Ответственность государственных органов и должностных лиц за нарушение установленного порядка проверки частного предпринимательства
Ответственность представителей проверяющего органа за нарушение установленного порядка проведения проверки предпринимателей регламентируется нормами главы 30 Предпринимательского кодекса РК, Кодексом РК «Об административных правонарушениях» (статья 175) и иными нормативно-правовыми актами РК.
Так, административный штраф (подробнее читайте в статье «Административный штраф порядок оплаты и последствия за неуплату») в размере 20 МРП налагается на представителей проверяющего органа за:
- проведение проверки без оснований;
- проведение проверки в отсутствие акта о назначении проверки (подробнее читайте в статье «Акт о назначении проверки и его регистрация»);
- непредставление проверяемому субъекту акта проверки;
- несоблюдение сроков уведомления о проведении проверки;
- проверка выполнения требований, не относящихся к компетенции проверяющего органа;
- требование предоставления документов, информации, образцов продукции и т.п., не являющихся объектами проверки или не относящихся к предмету проверки;
- отбор образцов продукции для экспертизы без оформления соответствующего документа (акт отбора образцов продукции – подробнее читайте в статье «Акт отбора образцов продукции и порядок такого отбора») и (или) в количестве, превышающем установленные законодательством РК нормы;
- разглашение и (или) распространение информации, полученной в результате проведения проверки и составляющей коммерческую или иную охраняемую законом тайну;
- превышение установленных сроков проведения проверки (подробнее читайте в статье «Сроки проведения проверки»);
- проведение заведомо повторной проверки субъекта предпринимательства, в отношении которого ранее проводилась проверка, по одному и тому же вопросу, за один и тот же период;
- проведение мероприятий, носящих затратный характер, в целях государственного контроля за счет субъектов частного предпринимательства;
- нарушение временного интервала по отношению к предшествующей проверке.
Если у представителя проверяющего органа уже было взыскание за нарушение порядка проведения проверок, то в этом случае за совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания действие (я), указанные выше, административный штраф будет составлять 25 МРП.
В случае признания действий (бездействия) представителя проверяющего органа в административном порядке неправомерными, причиненный субъекту частного предпринимательства в результате этого вред подлежит возмещению в соответствии с гражданским законодательством РК.
В порядке гражданского судопроизводства предприниматель может предъявить представителю проверяющего органа к возмещению следующие убытки (п. 2 ст. 322 Предпринимательского кодекса РК):
- суммы вознаграждений, выплаченных работникам субъектов частного предпринимательства за подготовку материалов для проверки;
- заработная плата за время вынужденной остановки производства;
- упущенная выгода, которую получил бы субъект частного предпринимательства при реализации соответствующих товаров (работ, услуг), не выпущенных вследствие приостановления производства.
Стоит отметить, что вред, причиненный в результате издания представителем проверяющего органа акта, не соответствующего закону, подлежит возмещению на основании решения суда, независимо от вины органов и должностных лиц, издавших акт. Вред возмещается за счет государственной казны (п. 1, ст. 922 Гражданского кодекса РК).
Таким образом, представители проверяющего органа обязаны проводить проверку субъектов частного предпринимательства в строгом соответствии с законом и законом же за невыполнение или ненадлежащее выполнение этой обязанности могут быть привлечены к ответственности.
Уважаемые пользователи! Информация в статье соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.
-
Автор:13.09.2024 11:531036
Налоговый контроль в Республике Казахстан представляет собой систему мер, предпринимаемых налоговыми органами для обеспечения соблюдения налогового законодательства. Эти меры включают в себя различные формы и методы проверки правильности и полноты исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет. Налоговый контроль охватывает все этапы налоговых отношений, начиная с момента возникновения налогового обязательства и заканчивая его исполнением. В статье рассмотрим- что относится к налоговому контролю и как он осуществляется.
-
Автор:30.07.2024 11:151225
Отвечаем на вопросы слушателей курса "Как избежать налоговых проверок" от магистра права, Налогового консультанта I категории, Адвоката Алматинской областной коллегии адвокатов- Жангельды Сулейманова. С 2019 года в Казахстане действует система управления рисками в области оценки субъектов предпринимательства с точки зрения налогового законодательства. Что это ткое и как она влияет на проверки- читайте в статье.
-
Субъект предпринимательства, как любой субъект гражданского права, имеет права и обязанности. В частности, при проведении налоговой проверки субъект вправе требовать от проверяющих предъявления предписания о проведении налоговой проверки, а также служебных удостоверений либо идентификационных карт. Эти и другие права, а также обязанности, рассмотрим в статье.
-
Налогоплательщики имеют право обжаловать результаты проверки. Для обжалования предусмотрены две инстанции: Министерство финансов (МФ РК) и суд. В данной статье рассмотрим порядок подачи жалобы и рассмотрения ее в Министерстве финансов.
-
1 января 2024 года завершен мораторий на проверки субъектов предпринимательства, введенный Указом Президента Республики Казахстан от 26 декабря 2019 года № 229. Всех волнует, что будет происходить после завершения моратория на проверки бизнеса. В данной статье рассмотрим как проходит проверка пожарной инспекцией и что нужно сделать предпринимателю до проверки, чтобы не беспокоиться о последствиях.
-
После проверки, при выявлении либо не выявлении нарушений, после проведения проверки, инспектором труда в любом случае формируется Акт о результатах проверки. Акты государственного инспектора труда носят обязательный характер, являются правовым административным актом и оказывают меры воздействия на нарушения работодателями и должностными лицами требований трудового законодательства Республики Казахстан, составляются в двух экземплярах, один из которых под подпись вручается работодателю. Но иногда возникают случаи, когда Акт необходимо обжаловать. Как сделать это правильно- читайте в статье.
-
Автор:19.05.2023 12:543212
Проверка государственной инспекции труда может оказаться довольно неприятным событием для вашей организации. Чтобы избежать негативных последствий необходимо к проверке подготовиться заранее. В данной статье Вы можете ознакомиться с тем, какие действия Вы можете предпринять в случае проверки со стороны уполномоченных государственных органов?
-
Автор:05.07.2019 14:429876
Заботясь о здоровье народа, 26 октября 2018 года Министерство здравоохранения РК приняло Приказ № ҚР ДСМ-29, неисполнение которого может вызвать наложение на тысячи казахстанских предпринимателей штрафов на сумму свыше четырех миллионов тенге.
-
Прежде чем выполнять требования налогового органа, мы рекомендуем Вам внимательно изучить акт налоговой проверки. Если он составлен с нарушением законодательства или с превышением компетенции проверяющего должностного лица, то он подлежит отмене.
-
Проверка государственной инспекции труда может оказаться довольно неприятным событием для вашей организации. Чтобы избежать негативных последствий необходимо к проверке подготовиться заранее. В данной статье Вы можете ознакомиться с тем, какие действия Вы можете предпринять в случае проверки со стороны уполномоченных государственных органов?