Соотнесение групп проверяемых субъектов (объектов) с особенностями проверок - Статья

Соотнесение групп проверяемых субъектов (объектов) с особенностями проверок

16.10.2015 11:15
4820
Содержание:

I группа

К первой группе относятся проверяемые субъекты (объекты), в отношении которых применяются:

  • особый порядок проведения проверок на основе оценки степени риска;
  • внеплановые проверки;
  • иные формы контроля и надзора.

Особый порядок проведения проверок применяется при осуществлении контроля и надзора в отношении субъектов, отнесенных к высокой степени риска в следующих сферах контроля и надзора:

  • в области радиационной безопасности населения;
  • в области атомной энергии;
  • в области пожарной безопасности;
  • за соблюдением установленных правил обращения и функционирования взрывчатых и ядовитых веществ, радиоактивных материалов и веществ;
  • в области оборота ядов, вооружения, военной техники и отдельных видов оружия, взрывчатых и пиротехнических веществ и изделий с их применением;
  • в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, при этом периодичность проведения проверок (дополнительно читайте в статье «Периодичность проведения проверок») на объекты высокой эпидемической значимости не должна быть чаще:
    • одного раза в полгода - при высокой степени риска;
    • одного раза в год - при средней степени риска.
  • в области промышленной безопасности.

Примечание: распределение объектов по степеням риска осуществляется с учетом положений, предусмотренных Кодексом РК «О здоровье народа и системе здравоохранения»;

Критериями оценки степени риска является совокупность количественных и качественных показателей, связанных с непосредственной деятельностью проверяемого субъекта, особенностями отраслевого развития и факторами, влияющими на это развитие, позволяющих отнести проверяемых субъектов к различным степеням риска.

Критерии оценки степени риска, применяемые для особого порядка проведения проверок, утверждаются совместным актом регулирующих государственных органов и уполномоченного органа по предпринимательству и размещаются на официальных интернет-ресурсах государственных органов. Основанием для назначения особого порядка проведения проверок является полугодовой график, утвержденный регулирующим государственным органом или местным исполнительным органом.

Критерии оценки степени риска для особого порядка проведения проверок на основании полугодовых графиков формируются посредством:

1. Объективных критериев – отбор проверяемых субъектов (объектов) в зависимости от степени риска в определенной сфере деятельности и не зависящие непосредственно от отдельного проверяемого субъекта (объекта).

Определение риска осуществляется в зависимости от специфики сферы, в которой осуществляется государственный контроль и надзор с учетом одного из следующих критериев:

  • уровня опасности (сложности) объекта;
  • масштабов тяжести возможных негативных последствий, вреда на регулируемую сферу (область);
  • возможности наступления неблагоприятного происшествия для жизни или здоровья человека, окружающей среды, законных интересов физических и юридических лиц, имущественных интересов государства.

После проведения анализа всех возможных рисков, проверяемые субъекты (объекты) распределяются по степеням риска:

  • высокая - применяется особый порядок проведения проверок на основании полугодовых графиков;
  • не отнесенная к высокой.

Периодичность проведения проверок в отношении проверяемых субъектов (объектов) высокой степени риска (за исключением объектов высокой эпидемической значимости в области санитарно-эпидемиологического надзора) определяется Критериями оценки степени рисков государственных органов, но не чаще одного раза в год.

2. Субъективных критериев - отбор проверяемых субъектов (объектов) в зависимости от результатов деятельности конкретного проверяемого субъекта (объекта).

  • Субъективные критерии разрабатываются на основании требований проверочных листов, несоблюдение требований которых в соответствии с критериями оценки степени рисков регулирующего государственного органа соответствуют определенному количеству показателей. Путем суммирования полученных показателей по субъективным критериям, рассчитывается показатель степени риска по шкале от 0 до 100 на основании критериев, установленных в критериях оценки степени рисков регулирующего государственного органа.

    По показателям степени риска проверяемый субъект (объект) высокой степени риска:

    • освобождается от особого порядка проведения проверок на основании полугодовых графиков на срок, устанавливаемый в критериях оценки степени рисков регулирующего государственного органа - при показателе степени риска от 0 до 60;
    • не освобождается от особого порядка проведения проверок на основании полугодовых графиков - при показателе степени риска от 60 до 100.

    Освобождение от особого порядка проведения проверок возможно на основании применяемых альтернативных (независимых) систем оценки и анализа рисков, аудита, экспертиз, в порядке, не противоречащем требованиям Закона и определяемом ведомственными актами государственных органов об утверждении критериев оценки степени рисков.

II группа

Ко второй группе относятся проверяемые субъекты (объекты), в отношении которых проводятся:

  • выборочные проверки;
  • внеплановые проверки;
  • иные формы контроля и надзора.

