Часто задаваемые вопросы в связи и изменениями в Законе о государственных закупках

Часто задаваемые вопросы в связи и изменениями в Законе о государственных закупках

11.03.2019 10:54
9964
Содержание:

Вопрос 1. Изменения в части обеспечения исполнения договора по итогам запроса ценовых предложений

Ранее обеспечение исполнения договора (далее ОИД) вносилось лишь по итогам конкурса, аукциона. Но, с 1 января 2019 года ОИД в размере 3%  от суммы договора, также вносится по итогам закупок способом запроса ценовых предложений.

Основание: Ранее в пункте 11 статьи 43 Закона РК «О государственных закупках» (далее – Закон) и пункте 395 Правил осуществления государственных закупок, утвержденных приказом Министра финансов РК от 11.12.2015 г. № 648 (далее – Правила), было указано, что при способе заключения договора путем запроса ценовых предложений обеспечение не вносится. Но с 1 января 2019 года, данный пункт был исключен. Т.е., как  говорилось выше, теперь обеспечение вносится и при заключении договора по итогам запроса ценовых предложений.

При этом у участников государственных закупок начали возникать вопросы, связанные с этим правилом. Давайте рассмотрим самые популярные из них.

Ситуация 1. Многим участникам интересен вопрос, в каких же случаях не вносится обеспечение исполнения договора?

Итак, обеспечение не вносится в следующих случаях:

  1. если поставщик исполнил обязательства по договору в течение 10 рабочих дней (поставил товар (оказал услугу/ выполнил работу), оформил документы для платежа);
  2. договор заключен с не субъектам предпринимательской деятельности;
  3. закупки осуществлены способами:
  • товарная биржа;
  • из одного источника путем прямого заключения договора;
  • из одного источника на основании пп. 2) п.2 ст.39 Закона;
  • социальный заказ;
  • закуп жилища.

Основание:

В соответствии с п. 11 ст. 43 Закона “О государственных закупках” требование о внесении обеспечения исполнения договора о государственных закупках не распространяется на поставщиков, определенных по итогам государственных закупок способом через товарные биржи, из одного источника, осуществленных на основании подпункта 2) пункта 2 и пункта 3 статьи 39 Закона, а также поставщиков, не являющихся субъектами предпринимательской деятельности, в случае, предусмотренном пунктом 6 статьи 51 Закона.

Также согласно пункту 395 Правил поставщик в течение 10 рабочих дней со дня заключения договора вносит обеспечение исполнения договора, а также сумму обеспечения в случае принятия антидемпинговых мер, предусмотренных Законом. Требование о внесении обеспечения исполнения договора не распространяется на поставщиков, определенных по итогам государственных закупок способом через товарные биржи, из одного источника, осуществленных на основании подпункта 2) пункта 2 и пункта 3 статьи 39 Закона, а также поставщиков, не являющихся субъектами предпринимательской деятельности, в случае, предусмотренном пунктом 6 статьи 51 Закона.

Ситуация 2. Что делать заказчику, если десять рабочих дней для внесения ОИД прошли, но сумма не внесена на указанный счет?

Заказчику необходимо в течение двух рабочих дней со дня истечения срока внесения ОИД, направить поставщику уведомление о намерении расторгнуть договор посредством веб-портала и ждать три рабочих дня, которые даны поставщику для внесения. (п.416 Правил).

Ситуация 3. Необходимо ли обращаться с иском в суд о включении поставщика в реестр недобросовестных участников, если он не внес в регламентированный срок обеспечение исполнения договора?

Поставщик который подписал договор, но при этом не внес ОИД признается уклонившимся от заключения договора. (п.1 ст.44 Закона). Такие поставщики включаются в реестр недобросовестных участников на основании решения уполномоченного органа. (п.5 ст.12 Закона). Обращаться в суд нет необходимости.

К сведению! Ослаблена ответственность потенциальных поставщиков, занявших второе место и не подписавших договор о государственных закупках или подписавших его, но при этом не внесших обеспечение исполнения договора и (или) сумму в соответствии со статьей 26 Закона (при наличии). Действующей с 1 января 2019 года редакцией Закона такие потенциальные поставщики не признаются уклонившимися от заключения договора и соответственно не подлежат включению в реестр недобросовестных участников государственных закупок.

