Проверочный лист
Введение
Зачастую предприниматели в своей работе сталкиваются с проблемой, связанной с незнанием всех законных требований государственных органов, к их хозяйственной деятельности. По этой причине при осуществлении проверки у бизнеса возникают сложности: начиная от наложения штрафа (дополнительно читайте в статье «Административный штраф: порядок оплаты и последствия за неуплату») за выявленное нарушение и вплоть до лишения лицензии, разрешения заниматься определенной деятельностью, и даже приостановления деятельности предприятия (подробнее читайте в статье «Ответственность государственных органов и должностных лиц за нарушение установленного порядка проверки частного предпринимательства»). Вот как раз для предотвращения подобных случаев и предназначен проверочный лист.
Проверочный лист представляет собою документ, который используется органами контроля и надзора для проверки деятельности предпринимателей. Проверочный лист включает в себя перечень требований установленных законодательством, т.е. требований предъявляемых госорганом к законной деятельности проверяемых субъектов проверки, - причем только те требования, несоблюдение которых влечет за собой угрозу жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства. Выделение тех или иных требований позволяет сосредоточить внимание на ключевых вопросах, несоблюдение которых влечет возникновение тех или иных угроз (жизни и здоровью человека, окружающей среде и др.). Таким образом, проверочные листы формируются госорганами с акцентированием внимания на рисках, избегая перечисления в них всех возможных обязательных требований при оценке того или иного субъекта (объекта) проверки.
Каждый государственный регулирующий орган и уполномоченный орган по предпринимательству, в подконтрольной ему сфере, формируют для однородных групп проверяемых субъектов (объектов) и утверждают свои отдельные проверочные листы и критерии оценки степени рисков проверяемых субъектов (объектов). Проверочные листы утверждаются совместным актом регулирующих государственных органов и уполномоченного органа по предпринимательству (Министерством национальной экономики РК) и размещаются на официальных интернет-ресурсах государственных органов, что позволяет предпринимателям полностью проверить свою деятельность, согласно перечню требований, указанных в проверочном листе.
Примеры нормативно-правовых актов с утвержденными проверочными листами и критериями оценки степени рисков
Примерами нормативно-правовых актов с утвержденными проверочными листами и критериями оценки степени рисков могут быть:
- Приказ Министра национальной экономики РК от 23.06.2015 г. «Об утверждении критериев оценки степени риска и формы проверочного листа в сфере управления жилищным фондом»;
- Совместный приказ Председателя Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции от 30.06.2015 г. и Министра национальной экономики РК от 08.07.2015 г. «Об утверждении форм проверочных листов и критериев оценки степени рисков деятельности государственных органов по соблюдению законодательства в сфере оказания государственных услуг, государственной службы, служебной этики и антикоррупционного законодательства в сфере оказания государственных услуг и государственной службы»;
- Приказ Министра национальной экономики РК от 23.06.2015 г. «Об утверждении критериев оценки степени рисков и форм проверочных листов субъектов земельных отношений за использованием и охраной земель, геодезической и картографической деятельности»;
- Совместный приказ и.о. Министра по инвестициям и развитию РК от 26.06.2015 г. и Министра национальной экономики РК от 04.07.2015 г. «Об утверждении критериев оценки степени риска и форм проверочных листов в области технического регулирования и метрологии» и др.
Должностные лица государственных органов, прибывшие для проверки на объект, обязаны предъявить проверяемому субъекту проверочный лист с указанием пунктов требований, подлежащих проверке (п.п. 5 п. 3 ст. 147 Предпринимательского кодекса РК).
Важно: проверке подлежат только требования, установленные в проверочных листах!
(Подробнее о проведении проверки читайте в процедуре «Проведение проверки»)
Проверочный лист создается в форме перечня вопросов, формулировка которых предельно проста и исключает различное толкование, что обеспечивает прозрачность процесса.
Польза проверочного листа
Практическая полезность проверочного листа для предпринимателей заключается в том, что он:
- позволяет предпринимателю точно знать о требованиях действующего законодательства, предъявляемых к его деятельности, которым он должен соответствовать, и быть уверенным, что предъявление к нему дополнительных требований незаконно и невозможно;
- помогает предпринимателю проводить самопроверку, направляя его внимание на самые важные вопросы требований безопасности;
- исключает различное толкование требований законодательства со стороны должностных лиц, осуществляющих проверку субъекта (объекта);
- унифицирует работу всех проверяющих должностных лиц, сводя к минимуму субъективные факторы в их работе;
- упрощает и ускоряет работу, как самих проверяющих должностных лиц, так и государственных органов контроля и надзора, осуществляющих ведомственный учет количества проверок проверяемых субъектов (объектов) и иных форм контроля и надзора с посещением, а также выявленных нарушений в соответствии с проверочными листами и принятых к ним мер административного воздействия.
Важно: при проведении проверки должностные лица органа контроля и надзора не вправе проверять выполнение требований, не установленных в проверочных листах данного органа контроля и надзора, а также если такие требования не относятся к компетенции государственного органа, от имени которого действуют эти должностные лица (п.п. 1 ст. 151 Предпринимательского кодекса РК).
По результатам проверки должностным лицом органа контроля и надзора составляется акт о результатах проверки в двух экземплярах (подробнее читайте в статье «Акт о результатах проверки»). В акте о результатах проверки, кроме прочих обязательных положений, указывается наименование проверочного листа и пункты требований, по которым выявлены нарушения (п.п. 8 абз. 2 п. 1 ст. 152 Предпринимательского кодекса РК).
В заключении рассмотренной статьи отметим, что у каждого госоргана контроля и надзора, в той или иной сфере, имеется свой утвержденный проверочный лист, касающийся именно тех требований закона, за соблюдением которых данный орган и следит, который в обязательном порядке размещается на официальном сайте госоргана. Поэтому вы всегда можете, в любое удобное для вас время, зайти на сайт госоргана и ознакомиться, либо скачать размещенный на нем проверочный лист по вашей деятельности, что в свою очередь дает вам возможность заранее проверить вашу хозяйственную деятельность на предмет соответствия требований закона и вовремя устранить возможные несоответствия, что в свою очередь позволит избежать будущих нареканий со стороны проверяющих госорганов.
Уважаемые пользователи! Информация в статье соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.
-
Автор:28.05.2023 17:4655813
Настоящая статья написана в соответствии с Трудовым кодексом 2016 года и учитывает последние поправки по состоянию на дату публикации. Оформление приема на работу сотрудника – это процедура, с которой сталкивается любая компания при осуществлении своей деятельности. Очень важно при этом документально оформить прием нового сотрудника, чтобы избежать в будущем нежелательных правовых последствий. Какие документы, необходимо оформить компании при приеме нового сотрудника?
-
Прямой нормы, предусматривающей ответственность за отсутствие в организации согласительной комиссии, нет. Однако, при проведении проверки трудовой инспекцией, вне зависимости от оснований его визита в организацию, этот факт не будет упущен. Государственный инспектор выпишет предписание об устранении нарушения и работодатель обязан будет создать согласительную комиссию, в срок, определенный предписанием. А, как показывает практика, сделать это непросто.
-
Мы живем в интересное время - информационной глобализации, нам доступен большой объем знаний, но и огромный минус в этом явлении также имеется и заключается он в том, что нас становится тяжело удивить. Возможно, именно по этой причине набирает обороты авторское право, объектами которого являются результаты творческой деятельности (произведения литературы, музыки, искусства, программы ЭВМ и прочее).
-
На этой неделе вступают в силу новые нормативно-правовые акты, а так же вносится ряд изменений в законодательство РК. В данной статье представлена сравнительная таблица основных изменений в законодательстве РК.
-
В преддверии дня бухгалтера мы решили пофантазировать: каким должен быть специалист будущего? Какие функции он будет выполнять?
Бухгалтер играет большое значение в судьбе любой организации. Он как волшебник- своими действиями может принести финансовое процветание даже самой убыточной компании, а одна ошибка может привести к краху самого стабильного бизнеса.
Учитывая скорость с которой развиваются технологии, профессия бухгалтера может существенно трансформироваться уже в ближайшие 5-7 лет.
Если Вы хотите, чтобы бухучет в Вашей компании велся в ногу со временем и специалист не был озадачен вопросом “Как поставить на баланс телепорт”- узнайте, какими навыками должен обладать бухгалтер будущего и успейте подготовиться к грядущему прогрессу.
-
Среди предпринимателей существует мнение, что ликвидация бизнеса- это долгий и трудный процесс, требующий множества затрат: времени, энергии, ресурсов, который не всегда приводит к желаемому результату.
“Страшилки” о сложности процедуры ликвидации передаются из уст в уста, от одного поколения предпринимателей к другому и уже, скорее всего, могут быть признаны народным творчеством.
Из-за страха ликвидации, многие люди предпочитают избавляться от предприятий посредством продажи или банкротства.
Но эти методы могут впоследствии сыграть злую шутку. Дополнительные расходы, использование компании в незаконных целях, имущественные потери и утрата деловой репутации- это минимум негативных последствий, которые могут возникнуть.
Почему ликвидация лучше, что нужно учесть и почему не стоит избегать этой процедуры, когда принято решение прекратить деятельность компании- читайте в статье.
-
Идея работы на себя, без начальников и авралов, с учётом своих возможностей, интересов и удобным для себя графиком, стала буквально современной идеологией. Каждый день к ней присоединяется все больше людей.
-
В своей работе в качестве налоговых консультантов мы часто слышим от бухгалтеров что раздел – налогообложение физических лиц содержит мало налоговых рисков и не так сложен даже для бухгалтеров, которые никогда не работали с налогами. Во время налогового аудита мы также получаем от бухгалтеров информацию- что за данный участок по налогам они не переживают, тем более если учет заработной платы и исчисление налогов с доходов физических лиц переданы в аутсорсинг консалтинговой компании. Но в нашей практике мы редко встречаемся с компаниями, где отсутствуют ошибки возникаемых при налогообложении доходов физических лиц.
-
Нерезиденты, осуществляющие предпринимательскую деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение (далее – ПУ), уплачивают налоги в Республике Казахстан в соответствии с положениями Налогового кодекса Республика Казахстан, а также налоги с доходов из источников за пределами Республики Казахстан, связанных с деятельностью такого ПУ.
Нерезиденты уплачивают в Республике Казахстан также иные налоги и другие обязательные платежи в бюджет, установленные Налоговым кодексом Республики Казахстан, при возникновении таких обязательств.
-