Новое "видение" института лжепредпринимательства в результате налоговых проверок - Статья

Новое "видение" института лжепредпринимательства в результате налоговых проверок

01.06.2017 11:19
4573
Содержание:

По роду своей деятельности мне приходится сталкиваться с актами налоговых проверок, по результатам которых моим клиентам:

  • доначислялись налоги, по причине исключения из вычета сумм корпоративного подоходного налога (КПН) и зачета по налогу на добавленную стоимость (НДС).
  • также на вышеуказанные требования начислялась пеня.

Вышеуказанные случаи происходят  часто, и оснований для исключения из вычетов у налогового органа достаточно, в том числе:

  • 16 оснований по  КПН, согласно ст.115 Налогового кодекса РК (НК РК), например, расходы по операциям с налогоплательщиком, признанным лжепредприятием на основании вступившего в законную силу приговора или постановления суда;
  • 6 оснований по НДС, согласно статье 239 НК РК;6 оснований по НДС, согласно статье 256 НК РК. 

Однако в последнее время наблюдается тревожная тенденция, заключающаяся в том, что при проведении проверки налогоплательщика и составлении акта налоговой проверки проверяющие инспекторы стали доначислять суммы НДС и КПН, ранее относимые на вычет и в зачёт, с формулировкой вроде:

  • «в ходе предварительного следствия установлено, что осуществление деятельности в ТОО «Контрагент налогоплательщика» присутствуют признаки лжепредпринимательства».

Т.е. при наличии лишь признаков лжепредпринимательства, установленных в рамках предварительного следствия, инспекторы приходят к выводу о необходимости исключения из вычетов сумм КПН и НДС. Правы ли они? Нет! И вот почему:

  • НК РК в пп.16 п.2 ст.12 приводит определение лжепредпринимательства как «субъекта частного предпринимательства, создание которого и (или) руководство которым признано вступившим в законную силу приговором либо постановлением суда лжепредпринимательством согласно законодательству Республики Казахстан».

  • Сфера лжепредпринимательства частично отрегулирована профильным Нормативным Постановлением Верховного Суда Республики Казахстан от 12 января 2009 года № 1 "О некоторых вопросах применения законодательства о лжепредпринимательстве» (НП ВС), пункт 1 которого указывает, что "лжепредпринимательство - вид уголовного правонарушения в сфере экономической деятельности, при котором виновное лицо создает (приобретает) и использует субъекты частного предпринимательства, а равно руководит ими, без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность, в противоправных целях, предусмотренных диспозицией статьи 215 Уголовного кодекса Республики Казахстан (далее - УК), при условии, что эти деяния причинили крупный ущерб гражданину, организации или государству».
  • Статья 215 УК РК указывает нам, что «лжепредпринимательство, то есть создание субъекта частного предпринимательства либо приобретение акций (долей участия, паев) других юридических лиц, предоставляющее право определять их решения, без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность, в целях незаконного получения кредитов или освобождения от налогов, или сокрытия запрещенной деятельности, или извлечения иной имущественной выгоды, или в целях содействия совершению таких действий, а равно руководство им, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданину (>1 000 МРП), организации или государству (>20 000 МРП)». 

Давайте теперь, для полноты картины, ознакомимся с Вами с признаками лжепредпринимательства, описываемые в вышеупомянутом НП ВС и статье 215 УК РК.

Ими являются:

  • наличие причинной связи между действиями, образующими лжепредпринимательство, и наступившими последствиями в виде крупного ущерба,
  • отсутствие намерения заниматься предпринимательской деятельностью,
  • изначальное преследование виновным лицом при создании лжепредприятия целей: 
  • незаконного получения кредитов;
  • освобождения от налогов;
  • сокрытия запрещенной деятельности;
  • извлечения иной имущественной выгоды;
  • а равно руководство ими.

Все вышесказанное доказывает то, что налоговый орган, ввиду его компетенции, не может самостоятельно установить наличие таких признаков. Более того, даже следствие в рамках досудебного расследования может лишь составить мнение о наличии признаков лжепредпринимательства. Но не более того!  Лжепрепринимательство признаётся только вступившим в силу приговором или постановлением суда. Это - прямая норма закона, которая возлагает на суд и только суд право признать того или иного субъекта лжепреприятием.

Никакие признаки лжепредпринимательства, которые, по мнению налогового органа, имеются у контрагента, сделка с которым исключается из вычетов у налогоплательщиков, не могут служить самостоятельными и законными основаниями для исключения таких расходов из вычетов и зачета и, соответственно, для доначисления сумм КПН и НДС, относимых на вычеты, а также пени.

Возвращаясь к моей практике, практически во всех случаях, контрагенты моих клиентов не были признаны лжепредприятиями на основании приговора или постановления суда:

  • ни на дату налоговой проверки,
  • ни на дату выставления уведомления о доначислении сумм налогов и пени.

В связи с этим, уважаемые читатели, как адвокат по экономическим спорам, советую внимательно изучить протоколы и постановления налоговых органов, если Вы столкнулись с такой же ситуацией. Если увидите формулировки вроде – «присутствуют признаки лжепредпринимательства», то Вам необходимо обжаловать действия должностного лица в вышестоящем органе. В случае если, Ваши доводы не были приняты, то у Вас есть возможность выразить закономерные и обоснованные возражения и отстоять Ваши права в судебном порядке.

Уважаемые пользователи! Информация в статье соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

 

Получите подробную консультацию по вопросам лжепредпринимательства

Вам также может быть интересно: