Пункт/
статья
|
Редакция до внесения изменений
|
Предлагаемая редакция
|
Комментарий
|
Статья 1 пункт 1
подпункт 44)
|
44) представители работников – профессиональные союзы и их объединения, а при их отсутствии выборные представители, избранные и уполномоченные на общем собрании (конференции) работников большинством голосов участников при присутствии на нем (ней) не менее двух третей работников (делегатов конференции) в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
|
44) представители работников – профессиональные союзы и их объединения, а при их отсутствии выборные представители, избранные и уполномоченные на общем собрании (конференции) работников большинством голосов участников при присутствии на нем (ней) более половины работников (делегатов конференции);
|
Снижение порога кворума облегчает процедуру избрания выборных представителей, делая её более реалистичной для организаций, где трудно собрать высокую явку. Это упрощает формирование представительных органов, однако может повлечь споры о легитимности решений при низком участии работников.
|
Статья 20
пункты 1 и 2
|
Статья 20. Представители работников и их полномочия
1. Интересы работников в пределах делегированных им полномочий представляют органы профессиональных союзов в соответствии с Законом Республики Казахстан «О профессиональных союзах», а при их отсутствии – выборные представители.
Выборные представители работников избираются и уполномочиваются на общем собрании (конференции) работников организации большинством голосов участников при присутствии на нем (ней) не менее двух третей от общего числа работников организации. Допускается проведение общего собрания (конференции) работников организации по избранию выборных представителей работников путем дистанционного голосования. Участие на общем собрании (конференции) работника подтверждается электронной цифровой подписью или иным электронным способом с обеспечением авторизации, идентификации работника.
В случае если членство работников в профессиональных союзах составляет менее половины штатной численности работников организации, то интересы работников могут представлять профессиональные союзы и выборные представители.
Не допускается ведение коллективных переговоров между работодателем и работниками без участия профессионального союза, если в данной организации создан профессиональный союз.
2. Работники, не являющиеся членами профессионального союза, не принимавшие участие в избрании выборных представителей работников вправе делегировать право представлять их интересы профсоюзным органам, выборным представителям работников. На основании письменного заявления работника профсоюзные органы, выборные представители работников обеспечивают представительство его интересов.
|
Статья 20. Представители работников и их полномочия
1. Интересы работников в пределах делегированных им полномочий представляют органы профессиональных союзов в соответствии с Законом Республики Казахстан «О профессиональных союзах», а при их отсутствии – выборные представители.
Выборные представители работников избираются и уполномочиваются на общем собрании (конференции) работников организации большинством голосов участников при присутствии на нем (ней) более половины от общего числа работников организации. Допускается проведение общего собрания (конференции) работников организации по избранию выборных представителей работников путем дистанционного голосования. Участие на общем собрании (конференции) работника подтверждается электронной цифровой подписью или иным электронным способом с обеспечением авторизации, идентификации работника.
В случае если членство работников в профессиональных союзах составляет менее половины штатной численности работников организации, то интересы работников могут представлять профессиональные союзы и выборные представители.
Не допускается ведение коллективных переговоров между работодателем и работниками без участия профессионального союза, если в данной организации создан профессиональный союз.
2. Работники, не являющиеся членами профессионального союза, вправе делегировать право представлять их интересы профсоюзным органам на условиях и в порядке, определенных уставом профессионального союза или решением профсоюзного органа. На основании письменного заявления работника профсоюзные органы обеспечивают представительство его интересов на условиях, определенных уставом профессионального союза или решением профсоюзного органа. Работники, не принимавшие участие в избрании своих выборных представителей, вправе делегировать право представлять их интересы выборным представителям работников в порядке, определенном общим собранием (конференцией) работников. На основании письменного заявления работника выборные представители работников обеспечивают представительство его интересов на условиях, определенных общим собранием (конференцией) работников.
|
Поправка формализует механизмы делегирования интересов работников, связывая их с уставом профсоюза или решением общего собрания. Это усиливает роль профсоюзов и повышает правовую определённость, но может ограничить гибкость работников, если устав содержит жёсткие правила.
|
Статья 156
пункт 4
|
Статья 156. Стороны коллективного договора. Порядок ведения коллективных переговоров, разработки и заключения коллективного договора
…
4. Для ведения коллективных переговоров и подготовки проекта коллективного договора стороны создают на паритетной основе комиссию. Количество членов комиссии, ее персональный состав, сроки разработки проекта и заключения коллективного договора определяются соглашением сторон.
Работники, не являющиеся членами профессионального союза, вправе уполномочить орган профессионального союза для представления их интересов во взаимоотношениях с работодателем.
При наличии в организации нескольких представителей работников ими создается единый представительный орган для участия в работе комиссии, обсуждения и подписания коллективного договора.
|
Статья 156. Стороны коллективного договора. Порядок ведения коллективных переговоров, разработки и заключения коллективного договора
…
4. Для ведения коллективных переговоров и подготовки проекта коллективного договора стороны создают на паритетной основе комиссию. Количество членов комиссии, сроки разработки проекта и заключения коллективного договора определяются соглашением сторон, персональный состав комиссии определяется каждой стороной коллективных переговоров в отношении своей стороны.
Работники, не являющиеся членами профессионального союза, вправе уполномочить орган профессионального союза для представления их интересов во взаимоотношениях с работодателем в порядке и на условиях, предусмотренных уставом профессионального союза.
При наличии в организации нескольких представителей работников они создают единый представительный орган на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности представляемых работников для участия в работе комиссии, обсуждения и подписания коллективного договора.
|
Предлагают уточнение, что состав комиссии по коллективным переговорам определяется каждой стороной самостоятельно; дополнено условие пропорционального представительства при создании единого органа работников; расширены правила делегирования профсоюзу.
Новелла усиливает баланс интересов сторон: работодатель и работники сами определяют своих представителей. Пропорциональное представительство позволяет учесть интересы разных групп работников, что снижает риск монополии одной стороны, но потребует дополнительных организационных процедур.
|
Статья 164
пункт 2
|
Статья 164. Органы по рассмотрению коллективных трудовых споров и порядок оформления и рассмотрения требований работников
...
2. Требования работников по вопросам применения трудового законодательства Республики Казахстан, выполнения или изменения условий соглашений, коллективного и (или) трудового договоров, актов работодателя между работниками и работодателем, объединением (ассоциацией, союзом) работодателей формируются и утверждаются на общем собрании (конференции) работников.
Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа работников организации.
Конференция считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей делегатов, избранных работниками в соответствии с протокольными решениями.
Решение собрания (конференции) работников считается принятым, если в поддержку выдвинутых ими требований проголосовало более половины участников. При невозможности проведения собрания (конференции) работников представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав более половины подписей работников в поддержку выдвинутых им требований.
Представители работников согласовывают с работодателем регламент проведения собраний (конференций) работников, место, время, количество участников собрания (конференции).
|
Статья 164. Органы по рассмотрению коллективных трудовых споров и порядок оформления и рассмотрения требований работников
…
2. Требования работников по вопросам применения трудового законодательства Республики Казахстан, выполнения или изменения условий соглашений, коллективного и (или) трудового договоров, актов работодателя между работниками и работодателем, объединением (ассоциацией, союзом) работодателей формируются и утверждаются на общем собрании (конференции) работников.
Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует более половины от общего числа работников организации.
Конференция считается правомочной, если на ней присутствует более половины делегатов, избранных работниками в соответствии с протокольными решениями.
Решение собрания (конференции) работников считается принятым, если в поддержку выдвинутых ими требований проголосовало более половины участников. При невозможности проведения собрания (конференции) работников их представительный орган имеет право утвердить свое решение, собрав более половины подписей работников в поддержку выдвинутых им требований.