Вопрос 2. Изменения относительно внесения в реестр недобросовестных участников государственных закупок в судебном порядке

Ненадлежащее исполнение обязательств

Хорошей новостью для заказчиков стало то, что теперь можно обойтись без судебных разбирательств (при ненадлежащем исполнении обязательств поставщиком), при соблюдений некоторых условий регламентированных пунктом 4 ст.12 Закона.

С этого года, при ненадлежащем исполнении обязательств  поставщиком условий договора, заказчики вправе не обращаться в суд, в случае удовлетворения следующих условий:

1) выплаты поставщиком неустойки (штрафа, пени);

2) полного исполнения договорных обязательств;

3) отсутствия ущерба, причиненного заказчику.

Таким образом, если договор исполнен, заказчик не понес никакого ущерба, а поставщик выплатил неустойку по договору, то заказчику не надо обращаться в суд, а поставщику не грозит включение в реестр недобросовестных поставщиков.

При этом, необходимо учесть, что все три условия должны быть соблюдены.

Предоставление недостоверной информации

В новой редакции Закона дано определение понятия недостоверная информация - это ложные сведения, содержащиеся в заявке потенциального поставщика на участие в конкурсе (аукционе), а равно внесенные путем исправлений, искажающие их действительное содержание и не соответствующие действительности предоставленной заявки потенциального поставщика.

Достоверность информации может быть установлена заказчиком, организатором государственных закупок, единым организатором государственных закупок, уполномоченным органом либо органами государственного аудита и финансового контроля на любой стадии осуществления государственных закупок.

Если поставщик представил недостоверную информацию при участии в конкурсе (аукционе), то ему не предоставляется право для приведения заявки на участие в конкурсе (аукционе) в соответствие квалификационным требованиям и требованиям конкурсной документации.

Если же предоставление недостоверной информации обнаружилось после заключения договора, то это влечет за собой расторжение договора со стороны заказчика.

При этом, заказчик обязан в течение 30 календарных дней с момента, когда он узнал о данном факте, обратиться в суд с иском о признании поставщика недобросовестным участником государственных закупок.

То есть ответственность поставщиков в данном случае увеличивается.

 

Вопрос 3. Изменения в штрафных санкциях за нарушение законодательства о госзакупках

Изменения коснулись не только Закона и Правил, но и Кодекса об административных правонарушениях (далее-КоАП). Если раньше штраф налагался только на первого руководителя, то теперь добавились основания для штрафования конкурсной комиссий (председателя и всех членов), секретаря, эксперта (экспертной комиссии). 

Новые основания для штрафов:

  • неправильный расчет условных скидок;
  • приобретение ТРУ, не предусмотренных в утвержденном годовом плане;
  • несоблюдение сроков рассмотрения заявок (несвоевременное размещение протокола предварительного допуска и (или) протокола итогов);неразмещение или несвоевременное размещение годового плана государственных закупок (предварительного годового плана государственных закупок) или внесенных изменений и (или) дополнений  на веб-портале государственных закупок;
  • утверждение (уточнение) годового плана государственных закупок в объеме, не соответствующем бюджету (плану развития) или индивидуальному плану финансирования.

КоАП дополнен не только пунктами для административной ответственности участников госзакупок, но и новой статьей 207-1 с основаниями для штрафов участников закупок Фонда АО "Самрук-Казына".

Вопрос 4. Изменения в способах осуществления государственных закупок

Выбор способа осуществления государственных закупок

Не остались без изменения и положения, касающиеся способов осуществления государственных закупок.

В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Закона заказчик определяет способ осуществления государственных закупок в соответствии с Законом, за исключением перечня ТРУ, по которым способ осуществления государственных закупок определяется уполномоченным органом.

Таким образом, по определенным ТРУ способ осуществления закупок определяется уполномоченным органом.

На сегодняшний день Первым Заместителем Премьер-Министра - Министра финансов приняты следующие приказы:

1) от 28 февраля 2019 года №154 «Об утверждении перечня товаров, работ, услуг, по которым способ осуществления государственных закупок определяется уполномоченным органом (зарегистрирован в МЮ от 1 марта 2019 года за № 18364);

2) от 28 февраля 2019 года № 155 «Об утверждении перечня отдельных товаров, работ, услуг, при государственных закупках которых к потенциальным поставщикам и поставщикам могут быть установлены дополнительные требования» (Зарегистрирован в МЮ от 1 марта 2019 года за № 18359);

3) от 28 февраля 2019 года № 156 «Об утверждении перечня товаров, работ, услуг, по которым государственные закупки осуществляются способом конкурса с использованием двухэтапных процедур» (зарегистрирован в МЮ от 1 марта 2019 года за №18360);

4) от 28 февраля 2019 года №157 «О внесении изменений и дополнений в приказ Министра финансов Республики Казахстан от 29 декабря 2018 года № 1127 «Об определении перечней товаров, работ, услуг, по которым государственные закупки осуществляются едиными организаторами государственных закупок» (зарегистрирован в МЮ  от 1 марта 2019 года за № 18358);

5) от 1 марта 2019 года №159 «Об утверждении перечня товаров, работ, услуг, по которым разделение на лоты по их однородным видам и по месту их поставки (выполнения, оказания) не требуется (Зарегистрирован в МЮ от 1 марта 2019 года за № 18362);

6) от 1 марта 2019 года № 160 «О внесении изменений и дополнения в приказ Министра финансов Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 694 «Об утверждении Правил формирования и ведения реестров в сфере государственных закупок» (зарегистрирован в МЮ  от 1 марта 2019 года за № 18363).

Конкурс

Для поставщиков

С 1 января доступ к просмотру заявок на участие в конкурсе других потенциальных поставщиков будет предоставляться не с момента вскрытия заявок, а по истечении 3 рабочих дней со дня размещения протокола предварительного допуска.

Кроме того, потенциальным поставщикам, не внесшим обеспечение заявки на участие в конкурсе либо не внесшим его в размере, определенном Правилами осуществления государственных закупок, не предоставляется доступ к просмотру заявок на участие в данном конкурсе других потенциальных поставщиков.

Не предоставляется право на приведение заявок на участие в конкурсе в соответствие квалификационным требованиям и требованиям конкурсной документации потенциальным поставщикам:

– нарушившим требования статьи 6 Закона;

– предоставившим недостоверную информацию по квалификационным требованиям и требованиям конкурсной документации;

– не внесшим обеспечение заявки на участие в конкурсе либо не внесшим его в размере, определенном Правилами осуществления государственных закупок.

Еще одним важным изменением является уменьшение предельного объема работ и услуг, которые могут быть переданы субподрядчикам (соисполнителям) для выполнения работ либо оказания услуг: с 2/3 до 1/2 от общего объема закупаемых работ (услуг).

Для заказчиков

С нового года если закупки способом конкурса не состоялись, то заказчик обязан провести повторный конкурс или же внести изменения в КД и объявить повторный конкурс. То есть, теперь уйти на один источник по несостоявшимся закупкам после первого несостоявшегося конкурса нельзя.

Осуществить закупку из одного источника по несостоявшимся закупкам допустимо только в случае, если повторный конкурс не состоялся в связи с отсутствием заявок или же представлением менее двух заявок.

Если повторный конкурс признан несостоявшимся по причине допуска к участию одного потенциального поставщика или по причине того, что к участию в конкурсе не допущен ни один потенциальный поставщик, способ закупки из одного источника не применим.

 

Запрос ценовых предложений (ЗЦП)

Разрешение/Уведомление/Лицензия

Если раньше не допускалось осуществлять закупку способом ЗЦП ТРУ требующих разрешительные документы согласно законодательства о разрешениях и уведомлениях, то с текущего года данное ограничение исключено.

В действующей редакции Закона закупка таких ТРУ может осуществляться любым способом, в том числе и запросом ценовых предложений, если позволяет сумма, выделенная для закупки, и (или) уполномоченным органом не утвержден иной способ закупки.

