Иные формы контроля и надзора
Иные формы контроля носят предупредительно-профилактический характер. К иным формам контроля законодатель относит формы контроля не относящиеся к проверкам. Например, примерами иных форм контроля в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения являются:
- мониторинг безопасности продукции, осуществляемый путем камерального контроля, проводимого дистанционно без выхода на объект, а также посредством отбора и лабораторных исследований продукции;
- посещение объектов по обращениям, связанным с выдачей разрешительных документов (санитарно-эпидемиологические заключения на объекты, проекты, продукцию, услуги);
- проведение государственного санитарно-эпидемиологического контроля при регистрации инфекционных и паразитарных заболеваний в домашних очагах. К примеру, в случаях заболеваемости населения дома вакциноуправляемыми инфекциями (корь, краснуха, паратит и т.д.).
Иные формы контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора проводятся в случаях:
- установленных налоговым законодательством РК;
- установленных трудовым законодательством РК;
- если посещение связано с проверкой соответствия заявителя квалификационным или разрешительным требованиям до выдачи разрешения и (или) приложения к разрешению;
- проведения инспектирования строительно-монтажных работ на соответствие требованиям, предъявляемым к возведению и изменению несущих и ограждающих конструкций зданий и сооружений;
- осуществления контроля соблюдения размеров предельно допустимых розничных цен на социально значимые продовольственные товары;
- осуществления контроля органами внутренних дел по вопросам соблюдения правил оборота оружия и патронов к нему в РК;
- осуществления контроля по соблюдению стандартов оказания специальных социальных услуг;
- инициативного обращения проверяемого субъекта за получением заключения (информации) о соответствии его деятельности требованиям законодательства РК, не связанного с получением разрешительных документов;
- если посещение связано с отбором продукции для осуществления мониторинга безопасности продукции, проводимого в соответствии с Кодексом РК «О здоровье народа и системе здравоохранения»;
- проведения обследования территории на выявление очагов распространения карантинных объектов и особо опасных вредных организмов;
- если посещение связано с отбором проб при приемке, отгрузке и количественно-качественном учете зерна, а также государственных ресурсов зерна, хранящихся на хлебоприемных предприятиях, для определения их качества в соответствии с требованиями законодательства РК о зерне.
- осуществление контроля и надзора в целях пресечения, профилактики и предупреждения нарушений законодательства РК в случаях, когда данные нарушения потенциально могут нести массовую угрозу жизни и здоровью населения, окружающей среде и национальной безопасности РК.
При проведении иных форм контроля и надзора с посещением субъекта (объекта), органы контроля и надзора уведомляют органы по правовой статистике и специальным учетам по месту нахождения проверяемого субъекта (объекта) до их проведения (п. 7 ст.137 Предпринимательского Кодекса РК).
Отличительными особенностями иных форм контроля, в сравнении с проверками, являются (не распространяется на иные формы госконтроля, осуществляемые в соответствии с налоговым законодательством РК):
- органам контроля и надзора запрещается посещать субъекты (объекты) контроля и надзора (за исключением рассмотренных выше случаев);
- регистрация в Комитете по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК и предварительное уведомление проверяемого субъекта не требуются;
- возбуждения дела об административном правонарушении в случае выявления нарушения не производится, однако проверяемому субъекту обязательно разъясняется порядок его устранения (в части невозможности возбуждения дела об административном правонарушении по итогам иных форм контроля и надзора не распространяется на Национальный Банк РК).
По итогам иных форм контроля и надзора, в зависимости от их вида, составляются:
- справка;
- предписание;
- заключение;
- иные документы.
По результатам анализа иных форм контроля и надзора могут быть назначены выборочные проверки, т.к. данные результаты являются основанием для отбора субъектов (объектов) контроля и надзора для проведения таких проверок. Кроме того, в качестве контроля исполнения предписаний (постановлений, представлений, уведомлений) об устранении выявленных нарушений в результате проверки по результатам иных форм контроля и надзора, могут быть назначены внеплановые проверки.
Важно: в случае не устранения вами указанных выше предписаний и не устранения выявленных нарушений, проверяющими должностными лицами в отношении вас может быть возбуждено административное производство (п. 3 ст. 802 Кодекса РК «Об административных правонарушениях»).
В заключении отметим, что назначение, проведение и фиксация результатов иных форм контроля и надзора, наряду с проверками, регулируется, за исключением установленных законом случаев, Предпринимательским Кодексом РК, общие положения которого, в отношении иных форм контроля и надзора, мы и попытались разобрать в данной статье. Каждый же отдельный конкретный случай контроля (надзора) требует более детального, индивидуального подхода, разбора и соответствующего анализа.
Уважаемые пользователи! Информация в статье соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.
-
Автор:05.07.2019 14:428502
Заботясь о здоровье народа, 26 октября 2018 года Министерство здравоохранения РК приняло Приказ № ҚР ДСМ-29, неисполнение которого может вызвать наложение на тысячи казахстанских предпринимателей штрафов на сумму свыше четырех миллионов тенге.
-
Прежде чем выполнять требования налогового органа, мы рекомендуем Вам внимательно изучить акт налоговой проверки. Если он составлен с нарушением законодательства или с превышением компетенции проверяющего должностного лица, то он подлежит отмене.
-
Проверка государственной инспекции труда может оказаться довольно неприятным событием для вашей организации. Чтобы избежать негативных последствий необходимо к проверке подготовиться заранее. В данной статье Вы можете ознакомиться с тем, какие действия Вы можете предпринять в случае проверки со стороны уполномоченных государственных органов?
-
Автор:01.07.2016 15:2438761
Палата предпринимателей Алматы информирует, что постановлением Правительства от 30 декабря 2015 года № 1129 утвержден перечень отдельных видов деятельности, при осуществлении которых требуется установить контрольно-кассовые машины с функцией передачи данных. Так, с 1 января 2016 года по этим правилам работают не только реализаторы подакцизной продукции (алкоголь, табак, ГСМ), но и оптовые торговцы лесоматериалами, строительными материалами и сантехническим оборудованием, металлическими изделиями, водопроводным и отопительным оборудованием и инвентарем, розничные торговцы компьютерами, периферийным оборудованием и программным обеспечением, аудио- и видеотехникой, электрическими бытовыми приборами, мебелью, осветительным оборудованием и прочими бытовыми принадлежностями, а также рестораны и предприятия, оказывающие услуги по доставке продуктов питания, гостиницы, кинотеатры, парикмахерские и салоны красоты.
-
Автор:01.07.2016 15:2438761
Палата предпринимателей Алматы информирует, что постановлением Правительства от 30 декабря 2015 года № 1129 утвержден перечень отдельных видов деятельности, при осуществлении которых требуется установить контрольно-кассовые машины с функцией передачи данных. Так, с 1 января 2016 года по этим правилам работают не только реализаторы подакцизной продукции (алкоголь, табак, ГСМ), но и оптовые торговцы лесоматериалами, строительными материалами и сантехническим оборудованием, металлическими изделиями, водопроводным и отопительным оборудованием и инвентарем, розничные торговцы компьютерами, периферийным оборудованием и программным обеспечением, аудио- и видеотехникой, электрическими бытовыми приборами, мебелью, осветительным оборудованием и прочими бытовыми принадлежностями, а также рестораны и предприятия, оказывающие услуги по доставке продуктов питания, гостиницы, кинотеатры, парикмахерские и салоны красоты.
-
Среди предпринимателей бытует мнение, что в сфере осуществления государственного контроля и надзора за их деятельностью, права есть только у контролирующих органов, а у предпринимателей одни только обязанности. К примеру, так многие предприниматели ложно думают о случаях, когда приезжает налоговая проверка.
Уверяем Вас, что это мнение ошибочно и законодательство Республики Казахстан предоставляет предпринимателям достаточный объем прав для защиты своих интересов при проведении проверок государственными органами, а мнение об их отсутствии возникает вследствие незнания законов.
Настоящая статья написана в соответствии с положениями Предпринимательского кодекса
-
С 1 января 2016 года, у Работодателя появилась возможность быть освобожденным от выборочных проверок со стороны уполномоченного органа по охране труда. Такую возможность дал новый Трудовой Кодекс Республики Казахстан, который ввел новую норму - Декларирование деятельности работодателя.
-
В рамках Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) Республика Казахстан осуществляет свободное перемещение товаров между территориями государств-членов ЕАЭС без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного). В соответствии с п. 2 ст. 56 раздела 11 Договора о Евразийском экономическом союзе в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также ветеринарно-санитарной, карантинной фитосанитарной безопасности в рамках ЕАЭС проводится согласованная политика в сфере применения санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер.
-
Каковы особенности, порядок проведения выездной таможенной проверки? В чем особенность данной проверки? Об этом пойдет речь в данной статье.
Примечание: Статья написана в соответствии с главой 24 «Порядок проведения таможенных проверок» Кодекса РК «О таможенном деле в РК» (Таможенный кодекс).
-
Любой предприниматель, недавно открыв свое дело, либо впервые столкнувшись с налоговой проверкой может и не знать о ее разновидностях. В этой статье будет дана общая информация о типах налоговой проверки (статья приведена на основании анализа главы 89 «Налоговые проверки», Налогового кодекса РК).