Ответственность государственных органов и должностных лиц за нарушение установленного порядка проверки частного предпринимательства - Статья

Ответственность государственных органов и должностных лиц за нарушение установленного порядка проверки частного предпринимательства

23.10.2015 16:43
2765
Содержание:

Ответственность представителей проверяющего органа за нарушение установленного порядка проведения проверки предпринимателей регламентируется нормами главы 30 Предпринимательского кодекса РК, Кодексом РК «Об административных правонарушениях» (статья 175) и иными нормативно-правовыми актами РК.

Так, административный штраф (подробнее читайте в статье «Административный штраф порядок оплаты и последствия за неуплату») в размере 20 МРП налагается на представителей проверяющего органа за:

  • проведение проверки без оснований;
  • проведение проверки в отсутствие акта о назначении проверки (подробнее читайте в статье «Акт о назначении проверки и его регистрация»);
  • непредставление проверяемому субъекту акта проверки;
  • несоблюдение сроков уведомления о проведении проверки;
  • проверка выполнения требований, не относящихся к компетенции проверяющего органа;
  • требование предоставления документов, информации, образцов продукции и т.п., не являющихся объектами проверки или не относящихся к предмету проверки;
  • отбор образцов продукции для экспертизы без оформления соответствующего документа (акт отбора образцов продукции – подробнее читайте в статье «Акт отбора образцов продукции и порядок такого отбора») и (или) в количестве, превышающем установленные законодательством РК нормы;
  • разглашение и (или) распространение информации, полученной в результате проведения проверки и составляющей коммерческую или иную охраняемую законом тайну;
  • превышение установленных сроков проведения проверки (подробнее читайте в статье «Сроки проведения проверки»);
  • проведение заведомо повторной проверки субъекта предпринимательства, в отношении которого ранее проводилась проверка, по одному и тому же вопросу, за один и тот же период;
  • проведение мероприятий, носящих затратный характер, в целях государственного контроля за счет субъектов частного предпринимательства;
  • нарушение временного интервала по отношению к предшествующей проверке.

Если у представителя проверяющего органа уже было взыскание за нарушение порядка проведения проверок, то в этом случае за совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания действие (я), указанные выше, административный штраф будет составлять 25 МРП.

В случае признания действий (бездействия) представителя проверяющего органа в административном порядке неправомерными, причиненный субъекту частного предпринимательства в результате этого вред подлежит возмещению в соответствии с гражданским законодательством РК.

В порядке гражданского судопроизводства предприниматель может предъявить представителю проверяющего органа к возмещению следующие убытки (п. 2 ст. 322 Предпринимательского кодекса РК):

  • суммы вознаграждений, выплаченных работникам субъектов частного предпринимательства за подготовку материалов для проверки;
  • заработная плата за время вынужденной остановки производства;
  • упущенная выгода, которую получил бы субъект частного предпринимательства при реализации соответствующих товаров (работ, услуг), не выпущенных вследствие приостановления производства.

Стоит отметить, что вред, причиненный в результате издания представителем проверяющего органа акта, не соответствующего закону, подлежит возмещению на основании решения суда, независимо от вины органов и должностных лиц, издавших акт. Вред возмещается за счет государственной казны (п. 1, ст. 922 Гражданского кодекса РК).

Таким образом, представители проверяющего органа обязаны проводить проверку субъектов частного предпринимательства в строгом соответствии с законом и законом же за невыполнение или ненадлежащее выполнение этой обязанности могут быть привлечены к ответственности.

Уважаемые пользователи! Информация в статье соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

Вам также может быть интересно:
  • Прямой нормы, предусматривающей ответственность за отсутствие в организации согласительной комиссии, нет. Однако, при проведении проверки трудовой инспекцией, вне зависимости от оснований его визита в организацию, этот факт не будет упущен. Государственный инспектор выпишет предписание об устранении нарушения и работодатель обязан будет создать согласительную комиссию, в срок, определенный предписанием. А, как показывает практика, сделать это непросто.

  • Мы живем в интересное время - информационной глобализации, нам доступен большой объем знаний, но и огромный минус в этом явлении также имеется и заключается он в том, что нас становится тяжело удивить. Возможно, именно по этой причине набирает обороты авторское право, объектами которого являются результаты творческой деятельности (произведения литературы, музыки, искусства, программы ЭВМ и прочее).

  • На этой неделе вступают в силу новые нормативно-правовые акты, а так же вносится ряд изменений в законодательство РК. В данной статье представлена сравнительная таблица основных изменений в законодательстве РК.

  • 04.10.2019 09:31
    3755
    Раздел:  Все статьи

    В преддверии дня бухгалтера мы решили пофантазировать: каким должен быть специалист будущего? Какие функции он будет выполнять?

    Бухгалтер играет большое значение в судьбе любой организации. Он как волшебник- своими действиями может принести финансовое процветание даже самой убыточной компании, а одна ошибка может привести к краху самого стабильного бизнеса.

    Учитывая скорость с которой развиваются технологии, профессия бухгалтера может существенно трансформироваться уже в ближайшие 5-7 лет.

    Если Вы хотите, чтобы бухучет в Вашей компании велся в ногу со временем и специалист не был озадачен вопросом “Как поставить на баланс телепорт”- узнайте, какими навыками должен обладать бухгалтер будущего и успейте подготовиться к грядущему прогрессу.

  • 30.09.2019 09:48
    6381
    Раздел:  Все статьи

     

    Среди предпринимателей существует мнение, что ликвидация бизнеса- это долгий и трудный процесс, требующий множества затрат: времени, энергии, ресурсов, который не всегда приводит к желаемому результату. 

    “Страшилки” о сложности процедуры ликвидации передаются из уст в уста, от одного поколения предпринимателей к другому и уже, скорее всего, могут быть признаны народным творчеством. 

    Из-за страха ликвидации, многие люди предпочитают избавляться от предприятий посредством продажи или банкротства. 

    Но эти методы могут впоследствии сыграть злую шутку. Дополнительные расходы, использование компании в незаконных целях, имущественные потери и утрата деловой репутации- это минимум негативных последствий, которые могут возникнуть. 

    Почему ликвидация лучше, что нужно учесть и почему не стоит избегать этой процедуры, когда принято решение прекратить деятельность компании- читайте в статье.

  • 17.09.2019 16:17
    4157
    Раздел:  Все статьи

    Идея работы на себя, без начальников и авралов, с учётом своих возможностей, интересов и удобным для себя графиком, стала буквально современной идеологией. Каждый день к ней присоединяется все больше людей.

  • В своей работе в качестве налоговых консультантов мы часто слышим от бухгалтеров что раздел – налогообложение физических лиц содержит мало налоговых рисков и не так сложен даже для бухгалтеров, которые никогда не работали с налогами.  Во время налогового аудита мы также  получаем от бухгалтеров информацию- что за данный участок по налогам они не переживают, тем более если учет заработной платы и исчисление налогов с доходов физических лиц переданы в аутсорсинг консалтинговой компании. Но в нашей практике мы редко встречаемся с компаниями, где отсутствуют ошибки возникаемых при налогообложении доходов физических лиц.

  • Нерезиденты, осуществляющие предпринимательскую деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение (далее – ПУ), уплачивают налоги в Республике Казахстан в соответствии с положениями Налогового кодекса Республика Казахстан, а  также налоги с доходов из источников за пределами Республики Казахстан, связанных с деятельностью такого ПУ.

    Нерезиденты уплачивают в Республике Казахстан также иные налоги и другие обязательные платежи в бюджет, установленные Налоговым кодексом Республики Казахстан, при возникновении таких обязательств.

  • Автором статьи проведен обзор судебной практики за 2016-2017 годы по спорам с налоговыми органами относительно подтверждения налога на добавленную стоимость (НДС), заявленного к возврату. Анализ проводился в отношении крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу.

    В настоящей работе приводится обзор оснований, по которым налоговые органы отказали в возврате, доводы сторон в отношении спорных вопросов, а также мнение суда по ним. Отметим, что позиция суда приводится с учетом рассмотрения дел в апелляционном порядке. Поэтому отражаемые в данной работе выводы суда соответствуют судебным актам, вступившим в законную силу. 

    Подготовленный материал будет полезен в части понимания практики применения отдельных норм налогового законодательства.