Для проведения выборочной проверки органы контроля и надзора проводят анализ:

  • отчетности, представляемой субъектами частного предпринимательства;
  • результатов внеплановых проверок и иных форм контроля и надзора;
  • иной информации.

Регулирующие государственные органы разрабатывают и совместно с уполномоченным органом по предпринимательству утверждают акты, касающиеся критериев оценки степени риска для отбора проверяемых субъектов (объектов) при проведении выборочной проверки, которые размещаются на официальных интернет-ресурсах государственных органов, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Методика формирования государственными органами (за исключением Национального Банка РК) системы оценки рисков утверждается уполномоченным органом по предпринимательству.

Проверяемые субъекты (объекты), отнесенные к данной группе, могут быть переведены в третью группу, если такие проверяемые субъекты заключили договоры страхования гражданско-правовой ответственности перед третьими лицами (случаи установленные законами РК).

Критерии оценки степени риска для выборочных проверок формируются посредством объективных и (или) субъективных критериев:

  1. Объективные критерии. Объективные критерии необходимы для таких сфер деятельности, в которых выборочной проверке будет подлежать определенный круг проверяемых субъектов (объектов), в отношении которых существуют источники информации с целью мониторинга для разработки субъективных критериев. Определение риска и распределяются по степеням риска схоже с рассмотренными выше. В отношении проверяемых субъектов (объектов), отнесенных к высокой степени риска проводятся выборочные проверки.
  2. Субъективные критерии. Для оценки степени рисков используются следующие источники информации:
    • результаты мониторинга отчетности и сведений, представляемых проверяемым субъектом, в том числе посредством автоматизированных информационных систем, проводимого государственными органами, учреждениями и отраслевыми организациями;
    • результаты предыдущих проверок;
    • наличие неблагоприятных происшествий, возникших по вине проверяемого субъекта. К неблагоприятным происшествиям относятся регистрация случаев инфекционных заболеваний и (или) паразитарных и групповых инфекционных заболеваний и отравлений, в том числе пищевые, пожары, производственные травмы и аварии, происшествия, крушения, инциденты, выявление особо опасных вредных организмов и карантинных объектов, очагов их распространения, сокращение численности объектов животного мира и ухудшение среды их обитания, наличие задолженности по налогам и /другим обязательным платежам в бюджет и другое;
    • наличие и количество подтвержденных жалоб и обращений;
    • результаты аудита (экспертизы) независимых организаций (энергоаудит, энергоэкспертиза, независимый аудит при ликвидации, экспертиза промышленной безопасности и другие);
    • результаты иных форм контроля;
    • анализ официальных интернет-ресурсов госорганов, средств массовой информации, в случае наличия, рейтингов «нарушителей», перечня выявленных нарушений по результатам лабораторных исследований;
    • результаты анализа сведений, представляемых уполномоченными органами и организациями.

В зависимости от возможного риска и значимости проблемы, единичности или системности нарушения, анализа принятых ранее решений по каждому источнику информации определяются субъективные критерии, которые в соответствии с критериями оценки степени рисков регулирующего государственного органа соответствуют определенному количеству показателей. Исходя из приоритетности применяемых источников информации в соответствии с критериями оценки степени рисков регулирующего государственного органа рассчитывается общий показатель степени риска субъективных критериев по шкале от 0 до 100.

По показателям степени риска проверяемый субъект (объект) относится:

  • к высокой степени риска - при показателе степени риска от 60 до 100 и в отношении него проводится выборочная проверка;
  • не отнесенной к высокой степени риска - при показателе степени риска от 0 до 60 и в отношении него не проводится выборочная проверка.

Кратность проведения выборочной проверки определяется по результатам проводимого анализа и оценки получаемых сведений по субъективным критериям и не может быть чаще одного раза в год. Выборочные проверки проводятся на основании списков выборочных проверок, формируемых на квартал (полугодие, год) по результатам проводимого анализа и оценки, которые направляются в уполномоченный орган по правовой статистике и специальным учетам в срок не позднее, чем за 15 (пятнадцать) календарных дней до начала соответствующего отчетного периода.

III группа

К третьей группе относятся проверяемые субъекты (объекты), в отношении которых проводятся:

  • внеплановые проверки;
  • иные формы контроля и надзора.

IV группа

К четвертой группе относятся проверяемые субъекты (объекты), в отношении которых проводятся:

  • иные формы контроля и надзора;
  • Отнесение сфер деятельности субъектов частного предпринимательства, в которых осуществляются контроль и надзор, по рассмотренным нами группам осуществляется с учетом оценки рисков для каждой сферы контроля и надзора.

Подытоживая отметим, что в случае вашего не согласия с решением госоргана об отнесении вашей организации или объекта к той или иной рассмотренной нами группе – вы вправе обжаловать это решение в соответствии с нормами действующего законодательства РК (о способах такого  обжалования дополнительно читайте в процедуре «Обжалование результатов проверки».

Уважаемые пользователи! Информация в статье соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

Вам также может быть интересно:
  • Настоящая статья написана в соответствии с Трудовым кодексом 2016 года и учитывает последние поправки  по состоянию на дату публикации. Оформление приема на работу сотрудника – это процедура, с которой сталкивается любая компания при осуществлении своей деятельности. Очень важно при этом документально оформить прием нового сотрудника, чтобы избежать в будущем нежелательных правовых последствий. Какие документы, необходимо оформить компании при приеме нового сотрудника?

  • Прямой нормы, предусматривающей ответственность за отсутствие в организации согласительной комиссии, нет. Однако, при проведении проверки трудовой инспекцией, вне зависимости от оснований его визита в организацию, этот факт не будет упущен. Государственный инспектор выпишет предписание об устранении нарушения и работодатель обязан будет создать согласительную комиссию, в срок, определенный предписанием. А, как показывает практика, сделать это непросто.

  • Мы живем в интересное время - информационной глобализации, нам доступен большой объем знаний, но и огромный минус в этом явлении также имеется и заключается он в том, что нас становится тяжело удивить. Возможно, именно по этой причине набирает обороты авторское право, объектами которого являются результаты творческой деятельности (произведения литературы, музыки, искусства, программы ЭВМ и прочее).

  • На этой неделе вступают в силу новые нормативно-правовые акты, а так же вносится ряд изменений в законодательство РК. В данной статье представлена сравнительная таблица основных изменений в законодательстве РК.

  • 04.10.2019 09:31
    4327
    Раздел:  Все статьи

    В преддверии дня бухгалтера мы решили пофантазировать: каким должен быть специалист будущего? Какие функции он будет выполнять?

    Бухгалтер играет большое значение в судьбе любой организации. Он как волшебник- своими действиями может принести финансовое процветание даже самой убыточной компании, а одна ошибка может привести к краху самого стабильного бизнеса.

    Учитывая скорость с которой развиваются технологии, профессия бухгалтера может существенно трансформироваться уже в ближайшие 5-7 лет.

    Если Вы хотите, чтобы бухучет в Вашей компании велся в ногу со временем и специалист не был озадачен вопросом “Как поставить на баланс телепорт”- узнайте, какими навыками должен обладать бухгалтер будущего и успейте подготовиться к грядущему прогрессу.

  • 30.09.2019 09:48
    7384
    Раздел:  Все статьи

     

    Среди предпринимателей существует мнение, что ликвидация бизнеса- это долгий и трудный процесс, требующий множества затрат: времени, энергии, ресурсов, который не всегда приводит к желаемому результату. 

    “Страшилки” о сложности процедуры ликвидации передаются из уст в уста, от одного поколения предпринимателей к другому и уже, скорее всего, могут быть признаны народным творчеством. 

    Из-за страха ликвидации, многие люди предпочитают избавляться от предприятий посредством продажи или банкротства. 

    Но эти методы могут впоследствии сыграть злую шутку. Дополнительные расходы, использование компании в незаконных целях, имущественные потери и утрата деловой репутации- это минимум негативных последствий, которые могут возникнуть. 

    Почему ликвидация лучше, что нужно учесть и почему не стоит избегать этой процедуры, когда принято решение прекратить деятельность компании- читайте в статье.

  • 17.09.2019 16:17
    5050
    Раздел:  Все статьи

    Идея работы на себя, без начальников и авралов, с учётом своих возможностей, интересов и удобным для себя графиком, стала буквально современной идеологией. Каждый день к ней присоединяется все больше людей.

  • В своей работе в качестве налоговых консультантов мы часто слышим от бухгалтеров что раздел – налогообложение физических лиц содержит мало налоговых рисков и не так сложен даже для бухгалтеров, которые никогда не работали с налогами.  Во время налогового аудита мы также  получаем от бухгалтеров информацию- что за данный участок по налогам они не переживают, тем более если учет заработной платы и исчисление налогов с доходов физических лиц переданы в аутсорсинг консалтинговой компании. Но в нашей практике мы редко встречаемся с компаниями, где отсутствуют ошибки возникаемых при налогообложении доходов физических лиц.

  • Нерезиденты, осуществляющие предпринимательскую деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение (далее – ПУ), уплачивают налоги в Республике Казахстан в соответствии с положениями Налогового кодекса Республика Казахстан, а  также налоги с доходов из источников за пределами Республики Казахстан, связанных с деятельностью такого ПУ.

    Нерезиденты уплачивают в Республике Казахстан также иные налоги и другие обязательные платежи в бюджет, установленные Налоговым кодексом Республики Казахстан, при возникновении таких обязательств.