Куда все подевались? -Какие факторы влияют на текучесть кадров и возникновение трудовых конфликтов?

Куда все подевались? -Какие факторы влияют на текучесть кадров и возникновение трудовых конфликтов?

20.08.2020 14:09
1519
Содержание:

Кадровый состав- важная составляющая в деятельности компании. Благодаря персоналу производятся и продаются товары, оказываются услуги, привлекаются клиенты и реализуются бизнес- процессы. Регулярная смена сотрудников приводит к дестабилизации работы, ведь вновь прибывших работников приходится заново обучать, адаптировать и вводить в курс дела, что часто становится причиной отклонений от запланированных целей организации. Это приводит к общему напряжению в коллективе, нарушению благоприятного психологического климата, что в свою очередь становится причиной трудовых конфликтов и споров. 

Что такое “текучка” персонала и как определить ее наличие и степень

Текучесть кадров- это показатель соотношения между частотой трудоустройства работников и частотой их увольнения. Говоря простыми словами это коэффициент, который показывает насколько длительное время сотрудник удерживался на рабочем месте.

Существует следующая формула расчета текучести персонала: 

Коэффициент текучести = Количество уволенных работников х 100% : на среднесписочную численность работников 

Текучесть кадров считается нормальной, если коэффициент не превышает в среднем 5-10 %, в зависимости от вида деятельности компании. Если же он значительно выше, следует задуматься. 

Почему возникает текучесть кадров и конфликты?

Согласно исследованиям, персонал стремится сменить место работы в следующих случаях: 

  • Отсутствие условий для работы и несоответствующее для исполнения трудовых обязанностей рабочее место

  • Низкая заработная плата, несвоевременная и/или неполная выплата заработной платы

  • Отсутствие лояльности со стороны руководства и необоснованно строгая система трудовых отношений (к этой строке можно также отнести высокие штрафы, несоблюдение субординации, неадекватное поведение руководства и т.п.)

  • Непонимание своей функции в организации (отсутствие или несоблюдение должностных  инструкций, поручение задач, не входящих в квалификацию работника)

  • Несоблюдение работодателем требований трудового законодательства и общих положений о трудовых правоотношениях

Все перечисленные условия приводят к ряду рисков. Например, регулярная текучесть кадров приводит к необходимости постоянного оформления большого объема кадровых документов, возможность справиться с которым не всегда существует. Это приводит к ошибкам и формированию неполного пакета документов.  

Также любое из указанных оснований может стать причиной обращения работников в трудовую инспекцию и судебные органы, ведь все отмеченные выше основания уже заранее предусмотрены и отражены в п.2 ст. 23 ТК РК, регулирующем обязанности работодателя. 

3 способа минимизировать риск возникновения трудовых споров и “текучки”

  1. Безусловно, первым и наиболее эффективным способом защитить себя от расставания и ссор с сотрудниками является строгое и безоговорочное соблюдение требований законодательства в области трудовых отношений. Условия труда должны соответствовать всем нормам и являться безопасными, комфортными и позволяющими работнику надлежащим образом выполнять свои обязанности.

  2. Обязательно иметь в компании документы, детально регулирующие деятельность всех работников: правила внутреннего трудового распорядка, кодекс внутренней этики, должностные инструкции и т.д. Это позволит работникам четко понимать, что от них требуется и осознавать свой вклад в деятельность компании. Более того, при помощи локальных актов можно обеспечить дисциплину, субординацию, ускорение бизнес-процессов,  грамотное распределение трудовых обязанностей и добиться повышения уровня социальной и коммуникативной ответственности в организации.

  3. При установлении размера заработной платы рекомендуется использовать Методику расчета, разработанную уполномоченным органом по труду и социальной защите. При этом важно помнить, что оплата труда не может быть ниже минимального размера, установленного на текущую дату. 

 

Вам также может быть интересно: