Как провести налоговый аудит собственными силами - Статья

Как провести налоговый аудит собственными силами

06.11.2017 12:04
6170
Содержание:

Чтобы самостоятельно провести качественный налоговый аудит необходимо соблюсти два условия:

  • наличие в штате компании специалистов способных провести качественный налоговый аудит;
  • наличие в компании утвержденной программы проведения внутренней проверки.

Если с первым пунктом все более или менее понятно, то что же такое программа и из чего она состоит? Компании необходимо составить программу аудита, которая будет содержать этапы проведения проверки, уровень существенности, временные рамки и объем запланированных процедур, необходимых для осуществления общего плана проверки.

Рекомендуемые этапы проведения налоговой проверки

При планировании этапов проведения проверки у руководителей компаний возникает сложность - с чего начинать и в какой последовательности проводить аудит. На наш взгляд план обязательно должен содержать следующие этапы проверки:

  1. Проверка наличия учетной политики;
  2. Проверка соответствия учетной политики закону о бухгалтерском учете, правилам ведения бухгалтерского учета, и стандартам бухгалтерского учета;
  3. Cверка учетной политики с фактическим состоянием бухгалтерского учета;
  4. Проверка наличия первичных документов;
  5. Визуальная проверка - правильность оформления первичных документов и наличия разрешительных записей;
  6. Наличие налоговой учетной политики;
  7. Соответствие налоговой учетной политики налоговому законодательству;
  8. Cверка налоговой учетной политики с фактическим состоянием налогового учета;
  9. Проверка наличия налоговой отчетности и налоговых регистров;
  10. Проверка правильности заполнения налоговой отчетности:
    • сверка с бухгалтерским учетом (с базой 1С, с первичными документами);
    • арифметическая проверка расчетов;
    • правильность на применение законодательства (определение объекта обложения);
    • правильность разнесения по строкам;
    • правильности заполнения приложений;
    • сверка с налоговыми регистрами;
    • перекрестная сверка налоговой отчетности (между формой 100.00 и формами 300.00 и 200.00).

Какие документы могут быть полезны при проведении налоговой проверки

Задача по составлению процедур проведения налогового аудита компании также несет в себе определенные сложности. Универсального решения в данном случае нет. Сложность составления процедур зависит от вида деятельности компании, от вида и количества налогов и других обязательных платежей в бюджет, по которым предприятие является налогоплательщиком, а также от вида и количества операций осуществляемых компанией. Например, у производственных компаний очень остро стоит вопрос по правильному учету движения товарно-материальных запасов. В случае возникновения сложностей при составлении процедур, примером могут послужить методические рекомендации, составленные налоговыми органами. Вот перечень данных рекомендаций:

  • Методические рекомендации по проведению налоговых проверок налогоплательщиков от 24 июня 2011 года № 248;
  • Методические рекомендации по проведению проверок налогоплательщиков, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере строительства от 26 декабря 2009 года № 542;
  • Методические рекомендации по проведению налоговых проверок налогоплательщиков-недропользователей от 26 декабря 2009 года № 542;
  • Методические рекомендации по проведению налоговых проверок от 6 января 2017 года № 6-ПР-КГД.

Проводить внешний или внутренний налоговый аудит – это решение руководства компании. В настоящее время все больше собственников предприятий понимают, что налоговый аудит предприятия это не роскошь, а необходимость, которая позволяет существенно сократить расходы компании на штрафы и доначисления налогов.

Уважаемые пользователи! Информация в статье соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

Хотите уточнить вопрос для своей ситуации? Закажите вопрос!

Вам также может быть интересно: