Как определить, что акт налоговой проверки по лжепредпринимательству подготовлен с нарушениями - Статья

Как определить, что акт налоговой проверки по лжепредпринимательству подготовлен с нарушениями

24.05.2017 12:56
8559
Содержание:

Уведомлению о доначислении налогов всегда предшествует составление акта налоговой проверки. И если такой акт будет содержать информацию о том, что какой-либо из контрагентов налогоплательщика признан лжепредприятием, то уведомление будет содержать требование об оплате доначисленных налогов, и соответствующей пени. Подобное доначисление происходит по причине:

  • исключения из вычетов сумм расходов по контрагентам, признанных лжепредприятиями
  • исключение из зачета сумм НДС по расходам в отношении контрагентов, признанных лжепредприятиями

Но прежде чем выполнять требования налогового органа, мы рекомендуем Вам внимательно изучить акт налоговой проверки. Так как, если он составлен с нарушением законодательства или с превышением компетенции проверяющего должностного лица, то он подлежит отмене. 

В настоящей статье, предлагаем Вам ознакомиться с некоторыми нарушениями при составлении актов налоговой проверки по лжепредпринимательству, встречающиеся в нашей практике:

Нарушение № 1

В соответствии с пп.9 п.3 ст. 144 Предпринимательского кодекса РК и пп.2 п.9 ст. 627 Налогового кодекса РК, предусмотрено, что поручение органа уголовного преследования, данное в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом РК, является основанием для назначения внеплановой проверки налогоплательщика.

Важно! При этом необходимо отметить, что в рамках Уголовного процессуального кодекса РК, такая проверка может быть назначена только с момента регистрации сообщения в Едином реестре досудебных расследований.

В соответствии с п.5 ст. 181 УПК РК органом уголовного преследования в течении трех суток должен быть установлен вопрос о наличии в поступившем заявлении признаком уголовного или административного правонарушения либо дисциплинарного проступка. Орган уголовного преследования принимает решение о передачи заявления (обращения) в соответствующий уполномоченный орган.

Таким образом, заявление (обращение) передается в уполномоченный орган для рассмотрения в общем порядке, а не для целей сбора доказательств путем ревизий и внеплановых проверок налогоплательщика. Такие проверки проводятся с обвинительным уклоном, когда налогоплательщика предвзято подозревают в совершении неправомерных сделок, тем самым нарушаются принципы объективности.

Согласно пп. 1 ст. 156 Предпринимательского кодекса РК, такая проверка признается недействительной в связи с грубым нарушением требований к организации и проведению проверок, установленных настоящим Кодексом.

Нарушение № 2

Согласно пункту 3 статьи 100 Налогового кодекса, вычеты производятся налогоплательщиком при наличии документов, подтверждающих расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода.

В соответствии с пунктом 2 статьи 56 Налогового кодекса РК определено, что учетная документация включает в себя бухгалтерскую документацию для лиц, на которых в соответствии с законодательным актом о бухгалтерском учете и финансовой отчетности возложена обязанность по ее ведению.

В соответствии со ст.6 Закона «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об операциях и событиях индивидуальных предпринимателей и организаций, регламентированную законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также учетной политикой.

Операции и события отражаются в системе бухгалтерского учета, и при этом должны обеспечивать, в частности адекватное подкрепление бухгалтерских записей первичных документов и отражение в бухгалтерских записях всех операций и событий.

Важно! Таким образом, закон не предусматривает у Покупателя обязанности проверять документацию контрагента на подлинность, сверять подписи, или иным образом исследовать полученные документы.  При таких обстоятельствах, исключение при налоговой проверки счета-фактуры из облагаемого зачетного оборота только по основаниям ущербности подписи первого руководителя или отсутствия дополнительных подтверждающих документов оказания услуги или приобретения товара, таких как транспортные путевые листы контрагента, его накладные, является незаконным.

Согласно пункту 1 статьи 7 Закона "О бухгалтерском учете", бухгалтерская документация включает в себя первичные документы, регистры бухгалтерского учета, финансовую отчетность и учетную политику. Бухгалтерские записи производятся на основании первичных документов.

При этом в соответствии со статьей 1 Закона, первичный документ является документальным свидетельством факта совершения операции или события и права на ее совершение, на основании которого ведется бухгалтерский учет. 

Таким образом, отнесение расходов по товарам (работам, услугам) на вычеты и в зачет НДС производится при наличии первичных документов, подтверждающих данные расходы, которые фиксируют факт совершения операции либо события.

Хотим обратить Ваше внимание на то, что налоговый орган в рамках своей компетенции самостоятельно не может установить наличие признаков лжепредпринимательства. Более того, в подпункте 9) статьи 20 Налогового Кодекса РК установлено, что налоговый орган проводит зачет и (или) возврат излишне уплаченных сумм налогов,  других обязательных платежей и пеней в бюджет, превышения суммы налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, над суммой начисленного налога, возврат штрафа в порядке и сроки, которые установлены Налоговым Кодексом только в пределах своей компетенции.

Все указанные выше признаки, содержащиеся в акте налоговой проверки должны мотивировать предпринимателя на обращение в суд за защитой своих прав и законных интересов, с заявлением об отмене акта и налогового уведомления.

Уважаемые пользователи! Информация в статье соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

Получите подробную консультацию по вопросам лжепредпринимательства

Вам также может быть интересно: