Иные формы контроля и надзора - Статья

Иные формы контроля и надзора

16.10.2015 11:48
6141
Содержание:

Иные формы контроля носят предупредительно-профилактический характер. К иным формам контроля законодатель относит формы контроля не относящиеся к проверкам. Например, примерами иных форм контроля в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения являются:

  • мониторинг безопасности продукции, осуществляемый путем камерального контроля, проводимого дистанционно без выхода на объект, а также посредством отбора и лабораторных исследований продукции;
  • посещение объектов по обращениям, связанным с  выдачей разрешительных документов (санитарно-эпидемиологические заключения на объекты, проекты, продукцию, услуги);
  • проведение государственного санитарно-эпидемиологического контроля при регистрации инфекционных и паразитарных заболеваний в домашних очагах. К примеру, в случаях заболеваемости населения дома вакциноуправляемыми инфекциями (корь, краснуха, паратит и т.д.).

Иные формы контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора проводятся в случаях:

  • установленных налоговым законодательством РК;
  • установленных трудовым законодательством РК;
  • если посещение связано с проверкой соответствия заявителя квалификационным или разрешительным требованиям до выдачи разрешения и (или) приложения к разрешению;
  • проведения инспектирования строительно-монтажных работ на соответствие требованиям, предъявляемым к возведению и изменению несущих и ограждающих конструкций зданий и сооружений;
  • осуществления контроля соблюдения размеров предельно допустимых розничных цен на социально значимые продовольственные товары;
  • осуществления контроля органами внутренних дел по вопросам соблюдения правил оборота оружия и патронов к нему в РК;
  • осуществления контроля по соблюдению стандартов оказания специальных социальных услуг;
  • инициативного обращения проверяемого субъекта за получением заключения (информации) о соответствии его деятельности требованиям законодательства РК, не связанного с получением разрешительных документов;
  • если посещение связано с отбором продукции для осуществления мониторинга безопасности продукции, проводимого в соответствии с Кодексом РК «О здоровье народа и системе здравоохранения»;
  • проведения обследования территории на выявление очагов распространения карантинных объектов и особо опасных вредных организмов;
  • если посещение связано с отбором проб при приемке, отгрузке и количественно-качественном учете зерна, а также государственных ресурсов зерна, хранящихся на хлебоприемных предприятиях, для определения их качества в соответствии с требованиями законодательства РК о зерне.
  • осуществление контроля и надзора в целях пресечения, профилактики и предупреждения нарушений законодательства РК в случаях, когда данные нарушения потенциально могут нести массовую угрозу жизни и здоровью населения, окружающей среде и национальной безопасности РК.

При проведении иных форм контроля и надзора с посещением субъекта (объекта), органы контроля и надзора уведомляют органы по правовой статистике и специальным учетам  по месту нахождения проверяемого субъекта (объекта) до их проведения (п. 7 ст.137 Предпринимательского Кодекса РК).

Отличительными особенностями иных форм контроля, в сравнении с проверками, являются (не распространяется на иные формы госконтроля, осуществляемые в соответствии с налоговым законодательством РК):

  • органам контроля и надзора запрещается посещать субъекты (объекты) контроля и надзора (за исключением рассмотренных выше случаев);
  • регистрация в Комитете по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК и предварительное уведомление проверяемого субъекта не требуются;
  • возбуждения дела об административном правонарушении в случае выявления нарушения не производится, однако проверяемому субъекту обязательно разъясняется порядок его устранения (в части невозможности возбуждения дела об административном правонарушении по итогам иных форм контроля и надзора не распространяется на Национальный Банк РК).

По итогам иных форм контроля и надзора, в зависимости от их вида, составляются:

  • справка;
  • предписание;
  • заключение;
  • иные документы.

По результатам анализа иных форм контроля и надзора могут быть назначены выборочные проверки, т.к. данные результаты являются основанием для отбора субъектов (объектов) контроля и надзора для проведения таких проверок. Кроме того, в качестве контроля исполнения предписаний (постановлений, представлений, уведомлений) об устранении выявленных нарушений в результате проверки по результатам иных форм контроля и надзора, могут быть назначены внеплановые проверки.

Важно: в случае не устранения вами указанных выше предписаний и не устранения выявленных нарушений, проверяющими должностными лицами в отношении вас может быть возбуждено административное производство (п. 3 ст. 802 Кодекса РК «Об административных правонарушениях»).

В заключении отметим, что назначение, проведение и фиксация результатов иных форм контроля и надзора, наряду с проверками, регулируется, за исключением установленных законом случаев, Предпринимательским Кодексом РК, общие положения которого, в отношении иных форм контроля и надзора, мы и попытались разобрать в данной статье. Каждый же отдельный конкретный случай контроля (надзора) требует более детального, индивидуального подхода, разбора и соответствующего анализа.

Уважаемые пользователи! Информация в статье соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

Вам также может быть интересно: