Изменения в законодательстве, касающиеся воинского учета
В обновленной редакции детализированы возрастные категории и разряды военнообязанных с учетом пола и воинского звания, расширен перечень лиц, не подлежащих воинскому учету теперь в него включены не только женщины без военно-учетной специальности и лица, признанные негодными, но также сотрудники, курсанты и слушатели военных, специальных и правоохранительных органов, а также органов гражданской защиты. Существенным нововведением стало введение автоматического режима приписки граждан мужского пола по достижении семнадцатилетнего возраста: информационная система Министерства обороны Республики Казахстан формирует электронную учетную карточку и получает необходимые сведения из государственных баз данных. Таким образом, процесс первоначальной постановки на учет переводится в цифровой формат, что исключает необходимость личного обращения граждан и обеспечивает межведомственное взаимодействие в автоматическом режиме.
Кроме того, правила конкретизируют перечень документов, относящихся к личному и основному учету, включая электронные учетные карточки и удостоверения об отсрочке от призыва, а также устанавливают новую систему распределения и хранения личных дел призывников в местных органах военного управления. Общий характер изменений направлен на повышение точности, оперативности и прозрачности ведения воинского учета, упрощение процедур для граждан и органов учета, а также на адаптацию нормативной базы к цифровой инфраструктуре государственных органов.
В частности, в правила внесены следующие изменения:
«2. Воинскому учету подлежат граждане, за исключением:
1) женщин, не имеющих военно-учетной специальности;
2) лиц, уволенных с воинской службы в отставку или исключенных с воинского учета по достижении предельного возраста пребывания в запасе либо признанных не годными к воинской службе с исключением с воинского учета;
3) лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы;
4) лиц, постоянно проживающих за пределами Республики Казахстан;
5) сотрудников, а также курсантов и слушателей военных, специальных учебных заведений правоохранительных и специальных государственных органов Республики Казахстан, органов гражданской защиты.»;
подпункт 2) пункта 3 изложить в следующей редакции:
«2) порядок проведения приписки граждан к местным органам военного управления;»;
пункт 5 изложить в следующей редакции:
«5. Продолжительность нахождения граждан на воинском учете определяется в соответствии с Законом «О воинской службе и статусе военнослужащих» (далее – Закон).
По возрасту, военнообязанные делятся на разряды учета:
1) в первом разряде состоят:
офицерский состав – до 50 лет включительно;
рядовой и сержантский состав – до 40 лет включительно;
2) во втором разряде состоят:
офицерский состав – от 51 до 60 лет включительно;
рядовой и сержантский состав – от 41 до 50 лет включительно.
Военнообязанные женщины состоят на воинском учете во втором разряде:
офицерский состав – до 45 лет включительно;
рядовой и сержантский состав – до 35 лет включительно.
Военнослужащие, уволенные с воинской службы и граждане, пребывающие в запасе, имеющие воинские звания «старшина», «главный корабельный старшина», «прапорщик», «мичман», «старший прапорщик», «старший мичман» состоят на воинском учете второго разряда до 50 лет включительно.»;
пункт 10 изложить в следующей редакции:
«10. Приписка граждан к МОВУ – мероприятия воинского учета, проводимые МОВУ для первоначальной постановки граждан на воинский учет.
Приписке к МОВУ, подлежат следующие лица:
1) граждане мужского пола по достижении семнадцатилетнего возраста;
2) граждане мужского пола, ранее не состоявшие на воинском учете;
3) лица, принявшие гражданство Республики Казахстан, за исключением лиц, указанных в пункте 2 настоящих Правил;
4) граждане женского пола, имеющие военно-учетную специальность.
Первоначальная постановка граждан на воинский учет осуществляется посредством взаимодействия информационных систем государственных органов.»;
дополнить пунктами 10-1 и 10-2 следующего содержания:
«10-1. Приписка граждан мужского пола по достижении семнадцатилетнего возраста проводится в автоматическом режиме.
В день исполнения гражданину мужского пола семнадцати лет ИС МО РК в автоматическом режиме формирует электронную учетную карточку и получает посредством обеспечения взаимодействия информационных систем государственных органов следующие сведения: индивидуальный идентификационный номер (далее – ИИН); фамилию, имя и отчество (при наличии); дату, место рождения; место работы (учебы); о наличии образования; о составе семьи; о наличии водительского удостоверения; о нахождении на территории Республики Казахстан; о признанных лицами с инвалидностью; о находящихся на стационарном лечении и состоящих на динамическом наблюдении; о регистрации и снятии с регистрационного учета граждан по месту жительства; о наличии либо отсутствии совершения лицом уголовного правонарушения; в отношении которых ведется дознание или предварительное следствие; в отношении которых судом рассматриваются уголовные дела, а также о вступивших в законную силу в их отношении приговорах.
После получения сведений ИС МО РК в электронной учетной карточке устанавливает статус об отношении гражданина к воинской службе «Допризывник» и определяет МОВУ по адресу регистрации постоянного места жительства.».
При получении уведомления в ИС МО РК о приписке гражданина мужского пола семнадцатилетнего возраста МОВУ района (города областного значения) проводят соответствующие записи в учетно-алфавитную книгу.
10-2. Постановка на воинский учет к МОВУ района (города областного значения) лиц, предусмотренных подпунктами 2) – 4) пункта 10 настоящих Правил, проводится в соответствии с пунктом 78 настоящих Правил.»;
пункты 16 и 17 изложить в следующей редакции:
«16. К личным учетно-воинским документам относятся:
1) военный билет офицера запаса Вооруженных Сил Республики Казахстан по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам (далее ‒ военный билет офицера запаса);
2) военный билет офицера запаса специальных государственных органов;
3) военный билет рядового и сержантского составов по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам (далее ‒ военный билет рядового и сержантского составов);
4) удостоверение об отсрочке от призыва на воинскую службу в период мобилизации, военного положения и в военное время.
17. К документам основного учета относятся:
1) личное дело призывника по форме согласно приложению 4 к настоящим Правилам (далее ‒ личное дело призывника);
2) учетная карта призывника по форме согласно приложению 4-1 к настоящим Правилам;
3) учетная карточка военнообязанного по форме согласно приложению 5 к настоящим Правилам (далее ‒ учетная карточка);
4) личная карточка формы № Т-2 по форме согласно приложению 6 к настоящим Правилам (далее ‒ личная карточка);
5) учетно-послужная карточка (для офицеров);
6) извещение о зачислении военнообязанного на специальный воинский учет.»;
главу 3 исключить;
пункт 42 изложить в следующей редакции:
«42. В учетно-алфавитную книгу включаются все призывники, приписанные к МОВУ.»;
пункт 46 изложить в следующей редакции:
«46. В МОВУ района (города областного значения) все личные дела призывников распределяются по картотекам в следующей последовательности:
1) приписанных к МОВУ в текущем году (по сельским округам по алфавиту);
2) подлежащих призыву на срочную воинскую службу, раздельно в марте-июне, сентябре-декабре (по сельским округам по алфавиту);
3) имеющих отсрочку от призыва (картотека составляется по характеру отсрочек «по семейным обстоятельствам», «для продолжения образования», «по состоянию здоровья», «по другим причинам»);
4) кандидатов для поступления в военные учебные заведения;
5) специализированная картотека (учет личных дел призывников, предназначенных для комплектования Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан);
6) совершивших уголовное правонарушение.
Личные дела в каждой из указанных выше картотек распределяются строго по алфавиту.
Личные дела призывников, признанных по состоянию здоровья негодными к воинской службе в мирное время, ограничено годными в военное время и негодными к воинской службе с исключением с воинского учета передаются в архив.»;
пункт 61 изложить в следующей редакции:
«61. В мирное время военные билеты выдаются гражданам:
1) в МОВУ при призыве на воинскую службу или воинские сборы в Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования;
2) военными, специальными учебными заведениями при их зачислении;
3) МОВУ в соответствии с пунктом 77 настоящих Правил:
уволенным с воинской службы либо службы в правоохранительных, специальных государственных органах и выслужившим установленный срок воинской службы;
освобожденным из мест лишения свободы и проходившим воинскую службу либо службу в правоохранительных, специальных государственных органах и выслужившим установленный срок воинской службы;
прибывшим из других государств и принявшим гражданство Республики Казахстан, из числа ранее проходивших воинскую (альтернативную) службу либо службу в правоохранительных и специальных государственных органах;
восстановленным в воинском звании и проходившим воинскую службу либо службу в правоохранительных и специальных государственных органах.
Военным, специальным учебным заведениям бланки военных билетов рядового и сержантского составов выдаются МОВУ по их запросу в количестве необходимом для обеспечения поступивших граждан.
Военными, специальными учебными заведениями бланки военных билетов рядового и сержантского составов выдаются обучающимся гражданам по ведомости выдачи, согласно приложению 22 настоящих Правил.
Ведомость выдачи составляется в 2-х экземплярах, второй экземпляр которой с не выданными (испорченными) бланками военных билетов рядового и сержантского составов направляются в МОВУ не позднее 10 рабочих дней с момента выдачи.
Гражданам, не проходившим воинской службы, службы в правоохранительных и специальных государственных органах в целях обеспечения мобилизационной готовности государства военные билеты выдаются в период мобилизации, военного положения и в военное время в порядке, установленном законодательством.»;
пункт 70 изложить в следующей редакции:
«70. Граждане, уволенные из правоохранительных и специальных государственных органов, не достигшие 27-летнего возраста и не выслужившие установленные сроки срочной воинской службы, принимаются на воинский учет призывников по месту жительства и в дальнейшем призываются на срочную воинскую службу на общих основаниях.
Курсанты и кадеты, ранее не проходившие срочную воинскую службу и отчисленные из военных, специальных учебных заведений, не достигшие двадцатишестилетнего возраста, направляются для постановки на воинский учет призывников в местные органы военного управления и в установленном порядке призываются на срочную воинскую службу, а лица, указанные в абзаце шестом подпункта 4) пункта 1 статьи 38 Закона, вправе поступить на воинскую службу по контракту.»;
пункт 77, 78 и 79 изложить в следующей редакции:
«77. Для получения государственной услуги «Выдача военнообязанным военных билетов или их дубликатов» услугополучатели подают заявление на выдачу военного билета или его дубликата по форме согласно приложению 29 к настоящим Правилам.
Требования к оказанию государственной услуги, включающие наименование государственной услуги; наименование услугодателя; способы предоставления государственной услуги; срок оказания государственной услуги; форму оказания государственной услуги; результат оказания государственной услуги; размер платы, взимаемой с услугополучателя при оказании государственной услуги, и способы ее взимания в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан; график работы услугодателя, Государственной корпорации и объектов информации; перечень документов и сведений, истребуемых у услугополучателя для оказания государственной услуги; основания для отказа в оказании государственной услуги, а также иные требования с учетом особенностей предоставления государственной услуги изложены в форме перечня основных требований к оказанию государственной услуге согласно приложению 30 к настоящим Правилам.
Услугодатель в день поступления документов осуществляет их прием, регистрацию и передачу для исполнения ответственному исполнителю.
Рассмотрение исполнителем пакета документов на соответствие требований, установленных настоящими Правилами, подготовка результата государственной услуги на подпись руководителю осуществляется за 2 рабочих дня до истечения срока оказания государственной услуги.
Результатом оказания государственной услуги являются выдача военного билета или их дубликата лицам офицерского, рядового и сержантского составов, либо мотивированный ответ об отказе в оказании государственной услуги.
Услугодатель обеспечивает доставку результата оказания государственной услуги в Государственную корпорацию «Правительство для граждан» (далее – государственная корпорация), не позднее чем за 1 рабочий день до истечения срока оказания.
При наличии оснований для отказа в оказании государственной услуги услугодатель уведомляет услугополучателя о предварительном решении, об отказе в оказании государственной услуги, а также о времени и месте (способе) проведения заслушивания для предоставления возможности выразить услугополучателю позицию по предварительному решению.
Уведомление о заслушивании направляется заранее, но не позднее чем за 3 рабочих дня до завершения срока оказания государственной услуги. Заслушивание проводится не позднее 2 рабочих дней со дня уведомления.
При обращении на портал, услугодатель направляет в «личный кабинет» услугополучателя информацию о месте получения результата оказания государственной услуги, подписанную электронной цифровой подписью (далее – ЭЦП) услугодателя.
Выдача результата оказания государственной услуги осуществляется через Государственную корпорацию (при обращении на портал, через выбранный услугополучателем филиал Государственной корпорации);
78. Для получения государственной услуги «Постановка на воинский учет военнообязанных и призывников» услугополучатели подают заявление о постановке на воинский учет по форме согласно приложению 31 к настоящим Правилам.
Требования к оказанию государственной услуги, включающие наименование государственной услуги; наименование услугодателя; способы предоставления государственной услуги; срок оказания государственной услуги; форму оказания государственной услуги; результат оказания государственной услуги; размер платы, взимаемой с услугополучателя при оказании государственной услуги, и способы ее взимания в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан; график работы услугодателя, Государственной корпорации и объектов информации; перечень документов и сведений, истребуемых у услугополучателя для оказания государственной услуги; основания для отказа в оказании государственной услуги, а также иные требования с учетом особенностей предоставления государственной услуги изложены в форме перечня основных требований к оказанию государственной услуге согласно приложению 32 к настоящим Правилам.
Услугодатель в день поступления документов осуществляет их прием, регистрацию и передачу для исполнения ответственному исполнителю.
Рассмотрение исполнителем пакета документов на соответствие требований, установленных настоящими Правилами, подготовка результата государственной услуги на подпись руководителю осуществляется в течение 1 рабочего дня.
Результатом оказания государственной услуги является уведомление о постановке на воинский учет, в форме электронного документа, подписанного ЭЦП услугодателя, согласно приложению 33 к настоящим Правилам, либо мотивированный ответ об отказе в оказании государственной услуги.
Выдача результата оказания государственной услуги осуществляется через портал.
79. Для получения государственной услуги «Актуализация (корректировка) сведений о воинской службе» услугополучатели подают заявление на актуализацию (корректировку) сведений о воинской службе по форме согласно приложению 34 к настоящим Правилам.
Требования к оказанию государственной услуги, включающие наименование государственной услуги; наименование услугодателя; способы предоставления государственной услуги; срок оказания государственной услуги; форму оказания государственной услуги; результат оказания государственной услуги; размер платы, взимаемой с услугополучателя при оказании государственной услуги, и способы ее взимания в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан; график работы услугодателя, Государственной корпорации и объектов информации; перечень документов и сведений, истребуемых у услугополучателя для оказания государственной услуги; основания для отказа в оказании государственной услуги, а также иные требования с учетом особенностей предоставления государственной услуги изложены в форме перечня основных требований к оказанию государственной услуге согласно приложению 35 к настоящим Правилам.
Услугодатель в день поступления документов осуществляет их прием, регистрацию и передачу для исполнения ответственному исполнителю.
Рассмотрение исполнителем пакета документов на соответствие требований, установленных настоящими Правилами, подготовка результата государственной услуги на подпись руководителю осуществляется в течение 1 рабочего дня.
При отсутствии в МОВУ сведений о прохождении воинской службы, в том числе, и в льготный период, направляются запросы в соответствующие государственные органы и организации (архивы), а при необходимости и других государств.
При этом срок оказания государственной услуги продлевается до 90 (девяносто) рабочих дней с последующим уведомлением услугополучателя о продлении срока по форме согласно приложению 36 к настоящим Правилам.
При наличии оснований для отказа в оказании государственной услуги услугодатель уведомляет услугополучателя о предварительном решении об отказе в оказании государственной услуги в сроки установленные Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан.
Результатом оказания государственной услуги является уведомление об актуализации (корректировке) сведений о воинской службе, в форме электронного документа, подписанного ЭЦП услугодателя, согласно приложению37 к настоящим Правилам, либо мотивированный ответ об отказе в оказании государственной услуги.
После получения информации по направленным запросам, МОВУ вносят указанные сведения в ИС МО РК, а для граждан, претендующих на получение социальной поддержки, дополнительно направляется справка по форме, согласно приложению 38к настоящим Правилам.
Выдача результата оказания государственной услуги осуществляется через портал.»;
дополнить пунктом 82-1 следующего содержания:
«82-1. Министерство обороны Республики Казахстан направляет информацию о внесенных изменениях и (или) дополнениях в настоящие Правила в Единый контакт-центр, некоммерческое Акционерное общество «Государственная корпорация «Правительство для граждан», оператору информационно-коммуникационной инфраструктуры «электронного правительства» и МОВУ в течение трех рабочих дней со дня государственной регистрации.»;
приложение 2 изложить в новой редакции согласно приложению 1 к настоящему приказу;
приложение 3 исключить;
дополнить приложением 4-1 согласно приложению 2 к настоящему приказу;
приложения 5 и 6 изложить в новой редакции согласно приложениям 3 и 4 к настоящему приказу;
приложения 14 и 15 изложить в новой редакции согласно приложениям 5 и 6 к настоящему приказу;
приложение 28 изложить в новой редакции согласно приложению 7 к настоящему приказу;
приложение 30 изложить в новой редакции согласно приложению 8 к настоящему приказу;
приложение 32 изложить в новой редакции согласно приложению 9 к настоящему приказу.
Приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования. Зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан 15 октября 2025 года под № 37134
-
Автор:28.05.2023 17:4664438
Настоящая статья написана в соответствии с Трудовым кодексом 2016 года и учитывает последние поправки по состоянию на дату публикации. Оформление приема на работу сотрудника – это процедура, с которой сталкивается любая компания при осуществлении своей деятельности. Очень важно при этом документально оформить прием нового сотрудника, чтобы избежать в будущем нежелательных правовых последствий. Какие документы, необходимо оформить компании при приеме нового сотрудника?
-
Прямой нормы, предусматривающей ответственность за отсутствие в организации согласительной комиссии, нет. Однако, при проведении проверки трудовой инспекцией, вне зависимости от оснований его визита в организацию, этот факт не будет упущен. Государственный инспектор выпишет предписание об устранении нарушения и работодатель обязан будет создать согласительную комиссию, в срок, определенный предписанием. А, как показывает практика, сделать это непросто.
-
Мы живем в интересное время - информационной глобализации, нам доступен большой объем знаний, но и огромный минус в этом явлении также имеется и заключается он в том, что нас становится тяжело удивить. Возможно, именно по этой причине набирает обороты авторское право, объектами которого являются результаты творческой деятельности (произведения литературы, музыки, искусства, программы ЭВМ и прочее).
-
На этой неделе вступают в силу новые нормативно-правовые акты, а так же вносится ряд изменений в законодательство РК. В данной статье представлена сравнительная таблица основных изменений в законодательстве РК.
-
В преддверии дня бухгалтера мы решили пофантазировать: каким должен быть специалист будущего? Какие функции он будет выполнять?
Бухгалтер играет большое значение в судьбе любой организации. Он как волшебник- своими действиями может принести финансовое процветание даже самой убыточной компании, а одна ошибка может привести к краху самого стабильного бизнеса.
Учитывая скорость с которой развиваются технологии, профессия бухгалтера может существенно трансформироваться уже в ближайшие 5-7 лет.
Если Вы хотите, чтобы бухучет в Вашей компании велся в ногу со временем и специалист не был озадачен вопросом “Как поставить на баланс телепорт”- узнайте, какими навыками должен обладать бухгалтер будущего и успейте подготовиться к грядущему прогрессу.
-
Среди предпринимателей существует мнение, что ликвидация бизнеса- это долгий и трудный процесс, требующий множества затрат: времени, энергии, ресурсов, который не всегда приводит к желаемому результату.
“Страшилки” о сложности процедуры ликвидации передаются из уст в уста, от одного поколения предпринимателей к другому и уже, скорее всего, могут быть признаны народным творчеством.
Из-за страха ликвидации, многие люди предпочитают избавляться от предприятий посредством продажи или банкротства.
Но эти методы могут впоследствии сыграть злую шутку. Дополнительные расходы, использование компании в незаконных целях, имущественные потери и утрата деловой репутации- это минимум негативных последствий, которые могут возникнуть.
Почему ликвидация лучше, что нужно учесть и почему не стоит избегать этой процедуры, когда принято решение прекратить деятельность компании- читайте в статье.
-
Идея работы на себя, без начальников и авралов, с учётом своих возможностей, интересов и удобным для себя графиком, стала буквально современной идеологией. Каждый день к ней присоединяется все больше людей.
-
В своей работе в качестве налоговых консультантов мы часто слышим от бухгалтеров что раздел – налогообложение физических лиц содержит мало налоговых рисков и не так сложен даже для бухгалтеров, которые никогда не работали с налогами. Во время налогового аудита мы также получаем от бухгалтеров информацию- что за данный участок по налогам они не переживают, тем более если учет заработной платы и исчисление налогов с доходов физических лиц переданы в аутсорсинг консалтинговой компании. Но в нашей практике мы редко встречаемся с компаниями, где отсутствуют ошибки возникаемых при налогообложении доходов физических лиц.
-
Нерезиденты, осуществляющие предпринимательскую деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение (далее – ПУ), уплачивают налоги в Республике Казахстан в соответствии с положениями Налогового кодекса Республика Казахстан, а также налоги с доходов из источников за пределами Республики Казахстан, связанных с деятельностью такого ПУ.
Нерезиденты уплачивают в Республике Казахстан также иные налоги и другие обязательные платежи в бюджет, установленные Налоговым кодексом Республики Казахстан, при возникновении таких обязательств.
-