Товарный знак, фирменные наименования

Если товары представлены и доступны на рынке, стоимость их не превышает 1000 МРП  (2 525 000 тенге на 2019 год), то заказчики имеют полное право указывать в размещаемой информации на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара и наименование производителя, а также иные характеристики, определяющие принадлежность приобретаемых ТРУ отдельному потенциальному поставщику.

Данное нововведение позволит заказчикам осуществлять приобретение более качественных товаров, а не аналогов низкого качество.

О необходимости внесения обеспечения исполнения договора мы уже рассказали.

Поставщиком необходимо быть готовыми, к тому что с января 2020 года необходимо будет вносить обеспечение заявки и в закупках способом ЗЦП. Но, в связи с техническими возможностями веб-портала, и наличием "электронного кошелька" это не усложнит участие в закупках.

 

Один источник путем прямого заключения договора

Самое часто применяемое основание для заключения договора из одного источника путем прямого заключения договора, а именно подпункт 42) пункта 3 статьи 39 Закона применяется в следующей редакции:

«Государственные закупки способом из одного источника путем прямого заключения договора о государственных закупках осуществляются в случаях приобретения однородных товаров, если годовой объем таких однородных товаров в стоимостном выражении не превышает стократного размера месячного расчетного показателя, работ и услуг, если годовой объем таких однородных работ и услуг в стоимостном выражении не превышает пятисоткратного размера месячного расчетного показателя, а для аппаратов акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов не превышает трехтысячекратного размера месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете».

А с 1 января 2021 года в следующей редакции:

«Государственные закупки способом из одного источника путем прямого заключения договора о государственных закупках осуществляются в случаях приобретения однородных товаров, если годовой объем таких однородных товаров в стоимостном выражении не превышает стократного размера месячного расчетного показателя, работ и услуг, если годовой объем таких однородных работ и услуг в стоимостном выражении не превышает пятисоткратного размера месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете».

То есть, допустимый предел суммы для заключения прямого договора для однородных:

·         товаров - 100 МРП, работ/услуг - 500 МРП.

·        для аппаратов акимов городов районного значения, сел, поселков, сельских округов до 2021 года на ТРУ - 3000 МРП.

Исключены подпункты 10), 13) и 14) пункта 3 статьи 39 Закона.

Добавлен подпункт 55), согласно которому допустимо приобретение необходимых для обеспечения деятельности подразделений специального назначения правоохранительных и специальных государственных органов способом из одного источника путем прямого заключения договора.

Вопрос 5. Изменения в процедуре обжалования

Существенные изменения и дополнения были внесены в процедуру обжалования.

С 1 января 2019 года не подлежат рассмотрению жалобы потенциальных поставщиков на требования конкурсной/аукционной документации, в том числе указанные в них квалификационные требования, по которым не подавались замечания к проекту конкурсной/аукционной документации в порядке, определенном статьей 22 Закона.

Также обжалование лиц, не принимавших участие в конкурсе/аукционе и (или) в предварительном обсуждении проекта конкурсной/аукционной документации в соответствии со статьей 22 Закона, не приостанавливает срок заключения договора о государственных закупках.

Изменения коснулись практически всех стадий процесса осуществления государственных закупок, которые направлены на совершенствование законодательства в данной сфере.

ВОЗНИКЛИ ВОПРОСЫ? Задайте свой вопрос юристам Договор 24!

Вам также может быть интересно:
  • Прямой нормы, предусматривающей ответственность за отсутствие в организации согласительной комиссии, нет. Однако, при проведении проверки трудовой инспекцией, вне зависимости от оснований его визита в организацию, этот факт не будет упущен. Государственный инспектор выпишет предписание об устранении нарушения и работодатель обязан будет создать согласительную комиссию, в срок, определенный предписанием. А, как показывает практика, сделать это непросто.

  • Мы живем в интересное время - информационной глобализации, нам доступен большой объем знаний, но и огромный минус в этом явлении также имеется и заключается он в том, что нас становится тяжело удивить. Возможно, именно по этой причине набирает обороты авторское право, объектами которого являются результаты творческой деятельности (произведения литературы, музыки, искусства, программы ЭВМ и прочее).

  • На этой неделе вступают в силу новые нормативно-правовые акты, а так же вносится ряд изменений в законодательство РК. В данной статье представлена сравнительная таблица основных изменений в законодательстве РК.

  • 04.10.2019 09:31
    3672
    Раздел:  Все статьи

    В преддверии дня бухгалтера мы решили пофантазировать: каким должен быть специалист будущего? Какие функции он будет выполнять?

    Бухгалтер играет большое значение в судьбе любой организации. Он как волшебник- своими действиями может принести финансовое процветание даже самой убыточной компании, а одна ошибка может привести к краху самого стабильного бизнеса.

    Учитывая скорость с которой развиваются технологии, профессия бухгалтера может существенно трансформироваться уже в ближайшие 5-7 лет.

    Если Вы хотите, чтобы бухучет в Вашей компании велся в ногу со временем и специалист не был озадачен вопросом “Как поставить на баланс телепорт”- узнайте, какими навыками должен обладать бухгалтер будущего и успейте подготовиться к грядущему прогрессу.

  • 30.09.2019 09:48
    6252
    Раздел:  Все статьи

     

    Среди предпринимателей существует мнение, что ликвидация бизнеса- это долгий и трудный процесс, требующий множества затрат: времени, энергии, ресурсов, который не всегда приводит к желаемому результату. 

    “Страшилки” о сложности процедуры ликвидации передаются из уст в уста, от одного поколения предпринимателей к другому и уже, скорее всего, могут быть признаны народным творчеством. 

    Из-за страха ликвидации, многие люди предпочитают избавляться от предприятий посредством продажи или банкротства. 

    Но эти методы могут впоследствии сыграть злую шутку. Дополнительные расходы, использование компании в незаконных целях, имущественные потери и утрата деловой репутации- это минимум негативных последствий, которые могут возникнуть. 

    Почему ликвидация лучше, что нужно учесть и почему не стоит избегать этой процедуры, когда принято решение прекратить деятельность компании- читайте в статье.

  • 17.09.2019 16:17
    4069
    Раздел:  Все статьи

    Идея работы на себя, без начальников и авралов, с учётом своих возможностей, интересов и удобным для себя графиком, стала буквально современной идеологией. Каждый день к ней присоединяется все больше людей.

  • В своей работе в качестве налоговых консультантов мы часто слышим от бухгалтеров что раздел – налогообложение физических лиц содержит мало налоговых рисков и не так сложен даже для бухгалтеров, которые никогда не работали с налогами.  Во время налогового аудита мы также  получаем от бухгалтеров информацию- что за данный участок по налогам они не переживают, тем более если учет заработной платы и исчисление налогов с доходов физических лиц переданы в аутсорсинг консалтинговой компании. Но в нашей практике мы редко встречаемся с компаниями, где отсутствуют ошибки возникаемых при налогообложении доходов физических лиц.

  • Нерезиденты, осуществляющие предпринимательскую деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение (далее – ПУ), уплачивают налоги в Республике Казахстан в соответствии с положениями Налогового кодекса Республика Казахстан, а  также налоги с доходов из источников за пределами Республики Казахстан, связанных с деятельностью такого ПУ.

    Нерезиденты уплачивают в Республике Казахстан также иные налоги и другие обязательные платежи в бюджет, установленные Налоговым кодексом Республики Казахстан, при возникновении таких обязательств.

  • Автором статьи проведен обзор судебной практики за 2016-2017 годы по спорам с налоговыми органами относительно подтверждения налога на добавленную стоимость (НДС), заявленного к возврату. Анализ проводился в отношении крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу.

    В настоящей работе приводится обзор оснований, по которым налоговые органы отказали в возврате, доводы сторон в отношении спорных вопросов, а также мнение суда по ним. Отметим, что позиция суда приводится с учетом рассмотрения дел в апелляционном порядке. Поэтому отражаемые в данной работе выводы суда соответствуют судебным актам, вступившим в законную силу. 

    Подготовленный материал будет полезен в части понимания практики применения отдельных норм налогового законодательства.