Увольнение при ликвидации (в соответствии с Трудовым кодексом 2016 года)
О чем необходимо помнить компании при увольнении работников по указанному основанию, чтобы обезопасить себя от возможных правовых последствий, как со стороны уволенного работника, так и со стороны государственных контролирующих органов?
Главное условие при увольнении работников в связи с ликвидацией компании – это её действительная ликвидация, т.е. полное прекращение деятельности с внесением соответствующих сведений в реестр юридических лиц уполномоченного органа. Прекращением деятельности физического лица – индивидуального предпринимателя является снятие с учета индивидуального предпринимателя в налоговых органах. Не является ликвидацией компании её реорганизация (преобразование из одной организационно-правовой формы в другую, слияние, разделение, присоединение к нему другого юридического лица, выделение), смена собственника, переименование.
Решение о ликвидации юридического лица принимается уполномоченным органом данного юридического лица. Также юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда.
В случае принятия такого решения, компании, не менее чем за 1 месяц до увольнения, необходимо направить в уполномоченный орган (Департамент комитета труда, социальной защиты и миграции) сведения о предстоящем высвобождении работников. Компания в письменном виде обязана уведомить работника о предстоящем увольнении, с указанием даты увольнения.Срок такого уведомления должен быть не менее, чем за 1 месяц до даты расторжения, если более длительный срок не предусмотрен в трудовом, коллективном договорах. С письменного согласия работника расторжение трудового договора может быть произведено до истечения срока уведомления (пункт 1 статья 53 ТК РК). Сезонные работники предупреждаются за 7 календарных дней (пункт 6 статьи 134 ТК РК). Уведомление вручается работнику лично под роспись. Если нет возможности вручить лично, уведомление направляется по почте.
Бывают что работники просят компанию ознакомить их с принятым решением о ликвидации, чтобы удостовериться в её действительности. Если компания не против, она может ознакомить их с принятым решением, однако законодательство РК такого требования к работодателю не содержит.
По истечении срока уведомления, компания издает приказ об увольнении работника. При этом копия приказа, в течение 3-х рабочих дней вручается работнику под роспись, либо, если нет возможности вручить лично, направляется по почте с уведомлением (пункт 3 статьи 61 ТК РК). В день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику документ, подтверждающий его трудовую деятельность (пункт 1 статьи 62 ТК РК). По требованию работника (в том числе бывшего) работодатель обязан в течение пяти рабочих дней с момента обращения выдать справку с указанием специальности (квалификации, должности), времени работы и размера заработной платы, характеристику-рекомендацию, содержащую сведения о квалификации работника и его отношении к работе, а также другие документы, предусмотренные статьей 35 ТК РК. Чаще всего документом, подтверждающим трудовую деятельность работника является трудовая книжка. В этом случае работодатель делает запись об увольнении в трудовой книжке работника и выдает ее в день прекращения трудового договора.
Не позднее 3-х рабочих дней с момента увольнения компания выплачивает уволенному работнику заработную плату, компенсацию за неиспользованные дни ежегодного трудового отпуска, если у работника остаются неиспользованные дни, и компенсацию в связи с потерей работы в размере средней заработной платы за 1 месяц, если больший размер компенсации не указан в трудовом, коллективном договорах или акте работодателя (пункт 2 статьи 96, пункт 4 статьи 113, пункт 1 статьи 131 ТК РК).
В случае если работники будут уволены в связи с ликвидацией компании, но в действительности ликвидации не произойдет, суд по заявлению бывших работников или государственных контролирующих органов может восстановить уволенных работников на работе, обязав при этом компанию выплатить среднюю заработную плату за все время вынужденного прогула. Аналогично и в случае если не произойдет действительного прекращения деятельности физического лица – работодателя.
Уважаемые пользователи! Информация в статье соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.
-
Автор:28.05.2023 17:4655808
Настоящая статья написана в соответствии с Трудовым кодексом 2016 года и учитывает последние поправки по состоянию на дату публикации. Оформление приема на работу сотрудника – это процедура, с которой сталкивается любая компания при осуществлении своей деятельности. Очень важно при этом документально оформить прием нового сотрудника, чтобы избежать в будущем нежелательных правовых последствий. Какие документы, необходимо оформить компании при приеме нового сотрудника?
-
На любом этапе трудовой деятельности, начиная от заключения трудового договора и заканчивая его расторжением по какой-либо причине, возможно возникновение разногласий, переходящих в трудовой спор между работником и работодателем.
-
На любом этапе трудовых отношений, начиная от заключения трудового договора и заканчивая его расторжением по какой-либо причине, между работником и работодателем могут возникнуть споры и разногласия. Первой инстанцией для их разрешения является согласительная комиссия. Что это такое, как работает согласительная комиссия и во сколько обойдется ее отсутствие работодателю - читайте в статье.
-
Текучесть персонала и конфликты никогда не являются беспричинными. Поэтому, если они присутствуют в повседневной жизни организации, следует незамедлительно обратить внимание на условия труда и корректность регулирующих трудовые отношения документов и принять меры. Ведь нередко именно посредственное отношение к “текучке” и спорам с работниками становится причиной крупных и неприятных последствий.
-
Работники являются ключевым звеном в работе любой компании. Именно они выступают основой прибыльности, процветания и работоспособности организации, выполняя свои трудовые функции. В то же время привлечение людей к работе требует от работодателя большой ответственности. Именно поэтому трудовым законодательством установлен ряд обязанностей, направленных на ответственное управление человеческими ресурсами. Какие это обязанности- рассмотрим в статье.
-
Трудовым кодексом РК предусмотрен ряд нестандартных режимов работы. К ним, не ограничиваясь, можно отнести вахтовый, сменный и дистанционный режимы работы, гибкий график и неполное рабочее время. Оформление деятельности работников с такими типами занятости требует особого внимания и учета специфики при оформлении документов и регламентов работы. В статье разберемся: что представляет каждый из перечисленных способов выполнения трудовых обязанностей и рассмотрим их особенности.
-
Автор:18.08.2020 15:365370
«04» мая 2020 года Президентом был подписан Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативно-правовые акты по вопросам труда», вносящий поправки в Трудовой Кодекс Республики Казахстан. Изменения были направлены на современной экономики и учитывали опыт действия прежнего законодательства. В статье рассмотрим основные изменения более детально.
-
Автор:18.08.2020 15:295745
Ведение кадрового делопроизводства является обязанностью каждого работодателя, вне зависимости от вида собственности. Не грамотно выстроенный процесс работы с кадрами способен привести к множеству негативных последствий: некорректному начислению выплат работникам, снижению качества производства и финансовым убыткам. Поэтому, к вопросу оформления трудовых отношений следует подойти серьезно. В статье разберемся- что должно быть учтено при ведении кадрового документооборота и кто это должен делать?
-
Автор:08.07.2020 16:115997
С того момента, как мы запустили онлайн-курс по технике безопасности и охране труда, нашим специалистам поступило свыше 5 000 вопросов от клиентов по данной теме. Самые сложные и популярные из них мы разместили в этой статье.
-
Автор:06.07.2020 13:342692
С 05 июля 2020 года в Республике Казахстан начал действовать усиленный режим карантина. Межведомственной комиссией было принято решение об ограничении деятельности ряда объектов предпринимательства и переводе не менее 80% сотрудников всех организаций на дистанционный режим работы. Чем именно принятые меры отличаются от ранее действовавшего чрезвычайного положения и как они отразятся на кадровой работе- разберемся в статье.