Иные формы контроля и надзора - Статья

Иные формы контроля и надзора

16.10.2015 11:48
5647
Содержание:

Иные формы контроля носят предупредительно-профилактический характер. К иным формам контроля законодатель относит формы контроля не относящиеся к проверкам. Например, примерами иных форм контроля в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения являются:

  • мониторинг безопасности продукции, осуществляемый путем камерального контроля, проводимого дистанционно без выхода на объект, а также посредством отбора и лабораторных исследований продукции;
  • посещение объектов по обращениям, связанным с  выдачей разрешительных документов (санитарно-эпидемиологические заключения на объекты, проекты, продукцию, услуги);
  • проведение государственного санитарно-эпидемиологического контроля при регистрации инфекционных и паразитарных заболеваний в домашних очагах. К примеру, в случаях заболеваемости населения дома вакциноуправляемыми инфекциями (корь, краснуха, паратит и т.д.).

Иные формы контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора проводятся в случаях:

  • установленных налоговым законодательством РК;
  • установленных трудовым законодательством РК;
  • если посещение связано с проверкой соответствия заявителя квалификационным или разрешительным требованиям до выдачи разрешения и (или) приложения к разрешению;
  • проведения инспектирования строительно-монтажных работ на соответствие требованиям, предъявляемым к возведению и изменению несущих и ограждающих конструкций зданий и сооружений;
  • осуществления контроля соблюдения размеров предельно допустимых розничных цен на социально значимые продовольственные товары;
  • осуществления контроля органами внутренних дел по вопросам соблюдения правил оборота оружия и патронов к нему в РК;
  • осуществления контроля по соблюдению стандартов оказания специальных социальных услуг;
  • инициативного обращения проверяемого субъекта за получением заключения (информации) о соответствии его деятельности требованиям законодательства РК, не связанного с получением разрешительных документов;
  • если посещение связано с отбором продукции для осуществления мониторинга безопасности продукции, проводимого в соответствии с Кодексом РК «О здоровье народа и системе здравоохранения»;
  • проведения обследования территории на выявление очагов распространения карантинных объектов и особо опасных вредных организмов;
  • если посещение связано с отбором проб при приемке, отгрузке и количественно-качественном учете зерна, а также государственных ресурсов зерна, хранящихся на хлебоприемных предприятиях, для определения их качества в соответствии с требованиями законодательства РК о зерне.
  • осуществление контроля и надзора в целях пресечения, профилактики и предупреждения нарушений законодательства РК в случаях, когда данные нарушения потенциально могут нести массовую угрозу жизни и здоровью населения, окружающей среде и национальной безопасности РК.

При проведении иных форм контроля и надзора с посещением субъекта (объекта), органы контроля и надзора уведомляют органы по правовой статистике и специальным учетам  по месту нахождения проверяемого субъекта (объекта) до их проведения (п. 7 ст.137 Предпринимательского Кодекса РК).

Отличительными особенностями иных форм контроля, в сравнении с проверками, являются (не распространяется на иные формы госконтроля, осуществляемые в соответствии с налоговым законодательством РК):

  • органам контроля и надзора запрещается посещать субъекты (объекты) контроля и надзора (за исключением рассмотренных выше случаев);
  • регистрация в Комитете по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК и предварительное уведомление проверяемого субъекта не требуются;
  • возбуждения дела об административном правонарушении в случае выявления нарушения не производится, однако проверяемому субъекту обязательно разъясняется порядок его устранения (в части невозможности возбуждения дела об административном правонарушении по итогам иных форм контроля и надзора не распространяется на Национальный Банк РК).

По итогам иных форм контроля и надзора, в зависимости от их вида, составляются:

  • справка;
  • предписание;
  • заключение;
  • иные документы.

По результатам анализа иных форм контроля и надзора могут быть назначены выборочные проверки, т.к. данные результаты являются основанием для отбора субъектов (объектов) контроля и надзора для проведения таких проверок. Кроме того, в качестве контроля исполнения предписаний (постановлений, представлений, уведомлений) об устранении выявленных нарушений в результате проверки по результатам иных форм контроля и надзора, могут быть назначены внеплановые проверки.

Важно: в случае не устранения вами указанных выше предписаний и не устранения выявленных нарушений, проверяющими должностными лицами в отношении вас может быть возбуждено административное производство (п. 3 ст. 802 Кодекса РК «Об административных правонарушениях»).

В заключении отметим, что назначение, проведение и фиксация результатов иных форм контроля и надзора, наряду с проверками, регулируется, за исключением установленных законом случаев, Предпринимательским Кодексом РК, общие положения которого, в отношении иных форм контроля и надзора, мы и попытались разобрать в данной статье. Каждый же отдельный конкретный случай контроля (надзора) требует более детального, индивидуального подхода, разбора и соответствующего анализа.

