Налоговая проверка: предписание, как основание для проведения проверки - Статья

Налоговая проверка: предписание, как основание для проведения проверки

23.10.2015 16:49
13217
Содержание:

Единственным основанием для проведения налоговой проверки является предписание, поэтому налоговые органы обязаны проводить проверку строго по предписанию. Предписание должно включать в себя следующие реквизиты:

  • дату и номер регистрации предписания в налоговом органе;
  • наименование налогового органа, вынесшего предписание;
  • фамилию, имя, отчество (при его наличии) либо полное наименование налогоплательщика;
  • идентификационный номер;
  • вид проверки;
  • должности, фамилии, имена, отчества (при их наличии) проверяющих лиц, а также специалистов, привлекаемых к проведению проверки;
  • срок проведения проверки;
  • проверяемый период (при документальных проверках).

По некоторым видам (типам) проверок (подробнее о типах и видах налоговых проверок читайте в статье «Выборочные и внеплановые проверки как типы налоговых проверок».

В предписании о назначении тематических проверок по вопросам:

  • постановки на регистрационный учет в налоговых органах;
  • наличия контрольно-кассовых машин;
  • наличия оборудования (устройства), предназначенного для осуществления платежей с использованием платежных карточек;
  • наличия и подлинности акцизных и учетно-контрольных марок, наличия и подлинности сопроводительных накладных на алкогольную продукцию, нефтепродукты и биотопливо, наличия лицензии;

должны быть указаны:

  • проверяемый участок территории;
  • вопросы, подлежащие выяснению в ходе проверки;
  • указанные сведения:
    • дата и номер регистрации предписания в налоговом органе;
    • наименование налогового органа, вынесшего предписание;
    • вид проверки;
    • должности, фамилии, имена, отчества (при их наличии) проверяющих лиц, а также специалистов, привлекаемых к проведению проверки.
  • соблюдения порядка применения контрольно-кассовых машин;
  • соблюдения правил лицензирования и условий производства, хранения и реализации отдельных видов подакцизных товаров;
  • исполнения распоряжения, вынесенного налоговым органом, о приостановлении расходных операций по кассе;

должны быть указаны:

  • дата и номер регистрации предписания в налоговом органе;
  • наименование налогового органа, вынесшего предписание;
  • фамилия, имя, отчество (при его наличии) либо полное наименование налогоплательщика;
  • идентификационный номер;
  • вид проверки;
  • должности, фамилии, имена, отчества (при их наличии) проверяющих лиц, а также специалистов, привлекаемых к проведению проверки;
  • срок проведения проверки;

по иным вопросам должны быть указаны:

  • дату и номер регистрации предписания в налоговом органе;
  • наименование налогового органа, вынесшего предписание;
  • фамилию, имя, отчество (при его наличии) либо полное наименование налогоплательщика;
  • идентификационный номер;
  • вид проверки;
  • должности, фамилии, имена, отчества (при их наличии) проверяющих лиц, а также специалистов, привлекаемых к проведению проверки;
  • срок проведения проверки.

Важно: налоговые органы на основании предписания вправе обследовать имущество, являющееся объектом налогообложения и (или) объектом, связанным с налогообложением, независимо от его места нахождения, проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика (налогового агента, оператора) (кроме жилых помещений).

В предписании, при назначении документальных проверок, указываются вопросы, подлежащие проверке, в зависимости от вида проверки:

  • о проверяемом виде налога и другого обязательного платежа в бюджет;
  • полноты и своевременности исчисления, удержания и перечисления обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов, а также полноты и своевременности исчисления и уплаты социальных отчислений;
  • исполнения банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, обязанностей, установленных налоговым законодательством, а также законодательными актами РК об обязательном социальном страховании и пенсионном обеспечении;
  • трансфертного ценообразования;
  • государственного регулирования производства и оборота отдельных видов подакцизных товаров;
  • определения взаиморасчетов между налогоплательщиком (налоговым агентом) и его дебиторами;
  • несвоевременного перечисления, неперечисления (незачисления) банками и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет, обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов и социальных отчислений, пеней, штрафов в день совершения операции по списанию денег с банковского счета налогоплательщика (налогового агента) и принятия наличных денег в кассы банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, в счет уплаты налогов и других обязательных платежей, обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов и социальных отчислений, пеней, штрафов;
  • определения налогового обязательства по операциям с налогоплательщиком, признанным лжепредприятием на основании вступившего в законную силу приговора или постановления суда;
  • определения налогового обязательства по действию (действиям) по выписке счета-фактуры, совершение которого (которых) признано судом осуществленным (осуществленными) без фактического выполнения работ, оказания услуг, отгрузки товаров;
  • правомерности применения положений международных договоров (соглашений);
  • подтверждения достоверности сумм НДС, предъявленных к возврату;
  • подтверждения взаиморасчетов между налогоплательщиком (налоговым агентом) и его поставщиками и покупателями;
  • исполнения налогового обязательства по НДС и (или) акцизу по товарам, импортированным на территорию РК с территории государств - членов ЕАЭС;
  • постановки на регистрационный учет в налоговых органах;
  • наличия контрольно-кассовых машин;
  • наличия оборудования (устройства), предназначенного для осуществления платежей с использованием платежных карточек;
  • наличия и подлинности акцизных и учетно-контрольных марок, наличия и подлинности сопроводительных накладных на алкогольную продукцию, нефтепродукты и биотопливо, наличия лицензии;
  • соблюдения порядка применения контрольно-кассовых машин;
  • соблюдения правил лицензирования и условий производства, хранения и реализации отдельных видов подакцизных товаров;
  • исполнения распоряжения, вынесенного налоговым органом, о приостановлении расходных операций по кассе.

Примечание: при проведении комплексных проверок виды налогов и других обязательных платежей в бюджет в предписании не указываются.

Предписание на проведение встречных проверок, а также хронометражного обследования может быть подписано заместителем первого руководителя налогового органа, в остальных случаях - предписание подписывается первым руководителем налогового органа или лицом, его замещающим, заверяется гербовой печатью и регистрируется в специальном ведомственном журнале.

Дополнительное предписание оформляется в случаях:

  • продления сроков проведения проверки,

и (или)

  • изменения количества лиц, проводящих проверку,

и (или)

  • замены лиц, проводящих проверку,

и (или)

  • изменения проверяемого периода

Сведения, указываемые в дополнительном предписании:

  • номер и дата регистрации предыдущего предписания,
  • фамилии, имена и отчества (при их наличии)иц, привлекаемых к проведению проверки.

На основании одного предписания может проводиться только одна налоговая проверка, за исключением тематических проверок по вопросам:

  • постановки на регистрационный учет в налоговых органах;
  • наличия контрольно-кассовых машин;
  • наличия оборудования (устройства), предназначенного для осуществления платежей с использованием платежных карточек;
  • наличия и подлинности акцизных и учетно-контрольных марок, наличия и подлинности сопроводительных накладных на алкогольную продукцию, нефтепродукты и биотопливо, наличия лицензии.

В заключении отметим, что при наличии у проверяющего надлежащим образом оформленного предписания на осуществление налоговой проверки, налогоплательщик обязан на его основании допустить должностных лиц налоговых органов к обследованию имущества, являющегося объектом налогообложения и (или) объектом, связанным с налогообложением, а в случае отсутствия такового предписания, либо ненадлежащего его оформления вправе не допускать проверяющих лиц к проверке. В этой связи, знание вами требований предъявляемых законом к предписанию, будет вашим преимуществом при намечающейся налоговой проверке.

Уважаемые пользователи! Информация в статье соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

Вам также может быть интересно: