Проверочный лист
Введение
Зачастую предприниматели в своей работе сталкиваются с проблемой, связанной с незнанием всех законных требований государственных органов, к их хозяйственной деятельности. По этой причине при осуществлении проверки у бизнеса возникают сложности: начиная от наложения штрафа (дополнительно читайте в статье «Административный штраф: порядок оплаты и последствия за неуплату») за выявленное нарушение и вплоть до лишения лицензии, разрешения заниматься определенной деятельностью, и даже приостановления деятельности предприятия (подробнее читайте в статье «Ответственность государственных органов и должностных лиц за нарушение установленного порядка проверки частного предпринимательства»). Вот как раз для предотвращения подобных случаев и предназначен проверочный лист.
Проверочный лист представляет собою документ, который используется органами контроля и надзора для проверки деятельности предпринимателей. Проверочный лист включает в себя перечень требований установленных законодательством, т.е. требований предъявляемых госорганом к законной деятельности проверяемых субъектов проверки, - причем только те требования, несоблюдение которых влечет за собой угрозу жизни и здоровью человека, окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, государства. Выделение тех или иных требований позволяет сосредоточить внимание на ключевых вопросах, несоблюдение которых влечет возникновение тех или иных угроз (жизни и здоровью человека, окружающей среде и др.). Таким образом, проверочные листы формируются госорганами с акцентированием внимания на рисках, избегая перечисления в них всех возможных обязательных требований при оценке того или иного субъекта (объекта) проверки.
Каждый государственный регулирующий орган и уполномоченный орган по предпринимательству, в подконтрольной ему сфере, формируют для однородных групп проверяемых субъектов (объектов) и утверждают свои отдельные проверочные листы и критерии оценки степени рисков проверяемых субъектов (объектов). Проверочные листы утверждаются совместным актом регулирующих государственных органов и уполномоченного органа по предпринимательству (Министерством национальной экономики РК) и размещаются на официальных интернет-ресурсах государственных органов, что позволяет предпринимателям полностью проверить свою деятельность, согласно перечню требований, указанных в проверочном листе.
Примеры нормативно-правовых актов с утвержденными проверочными листами и критериями оценки степени рисков
Примерами нормативно-правовых актов с утвержденными проверочными листами и критериями оценки степени рисков могут быть:
- Приказ Министра национальной экономики РК от 23.06.2015 г. «Об утверждении критериев оценки степени риска и формы проверочного листа в сфере управления жилищным фондом»;
- Совместный приказ Председателя Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции от 30.06.2015 г. и Министра национальной экономики РК от 08.07.2015 г. «Об утверждении форм проверочных листов и критериев оценки степени рисков деятельности государственных органов по соблюдению законодательства в сфере оказания государственных услуг, государственной службы, служебной этики и антикоррупционного законодательства в сфере оказания государственных услуг и государственной службы»;
- Приказ Министра национальной экономики РК от 23.06.2015 г. «Об утверждении критериев оценки степени рисков и форм проверочных листов субъектов земельных отношений за использованием и охраной земель, геодезической и картографической деятельности»;
- Совместный приказ и.о. Министра по инвестициям и развитию РК от 26.06.2015 г. и Министра национальной экономики РК от 04.07.2015 г. «Об утверждении критериев оценки степени риска и форм проверочных листов в области технического регулирования и метрологии» и др.
Должностные лица государственных органов, прибывшие для проверки на объект, обязаны предъявить проверяемому субъекту проверочный лист с указанием пунктов требований, подлежащих проверке (п.п. 5 п. 3 ст. 147 Предпринимательского кодекса РК).
Важно: проверке подлежат только требования, установленные в проверочных листах!
(Подробнее о проведении проверки читайте в процедуре «Проведение проверки»)
Проверочный лист создается в форме перечня вопросов, формулировка которых предельно проста и исключает различное толкование, что обеспечивает прозрачность процесса.
Польза проверочного листа
Практическая полезность проверочного листа для предпринимателей заключается в том, что он:
- позволяет предпринимателю точно знать о требованиях действующего законодательства, предъявляемых к его деятельности, которым он должен соответствовать, и быть уверенным, что предъявление к нему дополнительных требований незаконно и невозможно;
- помогает предпринимателю проводить самопроверку, направляя его внимание на самые важные вопросы требований безопасности;
- исключает различное толкование требований законодательства со стороны должностных лиц, осуществляющих проверку субъекта (объекта);
- унифицирует работу всех проверяющих должностных лиц, сводя к минимуму субъективные факторы в их работе;
- упрощает и ускоряет работу, как самих проверяющих должностных лиц, так и государственных органов контроля и надзора, осуществляющих ведомственный учет количества проверок проверяемых субъектов (объектов) и иных форм контроля и надзора с посещением, а также выявленных нарушений в соответствии с проверочными листами и принятых к ним мер административного воздействия.
Важно: при проведении проверки должностные лица органа контроля и надзора не вправе проверять выполнение требований, не установленных в проверочных листах данного органа контроля и надзора, а также если такие требования не относятся к компетенции государственного органа, от имени которого действуют эти должностные лица (п.п. 1 ст. 151 Предпринимательского кодекса РК).
По результатам проверки должностным лицом органа контроля и надзора составляется акт о результатах проверки в двух экземплярах (подробнее читайте в статье «Акт о результатах проверки»). В акте о результатах проверки, кроме прочих обязательных положений, указывается наименование проверочного листа и пункты требований, по которым выявлены нарушения (п.п. 8 абз. 2 п. 1 ст. 152 Предпринимательского кодекса РК).
В заключении рассмотренной статьи отметим, что у каждого госоргана контроля и надзора, в той или иной сфере, имеется свой утвержденный проверочный лист, касающийся именно тех требований закона, за соблюдением которых данный орган и следит, который в обязательном порядке размещается на официальном сайте госоргана. Поэтому вы всегда можете, в любое удобное для вас время, зайти на сайт госоргана и ознакомиться, либо скачать размещенный на нем проверочный лист по вашей деятельности, что в свою очередь дает вам возможность заранее проверить вашу хозяйственную деятельность на предмет соответствия требований закона и вовремя устранить возможные несоответствия, что в свою очередь позволит избежать будущих нареканий со стороны проверяющих госорганов.
Уважаемые пользователи! Информация в статье соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.
-
Автор:13.09.2024 11:53250
Налоговый контроль в Республике Казахстан представляет собой систему мер, предпринимаемых налоговыми органами для обеспечения соблюдения налогового законодательства. Эти меры включают в себя различные формы и методы проверки правильности и полноты исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет. Налоговый контроль охватывает все этапы налоговых отношений, начиная с момента возникновения налогового обязательства и заканчивая его исполнением. В статье рассмотрим- что относится к налоговому контролю и как он осуществляется.
-
Автор:30.07.2024 11:15297
Отвечаем на вопросы слушателей курса "Как избежать налоговых проверок" от магистра права, Налогового консультанта I категории, Адвоката Алматинской областной коллегии адвокатов- Жангельды Сулейманова. С 2019 года в Казахстане действует система управления рисками в области оценки субъектов предпринимательства с точки зрения налогового законодательства. Что это ткое и как она влияет на проверки- читайте в статье.
-
Субъект предпринимательства, как любой субъект гражданского права, имеет права и обязанности. В частности, при проведении налоговой проверки субъект вправе требовать от проверяющих предъявления предписания о проведении налоговой проверки, а также служебных удостоверений либо идентификационных карт. Эти и другие права, а также обязанности, рассмотрим в статье.
-
Налогоплательщики имеют право обжаловать результаты проверки. Для обжалования предусмотрены две инстанции: Министерство финансов (МФ РК) и суд. В данной статье рассмотрим порядок подачи жалобы и рассмотрения ее в Министерстве финансов.
-
1 января 2024 года завершен мораторий на проверки субъектов предпринимательства, введенный Указом Президента Республики Казахстан от 26 декабря 2019 года № 229. Всех волнует, что будет происходить после завершения моратория на проверки бизнеса. В данной статье рассмотрим как проходит проверка пожарной инспекцией и что нужно сделать предпринимателю до проверки, чтобы не беспокоиться о последствиях.
-
После проверки, при выявлении либо не выявлении нарушений, после проведения проверки, инспектором труда в любом случае формируется Акт о результатах проверки. Акты государственного инспектора труда носят обязательный характер, являются правовым административным актом и оказывают меры воздействия на нарушения работодателями и должностными лицами требований трудового законодательства Республики Казахстан, составляются в двух экземплярах, один из которых под подпись вручается работодателю. Но иногда возникают случаи, когда Акт необходимо обжаловать. Как сделать это правильно- читайте в статье.
-
Автор:19.05.2023 12:542249
Проверка государственной инспекции труда может оказаться довольно неприятным событием для вашей организации. Чтобы избежать негативных последствий необходимо к проверке подготовиться заранее. В данной статье Вы можете ознакомиться с тем, какие действия Вы можете предпринять в случае проверки со стороны уполномоченных государственных органов?
-
Автор:05.07.2019 14:429028
Заботясь о здоровье народа, 26 октября 2018 года Министерство здравоохранения РК приняло Приказ № ҚР ДСМ-29, неисполнение которого может вызвать наложение на тысячи казахстанских предпринимателей штрафов на сумму свыше четырех миллионов тенге.
-
Прежде чем выполнять требования налогового органа, мы рекомендуем Вам внимательно изучить акт налоговой проверки. Если он составлен с нарушением законодательства или с превышением компетенции проверяющего должностного лица, то он подлежит отмене.
-
Проверка государственной инспекции труда может оказаться довольно неприятным событием для вашей организации. Чтобы избежать негативных последствий необходимо к проверке подготовиться заранее. В данной статье Вы можете ознакомиться с тем, какие действия Вы можете предпринять в случае проверки со стороны уполномоченных государственных органов?