Представители работников согласовывают с работодателем регламент проведения собраний (конференций) работников, место, время, количество участников собрания (конференции). В случае уклонения работодателя или отказа работодателя в согласовании регламента проведения собрания (конференции) работников в пятидневный срок, с даты направления проекта регламента, представители работников уведомляют работодателя о времени проведения собрания (конференции) работников, а работодатель обязан предоставить для собрания (конференции) необходимое помещение в указанное регламентом время.
|
Предполагает расширение или уточнение полномочий сторон коллективных споров.
Комментарий: поправка направлена на упорядочение процедуры разрешения коллективных трудовых споров, закрепляет более чёткие основания и последовательность действий. Это должно повысить предсказуемость правоприменения и снизить риск затяжных конфликтов.
|
Статья 165
|
Статья 165. Примирительная комиссия
1. Примирительная комиссия является органом, созданным совместным решением сторон на паритетных началах из равного числа представителей от работодателя и работников.
Решение о создании примирительной комиссии принимается в течение трех рабочих дней со дня доведения либо несообщения своего решения работодателем, объединением (ассоциацией, союзом) работодателей (их представителями) до сведения работников (их представителей) либо составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров. При наличии в организации нескольких представителей работников ими создается единый представительный орган для участия в работе комиссии.
2. Работодатель, объединение (ассоциация, союз) работодателей создают необходимые условия для работы примирительной комиссии.
3. Примирительная комиссия рассматривает требования работников (их представителей) в срок не позднее семи рабочих дней со дня их поступления. Порядок рассмотрения требований примирительной комиссией, продление указанного срока рассмотрения осуществляются по соглашению сторон и оформляются протоколом.
4. В процессе примирительной процедуры примирительная комиссия консультируется с работниками (их представителями), работодателем, объединением (ассоциацией, союзом) работодателей (их представителями), государственными органами и иными заинтересованными лицами.
5. Решение комиссии принимается на основе соглашения сторон, оформляется протоколом, подписываемым представителями сторон, имеет для сторон обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, установленные решением примирительной комиссии. В случае отказа одной из сторон от подписи в протоколе другой стороной в протоколе производится соответствующая запись.
6. При недостижении соглашения в примирительной комиссии ее работа прекращается, а для разрешения спора создается трудовой арбитраж.
|
Статья 165. Примирительная комиссия
1. Примирительная комиссия создается сторонами коллективного трудового спора на паритетных началах из представителей от работодателя и работников.
Для создания примирительной комиссии каждая сторона коллективного трудового спора определяет состав своих представителей.
При наличии в организации нескольких представителей работников ими создается единый представительный орган для участия в работе комиссии на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности представляемых работников. Единый представительный орган принимает решение о выдвижении требований работодателю в рамках коллективного трудового спора на основе простого большинства голосов членов комиссии, уполномоченных представителями работников.
2. Работодатель, объединение (ассоциация, союз) работодателей создают необходимые условия для работы примирительной комиссии.
3. Примирительная комиссия рассматривает требования работников (их представителей) в срок не позднее пяти рабочих дней со дня их поступления. Порядок рассмотрения требований примирительной комиссией, продление указанного срока рассмотрения осуществляются по соглашению сторон и оформляются протоколом.
4. В процессе примирительной процедуры примирительная комиссия вправе консультироваться с работниками (их представителями), работодателем, объединением (ассоциацией, союзом) работодателей (их представителями), государственными органами и иными заинтересованными лицами.
5. Решение комиссии принимается на основе соглашения сторон, оформляется протоколом, подписываемым представителями сторон, имеет для сторон обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, установленные решением примирительной комиссии. В случае отказа одной из сторон от подписи в протоколе другой стороной в протоколе производится соответствующая запись.
6. Не допускается вмешательство государственных органов и их представителей в работу примирительной комиссии без согласия сторон коллективного трудового спора на участие третьих лиц в работе примирительной комиссии.
|
Расширен порядок работы примирительной комиссии, установлен срок рассмотрения требований 5 рабочих дней, запрещено вмешательство госорганов без согласия сторон. Это усиливает независимость процедуры и делает её более оперативной.
|
Статья 166
пункт 8
|
Статья 166. Трудовой арбитраж
...
8. Решение трудового арбитража является обязательным для исполнения сторонами коллективного трудового спора.
|
Статья 166. Трудовой арбитраж
...
8. Решение трудового арбитража является обязательным для исполнения сторонами коллективного трудового спора. Если в решении трудового арбитража срок не установлен, то оно подлежит немедленному исполнению.
|
Определено, что решение трудового арбитража подлежит немедленному исполнению, если срок не установлен. Это устраняет неопределённость и ускоряет разрешение споров.
|
Статья 170
пункт 1
|
Статья 170. Обязанности сторон и примирительных органов по урегулированию коллективных трудовых споров
1. Ни одна из сторон не вправе уклоняться от участия в примирительных процедурах.
|
Статья 170. Обязанности сторон и примирительных органов по урегулированию коллективных трудовых споров
1. Запрещается уклонение от участия сторонами в процедурах урегулирования коллективных трудовых споров.
|
Вместо «не вправе уклоняться» закреплено прямое «запрещается уклонение». Формулировка более строгая, что усиливает обязательность участия сторон в примирительных процедурах.
|
Статья 171 Пункты 1, 2 и 3
|
Статья 171. Право на забастовку
1. Работники могут принять решение о проведении забастовки, если посредством примирительных процедур не удалось добиться разрешения коллективного трудового спора, а также в случаях уклонения работодателя от примирительных процедур либо невыполнения соглашения, достигнутого в ходе разрешения коллективного трудового спора.
2. Решение о проведении забастовки принимается на собрании (конференции) работников (их представителей).
Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует более половины от общего числа работников организации.
Конференция считается правомочной, если на ней присутствует более половины делегатов, избранных работниками в соответствии с протокольными решениями.
Решения собрания (конференции) работников считаются принятыми большинством голосов участников. При невозможности проведения собрания (конференции) работников представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку проведения забастовки.
В случае если в организации интересы работников представляют профессиональные союзы, то решение о проведении забастовки принимается профессиональными союзами, а при их отсутствии – выборными представителями.
В случае если в организации интересы работников представляют профессиональный союз и выборный представитель, а также несколько профессиональных союзов, то решение о проведении забастовки принимается созданным ими единым представительным органом. Единый представительный орган формируется пропорционально численности работников, состоящих и не состоящих в профессиональном союзе или профессиональных союзах.
3. Забастовку возглавляет уполномоченный работниками (их представителями) орган (забастовочный комитет). В случае объявления забастовки работниками (их представителями) нескольких работодателей с одинаковыми требованиями ее может возглавить объединенный орган, формируемый из равного числа представителей этих работников.
|
Статья 171. Право на забастовку
1. Работники в лице выборных представителей или профессионального союза (объединения профессиональных союзов) могут принять решение о проведении забастовки, если посредством примирительных процедур не удалось добиться разрешения коллективного трудового спора, а также в случаях уклонения работодателя от примирительных процедур либо невыполнения соглашения, достигнутого в ходе разрешения коллективного трудового спора.
2. Решение о проведении забастовки принимается на собрании (конференции) работниками (их представителей).
Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует более половины от общего числа работников организации.
Конференция считается правомочной, если на ней присутствует более половины делегатов, избранных работниками в соответствии с протокольными решениями.
Решения собрания (конференции) работников считаются принятыми большинством голосов участников. При невозможности проведения собрания (конференции) работников представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку проведения забастовки.
В случае если в организации интересы работников представляют профессиональные союзы, то решение о проведении забастовки принимается профессиональными союзами, а при их отсутствии – выборными представителями.
В случае если в организации интересы работников представляют профессиональный союз и выборный представитель, а также несколько профессиональных союзов, то решение о проведении забастовки принимается созданным ими единым представительным органом. Единый представительный орган формируется пропорционально численности работников, состоящих и не состоящих в профессиональном союзе или профессиональных союзах.
Порядок принятия решения о проведении забастовки профсоюзным органом определяется Уставом или внутренними документами профессионального союза (объединения профессиональных союзов), а при отсутствии профессионального союза (объединения профессиональных союзов) порядок проведения забастовки определяется выбранным представителем в порядке, определяемом настоящей статьей.
3. Забастовку возглавляет уполномоченный выборным профсоюзным органом или работниками (их представителями) орган (забастовочный комитет). В случае объявления забастовки работниками (их представителями) нескольких работодателей с одинаковыми требованиями ее может (по усмотрению этих забастовочных комитетов) возглавить объединенный орган.
|
Расширен круг субъектов, имеющих право инициировать забастовку (профсоюз или объединение профсоюзов). Уточнён порядок правомочности собраний и конференций. Добавлено правило о создании объединённого органа при забастовке нескольких работодателей. Эти изменения упорядочивают процедуру и делают её более легитимной.
|
Статья 177
|
Статья 177. Последствия признания забастовки незаконной
При признании судом забастовки незаконной работодатель может привлечь к дисциплинарной ответственности работников, принимавших участие в организации или проведении забастовки.
|
Статья 177. Последствия признания забастовки незаконной
При признании судом забастовки незаконной работодатель может привлечь к дисциплинарной ответственности работников, принимавших участие в организации или проведении забастовки после доведения до них решения суда о признании забастовки незаконной либо о приостановке забастовки.
|
Уточнено, что это возможно только после доведения до работников решения суда о признании забастовки незаконной либо о её приостановке. Поправка усиливает защиту работников от произвольного наказания. Теперь дисциплинарная ответственность возможна лишь в случае, если работники были официально уведомлены о судебном решении, но продолжили участвовать в забастовке.
|
Статьи 198
пункт 3
|
Статья 198. Порядок обжалования решений, действий (бездействия) государственного инспектора труда, осуществляющего государственный контроль
3. Предписание о выплате работодателем заработной платы может быть обжаловано вышестоящему государственному инспектору труда или в суд в течение десяти рабочих дней со дня получения предписания.
В случае неисполнения предписания в установленный государственным инспектором труда срок и после истечения срока на обжалование, если оно не было обжаловано, предписание не позднее трех рабочих дней по истечении указанных сроков направляется на принудительное исполнение в соответствующий орган юстиции либо в региональную палату частных судебных исполнителей по территориальности в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей".
Со дня поступления жалобы на предписание вышестоящий государственный инспектор труда принимает соответствующее решение по жалобе в течение десяти рабочих дней.
В случае обжалования предписания в судебном порядке оно не позднее трех рабочих дней со дня вступления судебного акта в законную силу направляется на принудительное исполнение в соответствующий орган юстиции либо в региональную палату частных судебных исполнителей по территориальности в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей".
|
Статья 198. Порядок обжалования решений, действий (бездействия) государственного инспектора труда, осуществляющего государственный контроль
3. Предписание о выплате работодателем заработной платы, иных выплат согласно условиям соглашений и коллективных договоров может быть обжаловано вышестоящему государственному инспектору труда или в суд в течение десяти рабочих дней со дня получения предписания.
В случае неисполнения предписания в установленный государственным инспектором труда срок и после истечения срока на обжалование, если оно не было обжаловано, предписание не позднее трех рабочих дней по истечении указанных сроков направляется на принудительное исполнение в соответствующий орган юстиции либо в региональную палату частных судебных исполнителей по территориальности в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей".
Со дня поступления жалобы на предписание вышестоящий государственный инспектор труда принимает соответствующее решение по жалобе в течение десяти рабочих дней.
В случае обжалования предписания в судебном порядке оно не позднее трех рабочих дней со дня вступления судебного акта в законную силу направляется на принудительное исполнение в соответствующий орган юстиции либо в региональную палату частных судебных исполнителей по территориальности в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей".
|
Дополнено, что при обжаловании предписания в суде оно направляется на принудительное исполнение после вступления судебного акта в силу. Это устраняет пробел и обеспечивает баланс интересов работодателя и работников.
|