Порядок обжалования результатов проверки

Порядок обжалования результатов проверки (на примере проверки трудовой инспекцией)

06.05.2024 16:44
361
Содержание:

Документ, подтверждающий результаты проверки

В соответствии с п. 1 ст. 195 Трудового кодекса Республики Казахстан (далее – ТК РК) по результатам проверки государственный инспектор труда в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан составляет Акт о результатах проверки, при этом в зависимости от установленных нарушений трудового законодательства Республики Казахстан государственный инспектор труда выносит (составляет) следующие акты:

1) предписание (о приостановлении, устранении, запрещении и т.д.);

2) протокол об административном правонарушении;

3) постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении;

4) постановление по делу об административном правонарушении;

5) заключение государственного инспектора труда.

Таким образом, при выявлении либо не выявлении нарушений, после проведения проверки, инспектором труда в любом случае формируется Акт о результатах проверки. Акты государственного инспектора труда носят обязательный характер, являются правовым административным актом и оказывают меры воздействия на нарушения работодателями и должностными лицами требований трудового законодательства Республики Казахстан, составляются в двух экземплярах, один из которых под подпись вручается работодателю.

Акты государственного инспектора труда обязательны для исполнения должностными, физическими и юридическими лицами.

Однако, не редки случаи, когда у руководителя проверяемого субъекта имеются замечания и возражения на составленный Акт о результатах проверки. В связи с чем, проверяемый субъект (его руководитель) вправе отказаться принимать Акт о результатах проверки и может начать процедуру обжалования.

Порядок обжалования результатов проверки

Порядок обжалования решений и действий (бездействия) государственного инспектора труда регулируются ст. 198 ТК РК.

При этом, законодатель предоставляет для работодателя альтернативу при осуществлении обжалования. Так, если работодатель считает, что государственный инспектор труда нарушил его права и законные интересы при осуществлении контроля, он может обжаловать действия инспектора вышестоящему государственному инспектору и/или в суд (при этом досудебное урегулирование спора не требуется).

Обращаем Ваше внимание на то, что данная норма законодательства предусматривает также право применения Главным государственным инспектором труда Республики Казахстан или Главным государственным инспектором труда области одной из разновидности обеспечительных мер до вынесения решения по жалобе работодателя на Акт о результате проверки в виде приостановления исполнения Акта, его полной отмены, либо отзыва Акты нижестоящего государственного инспектора труда.

Говоря о судебном обжаловании Акта о результате проверки, подразумевается, что в данном случае обжалуются действия (бездействия) конкретного государственного инспектора труда в порядке Административного процедурно-процессуального Кодекса Республики Казахстан (далее – АППК РК).

Согласно ст. 92 АППК РК, жалоба на административный акт, административное действие (бездействие) подается в административный орган, должностному лицу не позднее трех месяцев со дня, когда участнику административной процедуры стало известно о принятии административного акта или совершении административного действия (бездействия).

Таким образом, АППК предусматривает специальный срок «исковой давности» по делам об оспаривании результатов проверки трудового инспектора.  

При этом, на основании ст. 198 ТК РК, при обжаловании предписания о выплате работодателем заработной платы, предусматривается специальный срок - 10 рабочих дней со дня получения предписания. Кроме всего, даже в случае обжалования предписания об обязании работодателя выплатить заработную плату в судебном порядке, оно все равно может быть направлено на принудительное исполнение.

Полезные рекомендации для прохождения проверки

В целях минимизации рисков получения Акта результатов проверки с несоответствующими данными, рекомендуем Вам при проведении проверки знать свои права как проверяемого субъекта, так вы имеете право:  

  • не представлять сведения, если они не относятся к предмету проводимой проверки или к периоду, указанному в Акте;
  • не исполнять не основанные на законе запреты контролирующих органов или должностных лиц, ограничивающие деятельность проверяемого субъекта (пользованием объектом);
  • привлекать третьих лиц (профессиональных юристов, независимых аудиторов, бухгалтеров, кадровых специалистов и т.д.) к участию в проверке;
  • фиксировать процесс осуществления проверки с помощью средств аудио- и видеотехники;
  • отказать в проведении проверки и осуществления доступа, если в Акте о назначении проверки не указано основание для ее проведения, либо сам Акт не предъявлен инспектором, либо проверку проводит орган, в компетенцию которого данная функция не входит.
Вам также может быть интересно: