Новая статья

Изменения в законодательстве, вступающие в силу с 15 по 21 декабря 2025 года

15.12.2025 08:14
47
Содержание:

 

Внесены изменения в приказ Министра финансов РК

«Об утверждении процедурного стандарта «Аудит финансовой отчетности»

 

Пункт/статья

Редакция до внесения изменений

Новая редакция

Комментарии

Пункт 2

Целью аудита финансовой отчетности (консолидированной финансовой отчетности) является получение обоснованного подтверждения достоверности финансовой отчетности администраторов бюджетных программ и государственных учреждений, за исключением Национального Банка Республики Казахстан и уполномоченного органа по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций.

      Аудиту финансовой отчетности подлежит финансовая отчетность государственных учреждений, содержащихся за счет республиканского и местных бюджетов, в объеме, а также по формам и Правилам составления и представления финансовой отчетности (далее – Формы, Правила составления и представления финансовой отчетности), утвержденными приказом Министра финансов Республики Казахстан от 1 августа 2017 года № 468 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 15594), и консолидированная финансовая отчетность администраторов бюджетных программ, содержащихся за счет республиканского и местных бюджетов, в объеме и по формам, установленным Правилами составления консолидированной финансовой отчетности администраторами бюджетных программ и местными уполномоченными органами по исполнению бюджета, утвержденными приказом Министра финансов Республики Казахстан от 6 декабря 2016 года № 640 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 14624).

 

Целью аудита финансовой отчетности (консолидированной финансовой отчетности) является получение обоснованного подтверждения достоверности финансовой отчетности администраторов бюджетных программ и государственных учреждений, за исключением Национального Банка Республики Казахстан и уполномоченного органа по регулированию, контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций.

Аудиту финансовой отчетности подлежит консолидированная финансовая отчетность администраторов бюджетных программ, содержащихся за счет республиканского и местных бюджетов, в объеме и по формам, установленным приказом исполняющего обязанности Министра финансов Республики Казахстан от 15 мая 2025 года № 229 «Об утверждении Правил составления годовой консолидированной финансовой отчетности администраторами бюджетных программ и местными уполномоченными органами по исполнению бюджета», и финансовая отчетность государственных учреждений, содержащихся за счет республиканского и местных бюджетов, в объеме, а также по формам, периодичности и Правилам составления и представления финансовой отчетности (далее - Формы, периодичности и Правила составления и представления финансовой отчетности), утвержденными приказом исполняющего обязанности Министра финансов Республики Казахстан от 15 мая 2025 года

 

В новой редакции были уточнены нормативные основания и обновлены ссылки на актуальные приказы Министерства финансов. Вместо старых приказов 2016–2017 годов теперь указаны новые приказы и.о. Министра финансов от 15 мая 2025 года. Также изменена структура предложения: сначала идёт консолидированная отчетность администраторов бюджетных программ, затем – финансовая отчетность государственных учреждений. Добавлено указание на периодичность представления отчетности, что уточняет порядок её составления.

Пункт 54

 Тестирование средств контроля проводится для получения аудиторских доказательств об эффективности функционирования систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

      Процедуры проверки по существу проводятся с целью получения аудиторских доказательств о наличии или об отсутствии существенных искажений в финансовой отчетности.

      Для получения достаточных и надлежащих аудиторских доказательств необходимо процедуры проверки по существу выполнять по существенным классам операций, сальдо счетов и раскрытиям.

      Процедуры проверки по существу включают детальное тестирование и аналитические процедуры.

      Для получения аудиторских доказательств применяются следующие методы аудиторских процедур:

      изучение (инспектирование);

      наблюдение и осмотр;

      запрос и подтверждение;

      пересчет;

      аналитические процедуры;

      внешнее подтверждение;

      повторное выполнение.

      Инспектирование заключается в проверке внутренних или внешних записей или документов, в бумажной или электронной форме, или на прочих носителях информации, что обеспечивает аудиторские доказательства различной степени надежности (в зависимости от характера и источника).

      Наблюдение и осмотр предоставляют собой аудиторские доказательства, полученные в ходе наблюдения за процессом или процедурой, выполняемой другими лицами. Например, наблюдение за деятельностью аудируемого объекта путем изучения документов (положения, учредительные документы, стратегический план, операционный план, правительственные программы администраторов бюджетных программ, программы развития субъектов квазигосударственного сектора, годовые планы государственных закупок, инвестиционные и концессионные проекты, невозвратные гранты, внутреннее кредитование, займы и иные).

      Запрос и подтверждение применяются как дополнение к другим аудиторским процедурам. Запросы бывают устными и письменными. Ответы на запросы представляют информацию, значительно отличающуюся от ранее полученной. Иногда ответы на запросы являются основанием выполнения дополнительных аудиторских процедур для получения достаточных и надлежащих аудиторских доказательств.Пересчет включает проверку арифметической точности документов или записей. Например, проверка расчетов по заработной плате или резервов по неиспользованным отпускам Аналитические процедуры представляют собой анализ и оценку полученной информации.Аналитические процедуры проводятся для выявления рисков при планировании раскрытия информации необычных операций или событий, которые впоследствии оказывают влияние на финансовую отчетность.

      Аналитические процедуры включают:

      сопоставление информации за предыдущие периоды;

      сопоставление показателей элементов финансовой отчетности;

      изучения взаимосвязи между данными показателей финансовой и нефинансовой информации за аудируемый период; изучение взаимосвязи между элементами финансовой отчетности  анализ сальдо по счетам анализ необычных операций.  Внешние подтверждения используют в отношении значимых счетов.

 

Тестирование средств контроля проводится для получения аудиторских доказательств об эффективности функционирования систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Процедуры проверки по существу проводятся с целью получения аудиторских доказательств о наличии или об отсутствии существенных искажений в финансовой отчетности.

Для получения достаточных и надлежащих аудиторских доказательств необходимо процедуры проверки по существу выполнять по существенным классам операций, сальдо счетов и раскрытиям.

Процедуры проверки по существу включают детальное тестирование и аналитические процедуры.

Для получения аудиторских доказательств применяются следующие методы аудиторских процедур:

изучение (инспектирование);

наблюдение и осмотр;

запрос и подтверждение;

пересчет;

аналитические процедуры;

внешнее подтверждение;

повторное выполнение.

Инспектирование заключается в проверке внутренних или внешних записей или документов, в бумажной или электронной форме, или на прочих носителях информации, что обеспечивает аудиторские доказательства различной степени надежности (в зависимости от характера и источника).

Наблюдение и осмотр предоставляют собой аудиторские доказательства, полученные в ходе наблюдения за процессом или процедурой, выполняемой другими лицами. Например, наблюдение за деятельностью аудируемого объекта путем изучения документов (положения, учредительные документы, правительственные программы администраторов бюджетных программ, планы развития государственных органов и планы развития области, города республиканского значения, столицы, планы развития, планы мероприятий субъектов квазигосударственного сектора, годовые планы государственных закупок, государственные инвестиционные проекты, невозвратные гранты, внутреннее кредитование, займы и иные).

Запрос и подтверждение применяются как дополнение к другим аудиторским процедурам. Запросы бывают устными и письменными. Ответы на запросы представляют информацию, значительно отличающуюся от ранее полученной. Иногда ответы на запросы являются основанием выполнения дополнительных аудиторских процедур для получения достаточных и надлежащих аудиторских доказательств.

Пересчет включает проверку арифметической точности документов или записей. Например, проверка расчетов по заработной плате или резервов по неиспользованным отпускам.

Аналитические процедуры представляют собой анализ и оценку полученной информации.

Аналитические процедуры проводятся для выявления рисков при планировании раскрытия информации необычных операций или событий, которые впоследствии оказывают влияние на финансовую отчетность.

Аналитические процедуры включают:

сопоставление информации за предыдущие периоды;

сопоставление показателей элементов финансовой отчетности;

изучения взаимосвязи между данными показателей финансовой и нефинансовой информации за аудируемый период;

изучение взаимосвязи между элементами финансовой отчетности;

анализ сальдо по счетам;

анализ необычных операций.

 

В новой редакции расширен перечень документов и источников, которые используются при наблюдении и осмотре, добавлены новые виды планов (планы развития госорганов, области, субъектов квазигоссектора). Уточнены формулировки, связанные с документами, проектами и программами, чтобы соответствовать актуальным нормативным требованиям.

Пункт 76

 Целью аудита денежных средств и их эквивалентов является формирование аудиторского мнения о достоверности и полноте информации, отраженной в финансовой отчетности.

      Государственный аудитор при проведении аудита денежных средств и их эквивалентов руководствуется:

      планом счетов бухгалтерского учета государственных учреждений, утвержденный приказом Министра финансов Республики Казахстан от 15 июня 2010 года № 281 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 6314);

      формами и Правилами составления и представления финансовой отчетности;

      правилами ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях (далее – Правила ведения бухгалтерского учета), утвержденным приказом Министра финансов Республики Казахстан от 3 августа 2010 года № 393 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 6443);

      учетной политикой (далее – Учетная политика), утвержденной приказом Министра финансов Республики Казахстан от 7 сентября 2010 года № 444 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 6505);

      альбомами форм бухгалтерской документации для государственных учреждений (далее – Альбом форм бухгалтерской документации), утвержденными приказом исполняющего обязанности Министра финансов Республики Казахстан от 2 августа 2011 года № 390 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 7126);

      правилами проведения инвентаризации в государственных учреждениях (далее – Правила проведения инвентаризации), утвержденными приказом Министра финансов Республики Казахстан от 22 августа 2011 года № 423 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 7197);

      правилами исполнения бюджета и его кассового обслуживания (далее – Правила исполнения бюджета), утвержденными приказом Министра финансов Республики Казахстан от 4 декабря 2014 года № 540 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 9934);

      правилами составления и представления бюджетной отчетности государственными учреждениями, администраторами бюджетных программ и уполномоченными органами по исполнению бюджета (далее – Правила составления и представления бюджетной отчетности), утвержденными приказом Министра финансов Республики Казахстан от 2 декабря 2016 года № 630 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 14613).

 

Целью аудита денежных средств и их эквивалентов является формирование аудиторского мнения о достоверности и полноте информации, отраженной в финансовой отчетности.

Государственный аудитор при проведении аудита денежных средств и их эквивалентов руководствуется:

формами, периодичностью и Правилами составления и представления финансовой отчетности;

приказом Министра финансов Республики Казахстан от 16 апреля 2025 года № 169 «Об утверждении Правил проведения инвентаризации в государственных учреждениях» (далее - Правила проведения инвентаризации);

приказом Министра финансов Республики Казахстан от 16 апреля 2025 года № 170 «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета государственных учреждений»;

приказом Министра финансов Республики Казахстан от 22 апреля 2025 года № 187 «Об утверждении форм бухгалтерской документации для государственных учреждений» (далее - Формы бухгалтерской документации);

приказом Министра финансов Республики Казахстан от 24 апреля 2025 года № 191 «Об утверждении Учетной политики» (далее - Учетная политика);

приказом Министра финансов Республики Казахстан от 12 мая 2025 года № 223 «Об утверждении Правил ведения бухгалтерского учета в государственных учреждениях» (далее - Правила ведения бухгалтерского учета);

приказом Министра финансов Республики Казахстан от 28 мая 2025 года № 262 «Об утверждении Правил составления и предоставления бюджетной отчетности» (далее - Правила составления и предоставления бюджетной отчетности);

приказом Министра финансов Республики Казахстан от 30 мая 2025 года № 272 «Об утверждении Правил исполнения бюджета и его кассового обслуживания на 2025 финансовый год» (далее - Правила исполнения бюджета);

приказом Министра финансов Республики Казахстан от 26 июня 2025 года № 325 «О некоторых вопросах бюджетного кредитования» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 36331);

приказом Министра финансов Республики Казахстан от 27 июня 2025 года под № 328 «Об утверждении процедур казначейского исполнения бюджета и их кассового обслуживания, процедурами казначейского учета и мониторинга»;

приказом Министра финансов Республики Казахстан от 30 июня 2025 года № 331 «О некоторых вопросах государственного, гарантированного государством заимствования, поручительств государства» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 36364).

 

Полностью обновлён перечень нормативных правовых актов, которыми руководствуется государственный аудитор при аудите денежных средств. Удалены устаревшие приказы 2010–2016 годов и заменены их актуальными приказами Министерства финансов, изданными в 2025 году. Перечень документов расширен: добавлены новые правила инвентаризации, план счетов, формы бухгалтерской документации, обновлённая учетная политика, правила ведения учета, бюджетной отчетности, исполнения бюджета и казначейского обслуживания.

Пункт 77

Источниками аудиторских доказательств являются:

      индивидуальный план финансирования государственного учреждения по обязательствам и платежам;

      ежедневная выписка по проведенным платежам государственного учреждения/субъект квазигосударственного сектора по форме 5-15 согласно приложению 91 к Правилам исполнения бюджета;

      выписка по проведенным платежам на соответствующие счета получателей денег (по перечислению заработной платы и других денежных выплат работникам государственных учреждений/субъектов квазигосударственного сектора, стипендий, выплат физическим лицам на текущие счета или сберегательные счета получателей денег и социальных отчислений) по форме 5-15А согласно приложению 95 к Правилам исполнения бюджета;

      выписка с контрольного счета наличности (далее – КСН)/счета субъекта квазигосударственного сектора по форме 5-20 согласно приложению 54 к Правилам исполнения бюджета;

      выписка по счетам в иностранной валюте, специальным счетам внешних займов или связанных грантов, счетам к специальным счетам внешних займов или связанных грантов государственных учреждений по форме 8-17 согласно приложению 56 к Правилам исполнения бюджета;

      отчеты: сводный отчет по расходам по форме 4-20 согласно приложению 41, реестр восстановлений и переносов по форме 5-17 согласно приложению 108, остаток на КСН платных услуг по форме 5-30 согласно приложению 57, отчет об остатках на КСН платных услуг по форме 5-33 согласно приложению 55, отчет о состоянии КСН соответствующего бюджета по форме 5-34 согласно приложению 52, отчет об остатках на КСН платных услуг, благотворительной помощи, временного размещения денег, местного самоуправления, реконвертации внешнего займа или связанного гранта и счетах субъекта квазигосударственного сектора по форме 5-34А согласно приложению 59, отчет об остатках на счетах в иностранной валюте, специальных счетах внешних займов или связанных грантов, счетах к специальным счетам внешних займов или связанных грантов по форме 8-07 согласно приложению 58 к Правилам исполнения бюджета;

      книга КСН спонсорской и благотворительной помощи, временного размещения денег, счетов в иностранной валюте и специальных счетов, прочих денежных средств, финансовых инвестиций и финансовых обязательств по форме 292 согласно приложению 83 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      карточка аналитического учета плановых назначений и оплаченных обязательств по форме 294-а согласно приложению 73 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      книга учета денег от реализации товаров (работ, услуг) по форме 297 согласно приложению 93 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      книга "Журнал-главная" по форме 308 согласно приложению 109 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      мемориальный ордер 1 –накопительная ведомость по кассовым операциям по форме 381 согласно приложению 74 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      мемориальный ордер 2 – накопительная ведомость по движению средств на кодах государственных учреждений по форме 381 согласно приложению 75 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      мемориальный ордер 3 – накопительная ведомость по учету денежных средств на КСН платных услуг, КСН спонсорской, благотворительной помощи, КСН временного размещения денежных средств, КСН местного самоуправления, КСН целевого финансирования, на счете в иностранной валюте и специальных счетах бюджетного инвестиционного проекта по внешним займам и грантам по форме 381 согласно приложению 76 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      кассовая книга по форме 440 согласно приложению 77 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      книга контроля использования наличных денег по целевому назначению по форме 453 согласно приложению 80 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      книга контроля использования наличных денег по целевому назначению, поступивших от платных услуг, спонсорской и благотворительной помощи, временного размещения денег, по местному самоуправлению, целевому финансированию по форме 454 согласно приложению 81 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      список для зачисления причитающихся денежных выплат на текущие счета по форме 456 согласно приложению 66 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      приходный кассовый ордер по форме КО-1согласно приложению 68 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      расходный кассовый ордер по форме КО-2 согласно приложению 69 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      расчетно-платежная ведомость по форме 49 согласно приложению 54 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      счет к оплате, платежное поручение, чековые книжки, корпоративные платежные карты;

      журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов по форме КО-3а согласно приложению 70 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      кассовая книга по форме КО-4 согласно приложению 71 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по форме 401 согласно приложению 111 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      акты инвентаризации денежных средств и их эквивалентов;

      иные формы, предусмотренные для учета денежных средств и их эквивалентов;

      формы бюджетной отчетности.

 

Источниками аудиторских доказательств являются:

индивидуальный план финансирования государственного учреждения по обязательствам и платежам;

ежедневная выписка по проведенным платежам государственного учреждения/субъект квазигосударственного сектора по форме 5-15 согласно приложению 91 к Правилам исполнения бюджета;

выписка по проведенным платежам на соответствующие счета получателей денег (по перечислению заработной платы и других денежных выплат работникам государственных учреждений/субъектов квазигосударственного сектора, стипендий, выплат физическим лицам на текущие счета или сберегательные счета получателей денег и социальных отчислений) по форме 5-15А согласно приложению 92 к Правилам исполнения бюджета;

выписка с контрольного счета наличности (далее - КСН)/счета субъекта квазигосударственного сектора по форме 5-20 согласно приложению 54 к Правилам исполнения бюджета;

выписка по счетам в иностранной валюте, специальным счетам внешних займов или связанных грантов, счетам к специальным счетам внешних займов или связанных грантов государственных учреждений по форме 8-17 согласно приложению 56 к Правилам исполнения бюджета;

отчеты: отчет об исполнении плана финансирования по форме 4-20 согласно приложению 5 к Правилам составления и представления бюджетной отчетности, реестр восстановлений и переносов по форме 5-17 согласно приложению 105, остаток на КСН платных услуг по форме 5-30 согласно приложению 57, отчет об остатках на КСН платных услуг по форме 5-33 согласно приложению 55, отчет о состоянии КСН соответствующего бюджета по форме 5-34 согласно приложению 52, отчет об остатках на КСН платных услуг, благотворительной помощи, временного размещения денег, местного самоуправления, реконвертации внешнего займа или связанного гранта и счетах субъекта квазигосударственного сектора по форме 5-34А согласно приложению 59, отчет об остатках на счетах в иностранной валюте, специальных счетах внешних займов или связанных грантов, счетах к специальным счетам внешних займов или связанных грантов по форме 8-07 согласно приложению 58 к Правилам исполнения бюджета;

книга КСН спонсорской и благотворительной помощи, временного размещения денег, счетов в иностранной валюте и специальных счетов, прочих денежных средств, финансовых инвестиций и финансовых обязательств по форме 292 согласно приложению 82 к Формам бухгалтерской документации;

карточка аналитического учета плановых назначений и оплаченных обязательств по форме 294-а согласно приложению 72 к Формам бухгалтерской документации;

книга учета денег от реализации товаров (работ, услуг) по форме 297 согласно приложению 92 к Формам бухгалтерской документации;

книга «Журнал-главная» по форме 308 согласно приложению 108 к Формам бухгалтерской документации;

мемориальный ордер 1 - накопительная ведомость по кассовым операциям по форме 381 согласно приложению 73 к Формам бухгалтерской документации;

мемориальный ордер 2 - накопительная ведомость по движению средств на кодах государственных учреждений по форме 381 согласно приложению 74 к Формам бухгалтерской документации;

мемориальный ордер 3 - накопительная ведомость по учету денежных средств на КСН платных услуг, КСН спонсорской, благотворительной помощи, КСН временного размещения денежных средств, КСН местного самоуправления, КСН целевого финансирования, на счете в иностранной валюте и специальных счетах бюджетного инвестиционного проекта по внешним займам и грантам по форме 381 согласно приложению 75 к Формам бухгалтерской документации;

кассовая книга по форме 440 согласно приложению 76 к Формам бухгалтерской документации;

книга контроля использования наличных денег по целевому назначению по форме 453 согласно приложению 79 к Формам бухгалтерской документации;

книга контроля использования наличных денег по целевому назначению, поступивших от платных услуг, спонсорской и благотворительной помощи, временного размещения денег, по местному самоуправлению, целевому финансированию по форме 454 согласно приложению 80 к Формам бухгалтерской документации;

список для зачисления причитающихся денежных выплат на текущие счета по форме 456 согласно приложению 65 к Формам бухгалтерской документации;

приходный кассовый ордер по форме КО-1 согласно приложению 67 к Формам бухгалтерской документации;

расходный кассовый ордер по форме КО-2 согласно приложению 68 к Формам бухгалтерской документации;

расчетно-платежная ведомость по форме 49 согласно приложению 54 к Формам бухгалтерской документации;

счет к оплате, платежное поручение, чековые книжки, корпоративные платежные карты;

журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов по форме КО-3а согласно приложению 69 к Формам бухгалтерской документации;

кассовая книга по форме КО-4 согласно приложению 70 к Формам бухгалтерской документации;

инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по форме 401 согласно приложению 110 к Формам бухгалтерской документации;

акты инвентаризации денежных средств и их эквивалентов;

иные формы, предусмотренные для учета денежных средств и их эквивалентов;

формы бюджетной отчетности.

В новой редакции перечень источников аудиторских доказательств значительно расширен и детализирован. Добавлены новые формы выписок, отчётов, книг учёта, мемориальных ордеров и кассовых документов, соответствующих актуальным Приложениям к обновлённым Правилам исполнения бюджета и Формам бухгалтерской документации.

Существенным изменением является включение большого количества дополнительных документов: выписок по валютным счетам, КСН, отчётов по бюджетной отчётности, книг контроля, кассовых ордеров, журналов, ведомостей, что делает перечень полным и соответствующим современным требованиям государственного аудита.

К тому же, новая редакция заменяет устаревшие ссылки на приложения новыми, указав актуальные формы и номера приложений 2025 года.

 

Пункт 78

Аудит учета денежных средств и их эквивалентов проводится на основании регистров бухгалтерского учета, являющимися источниками аудиторских доказательств. Изучив регистры бухгалтерского учета по денежным средствам необходимо определить какие статьи подлежат обязательной проверке и к каким статьям необходимо применить аудиторскую выборку. Для проведения аудиторских процедур государственному аудитору необходимо установить наличие счетов объекта аудита в органах казначейства и банках второго уровня, запросить выписки счетов на конец отчетного периода. Обязательной проверке подлежат все банковские счета объекта аудита. Государственный аудитор убеждается, что остатки по счетам денежных средств на начало проверяемого периода соответствует остаткам предыдущего периода.

 

Аудит учета денежных средств и их эквивалентов проводится на основании регистров бухгалтерского учета, являющимися источниками аудиторских доказательств.

Изучив регистры бухгалтерского учета по денежным средствам требуется определить какие статьи подлежат обязательной проверке и к каким статьям требуется применить аудиторскую выборку.

Для проведения аудиторских процедур государственному аудитору требуется установить наличие счетов объекта аудита в органах государственного казначейства и банках второго уровня, запросить выписки счетов на конец отчетного периода.

Обязательной проверке подлежат все банковские счета объекта аудита. Государственный аудитор убеждается, что остатки по счетам денежных средств на начало проверяемого периода соответствует остаткам предыдущего периода.»;

 

Текст был переработан стилистически: слова «необходимо» заменены на «требуется», что придаёт формулировкам более официальный характер. Также уточнено наименование органов — вместо «органы казначейства» используется «органы государственного казначейства», что делает формулировку нормативно корректной.

Пункт 86

Государственному аудитору необходимо проверить правильность учета операций по перечислению сумм с денежных счетов. При перечислении средств платежные документы следует сверить с выписками органов казначейства, индивидуальным планом финансирования по платежам, проверить правильность отражения корреспонденции счетов. Государственному аудитору необходимо удостовериться, что остатки суммы плановых назначений на конец отчетного года скорректированы на сумму неиспользованных плановых назначений.

 

 Государственному аудитору требуется проверить правильность учета операций по перечислению сумм с денежных счетов.

При перечислении средств платежные документы следует сверить с выписками органов государственного казначейства, индивидуальным планом финансирования по платежам, проверить правильность отражения корреспонденции счетов.

Государственному аудитору требуется удостовериться, что остатки суммы плановых назначений на конец отчетного года скорректированы на сумму неиспользованных плановых назначений.

 

Слово «необходимо» заменено на «требуется», что делает текст более формально-деловым. Также уточнено название органов — вместо «органы казначейства» используется корректная формулировка «органы государственного казначейства».

Пункт 87

 Государственному аудитору необходимо решить, какие статьи учета следует изучить внимательно и в каких случаях применить аудиторскую выборку и (или) аналитические процедуры, чтобы снизить общий аудиторский риск до приемлемого низкого уровня.

      Государственный аудитор осуществляет сплошную или выборочную проверку платежных документов в зависимости от объема операций по счетам.

      Если количество ошибок и неправильно оформленных платежных документов превысит запланированное государственным аудитором допустимое количество ошибок (порог существенности), целесообразно увеличить выборку.

      Государственному аудитору необходимо отбирать элементы выборки таким образом, чтобы каждый элемент генеральной совокупности имел одинаковую вероятность попасть в выборку. Генеральной совокупностью будут совокупность счетов к оплате и соответствующие им записи в мемориальных ордерах.

      Возможные ошибки и искажения возникают в результате отсутствия оправдательных документов к выпискам органов казначейства или некорректной корреспонденции счетов по учету денежных операций.

 

Государственному аудитору требуется решить, какие статьи учета следует изучить внимательно и в каких случаях применить аудиторскую выборку и (или) аналитические процедуры, чтобы снизить общий аудиторский риск до приемлемого низкого уровня.

Государственный аудитор осуществляет сплошную или выборочную проверку платежных документов в зависимости от объема операций по счетам.

Если количество ошибок и неправильно оформленных платежных документов превысит запланированное государственным аудитором допустимое количество ошибок (порог существенности), целесообразно увеличить выборку.

Государственному аудитору требуется отбирать элементы выборки таким образом, чтобы каждый элемент генеральной совокупности имел одинаковую вероятность попасть в выборку. Генеральной совокупностью будут совокупность счетов к оплате и соответствующие им записи в мемориальных ордерах.

Возможные ошибки и искажения возникают в результате отсутствия оправдательных документов к выпискам органов государственного казначейства или некорректной корреспонденции счетов по учету денежных операций.»;

 

Слово «необходимо» заменено на «требуется», что делает текст более формальным и соответствует официальному стилю. Уточнено название органов — теперь используется корректное обозначение «органы государственного казначейства».

Пункт 95

Источниками аудиторских доказательств являются:

      акты приема-передачи прав владения и пользования государственным пакетом акций акционерных обществ, акты приема-передачи прав владения и пользования государственной долей участия в товариществах с ограниченной ответственностью, акты приема-передачи государственной собственности;

      акты приема-передачи (перемещения) активов по форме ОС-1 Альбома форм бухгалтерской документации, передаточные акты, справки о размере уставного капитала, уставы республиканских государственных предприятий, письма и приказы уполномоченного органа по распоряжению государственным имуществом, выписки органов казначейства и платежные поручения о перечислении вкладов в уставной капитал субъектов квазигосударственного сектора, накладные на передачу имущества (активов) в оплату за ценные бумаги, справки, протоколы/решения субъектов квазигосударственного сектора о распределении прибыли, договоры займов, платежные поручения о перечислении части чистого дохода в бюджет, о погашении и обслуживании займов, инвентаризационные описи;

      свидетельство уполномоченного органа, осуществляющего регулирование и надзор за рынком ценных бумаг, о государственной регистрации выпуска объявленных акций (ценных бумаг);

      индивидуальный план финансирования по обязательствам и платежам государственного учреждения;

      многографная карточка по форме 283 согласно приложению 107 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      книга КСН спонсорской и благотворительной помощи, временного размещения денег, счетов в иностранной валюте и специальных счетов, прочих денежных средств, финансовых инвестиций и финансовых обязательств по форме 292 согласно приложению 83 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      карточка по форме 292-а согласно приложению 84 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      книга учета плановых назначений и расходов по форме 294 согласно приложению 72 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      книга "Журнал-главная" по форме 308 согласно приложению 109 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      мемориальный ордер 15 – накопительная ведомость начисления доходов от необменных операций по форме 409 согласно приложению 94 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      мемориальный ордер 17 – накопительная ведомость начисления доходов от управления активами по форме 409-б согласно приложению 96 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      мемориальный ордер 19 –накопительная ведомость начисления операционных расходов по форме 458 согласно приложению 98 к Альбому форм бухгалтерской документации;

      мемориальный ордер 21 – накопительная ведомость начисления расходов по управлению активами по форме 458-б согласно приложению 100 к Альбому форм бухгалтерской документации.

 

Источниками аудиторских доказательств являются:

акты приема-передачи прав владения и пользования государственным пакетом акций акционерных обществ, акты приема-передачи прав владения и пользования государственной долей участия в товариществах с ограниченной ответственностью, акты приема-передачи государственной собственности;

акты приема-передачи (перемещения) активов по форме ОС-1 Форм бухгалтерской документации, передаточные акты, справки о размере уставного капитала, уставы республиканских государственных предприятий, письма и приказы уполномоченного органа по распоряжению государственным имуществом, выписки органов государственного казначейства и платежные поручения о перечислении вкладов в уставной капитал субъектов квазигосударственного сектора, накладные на передачу имущества (активов) в оплату за ценные бумаги, справки, протоколы/решения субъектов квазигосударственного сектора о распределении прибыли, договоры займов, платежные поручения о перечислении части чистого дохода в бюджет, о погашении и обслуживании займов, инвентаризационные описи;

свидетельство уполномоченного органа, осуществляющего регулирование и надзор за рынком ценных бумаг, о государственной регистрации выпуска объявленных акций (ценных бумаг);

индивидуальный план финансирования по обязательствам и платежам государственного учреждения;

многографная карточка по форме 283 согласно приложению 106 к Формам бухгалтерской документации;

книга КСН спонсорской и благотворительной помощи, временного размещения денег, счетов в иностранной валюте и специальных счетов, прочих денежных средств, финансовых инвестиций и финансовых обязательств по форме 292 согласно приложению 82 к Формам бухгалтерской документации;

карточка по форме 292-а согласно приложению 83 к Формам бухгалтерской документации;

книга учета плановых назначений и расходов по форме 294 согласно приложению 71 к Формам бухгалтерской документации;

книга «Журнал-главная» по форме 308 согласно приложению 108 к Формам бухгалтерской документации;

мемориальный ордер 15 - накопительная ведомость начисления доходов от необменных операций по форме 409 согласно приложению 93 к Формам бухгалтерской документации;

мемориальный ордер 17 - накопительная ведомость начисления доходов от управления активами по форме 409-б согласно приложению 95 к Формам бухгалтерской документации;

мемориальный ордер 19 - накопительная ведомость начисления операционных расходов по форме 458 согласно приложению 97 к Формам бухгалтерской документации;

мемориальный ордер 21 - накопительная ведомость начисления расходов по управлению активами по форме 458-б согласно приложению 99 к Формам бухгалтерской документации.»;

 

Номера приложений приведены в соответствие с обновлённым Альбомом форм. Кроме того, заменено указание «выписки органов казначейства» на корректное «выписки органов государственного казначейства».

Также унифицировано название документа: «Формы бухгалтерской документации» вместо «Альбом форм бухгалтерской документации», что соответствует новой нормативной базе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Утверждены Правила приобретения недропользователями и их подрядчиками товаров, работ и услуг, используемых при проведении операций по добыче урана

 

Правила разработаны в соответствии с пунктом 1 статьи 179 Кодекса Республики Казахстан «О недрах и недропользовании» и определяют порядок приобретения недропользователями и их подрядчиками товаров, работ и услуг, используемых при проведении операций по добыче урана.

Настоящие Правила также применяются к отношениям по разрешениям, лицензиям и контрактам на недропользование, выданным и заключенным до введения в действие Кодекса в соответствии с пунктом 3 статьи 277 Кодекса.

Процедуры приобретения товаров, работ и услуг (далее - ТРУ), используемых при проведении операций по добыче урана, проводятся на территории Республики Казахстан.

Правила не распространяются на:

1) недропользователей, приобретающих ТРУ в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных закупках;

2) юридических лиц, обладающих правом недропользования, пятьюдесятью и более процентами голосующих акций (долей участия) которых прямо или косвенно владеет национальный управляющий холдинг;

3) недропользователей, приобретающих ТРУ в соответствии с законодательством Республики Казахстан о естественных монополиях в рамках деятельности в качестве субъекта естественных монополий.

 

 

Утверждены Правила подтверждения казахстанского производителя программного обеспечения для включения в реестр казахстанских товаропроизводителей

 

В соответствии с пунктом 2 статьи 51-2 Закона Республики Казахстан «О промышленной политике» утверждены Правила подтверждения казахстанского производителя программного обеспечения для включения в реестр казахстанских товаропроизводителей.

К товарам казахстанского происхождения приравнивается программное обеспечение при одновременном соответствии следующим условиям:

1) программное обеспечение произведено на территории Республики Казахстан;

2) программное обеспечение включено в реестр доверенного программного обеспечения и продукции электронной промышленности.

Подтверждение казахстанского производителя программного обеспечения осуществляется в отношении каждого программного обеспечения, претендующего для включения в реестр казахстанских товаропроизводителей.

Для подтверждения казахстанского производителя программного обеспечения для включения в реестр казахстанских товаропроизводителей заявитель осуществляет расчет доли локализации программного обеспечения (далее - ДЛПО) по формуле:

 

ДЛПО = (1-(∑СВi/∑ ОСВᵢ)) × 100%,

 

где: ∑СВᵢ — сумма выплат по i договорам, заключенным с иностранными юридическими и (или) физическими лицами, а также с контролируемыми ими казахстанскими организациями, агентами и представителями;

∑ОСВᵢ — общая сумма выплат по i договорам на разработку программного обеспечения;

i — порядковый номер договора.

При этом предельная норма ДЛПО для целей подтверждения казахстанского производителя программного обеспечения составляет не менее 80%.

При этом, совокупная сумма выплат, выраженная в процентах, произведенная заявителем по лицензионным и иным договорам, предусматривающим предоставление права использования программного обеспечения, его компонентов, средств индивидуализации, а также за выполнение работ или оказание услуг по разработке, модификации и адаптации программного обеспечения в пользу иностранных юридических или физических лиц, казахстанских коммерческих и некоммерческих организаций, находящихся под контролем иностранных лиц, агентов и представителей указанных иностранных лиц, а также контролируемых ими казахстанских организаций (далее - сумма выплат) не превышает 20 % от общей суммы выплат, выплаченной заявителем за истекший календарный год.

Подтверждение казахстанского производителя программного обеспечения для включения в реестр казахстанских товаропроизводителей производится на основании следующих документов:

1) отчет о расчете ДЛПО по форме, согласно приложению к настоящим Правилам;

2) копии договоров, подтверждающие выплаты и доходы заявителя за отчетный период;

3) документы, подтверждающие факт производства программного обеспечения, в том числе приказ о начале разработки, техническое или служебное задание, приказ о вводе в промышленную эксплуатацию и иные документы, подтверждающие факты производства программного обеспечения заявителем;

4) документы, подтверждающие наличие у заявителя исключительных прав на программное обеспечение, их действие на территории Республики Казахстан на весь срок действия исключительных прав, в том числе свидетельство об авторском праве, трудовой договор, подтверждающий создание программного обеспечения в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (служебное произведение), а также договор о передаче исключительных прав заявителю от автора;

5) перечень сотрудников, задействованных в разработке, модификации и адаптации заявляемого программного обеспечения.

При этом выплаты иностранным юридическим и (или) физическим лицам, включаются в сумму выплат по договорам, заключенным с иностранными юридическими и (или) физическими лицами, а также с контролируемыми ими казахстанскими организациями, агентами и представителями, которые составляют часть расходов на разработку, модификацию и адаптацию программного обеспечения.

Подтверждение казахстанского производителя программного обеспечения для включения в реестр казахстанских товаропроизводителей осуществляется согласно Правил формирования и ведения реестра доверенного программного обеспечения и продукции электронной промышленности, а также критериев по включению программного обеспечения и продукции электронной промышленности в реестр доверенного программного обеспечения и продукции электронной промышленности, утвержденных приказом Министра оборонной и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан от 28 марта 2018 года № 53/НҚ (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 16750).

В целях проверки актуальности сведений, содержащихся в реестре казахстанских товаропроизводителей, уполномоченный орган ежеквартально проводит мониторинг сведений, подлинности документов, содержащихся в реестре казахстанских товаропроизводителей, и уведомляет о его результатах уполномоченный орган в области государственного стимулирования промышленности.

Вам также может быть интересно:
  • Настоящая статья написана в соответствии с Трудовым кодексом 2016 года и учитывает последние поправки  по состоянию на дату публикации. Оформление приема на работу сотрудника – это процедура, с которой сталкивается любая компания при осуществлении своей деятельности. Очень важно при этом документально оформить прием нового сотрудника, чтобы избежать в будущем нежелательных правовых последствий. Какие документы, необходимо оформить компании при приеме нового сотрудника?

  • Прямой нормы, предусматривающей ответственность за отсутствие в организации согласительной комиссии, нет. Однако, при проведении проверки трудовой инспекцией, вне зависимости от оснований его визита в организацию, этот факт не будет упущен. Государственный инспектор выпишет предписание об устранении нарушения и работодатель обязан будет создать согласительную комиссию, в срок, определенный предписанием. А, как показывает практика, сделать это непросто.

  • 21.01.2020 12:54
    11977

    Мы живем в интересное время - информационной глобализации, нам доступен большой объем знаний, но и огромный минус в этом явлении также имеется и заключается он в том, что нас становится тяжело удивить. Возможно, именно по этой причине набирает обороты авторское право, объектами которого являются результаты творческой деятельности (произведения литературы, музыки, искусства, программы ЭВМ и прочее).

  • На этой неделе вступают в силу новые нормативно-правовые акты, а так же вносится ряд изменений в законодательство РК. В данной статье представлена сравнительная таблица основных изменений в законодательстве РК.

  • 04.10.2019 09:31
    5231
    Раздел:  Все статьи

    В преддверии дня бухгалтера мы решили пофантазировать: каким должен быть специалист будущего? Какие функции он будет выполнять?

    Бухгалтер играет большое значение в судьбе любой организации. Он как волшебник- своими действиями может принести финансовое процветание даже самой убыточной компании, а одна ошибка может привести к краху самого стабильного бизнеса.

    Учитывая скорость с которой развиваются технологии, профессия бухгалтера может существенно трансформироваться уже в ближайшие 5-7 лет.

    Если Вы хотите, чтобы бухучет в Вашей компании велся в ногу со временем и специалист не был озадачен вопросом “Как поставить на баланс телепорт”- узнайте, какими навыками должен обладать бухгалтер будущего и успейте подготовиться к грядущему прогрессу.

  • 30.09.2019 09:48
    8652
    Раздел:  Все статьи

     

    Среди предпринимателей существует мнение, что ликвидация бизнеса- это долгий и трудный процесс, требующий множества затрат: времени, энергии, ресурсов, который не всегда приводит к желаемому результату. 

    “Страшилки” о сложности процедуры ликвидации передаются из уст в уста, от одного поколения предпринимателей к другому и уже, скорее всего, могут быть признаны народным творчеством. 

    Из-за страха ликвидации, многие люди предпочитают избавляться от предприятий посредством продажи или банкротства. 

    Но эти методы могут впоследствии сыграть злую шутку. Дополнительные расходы, использование компании в незаконных целях, имущественные потери и утрата деловой репутации- это минимум негативных последствий, которые могут возникнуть. 

    Почему ликвидация лучше, что нужно учесть и почему не стоит избегать этой процедуры, когда принято решение прекратить деятельность компании- читайте в статье.

  • 17.09.2019 16:17
    6343
    Раздел:  Все статьи

    Идея работы на себя, без начальников и авралов, с учётом своих возможностей, интересов и удобным для себя графиком, стала буквально современной идеологией. Каждый день к ней присоединяется все больше людей.

  • В своей работе в качестве налоговых консультантов мы часто слышим от бухгалтеров что раздел – налогообложение физических лиц содержит мало налоговых рисков и не так сложен даже для бухгалтеров, которые никогда не работали с налогами.  Во время налогового аудита мы также  получаем от бухгалтеров информацию- что за данный участок по налогам они не переживают, тем более если учет заработной платы и исчисление налогов с доходов физических лиц переданы в аутсорсинг консалтинговой компании. Но в нашей практике мы редко встречаемся с компаниями, где отсутствуют ошибки возникаемых при налогообложении доходов физических лиц.

  • Нерезиденты, осуществляющие предпринимательскую деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение (далее – ПУ), уплачивают налоги в Республике Казахстан в соответствии с положениями Налогового кодекса Республика Казахстан, а  также налоги с доходов из источников за пределами Республики Казахстан, связанных с деятельностью такого ПУ.

    Нерезиденты уплачивают в Республике Казахстан также иные налоги и другие обязательные платежи в бюджет, установленные Налоговым кодексом Республики Казахстан, при возникновении таких обязательств.