Соотнесение групп проверяемых субъектов (объектов) с особенностями проверок
I группа
К первой группе относятся проверяемые субъекты (объекты), в отношении которых применяются:
- особый порядок проведения проверок на основе оценки степени риска;
- внеплановые проверки;
- иные формы контроля и надзора.
Особый порядок проведения проверок применяется при осуществлении контроля и надзора в отношении субъектов, отнесенных к высокой степени риска в следующих сферах контроля и надзора:
- в области радиационной безопасности населения;
- в области атомной энергии;
- в области пожарной безопасности;
- за соблюдением установленных правил обращения и функционирования взрывчатых и ядовитых веществ, радиоактивных материалов и веществ;
- в области оборота ядов, вооружения, военной техники и отдельных видов оружия, взрывчатых и пиротехнических веществ и изделий с их применением;
- в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, при этом периодичность проведения проверок (дополнительно читайте в статье «Периодичность проведения проверок») на объекты высокой эпидемической значимости не должна быть чаще:
- одного раза в полгода - при высокой степени риска;
- одного раза в год - при средней степени риска.
- в области промышленной безопасности.
Примечание: распределение объектов по степеням риска осуществляется с учетом положений, предусмотренных Кодексом РК «О здоровье народа и системе здравоохранения»;
Критериями оценки степени риска является совокупность количественных и качественных показателей, связанных с непосредственной деятельностью проверяемого субъекта, особенностями отраслевого развития и факторами, влияющими на это развитие, позволяющих отнести проверяемых субъектов к различным степеням риска.
Критерии оценки степени риска, применяемые для особого порядка проведения проверок, утверждаются совместным актом регулирующих государственных органов и уполномоченного органа по предпринимательству и размещаются на официальных интернет-ресурсах государственных органов. Основанием для назначения особого порядка проведения проверок является полугодовой график, утвержденный регулирующим государственным органом или местным исполнительным органом.
Критерии оценки степени риска для особого порядка проведения проверок на основании полугодовых графиков формируются посредством:
1. Объективных критериев – отбор проверяемых субъектов (объектов) в зависимости от степени риска в определенной сфере деятельности и не зависящие непосредственно от отдельного проверяемого субъекта (объекта).
Определение риска осуществляется в зависимости от специфики сферы, в которой осуществляется государственный контроль и надзор с учетом одного из следующих критериев:
- уровня опасности (сложности) объекта;
- масштабов тяжести возможных негативных последствий, вреда на регулируемую сферу (область);
- возможности наступления неблагоприятного происшествия для жизни или здоровья человека, окружающей среды, законных интересов физических и юридических лиц, имущественных интересов государства.
После проведения анализа всех возможных рисков, проверяемые субъекты (объекты) распределяются по степеням риска:
- высокая - применяется особый порядок проведения проверок на основании полугодовых графиков;
- не отнесенная к высокой.
Периодичность проведения проверок в отношении проверяемых субъектов (объектов) высокой степени риска (за исключением объектов высокой эпидемической значимости в области санитарно-эпидемиологического надзора) определяется Критериями оценки степени рисков государственных органов, но не чаще одного раза в год.
2. Субъективных критериев - отбор проверяемых субъектов (объектов) в зависимости от результатов деятельности конкретного проверяемого субъекта (объекта).
- Субъективные критерии разрабатываются на основании требований проверочных листов, несоблюдение требований которых в соответствии с критериями оценки степени рисков регулирующего государственного органа соответствуют определенному количеству показателей. Путем суммирования полученных показателей по субъективным критериям, рассчитывается показатель степени риска по шкале от 0 до 100 на основании критериев, установленных в критериях оценки степени рисков регулирующего государственного органа.
По показателям степени риска проверяемый субъект (объект) высокой степени риска:
- освобождается от особого порядка проведения проверок на основании полугодовых графиков на срок, устанавливаемый в критериях оценки степени рисков регулирующего государственного органа - при показателе степени риска от 0 до 60;
- не освобождается от особого порядка проведения проверок на основании полугодовых графиков - при показателе степени риска от 60 до 100.
Освобождение от особого порядка проведения проверок возможно на основании применяемых альтернативных (независимых) систем оценки и анализа рисков, аудита, экспертиз, в порядке, не противоречащем требованиям Закона и определяемом ведомственными актами государственных органов об утверждении критериев оценки степени рисков.
II группа
Ко второй группе относятся проверяемые субъекты (объекты), в отношении которых проводятся:
- выборочные проверки;
- внеплановые проверки;
- иные формы контроля и надзора.
Для проведения выборочной проверки органы контроля и надзора проводят анализ:
- отчетности, представляемой субъектами частного предпринимательства;
- результатов внеплановых проверок и иных форм контроля и надзора;
- иной информации.
Регулирующие государственные органы разрабатывают и совместно с уполномоченным органом по предпринимательству утверждают акты, касающиеся критериев оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов (объектов) при проведении выборочной проверки, которые размещаются на официальных интернет-ресурсах государственных органов, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Методика формирования государственными органами (за исключением Национального Банка РК) системы оценки рисков утверждается уполномоченным органом по предпринимательству.
Проверяемые субъекты (объекты), отнесенные к данной группе, могут быть переведены в третью группу, если такие проверяемые субъекты заключили договоры страхования гражданско-правовой ответственности перед третьими лицами (случаи установленные законами РК).
Критерии оценки степени риска для выборочных проверок формируются посредством объективных и (или) субъективных критериев:
- Объективные критерии. Объективные критерии необходимы для таких сфер деятельности, в которых выборочной проверке будет подлежать определенный круг проверяемых субъектов (объектов), в отношении которых существуют источники информации с целью мониторинга для разработки субъективных критериев. Определение риска и распределяются по степеням риска схоже с рассмотренными выше. В отношении проверяемых субъектов (объектов), отнесенных к высокой степени риска проводятся выборочные проверки.
- Субъективные критерии. Для оценки степени рисков используются следующие источники информации:
- результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых проверяемым субъектом, в том числе посредством автоматизированных информационных систем, проводимого государственными органами, учреждениями и отраслевыми организациями;
- результаты предыдущих проверок;
- наличие неблагоприятных происшествий, возникших по вине проверяемого субъекта. К неблагоприятным происшествиям относятся регистрация случаев инфекционных заболеваний и (или) паразитарных и групповых инфекционных заболеваний и отравлений, в том числе пищевые, пожары, производственные травмы и аварии, происшествия, крушения, инциденты, выявление особо опасных вредных организмов и карантинных объектов, очагов их распространения, сокращение численности объектов животного мира и ухудшение среды их обитания, наличие задолженности по налогам и /другим обязательным платежам в бюджет и другое;
- наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений;
- результаты аудита (экспертизы) независимых организаций (энергоаудит, энергоэкспертиза, независимый аудит при ликвидации, экспертиза промышленной безопасности и другие);
- результаты иных форм контроля;
- анализ официальных интернет-ресурсов госорганов, средств массовой информации, в случае наличия, рейтингов «нарушителей», перечня выявленных нарушений по результатам лабораторных исследований;
- результаты анализа сведений, представляемых уполномоченными органами и организациями.
В зависимости от возможного риска и значимости проблемы, единичности или системности нарушения, анализа принятых ранее решений по каждому источнику информации определяются субъективные критерии, которые в соответствии с критериями оценки степени рисков регулирующего государственного органа соответствуют определенному количеству показателей. Исходя из приоритетности применяемых источников информации в соответствии с критериями оценки степени рисков регулирующего государственного органа рассчитывается общий показатель степени риска субъективных критериев по шкале от 0 до 100.
По показателям степени риска проверяемый субъект (объект) относится:
- к высокой степени риска - при показателе степени риска от 60 до 100 и в отношении него проводится выборочная проверка;
- не отнесенной к высокой степени риска - при показателе степени риска от 0 до 60 и в отношении него не проводится выборочная проверка.
Кратность проведения выборочной проверки определяется по результатам проводимого анализа и оценки получаемых сведений по субъективным критериям и не может быть чаще одного раза в год. Выборочные проверки проводятся на основании списков выборочных проверок, формируемых на квартал (полугодие, год) по результатам проводимого анализа и оценки, которые направляются в уполномоченный орган по правовой статистике и специальным учетам в срок не позднее, чем за 15 (пятнадцать) календарных дней до начала соответствующего отчетного периода.
III группа
К третьей группе относятся проверяемые субъекты (объекты), в отношении которых проводятся:
- внеплановые проверки;
- иные формы контроля и надзора.
IV группа
К четвертой группе относятся проверяемые субъекты (объекты), в отношении которых проводятся:
- иные формы контроля и надзора;
- Отнесение сфер деятельности субъектов частного предпринимательства, в которых осуществляются контроль и надзор, по рассмотренным нами группам осуществляется с учетом оценки рисков для каждой сферы контроля и надзора.
Подытоживая отметим, что в случае вашего не согласия с решением госоргана об отнесении вашей организации или объекта к той или иной рассмотренной нами группе – вы вправе обжаловать это решение в соответствии с нормами действующего законодательства РК (о способах такого обжалования дополнительно читайте в процедуре «Обжалование результатов проверки».
Уважаемые пользователи! Информация в статье соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.
-
Автор:13.09.2024 11:53481
Налоговый контроль в Республике Казахстан представляет собой систему мер, предпринимаемых налоговыми органами для обеспечения соблюдения налогового законодательства. Эти меры включают в себя различные формы и методы проверки правильности и полноты исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет. Налоговый контроль охватывает все этапы налоговых отношений, начиная с момента возникновения налогового обязательства и заканчивая его исполнением. В статье рассмотрим- что относится к налоговому контролю и как он осуществляется.
-
Автор:30.07.2024 11:15517
Отвечаем на вопросы слушателей курса "Как избежать налоговых проверок" от магистра права, Налогового консультанта I категории, Адвоката Алматинской областной коллегии адвокатов- Жангельды Сулейманова. С 2019 года в Казахстане действует система управления рисками в области оценки субъектов предпринимательства с точки зрения налогового законодательства. Что это ткое и как она влияет на проверки- читайте в статье.
-
Субъект предпринимательства, как любой субъект гражданского права, имеет права и обязанности. В частности, при проведении налоговой проверки субъект вправе требовать от проверяющих предъявления предписания о проведении налоговой проверки, а также служебных удостоверений либо идентификационных карт. Эти и другие права, а также обязанности, рассмотрим в статье.
-
Налогоплательщики имеют право обжаловать результаты проверки. Для обжалования предусмотрены две инстанции: Министерство финансов (МФ РК) и суд. В данной статье рассмотрим порядок подачи жалобы и рассмотрения ее в Министерстве финансов.
-
1 января 2024 года завершен мораторий на проверки субъектов предпринимательства, введенный Указом Президента Республики Казахстан от 26 декабря 2019 года № 229. Всех волнует, что будет происходить после завершения моратория на проверки бизнеса. В данной статье рассмотрим как проходит проверка пожарной инспекцией и что нужно сделать предпринимателю до проверки, чтобы не беспокоиться о последствиях.
-
После проверки, при выявлении либо не выявлении нарушений, после проведения проверки, инспектором труда в любом случае формируется Акт о результатах проверки. Акты государственного инспектора труда носят обязательный характер, являются правовым административным актом и оказывают меры воздействия на нарушения работодателями и должностными лицами требований трудового законодательства Республики Казахстан, составляются в двух экземплярах, один из которых под подпись вручается работодателю. Но иногда возникают случаи, когда Акт необходимо обжаловать. Как сделать это правильно- читайте в статье.
-
Автор:19.05.2023 12:542501
Проверка государственной инспекции труда может оказаться довольно неприятным событием для вашей организации. Чтобы избежать негативных последствий необходимо к проверке подготовиться заранее. В данной статье Вы можете ознакомиться с тем, какие действия Вы можете предпринять в случае проверки со стороны уполномоченных государственных органов?
-
Автор:05.07.2019 14:429236
Заботясь о здоровье народа, 26 октября 2018 года Министерство здравоохранения РК приняло Приказ № ҚР ДСМ-29, неисполнение которого может вызвать наложение на тысячи казахстанских предпринимателей штрафов на сумму свыше четырех миллионов тенге.
-
Прежде чем выполнять требования налогового органа, мы рекомендуем Вам внимательно изучить акт налоговой проверки. Если он составлен с нарушением законодательства или с превышением компетенции проверяющего должностного лица, то он подлежит отмене.
-
Проверка государственной инспекции труда может оказаться довольно неприятным событием для вашей организации. Чтобы избежать негативных последствий необходимо к проверке подготовиться заранее. В данной статье Вы можете ознакомиться с тем, какие действия Вы можете предпринять в случае проверки со стороны уполномоченных государственных органов?