Уважаемые пользователи! Информация в статье соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

Вам также может быть интересно:
  • Прямой нормы, предусматривающей ответственность за отсутствие в организации согласительной комиссии, нет. Однако, при проведении проверки трудовой инспекцией, вне зависимости от оснований его визита в организацию, этот факт не будет упущен. Государственный инспектор выпишет предписание об устранении нарушения и работодатель обязан будет создать согласительную комиссию, в срок, определенный предписанием. А, как показывает практика, сделать это непросто.

  • Мы живем в интересное время - информационной глобализации, нам доступен большой объем знаний, но и огромный минус в этом явлении также имеется и заключается он в том, что нас становится тяжело удивить. Возможно, именно по этой причине набирает обороты авторское право, объектами которого являются результаты творческой деятельности (произведения литературы, музыки, искусства, программы ЭВМ и прочее).

  • На этой неделе вступают в силу новые нормативно-правовые акты, а так же вносится ряд изменений в законодательство РК. В данной статье представлена сравнительная таблица основных изменений в законодательстве РК.

  • 04.10.2019 09:31
    3842
    Раздел:  Все статьи

    В преддверии дня бухгалтера мы решили пофантазировать: каким должен быть специалист будущего? Какие функции он будет выполнять?

    Бухгалтер играет большое значение в судьбе любой организации. Он как волшебник- своими действиями может принести финансовое процветание даже самой убыточной компании, а одна ошибка может привести к краху самого стабильного бизнеса.

    Учитывая скорость с которой развиваются технологии, профессия бухгалтера может существенно трансформироваться уже в ближайшие 5-7 лет.

    Если Вы хотите, чтобы бухучет в Вашей компании велся в ногу со временем и специалист не был озадачен вопросом “Как поставить на баланс телепорт”- узнайте, какими навыками должен обладать бухгалтер будущего и успейте подготовиться к грядущему прогрессу.

  • 30.09.2019 09:48
    6502
    Раздел:  Все статьи

     

    Среди предпринимателей существует мнение, что ликвидация бизнеса- это долгий и трудный процесс, требующий множества затрат: времени, энергии, ресурсов, который не всегда приводит к желаемому результату. 

    “Страшилки” о сложности процедуры ликвидации передаются из уст в уста, от одного поколения предпринимателей к другому и уже, скорее всего, могут быть признаны народным творчеством. 

    Из-за страха ликвидации, многие люди предпочитают избавляться от предприятий посредством продажи или банкротства. 

    Но эти методы могут впоследствии сыграть злую шутку. Дополнительные расходы, использование компании в незаконных целях, имущественные потери и утрата деловой репутации- это минимум негативных последствий, которые могут возникнуть. 

    Почему ликвидация лучше, что нужно учесть и почему не стоит избегать этой процедуры, когда принято решение прекратить деятельность компании- читайте в статье.

  • 17.09.2019 16:17
    4259
    Раздел:  Все статьи

    Идея работы на себя, без начальников и авралов, с учётом своих возможностей, интересов и удобным для себя графиком, стала буквально современной идеологией. Каждый день к ней присоединяется все больше людей.

  • В своей работе в качестве налоговых консультантов мы часто слышим от бухгалтеров что раздел – налогообложение физических лиц содержит мало налоговых рисков и не так сложен даже для бухгалтеров, которые никогда не работали с налогами.  Во время налогового аудита мы также  получаем от бухгалтеров информацию- что за данный участок по налогам они не переживают, тем более если учет заработной платы и исчисление налогов с доходов физических лиц переданы в аутсорсинг консалтинговой компании. Но в нашей практике мы редко встречаемся с компаниями, где отсутствуют ошибки возникаемых при налогообложении доходов физических лиц.

  • Нерезиденты, осуществляющие предпринимательскую деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение (далее – ПУ), уплачивают налоги в Республике Казахстан в соответствии с положениями Налогового кодекса Республика Казахстан, а  также налоги с доходов из источников за пределами Республики Казахстан, связанных с деятельностью такого ПУ.

    Нерезиденты уплачивают в Республике Казахстан также иные налоги и другие обязательные платежи в бюджет, установленные Налоговым кодексом Республики Казахстан, при возникновении таких обязательств.

  • Автором статьи проведен обзор судебной практики за 2016-2017 годы по спорам с налоговыми органами относительно подтверждения налога на добавленную стоимость (НДС), заявленного к возврату. Анализ проводился в отношении крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу.

    В настоящей работе приводится обзор оснований, по которым налоговые органы отказали в возврате, доводы сторон в отношении спорных вопросов, а также мнение суда по ним. Отметим, что позиция суда приводится с учетом рассмотрения дел в апелляционном порядке. Поэтому отражаемые в данной работе выводы суда соответствуют судебным актам, вступившим в законную силу. 

    Подготовленный материал будет полезен в части понимания практики применения отдельных норм налогового законодательства.