Особенности и порядок проведения выездной таможенной проверки - Статья

Особенности и порядок проведения выездной таможенной проверки

03.11.2015 10:07
5980
Содержание:

Таможенная проверка является одной из форм государственного контроля (подробнее о формах государственного контроля в сфере таможенного дела читайте в статье «Таможенная проверка и иные формы государственного контроля в сфере таможенного дела») в сфере таможенного дела и осуществляется в форме камеральной таможенной проверки или выездной таможенной проверки.

Примечание: с информацией по камеральной таможенной проверке вы можете ознакомиться из статьи на сайте «Особенности и порядок проведения камеральной таможенной проверки».

Выездная таможенная проверка проводится таможенным органом с выездом в место нахождения юридического лица, место осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) в место фактического осуществления их деятельности.

Выездная таможенная проверка разделяется на:

  • Плановую выездную таможенную проверку - осуществляется на основании планов проверок, разрабатываемых таможенными органами;
Периодичность проведения в отношении: одного и того же проверяемого лица; не чаще одного раза в год;
уполномоченных экономических операторов; не чаще одного раза в три года.

Отбор проверяемых лиц производится с использованием информации, полученной:

  • с использованием информационных ресурсов таможенных органов;
  • по результатам предыдущих проверок, в том числе камеральных проверок;
  • от государственных органов;
  • от банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций;
  • от таможенных и (или) иных контролирующих государственных органов государств - членов ЕАЭС;
  • из средств массовой информации;
  • из других источников официальным путем.

Перед началом проведения плановой выездной таможенной проверки таможенные органы направляют проверяемому лицу уведомление заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или передают такое уведомление иным способом, позволяющим подтвердить факт его получения. В уведомлении указываются:

  • срок и дата проверки;
  • предварительный перечень документов, необходимых для ее проведения (документы и учетные записи, имеющие отношение к проверяемому периоду);
  • права и обязанности проверяемых лиц при ее проведении.

Важно: возврат почтового отправления с отметкой, свидетельствующей о невручении письма адресату в связи с отсутствием проверяемого лица по месту нахождения, не является основанием для отмены плановой выездной таможенной проверки.

Плановая выездная таможенная проверка может быть начата не ранее чем через 15 (пятнадцать) календарных дней со дня получения уведомления проверяемым лицом либо со дня поступления в таможенный орган почтового отправления с отметкой о невручении письма адресату.

  • Внеплановую выездную таможенную проверку - проводится на основании предписания.

Требования к предписанию:

подписано: руководителем таможенного органа, либо лицом, его замещающим; 
зарегистрировано: в органах прокуратуры в установленном законе порядке;
сведения:
  • дата и номер регистрации предписания в таможенном органе;
  • наименование таможенного органа, вынесшего предписание;
  • полное наименование проверяемого лица;
  • идентификационный номер налогоплательщика (ИИН или БИН);
  • предмет назначенной проверки;
  • должность, фамилия, имя, отчество (при его наличии) проверяющих лиц таможенного органа и проверяющих лиц иных контролирующих государственных органов, привлеченных к таможенной проверке;
  • срок проведения проверки;
  • правовые основания проведения проверки, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;
  • проверяемый период.

Основания для назначения внеплановых выездных таможенных проверок:На основании одного предписания проводится только одна проверка проверяемого лица.

  • данные, полученные в результате анализа информации, содержащейся в базах данных таможенных органов и органов государственного контроля (надзора), свидетельствующие о возможном нарушении таможенного законодательства ЕАЭС и РК;
  • наличие данных, свидетельствующих о возможном нарушении требований таможенного законодательства ЕАЭС и РК;
  • заявление лица, в том числе осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, на получение статуса уполномоченного экономического оператора (гл. 6 Кодекса РК «О таможенном деле в РК» (Таможенный кодекс));
  • необходимость проведения встречной выездной проверки;
  • обращение (запрос) компетентного органа иностранного государства о проведении проверки лица, совершавшего внешнеэкономические сделки с иностранной организацией;
  • получение сведений, свидетельствующих о нарушении требований таможенного законодательства РК, представленных органами государственного контроля (надзора);
  • проверка сведений, полученных в результате информационного обмена с налоговыми, таможенными и правоохранительными органами иностранных государств;
  • случаи, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством РК;
  • контроль исполнения вынесенных актов по результатам таможенных проверок, контроль исполнения уведомления о погашении задолженности по таможенным платежам, налогам и пеням и (или) требования об устранении нарушений;
  • получение информации и обращений от физических и юридических лиц, государственных органов, депутатов Парламента РК и иных лиц, свидетельствующих о возможном нарушении таможенного законодательства ЕАЭС и (или) РК;
  • встречная проверка в отношении третьих лиц, с которыми проверяемое лицо имело гражданско-правовые отношения, с целью получения необходимой для осуществления проверки информации;
  • инициативное обращение лица о проведении таможенной проверки;
  • реорганизация проверяемого лица и (или) подача проверяемым лицом документов на банкротство (ликвидацию).

В случаях необходимости подтверждения достоверности сведений, представленных проверяемым лицом, таможенным органом может проводиться встречная выездная таможенная проверка (внеплановая) у лиц, связанных с проверяемым лицом по сделкам (операциям) с товарами.

Внеплановые выездные таможенные проверки осуществляются без ограничений по периодичности их проведения.

В случае продления срока выездной таможенной проверки, а также ее приостановления в предписание вносятся соответствующие записи и уведомляется проверяемое лицо. Выездная таможенная проверка может назначаться по результатам применения иных форм таможенного контроля, а также камеральной таможенной проверки, в том числе в случае неисполнения проверяемым лицом уведомления об устранении нарушений.

Датой начала проведения выездной таможенной проверки считается дата вручения проверяемому лицу копии предписания о проведении таможенной проверки. Копия предписания вручается проверяемому лицу должностным лицом таможенного органа либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. При вручении копии предписания о проведении таможенной проверки руководитель проверяемого лица либо его представитель на оригинале предписания делает отметку об ознакомлении, а также о дате и времени получения копии предписания (в случае отказа от получения копии предписания - в предписании делается об этом соответствующую запись).

Важно: отказ проверяемого лица от получения копии предписания о проведении таможенной проверки, а также возврат почтового отправления с отметкой, свидетельствующей о невручении письма адресату в связи с отсутствием лица по месту нахождения, не являются основанием для отмены выездной таможенной проверки. В этом случае датой начала проверки считается дата записи в предписании об отказе в получении копии предписания либо дата поступления в таможенный орган почтового отправления с отметкой о невручении письма адресату.

Примечание: перед началом проведения выездной таможенной проверки на объекте проверяемого лица должностные лица таможенного органа обязаны предъявить руководителю проверяемого лица либо его представителю служебные удостоверения.

В период проведения выездной таможенной проверки проверяемое лицо не вправе вносить изменения и дополнения в проверяемые документы, связанные с его деятельностью.

Важно: срок проведения выездной таможенной проверки не должен превышать 2-х месяцев (в срок не включается период времени между датой вручения проверяемому лицу требования о представлении документов и сведений и датой получения таких документов и сведений).

Срок проведения выездной таможенной проверки может быть продлен еще на один месяц по решению таможенного органа, осуществляющего проверку. При необходимости проведения исследований или экспертиз, направления запросов в компетентные органы государств - членов ЕАЭС или иностранных государств, восстановления проверяемым лицом документов, необходимых для проведения проверки, представления дополнительных документов, относящихся к проверяемому периоду, влияющих на выводы по результатам проверки, проведение проверки может быть приостановлено по решению руководителя (лица, его замещающего) таможенного органа или уполномоченного им лица на неограниченный срок.

О продлении срока выездной таможенной проверки, а также о приостановлении ее проведения в предписание вносятся соответствующие записи, о чем письменно с приложением копии предписания уведомляется проверяемое лицо. В случаях изменений состава проверяющих должностных лиц, а также периода выездной таможенной проверки оформляется дополнение к предписанию, в котором указываются номер и дата регистрации основного предписания.

Считаем, что изучение выездной таможенной проверки должно осуществляться наряду с изучением камеральной таможенной проверки (и наоборот), как видов таможенных проверок. Так вы будете  иметь общее понимание и представление о видах проверок в сфере таможенного дела.

Уважаемые пользователи! Информация в статье соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

Вам также может быть интересно: