Изменения в законодательстве, касающиеся воинского учета

Изменения в законодательстве, касающиеся воинского учета

03.11.2025 15:15
154
Содержание:

В обновленной редакции детализированы возрастные категории и разряды военнообязанных с учетом пола и воинского звания, расширен перечень лиц, не подлежащих воинскому учету теперь в него включены не только женщины без военно-учетной специальности и лица, признанные негодными, но также сотрудники, курсанты и слушатели военных, специальных и правоохранительных органов, а также органов гражданской защиты. Существенным нововведением стало введение автоматического режима приписки граждан мужского пола по достижении семнадцатилетнего возраста: информационная система Министерства обороны Республики Казахстан формирует электронную учетную карточку и получает необходимые сведения из государственных баз данных. Таким образом, процесс первоначальной постановки на учет переводится в цифровой формат, что исключает необходимость личного обращения граждан и обеспечивает межведомственное взаимодействие в автоматическом режиме.

Кроме того, правила конкретизируют перечень документов, относящихся к личному и основному учету, включая электронные учетные карточки и удостоверения об отсрочке от призыва, а также устанавливают новую систему распределения и хранения личных дел призывников в местных органах военного управления. Общий характер изменений направлен на повышение точности, оперативности и прозрачности ведения воинского учета, упрощение процедур для граждан и органов учета, а также на адаптацию нормативной базы к цифровой инфраструктуре государственных органов.

В частности, в правила внесены следующие изменения:

«2. Воинскому учету подлежат граждане, за исключением:

1) женщин, не имеющих военно-учетной специальности;

2) лиц, уволенных с воинской службы в отставку или исключенных с воинского учета по достижении предельного возраста пребывания в запасе либо признанных не годными к воинской службе с исключением с воинского учета;

3) лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы;

4) лиц, постоянно проживающих за пределами Республики Казахстан;

5) сотрудников, а также курсантов и слушателей военных, специальных учебных заведений правоохранительных и специальных государственных органов Республики Казахстан, органов гражданской защиты.»;

подпункт 2) пункта 3 изложить в следующей редакции:

«2) порядок проведения приписки граждан к местным органам военного управления;»;

пункт 5 изложить в следующей редакции:

«5. Продолжительность нахождения граждан на воинском учете определяется в соответствии с Законом «О воинской службе и статусе военнослужащих» (далее – Закон).

По возрасту, военнообязанные делятся на разряды учета:

1) в первом разряде состоят:

офицерский состав – до 50 лет включительно;

рядовой и сержантский состав – до 40 лет включительно;

2) во втором разряде состоят:

офицерский состав – от 51 до 60 лет включительно;

рядовой и сержантский состав – от 41 до 50 лет включительно.

Военнообязанные женщины состоят на воинском учете во втором разряде:

офицерский состав – до 45 лет включительно;

рядовой и сержантский состав – до 35 лет включительно.

Военнослужащие, уволенные с воинской службы и граждане, пребывающие в запасе, имеющие воинские звания «старшина», «главный корабельный старшина», «прапорщик», «мичман», «старший прапорщик», «старший мичман» состоят на воинском учете второго разряда до 50 лет включительно.»;

пункт 10 изложить в следующей редакции:

«10. Приписка граждан к МОВУ – мероприятия воинского учета, проводимые МОВУ для первоначальной постановки граждан на воинский учет.

Приписке к МОВУ, подлежат следующие лица:

1) граждане мужского пола по достижении семнадцатилетнего возраста;

2) граждане мужского пола, ранее не состоявшие на воинском учете;

3) лица, принявшие гражданство Республики Казахстан, за исключением лиц, указанных в пункте 2 настоящих Правил;

4) граждане женского пола, имеющие военно-учетную специальность.

Первоначальная постановка граждан на воинский учет осуществляется посредством взаимодействия информационных систем государственных органов.»;

дополнить пунктами 10-1 и 10-2 следующего содержания:

«10-1. Приписка граждан мужского пола по достижении семнадцатилетнего возраста проводится в автоматическом режиме.

В день исполнения гражданину мужского пола семнадцати лет ИС МО РК в автоматическом режиме формирует электронную учетную карточку и получает посредством обеспечения взаимодействия информационных систем государственных органов следующие сведения: индивидуальный идентификационный номер (далее – ИИН); фамилию, имя и отчество (при наличии); дату, место рождения; место работы (учебы); о наличии образования; о составе семьи; о наличии водительского удостоверения; о нахождении на территории Республики Казахстан; о признанных лицами с инвалидностью; о находящихся на стационарном лечении и состоящих на динамическом наблюдении; о регистрации и снятии с регистрационного учета граждан по месту жительства; о наличии либо отсутствии совершения лицом уголовного правонарушения; в отношении которых ведется дознание или предварительное следствие; в отношении которых судом рассматриваются уголовные дела, а также о вступивших в законную силу в их отношении приговорах.

После получения сведений ИС МО РК в электронной учетной карточке устанавливает статус об отношении гражданина к воинской службе «Допризывник» и определяет МОВУ по адресу регистрации постоянного места жительства.».

При получении уведомления в ИС МО РК о приписке гражданина мужского пола семнадцатилетнего возраста МОВУ района (города областного значения) проводят соответствующие записи в учетно-алфавитную книгу.

10-2. Постановка на воинский учет к МОВУ района (города областного значения) лиц, предусмотренных подпунктами 2) – 4) пункта 10 настоящих Правил, проводится в соответствии с пунктом 78 настоящих Правил.»;

пункты 16 и 17 изложить в следующей редакции:

«16. К личным учетно-воинским документам относятся:

1) военный билет офицера запаса Вооруженных Сил Республики Казахстан по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам (далее ‒ военный билет офицера запаса);

2) военный билет офицера запаса специальных государственных органов;

3) военный билет рядового и сержантского составов по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам (далее ‒ военный билет рядового и сержантского составов);

4) удостоверение об отсрочке от призыва на воинскую службу в период мобилизации, военного положения и в военное время.

17. К документам основного учета относятся:

1) личное дело призывника по форме согласно приложению 4 к настоящим Правилам (далее ‒ личное дело призывника);

2) учетная карта призывника по форме согласно приложению 4-1 к настоящим Правилам;

3) учетная карточка военнообязанного по форме согласно приложению 5 к настоящим Правилам (далее ‒ учетная карточка);

4) личная карточка формы № Т-2 по форме согласно приложению 6 к настоящим Правилам (далее ‒ личная карточка);

5) учетно-послужная карточка (для офицеров);

6) извещение о зачислении военнообязанного на специальный воинский учет.»;

главу 3 исключить;

пункт 42 изложить в следующей редакции:

«42. В учетно-алфавитную книгу включаются все призывники, приписанные к МОВУ.»;

пункт 46 изложить в следующей редакции:

«46. В МОВУ района (города областного значения) все личные дела призывников распределяются по картотекам в следующей последовательности:

1) приписанных к МОВУ в текущем году (по сельским округам по алфавиту);

2) подлежащих призыву на срочную воинскую службу, раздельно в марте-июне, сентябре-декабре (по сельским округам по алфавиту);

3) имеющих отсрочку от призыва (картотека составляется по характеру отсрочек «по семейным обстоятельствам», «для продолжения образования», «по состоянию здоровья», «по другим причинам»);

4) кандидатов для поступления в военные учебные заведения;

5) специализированная картотека (учет личных дел призывников, предназначенных для комплектования Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан);

6) совершивших уголовное правонарушение.

Личные дела в каждой из указанных выше картотек распределяются строго по алфавиту.

Личные дела призывников, признанных по состоянию здоровья негодными к воинской службе в мирное время, ограничено годными в военное время и негодными к воинской службе с исключением с воинского учета передаются в архив.»;

пункт 61 изложить в следующей редакции:

«61. В мирное время военные билеты выдаются гражданам:

1) в МОВУ при призыве на воинскую службу или воинские сборы в Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования;

2) военными, специальными учебными заведениями при их зачислении;

3) МОВУ в соответствии с пунктом 77 настоящих Правил:

уволенным с воинской службы либо службы в правоохранительных, специальных государственных органах и выслужившим установленный срок воинской службы;

освобожденным из мест лишения свободы и проходившим воинскую службу либо службу в правоохранительных, специальных государственных органах и выслужившим установленный срок воинской службы;

прибывшим из других государств и принявшим гражданство Республики Казахстан, из числа ранее проходивших воинскую (альтернативную) службу либо службу в правоохранительных и специальных государственных органах;

восстановленным в воинском звании и проходившим воинскую службу либо службу в правоохранительных и специальных государственных органах.

Военным, специальным учебным заведениям бланки военных билетов рядового и сержантского составов выдаются МОВУ по их запросу в количестве необходимом для обеспечения поступивших граждан.

Военными, специальными учебными заведениями бланки военных билетов рядового и сержантского составов выдаются обучающимся гражданам по ведомости выдачи, согласно приложению 22 настоящих Правил.

Ведомость выдачи составляется в 2-х экземплярах, второй экземпляр которой с не выданными (испорченными) бланками военных билетов рядового и сержантского составов направляются в МОВУ не позднее 10 рабочих дней с момента выдачи.

Гражданам, не проходившим воинской службы, службы в правоохранительных и специальных государственных органах в целях обеспечения мобилизационной готовности государства военные билеты выдаются в период мобилизации, военного положения и в военное время в порядке, установленном законодательством.»;

пункт 70 изложить в следующей редакции:

«70. Граждане, уволенные из правоохранительных и специальных государственных органов, не достигшие 27-летнего возраста и не выслужившие установленные сроки срочной воинской службы, принимаются на воинский учет призывников по месту жительства и в дальнейшем призываются на срочную воинскую службу на общих основаниях.

Курсанты и кадеты, ранее не проходившие срочную воинскую службу и отчисленные из военных, специальных учебных заведений, не достигшие двадцатишестилетнего возраста, направляются для постановки на воинский учет призывников в местные органы военного управления и в установленном порядке призываются на срочную воинскую службу, а лица, указанные в абзаце шестом подпункта 4) пункта 1 статьи 38 Закона, вправе поступить на воинскую службу по контракту.»;

пункт 77, 78 и 79 изложить в следующей редакции:

«77. Для получения государственной услуги «Выдача военнообязанным военных билетов или их дубликатов» услугополучатели подают заявление на выдачу военного билета или его дубликата по форме согласно приложению 29 к настоящим Правилам.

Требования к оказанию государственной услуги, включающие наименование государственной услуги; наименование услугодателя; способы предоставления государственной услуги; срок оказания государственной услуги; форму оказания государственной услуги; результат оказания государственной услуги; размер платы, взимаемой с услугополучателя при оказании государственной услуги, и способы ее взимания в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан; график работы услугодателя, Государственной корпорации и объектов информации; перечень документов и сведений, истребуемых у услугополучателя для оказания государственной услуги; основания для отказа в оказании государственной услуги, а также иные требования с учетом особенностей предоставления государственной услуги изложены в форме перечня основных требований к оказанию государственной услуге согласно приложению 30 к настоящим Правилам.

Услугодатель в день поступления документов осуществляет их прием, регистрацию и передачу для исполнения ответственному исполнителю.

Рассмотрение исполнителем пакета документов на соответствие требований, установленных настоящими Правилами, подготовка результата государственной услуги на подпись руководителю осуществляется за 2 рабочих дня до истечения срока оказания государственной услуги.

Результатом оказания государственной услуги являются выдача военного билета или их дубликата лицам офицерского, рядового и сержантского составов, либо мотивированный ответ об отказе в оказании государственной услуги.

Услугодатель обеспечивает доставку результата оказания государственной услуги в Государственную корпорацию «Правительство для граждан» (далее – государственная корпорация), не позднее чем за 1 рабочий день до истечения срока оказания.

При наличии оснований для отказа в оказании государственной услуги услугодатель уведомляет услугополучателя о предварительном решении, об отказе в оказании государственной услуги, а также о времени и месте (способе) проведения заслушивания для предоставления возможности выразить услугополучателю позицию по предварительному решению.

Уведомление о заслушивании направляется заранее, но не позднее чем за 3 рабочих дня до завершения срока оказания государственной услуги. Заслушивание проводится не позднее 2 рабочих дней со дня уведомления.

При обращении на портал, услугодатель направляет в «личный кабинет» услугополучателя информацию о месте получения результата оказания государственной услуги, подписанную электронной цифровой подписью (далее – ЭЦП) услугодателя.

Выдача результата оказания государственной услуги осуществляется через Государственную корпорацию (при обращении на портал, через выбранный услугополучателем филиал Государственной корпорации);

78. Для получения государственной услуги «Постановка на воинский учет военнообязанных и призывников» услугополучатели подают заявление о постановке на воинский учет по форме согласно приложению 31 к настоящим Правилам.

Требования к оказанию государственной услуги, включающие наименование государственной услуги; наименование услугодателя; способы предоставления государственной услуги; срок оказания государственной услуги; форму оказания государственной услуги; результат оказания государственной услуги; размер платы, взимаемой с услугополучателя при оказании государственной услуги, и способы ее взимания в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан; график работы услугодателя, Государственной корпорации и объектов информации; перечень документов и сведений, истребуемых у услугополучателя для оказания государственной услуги; основания для отказа в оказании государственной услуги, а также иные требования с учетом особенностей предоставления государственной услуги изложены в форме перечня основных требований к оказанию государственной услуге согласно приложению 32 к настоящим Правилам.

Услугодатель в день поступления документов осуществляет их прием, регистрацию и передачу для исполнения ответственному исполнителю.

Рассмотрение исполнителем пакета документов на соответствие требований, установленных настоящими Правилами, подготовка результата государственной услуги на подпись руководителю осуществляется в течение 1 рабочего дня.

Результатом оказания государственной услуги является уведомление о постановке на воинский учет, в форме электронного документа, подписанного ЭЦП услугодателя, согласно приложению 33 к настоящим Правилам, либо мотивированный ответ об отказе в оказании государственной услуги.

Выдача результата оказания государственной услуги осуществляется через портал.

79. Для получения государственной услуги «Актуализация (корректировка) сведений о воинской службе» услугополучатели подают заявление на актуализацию (корректировку) сведений о воинской службе по форме согласно приложению 34 к настоящим Правилам.

Требования к оказанию государственной услуги, включающие наименование государственной услуги; наименование услугодателя; способы предоставления государственной услуги; срок оказания государственной услуги; форму оказания государственной услуги; результат оказания государственной услуги; размер платы, взимаемой с услугополучателя при оказании государственной услуги, и способы ее взимания в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан; график работы услугодателя, Государственной корпорации и объектов информации; перечень документов и сведений, истребуемых у услугополучателя для оказания государственной услуги; основания для отказа в оказании государственной услуги, а также иные требования с учетом особенностей предоставления государственной услуги изложены в форме перечня основных требований к оказанию государственной услуге согласно приложению 35 к настоящим Правилам.

Услугодатель в день поступления документов осуществляет их прием, регистрацию и передачу для исполнения ответственному исполнителю.

Рассмотрение исполнителем пакета документов на соответствие требований, установленных настоящими Правилами, подготовка результата государственной услуги на подпись руководителю осуществляется в течение 1 рабочего дня.

При отсутствии в МОВУ сведений о прохождении воинской службы, в том числе, и в льготный период, направляются запросы в соответствующие государственные органы и организации (архивы), а при необходимости и других государств.

При этом срок оказания государственной услуги продлевается до 90 (девяносто) рабочих дней с последующим уведомлением услугополучателя о продлении срока по форме согласно приложению 36 к настоящим Правилам.

При наличии оснований для отказа в оказании государственной услуги услугодатель уведомляет услугополучателя о предварительном решении об отказе в оказании государственной услуги в сроки установленные Административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан.

Результатом оказания государственной услуги является уведомление об актуализации (корректировке) сведений о воинской службе, в форме электронного документа, подписанного ЭЦП услугодателя, согласно приложению37 к настоящим Правилам, либо мотивированный ответ об отказе в оказании государственной услуги.

После получения информации по направленным запросам, МОВУ вносят указанные сведения в ИС МО РК, а для граждан, претендующих на получение социальной поддержки, дополнительно направляется справка по форме, согласно приложению 38к настоящим Правилам.

Выдача результата оказания государственной услуги осуществляется через портал.»;

дополнить пунктом 82-1 следующего содержания:

«82-1. Министерство обороны Республики Казахстан направляет информацию о внесенных изменениях и (или) дополнениях в настоящие Правила в Единый контакт-центр, некоммерческое Акционерное общество «Государственная корпорация «Правительство для граждан», оператору информационно-коммуникационной инфраструктуры «электронного правительства» и МОВУ в течение трех рабочих дней со дня государственной регистрации.»;

приложение 2 изложить в новой редакции согласно приложению 1 к настоящему приказу;

приложение 3 исключить;

дополнить приложением 4-1 согласно приложению 2 к настоящему приказу;

приложения 5 и 6 изложить в новой редакции согласно приложениям 3 и 4 к настоящему приказу;

приложения 14 и 15 изложить в новой редакции согласно приложениям 5 и 6 к настоящему приказу;

приложение 28 изложить в новой редакции согласно приложению 7 к настоящему приказу;

приложение 30 изложить в новой редакции согласно приложению 8 к настоящему приказу;

приложение 32 изложить в новой редакции согласно приложению 9 к настоящему приказу.

 

Приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования. Зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан 15 октября 2025 года под № 37134

 

 

Вам также может быть интересно:
  • Настоящая статья написана в соответствии с Трудовым кодексом 2016 года и учитывает последние поправки  по состоянию на дату публикации. Оформление приема на работу сотрудника – это процедура, с которой сталкивается любая компания при осуществлении своей деятельности. Очень важно при этом документально оформить прием нового сотрудника, чтобы избежать в будущем нежелательных правовых последствий. Какие документы, необходимо оформить компании при приеме нового сотрудника?

  • Прямой нормы, предусматривающей ответственность за отсутствие в организации согласительной комиссии, нет. Однако, при проведении проверки трудовой инспекцией, вне зависимости от оснований его визита в организацию, этот факт не будет упущен. Государственный инспектор выпишет предписание об устранении нарушения и работодатель обязан будет создать согласительную комиссию, в срок, определенный предписанием. А, как показывает практика, сделать это непросто.

  • 21.01.2020 12:54
    11853

    Мы живем в интересное время - информационной глобализации, нам доступен большой объем знаний, но и огромный минус в этом явлении также имеется и заключается он в том, что нас становится тяжело удивить. Возможно, именно по этой причине набирает обороты авторское право, объектами которого являются результаты творческой деятельности (произведения литературы, музыки, искусства, программы ЭВМ и прочее).

  • На этой неделе вступают в силу новые нормативно-правовые акты, а так же вносится ряд изменений в законодательство РК. В данной статье представлена сравнительная таблица основных изменений в законодательстве РК.

  • 04.10.2019 09:31
    5187
    Раздел:  Все статьи

    В преддверии дня бухгалтера мы решили пофантазировать: каким должен быть специалист будущего? Какие функции он будет выполнять?

    Бухгалтер играет большое значение в судьбе любой организации. Он как волшебник- своими действиями может принести финансовое процветание даже самой убыточной компании, а одна ошибка может привести к краху самого стабильного бизнеса.

    Учитывая скорость с которой развиваются технологии, профессия бухгалтера может существенно трансформироваться уже в ближайшие 5-7 лет.

    Если Вы хотите, чтобы бухучет в Вашей компании велся в ногу со временем и специалист не был озадачен вопросом “Как поставить на баланс телепорт”- узнайте, какими навыками должен обладать бухгалтер будущего и успейте подготовиться к грядущему прогрессу.

  • 30.09.2019 09:48
    8586
    Раздел:  Все статьи

     

    Среди предпринимателей существует мнение, что ликвидация бизнеса- это долгий и трудный процесс, требующий множества затрат: времени, энергии, ресурсов, который не всегда приводит к желаемому результату. 

    “Страшилки” о сложности процедуры ликвидации передаются из уст в уста, от одного поколения предпринимателей к другому и уже, скорее всего, могут быть признаны народным творчеством. 

    Из-за страха ликвидации, многие люди предпочитают избавляться от предприятий посредством продажи или банкротства. 

    Но эти методы могут впоследствии сыграть злую шутку. Дополнительные расходы, использование компании в незаконных целях, имущественные потери и утрата деловой репутации- это минимум негативных последствий, которые могут возникнуть. 

    Почему ликвидация лучше, что нужно учесть и почему не стоит избегать этой процедуры, когда принято решение прекратить деятельность компании- читайте в статье.

  • 17.09.2019 16:17
    6295
    Раздел:  Все статьи

    Идея работы на себя, без начальников и авралов, с учётом своих возможностей, интересов и удобным для себя графиком, стала буквально современной идеологией. Каждый день к ней присоединяется все больше людей.

  • В своей работе в качестве налоговых консультантов мы часто слышим от бухгалтеров что раздел – налогообложение физических лиц содержит мало налоговых рисков и не так сложен даже для бухгалтеров, которые никогда не работали с налогами.  Во время налогового аудита мы также  получаем от бухгалтеров информацию- что за данный участок по налогам они не переживают, тем более если учет заработной платы и исчисление налогов с доходов физических лиц переданы в аутсорсинг консалтинговой компании. Но в нашей практике мы редко встречаемся с компаниями, где отсутствуют ошибки возникаемых при налогообложении доходов физических лиц.

  • Нерезиденты, осуществляющие предпринимательскую деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение (далее – ПУ), уплачивают налоги в Республике Казахстан в соответствии с положениями Налогового кодекса Республика Казахстан, а  также налоги с доходов из источников за пределами Республики Казахстан, связанных с деятельностью такого ПУ.

    Нерезиденты уплачивают в Республике Казахстан также иные налоги и другие обязательные платежи в бюджет, установленные Налоговым кодексом Республики Казахстан, при возникновении таких обязательств.