Права и обязанности предпринимателей при проверке
Субъекты предпринимательства в процессе проведения проверки государственными органами их хозяйственной деятельности вправе (список):
1. Не допускать к проверке представителей проверяющих органов в случаях:
- несоблюдения периодичности проведения проверок по особому порядку проведения проверок и выборочных проверок;
- превышения или истечения указанных в акте о назначении проверки сроков, не соответствующих срокам, установленным Предпринимательским Кодексом РК.
- продления сроков проверки свыше срока, установленного Предпринимательским Кодексом РК;
Примечание: Более подробно об установленных законом сроках проведения проверок читайте в статье «Сроки проведения проверок»
- если ранее уже проводилась проверка, по одному и тому же вопросу за один и тот же период (исключение: случаи, предусмотренные п.п. 2), 8), 9) и 10) п. 3 ст. 144 Предпринимательского Кодекса РК);
- назначения внеплановой проверки по основанию контроля исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений в результате проверки, если предшествующей проверкой они не были выявлены;
Примечание: Более подробно об основаниях назначения внеплановых проверок читайте в статье «Внеплановые проверки»
- отсутствия информации и документов, необходимые для проведения проверки (предусмотрены ст.ст. 141, 143 и п. 1 ст. 146 Предпринимательского Кодекса РК);
Примечание: Перечень документов, необходимых для проведения проверки содержится в процедуре «Проведение проверки»
- назначения проверки за период, выходящий за рамки промежутка времени, указанного в заявлении или сообщении о совершенных либо готовящихся уголовных правонарушениях или иных обращениях о нарушениях прав и законных интересов физических, юридических лиц и государства (в случае если иное не предусмотрено Налоговым Кодексом РК);
-
если лица, прибывшие для проведения проверки, не имеют на это соответствующих полномочий;
-
указания в одном акте о назначении проверки нескольких проверяемых субъектов, подвергаемых проверке, за исключением случаев, указанных в п. 2 ст. 144 Предпринимательского Кодекса РК.
- грубых нарушений требований закона, а именно:
- отсутствие оснований проведения проверки;
- отсутствие акта о назначении проверки;
- несоблюдение сроков уведомления о проведении проверки;
- нарушение ограничений при проведении проверки, предусмотренных ст. 151 Предпринимательского Кодекса РК;
- нарушения периодичности проведения проверок по особому порядку проведения проверок и выборочных проверок;
- непредставление проверяемому субъекту акта о назначении проверки;
- назначение государственными органами проверок по вопросам, не входящим в их компетенцию;
- проведение проверки без регистрации акта о назначении проверки в органах по правовой статистике и специальным учетам (когда она обязательна
- нарушений сроков проведения проверок. предусмотренных ст. 148 Предпринимательского Кодекса РК.
2. Не представлять сведения, не относящиеся к предмету проводимой проверки или периоду, указанному в акте
3. Обжаловать в установленном законом порядке (подробнее читайте в процедуре «Обжалование результатов проверки»):
- акт о назначении проверки;
- акт о результатах проверки;
- действия (бездействие) представителей проверяющего органа;
4. Не исполнять не основанные на законе запреты органов контроля и надзора или должностных лиц, ограничивающие деятельность проверяемых субъектов;
5. Фиксировать с помощью средств аудио- и видеотехники, не создавая препятствий деятельности представителя проверяющего органа:
- процесс осуществления проверки;
- отдельные действия представителя проверяющего органа, проводимые им в рамках проверки;
6. Привлекать третьих лиц к участию в проверке в целях:
- представления интересов и прав проверяемого субъекта (адвокат или независимый эксперт и т.п.);
- осуществления третьими лицами действий по фиксации процесса проверки (видео – оператор и т.п.).
Предоставляемый субъектам предпринимательства законом объем прав при проведении проверки не исключает, а скорее даже предполагает и определенный объем обязанностей.
Обязанности при проверке гос органами (Налоговая проверка)
Если содержание и полнота представленных представителем проверяющего органа документов, необходимых для проведения проверки, соответствует установленному закону, субъекты предпринимательства в процессе проведения проверки государственными органами их хозяйственной деятельности обязаны:
- обеспечить беспрепятственный доступ представителей проверяющего органа на территорию и в помещения проверяемого объекта, при соблюдении требований и регистрации акта о назначении проверки;
- с соблюдением требований по охране коммерческой, налоговой либо иной тайны представлять представителю проверяющего органа документы (сведения) на бумажных и электронных носителях либо их копии для приобщения к акту о результатах проверки, а также доступ к автоматизированным базам данных (информационным системам) в соответствии с задачами и предметом проверки;
- сделать отметку о получении на втором экземпляре акта о назначении проверки;
- сделать отметку о получении на втором экземпляре акта о результатах проведенной проверки в день ее окончания;
- не допускать внесения изменений и дополнений в проверяемые документы в период осуществления проверки, если иное не предусмотрено законодательством РК;
- обеспечить безопасность представителя проверяющего органа от вредных и опасных производственных факторов воздействия в соответствии с установленными для данного объекта нормативами;
- в случае получения уведомления о начале проверки находиться на месте нахождения проверяемого объекта в назначенные сроки проверки.
Надеемся, что, прочитав настоящую статью, Вы убедились в том, что закон предоставляем предпринимателям довольно большой объем прав при проведении проверок, а налагаемые на предпринимателей обязанности вполне выполнимы.
Уважаемые пользователи! Информация в статье соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.
-
Автор:13.09.2024 11:53250
Налоговый контроль в Республике Казахстан представляет собой систему мер, предпринимаемых налоговыми органами для обеспечения соблюдения налогового законодательства. Эти меры включают в себя различные формы и методы проверки правильности и полноты исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет. Налоговый контроль охватывает все этапы налоговых отношений, начиная с момента возникновения налогового обязательства и заканчивая его исполнением. В статье рассмотрим- что относится к налоговому контролю и как он осуществляется.
-
Автор:30.07.2024 11:15297
Отвечаем на вопросы слушателей курса "Как избежать налоговых проверок" от магистра права, Налогового консультанта I категории, Адвоката Алматинской областной коллегии адвокатов- Жангельды Сулейманова. С 2019 года в Казахстане действует система управления рисками в области оценки субъектов предпринимательства с точки зрения налогового законодательства. Что это ткое и как она влияет на проверки- читайте в статье.
-
Субъект предпринимательства, как любой субъект гражданского права, имеет права и обязанности. В частности, при проведении налоговой проверки субъект вправе требовать от проверяющих предъявления предписания о проведении налоговой проверки, а также служебных удостоверений либо идентификационных карт. Эти и другие права, а также обязанности, рассмотрим в статье.
-
Налогоплательщики имеют право обжаловать результаты проверки. Для обжалования предусмотрены две инстанции: Министерство финансов (МФ РК) и суд. В данной статье рассмотрим порядок подачи жалобы и рассмотрения ее в Министерстве финансов.
-
1 января 2024 года завершен мораторий на проверки субъектов предпринимательства, введенный Указом Президента Республики Казахстан от 26 декабря 2019 года № 229. Всех волнует, что будет происходить после завершения моратория на проверки бизнеса. В данной статье рассмотрим как проходит проверка пожарной инспекцией и что нужно сделать предпринимателю до проверки, чтобы не беспокоиться о последствиях.
-
После проверки, при выявлении либо не выявлении нарушений, после проведения проверки, инспектором труда в любом случае формируется Акт о результатах проверки. Акты государственного инспектора труда носят обязательный характер, являются правовым административным актом и оказывают меры воздействия на нарушения работодателями и должностными лицами требований трудового законодательства Республики Казахстан, составляются в двух экземплярах, один из которых под подпись вручается работодателю. Но иногда возникают случаи, когда Акт необходимо обжаловать. Как сделать это правильно- читайте в статье.
-
Автор:19.05.2023 12:542249
Проверка государственной инспекции труда может оказаться довольно неприятным событием для вашей организации. Чтобы избежать негативных последствий необходимо к проверке подготовиться заранее. В данной статье Вы можете ознакомиться с тем, какие действия Вы можете предпринять в случае проверки со стороны уполномоченных государственных органов?
-
Автор:05.07.2019 14:429026
Заботясь о здоровье народа, 26 октября 2018 года Министерство здравоохранения РК приняло Приказ № ҚР ДСМ-29, неисполнение которого может вызвать наложение на тысячи казахстанских предпринимателей штрафов на сумму свыше четырех миллионов тенге.
-
Прежде чем выполнять требования налогового органа, мы рекомендуем Вам внимательно изучить акт налоговой проверки. Если он составлен с нарушением законодательства или с превышением компетенции проверяющего должностного лица, то он подлежит отмене.
-
Проверка государственной инспекции труда может оказаться довольно неприятным событием для вашей организации. Чтобы избежать негативных последствий необходимо к проверке подготовиться заранее. В данной статье Вы можете ознакомиться с тем, какие действия Вы можете предпринять в случае проверки со стороны уполномоченных государственных органов?