Инвестиционные проверки - Статья

Инвестиционные проверки

23.10.2015 16:50
3392
Содержание:

В самом начале статьи сразу оговоримся, что инвестиционные проверки, о которых пойдет речь в данной статье, затрагивают не все инвестиционные контракты, а лишь на те, на которые были распространены инвестиционные преференции, предоставляемые государством. Таким образом, если уполномоченный государственный орган по заключению инвестиционных контрактов и контролю за их исполнением  не является стороной вашего инвестиционного контракта и соответственно если вы не получили от государства соответствующих инвестиционных преференций, то проведение данных проверок на вас не распространяется. Давайте разберемся, о каких инвестиционных преференциях в данном случае идет речь. 

Виды инвестиционных преференций: 

  • Инвестиции в рамках инвестиционного проекта - это комплекс мероприятий, предусматривающий инвестиции в создание новых, расширение и обновление действующих производств, включая производства, произведенные и полученные в рамках договора концессии концессионером (правопреемником), которые включают в себя:
    • освобождение от обложения таможенными пошлинами;
    • государственные натурные гранты.
  • Инвестиционного приоритетного проекта - это инвестиционный проект, реализуемый вновь созданным юридическим лицом по определенным приоритетным видам деятельности, перечень которых утвержден Правительством РК, и предусматривающий осуществление инвестиций в размере не менее 2 000 000 -кратного размера МРП, действующего на дату подачи заявки на предоставление инвестиционных преференций, которые включают в себя:​
    • освобождение от обложения таможенными пошлинами (Контроль за целевым использованием объектов освобождения от обложения таможенными пошлинами осуществляется в порядке, определенном Комиссией ЕАЭС);
    • государственные натурные гранты.
    • преференции по налогам;
    • инвестиционная субсидия.

При этом, при заключении инвестиционного контракта, также важно помнить, что юридическое лицо РК, заключившее контракт, в течение всего срока действия инвестиционного контракта не имеет права:

  • изменять целевое назначение предоставленного государственного натурного гранта, а также имущества, приобретенного в соответствии с рабочей программой;
  • отчуждать предоставленный государственный натурный грант, а также имущество, приобретенное в соответствии с рабочей программой.

Теперь перейдем непосредственно к самим инвестиционным проверкам. Контроль (проверки) за соблюдением условий инвестиционных контрактов осуществляется уполномоченным органом в формах:

  • Камерального контроля

Камеральный контроль – это контроль, осуществляемый уполномоченным органом на основе изучения и анализа, представленных вами в уполномоченный госорган полугодовых отчетов (Форма полугодового отчета о выполнении инвестиционного контракта) о выполнении инвестиционного контракта (отчеты предоставляются не позднее 25 июля и 25 января с расшифровкой по статьям затрат, предусмотренных рабочей программой, с приложением документов, подтверждающих ввод в эксплуатацию фиксированных активов, поставку и использование запасных частей к технологическому оборудованию, сырья и (или) материалов);

  • Проверки с посещением объекта инвестиционной деятельности, в том числе с рассмотрением документов по исполнению рабочей программы(изменения в рабочую программу могут вноситься по соглашению сторон один раз в год) и условий инвестиционного контракта.

Проверка с посещением объекта инвестиционной деятельности проводится:

  • в период 6 месяцев, который истекает за 3 месяца до окончания срока действия инвестиционного контракта, при условии завершения рабочей программы;
  • ежегодно, начиная с года, следующего за годом, в котором был осуществлен импорт запасных частей к технологическому оборудованию, сырья и (или) материалов, освобождаемых от обложения таможенными пошлинами.

Результатом инвестиционной проверки является подписание представителем уполномоченного органа и руководителем  юридического лица, заключившего инвестиционный контракт, акта текущего состояния исполнения рабочей программы инвестиционного контракта (Форма акта текущего состояния исполнения рабочей программы инвестиционного контракта).

В случае обнаружения уполномоченным органом неисполнения или ненадлежащего исполнения рабочей программы инвестиционного контракта уполномоченный орган направляет юридическому лицу РК, заключившему инвестиционный контракт, уведомление в письменной форме с указанием нарушений и устанавливает 3-х месячный срок для устранения данных нарушений.

В случае если по результатам проверки, проведенной уполномоченным органом, будет установлено, что ввезенные для реализации инвестиционного проекта и освобожденные от уплаты таможенных пошлин технологическое оборудование, комплектующие, запасные части к нему, сырье и (или) материалы не были введены в эксплуатацию либо не были использованы, юридическое лицо РК, не уплатившее вследствие предоставленных по инвестиционному контракту инвестиционных преференций суммы таможенных пошлин, уплачивает их в части неиспользованного оборудования, комплектующих, запасных частей к нему, сырья и (или) материалов с начислением пени.

В заключении отметим, что законодатель, выделив инвестиционные проверки из общих проверок госорганов, тем самым придает им исключительную значимость и контроль со стороны государства для исполнения инвесторами условий инвестиционных контрактов, и этим не только контролируя инвестиции, но и предоставляя инвесторам государственную поддержку инвестиций, гарантии и защиту государства. 

Уважаемые пользователи! Информация в статье соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

Вам также может быть интересно: