Особенности и порядок проведения выездной таможенной проверки - Статья

Особенности и порядок проведения выездной таможенной проверки

03.11.2015 10:07
7133
Содержание:

Таможенная проверка является одной из форм государственного контроля (подробнее о формах государственного контроля в сфере таможенного дела читайте в статье «Таможенная проверка и иные формы государственного контроля в сфере таможенного дела») в сфере таможенного дела и осуществляется в форме камеральной таможенной проверки или выездной таможенной проверки.

Примечание: с информацией по камеральной таможенной проверке вы можете ознакомиться из статьи на сайте «Особенности и порядок проведения камеральной таможенной проверки».

Выездная таможенная проверка проводится таможенным органом с выездом в место нахождения юридического лица, место осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) в место фактического осуществления их деятельности.

Выездная таможенная проверка разделяется на:

  • Плановую выездную таможенную проверку - осуществляется на основании планов проверок, разрабатываемых таможенными органами;
Периодичность проведения в отношении: одного и того же проверяемого лица; не чаще одного раза в год;
уполномоченных экономических операторов; не чаще одного раза в три года.

Отбор проверяемых лиц производится с использованием информации, полученной:

  • с использованием информационных ресурсов таможенных органов;
  • по результатам предыдущих проверок, в том числе камеральных проверок;
  • от государственных органов;
  • от банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций;
  • от таможенных и (или) иных контролирующих государственных органов государств - членов ЕАЭС;
  • из средств массовой информации;
  • из других источников официальным путем.

Перед началом проведения плановой выездной таможенной проверки таможенные органы направляют проверяемому лицу уведомление заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или передают такое уведомление иным способом, позволяющим подтвердить факт его получения. В уведомлении указываются:

  • срок и дата проверки;
  • предварительный перечень документов, необходимых для ее проведения (документы и учетные записи, имеющие отношение к проверяемому периоду);
  • права и обязанности проверяемых лиц при ее проведении.

Важно: возврат почтового отправления с отметкой, свидетельствующей о невручении письма адресату в связи с отсутствием проверяемого лица по месту нахождения, не является основанием для отмены плановой выездной таможенной проверки.

Плановая выездная таможенная проверка может быть начата не ранее чем через 15 (пятнадцать) календарных дней со дня получения уведомления проверяемым лицом либо со дня поступления в таможенный орган почтового отправления с отметкой о невручении письма адресату.

  • Внеплановую выездную таможенную проверку - проводится на основании предписания.

Требования к предписанию:

подписано: руководителем таможенного органа, либо лицом, его замещающим; 
зарегистрировано: в органах прокуратуры в установленном законе порядке;
сведения:
  • дата и номер регистрации предписания в таможенном органе;
  • наименование таможенного органа, вынесшего предписание;
  • полное наименование проверяемого лица;
  • идентификационный номер налогоплательщика (ИИН или БИН);
  • предмет назначенной проверки;
  • должность, фамилия, имя, отчество (при его наличии) проверяющих лиц таможенного органа и проверяющих лиц иных контролирующих государственных органов, привлеченных к таможенной проверке;
  • срок проведения проверки;
  • правовые основания проведения проверки, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;
  • проверяемый период.

Основания для назначения внеплановых выездных таможенных проверок:На основании одного предписания проводится только одна проверка проверяемого лица.

  • данные, полученные в результате анализа информации, содержащейся в базах данных таможенных органов и органов государственного контроля (надзора), свидетельствующие о возможном нарушении таможенного законодательства ЕАЭС и РК;
  • наличие данных, свидетельствующих о возможном нарушении требований таможенного законодательства ЕАЭС и РК;
  • заявление лица, в том числе осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, на получение статуса уполномоченного экономического оператора (гл. 6 Кодекса РК «О таможенном деле в РК» (Таможенный кодекс));
  • необходимость проведения встречной выездной проверки;
  • обращение (запрос) компетентного органа иностранного государства о проведении проверки лица, совершавшего внешнеэкономические сделки с иностранной организацией;
  • получение сведений, свидетельствующих о нарушении требований таможенного законодательства РК, представленных органами государственного контроля (надзора);
  • проверка сведений, полученных в результате информационного обмена с налоговыми, таможенными и правоохранительными органами иностранных государств;
  • случаи, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством РК;
  • контроль исполнения вынесенных актов по результатам таможенных проверок, контроль исполнения уведомления о погашении задолженности по таможенным платежам, налогам и пеням и (или) требования об устранении нарушений;
  • получение информации и обращений от физических и юридических лиц, государственных органов, депутатов Парламента РК и иных лиц, свидетельствующих о возможном нарушении таможенного законодательства ЕАЭС и (или) РК;
  • встречная проверка в отношении третьих лиц, с которыми проверяемое лицо имело гражданско-правовые отношения, с целью получения необходимой для осуществления проверки информации;
  • инициативное обращение лица о проведении таможенной проверки;
  • реорганизация проверяемого лица и (или) подача проверяемым лицом документов на банкротство (ликвидацию).

В случаях необходимости подтверждения достоверности сведений, представленных проверяемым лицом, таможенным органом может проводиться встречная выездная таможенная проверка (внеплановая) у лиц, связанных с проверяемым лицом по сделкам (операциям) с товарами.

Внеплановые выездные таможенные проверки осуществляются без ограничений по периодичности их проведения.

В случае продления срока выездной таможенной проверки, а также ее приостановления в предписание вносятся соответствующие записи и уведомляется проверяемое лицо. Выездная таможенная проверка может назначаться по результатам применения иных форм таможенного контроля, а также камеральной таможенной проверки, в том числе в случае неисполнения проверяемым лицом уведомления об устранении нарушений.

Датой начала проведения выездной таможенной проверки считается дата вручения проверяемому лицу копии предписания о проведении таможенной проверки. Копия предписания вручается проверяемому лицу должностным лицом таможенного органа либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. При вручении копии предписания о проведении таможенной проверки руководитель проверяемого лица либо его представитель на оригинале предписания делает отметку об ознакомлении, а также о дате и времени получения копии предписания (в случае отказа от получения копии предписания - в предписании делается об этом соответствующую запись).

Важно: отказ проверяемого лица от получения копии предписания о проведении таможенной проверки, а также возврат почтового отправления с отметкой, свидетельствующей о невручении письма адресату в связи с отсутствием лица по месту нахождения, не являются основанием для отмены выездной таможенной проверки. В этом случае датой начала проверки считается дата записи в предписании об отказе в получении копии предписания либо дата поступления в таможенный орган почтового отправления с отметкой о невручении письма адресату.

Примечание: перед началом проведения выездной таможенной проверки на объекте проверяемого лица должностные лица таможенного органа обязаны предъявить руководителю проверяемого лица либо его представителю служебные удостоверения.

В период проведения выездной таможенной проверки проверяемое лицо не вправе вносить изменения и дополнения в проверяемые документы, связанные с его деятельностью.

Важно: срок проведения выездной таможенной проверки не должен превышать 2-х месяцев (в срок не включается период времени между датой вручения проверяемому лицу требования о представлении документов и сведений и датой получения таких документов и сведений).

Срок проведения выездной таможенной проверки может быть продлен еще на один месяц по решению таможенного органа, осуществляющего проверку. При необходимости проведения исследований или экспертиз, направления запросов в компетентные органы государств - членов ЕАЭС или иностранных государств, восстановления проверяемым лицом документов, необходимых для проведения проверки, представления дополнительных документов, относящихся к проверяемому периоду, влияющих на выводы по результатам проверки, проведение проверки может быть приостановлено по решению руководителя (лица, его замещающего) таможенного органа или уполномоченного им лица на неограниченный срок.

О продлении срока выездной таможенной проверки, а также о приостановлении ее проведения в предписание вносятся соответствующие записи, о чем письменно с приложением копии предписания уведомляется проверяемое лицо. В случаях изменений состава проверяющих должностных лиц, а также периода выездной таможенной проверки оформляется дополнение к предписанию, в котором указываются номер и дата регистрации основного предписания.

Считаем, что изучение выездной таможенной проверки должно осуществляться наряду с изучением камеральной таможенной проверки (и наоборот), как видов таможенных проверок. Так вы будете  иметь общее понимание и представление о видах проверок в сфере таможенного дела.

Уважаемые пользователи! Информация в статье соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

Вам также может быть интересно:
  • Прямой нормы, предусматривающей ответственность за отсутствие в организации согласительной комиссии, нет. Однако, при проведении проверки трудовой инспекцией, вне зависимости от оснований его визита в организацию, этот факт не будет упущен. Государственный инспектор выпишет предписание об устранении нарушения и работодатель обязан будет создать согласительную комиссию, в срок, определенный предписанием. А, как показывает практика, сделать это непросто.

  • Мы живем в интересное время - информационной глобализации, нам доступен большой объем знаний, но и огромный минус в этом явлении также имеется и заключается он в том, что нас становится тяжело удивить. Возможно, именно по этой причине набирает обороты авторское право, объектами которого являются результаты творческой деятельности (произведения литературы, музыки, искусства, программы ЭВМ и прочее).

  • На этой неделе вступают в силу новые нормативно-правовые акты, а так же вносится ряд изменений в законодательство РК. В данной статье представлена сравнительная таблица основных изменений в законодательстве РК.

  • 04.10.2019 09:31
    3664
    Раздел:  Все статьи

    В преддверии дня бухгалтера мы решили пофантазировать: каким должен быть специалист будущего? Какие функции он будет выполнять?

    Бухгалтер играет большое значение в судьбе любой организации. Он как волшебник- своими действиями может принести финансовое процветание даже самой убыточной компании, а одна ошибка может привести к краху самого стабильного бизнеса.

    Учитывая скорость с которой развиваются технологии, профессия бухгалтера может существенно трансформироваться уже в ближайшие 5-7 лет.

    Если Вы хотите, чтобы бухучет в Вашей компании велся в ногу со временем и специалист не был озадачен вопросом “Как поставить на баланс телепорт”- узнайте, какими навыками должен обладать бухгалтер будущего и успейте подготовиться к грядущему прогрессу.

  • 30.09.2019 09:48
    6249
    Раздел:  Все статьи

     

    Среди предпринимателей существует мнение, что ликвидация бизнеса- это долгий и трудный процесс, требующий множества затрат: времени, энергии, ресурсов, который не всегда приводит к желаемому результату. 

    “Страшилки” о сложности процедуры ликвидации передаются из уст в уста, от одного поколения предпринимателей к другому и уже, скорее всего, могут быть признаны народным творчеством. 

    Из-за страха ликвидации, многие люди предпочитают избавляться от предприятий посредством продажи или банкротства. 

    Но эти методы могут впоследствии сыграть злую шутку. Дополнительные расходы, использование компании в незаконных целях, имущественные потери и утрата деловой репутации- это минимум негативных последствий, которые могут возникнуть. 

    Почему ликвидация лучше, что нужно учесть и почему не стоит избегать этой процедуры, когда принято решение прекратить деятельность компании- читайте в статье.

  • 17.09.2019 16:17
    4063
    Раздел:  Все статьи

    Идея работы на себя, без начальников и авралов, с учётом своих возможностей, интересов и удобным для себя графиком, стала буквально современной идеологией. Каждый день к ней присоединяется все больше людей.

  • В своей работе в качестве налоговых консультантов мы часто слышим от бухгалтеров что раздел – налогообложение физических лиц содержит мало налоговых рисков и не так сложен даже для бухгалтеров, которые никогда не работали с налогами.  Во время налогового аудита мы также  получаем от бухгалтеров информацию- что за данный участок по налогам они не переживают, тем более если учет заработной платы и исчисление налогов с доходов физических лиц переданы в аутсорсинг консалтинговой компании. Но в нашей практике мы редко встречаемся с компаниями, где отсутствуют ошибки возникаемых при налогообложении доходов физических лиц.

  • Нерезиденты, осуществляющие предпринимательскую деятельность в Республике Казахстан через постоянное учреждение (далее – ПУ), уплачивают налоги в Республике Казахстан в соответствии с положениями Налогового кодекса Республика Казахстан, а  также налоги с доходов из источников за пределами Республики Казахстан, связанных с деятельностью такого ПУ.

    Нерезиденты уплачивают в Республике Казахстан также иные налоги и другие обязательные платежи в бюджет, установленные Налоговым кодексом Республики Казахстан, при возникновении таких обязательств.

  • Автором статьи проведен обзор судебной практики за 2016-2017 годы по спорам с налоговыми органами относительно подтверждения налога на добавленную стоимость (НДС), заявленного к возврату. Анализ проводился в отношении крупных налогоплательщиков, подлежащих мониторингу.

    В настоящей работе приводится обзор оснований, по которым налоговые органы отказали в возврате, доводы сторон в отношении спорных вопросов, а также мнение суда по ним. Отметим, что позиция суда приводится с учетом рассмотрения дел в апелляционном порядке. Поэтому отражаемые в данной работе выводы суда соответствуют судебным актам, вступившим в законную силу. 

    Подготовленный материал будет полезен в части понимания практики применения отдельных норм налогового законодательства.