финансов.
-
1 января 2024 года завершен мораторий на проверки субъектов предпринимательства, введенный Указом Президента Республики Казахстан от 26 декабря 2019 года № 229. Всех волнует, что будет происходить после завершения моратория на проверки бизнеса. В данной статье рассмотрим как проходит проверка пожарной инспекцией и что нужно сделать предпринимателю до проверки, чтобы не беспокоиться о последствиях.
-
После проверки, при выявлении либо не выявлении нарушений, после проведения проверки, инспектором труда в любом случае формируется Акт о результатах проверки. Акты государственного инспектора труда носят обязательный характер, являются правовым административным актом и оказывают меры воздействия на нарушения работодателями и должностными лицами требований трудового законодательства Республики Казахстан, составляются в двух экземплярах, один из которых под подпись вручается работодателю. Но иногда возникают случаи, когда Акт необходимо обжаловать. Как сделать это правильно- читайте в статье.
-
Автор:19.05.2023 12:542371
Проверка государственной инспекции труда может оказаться довольно неприятным событием для вашей организации. Чтобы избежать негативных последствий необходимо к проверке подготовиться заранее. В данной статье Вы можете ознакомиться с тем, какие действия Вы можете предпринять в случае проверки со стороны уполномоченных государственных органов?
-
Автор:05.07.2019 14:429131
Заботясь о здоровье народа, 26 октября 2018 года Министерство здравоохранения РК приняло Приказ № ҚР ДСМ-29, неисполнение которого может вызвать наложение на тысячи казахстанских предпринимателей штрафов на сумму свыше четырех миллионов тенге.
-
Прежде чем выполнять требования налогового органа, мы рекомендуем Вам внимательно изучить акт налоговой проверки. Если он составлен с нарушением законодательства или с превышением компетенции проверяющего должностного лица, то он подлежит отмене.
-
Проверка государственной инспекции труда может оказаться довольно неприятным событием для вашей организации. Чтобы избежать негативных последствий необходимо к проверке подготовиться заранее. В данной статье Вы можете ознакомиться с тем, какие действия Вы можете предпринять в случае проверки со стороны уполномоченных государственных органов?