Акты работодателя по привлечению работника к материальной ответственности (в соответствии с Трудовым Кодексом 2016)
Материальная ответственность Работника наступает только при наличии всех нижеуказанных обстоятельств, которые должны быть документально зафиксированы Работодателем:
- Во время причинения ущерба Работник находился с Работодателем в трудовых правоотношениях (то есть имеется подписанный Трудовой договор или имеются иные доказательства наличия трудовых правоотношений);
- Работодателем зафиксирован факт виновного противоправного поведения (действия или бездействия) Работника, которое повлекло причинение ущерба (вреда) Работодателю;
- Имеется причинно - следственная связь между виновным противоправным поведением Работника и причиненным ущербом (вредом);
- Отсутствуют обстоятельства, исключающие материальную ответственность Работника (возникновение ущерба вследствие непреодолимой силы, нормального производственно-хозяйственного риска, крайней необходимости или необходимой обороны либо в случае неисполнения Работодателем обязанности по обеспечению надлежащих условий для хранения имущества, вверенного Работнику).
Какие же акты необходимо составить Работодателю, чтобы законно и обоснованно привлечь Работника к материальной ответственности?
О факте появления материального ущерба Работодатель может узнать из устного сообщения от Работников, из Докладной записки о причинении вреда (хищение, утеря, поломка и т.п.) или по результатам плановой инвентаризации. Именно с данного момента можно считать, что событие появления материального ущерба стало известно Работодателю.
В дальнейшем, для установления обстоятельств, причин, размера причиненного вреда, в зависимости от ситуации, Работодателю необходимо провести служебное расследование и/или провести внеплановую инвентаризацию. При этом Работодателем издаются следующие акты:
- Приказ Работодателя о проведении инвентаризации и/или служебного расследования и создании инвентаризационной комиссии;
- Уведомление материально-ответственного лица о дате и времени проведения инвентаризации;
- Акт о результатах проведенной инвентаризации с подписями всех участников комиссии и подписью материально-ответственного лица;
- Акт о результатах служебного расследования.
Порядок проведения инвентаризации регламентируется разделом 4 Правил ведения бухгалтерского учета, утвержденными Приказом Министра финансов РК от 31.03.2015 года, а также Правилами проведения инвентаризации в государственных учреждениях, утвержденными Приказом Министра финансов РК от 22.08.2011 года.
В ходе проведения или после инвентаризации и/или служебного расследования от предположительно виновных Работников Работодатель истребует письменные объяснения. При отказе Работников от дачи письменных объяснений, об этом составляется соответствующий акт (Акт об отказе работника в даче объяснений).
Доказательствами, подтверждающими совершение Работником виновных противоправных действий (или бездействия) будут служить выводы комиссии, указанные в Акте о результатах проведенной инвентаризации и/или служебного расследования, объяснение виновного Работника, объяснения других Работников и т.п.
Если Работник согласен добровольно возместить причиненный ущерб, то он может это сделать единовременным платежом в кассу Работодателя, либо дать свое согласие на осуществление удержаний из заработной платы (проект Заявления работника о согласии на осуществление удержаний из заработной платы Вы можете скачать пройдя по этой ссылке).
На основании Заявления Работника о согласии на осуществление удержаний из заработной платы Работодатель оформляет Приказ об удержании из заработной платы (проект указанного документа Вы можете скачать пройдя по этой ссылке), с которым необходимо ознакомить Работника под роспись.
Общий размер ежемесячного удержания не может быть выше 50% от причитающейся Работнику заработной платы (статья 115 ТК РК).
Помните! Прекращение трудового договора после причинения ущерба (вреда) не влечет за собой освобождения Работника от материальной ответственности по возмещению причиненного ущерба (вреда) Работодателю (статья 120 ТК РК).
Уважаемые пользователи! Информация в статье соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.
-
Стартовал весенний призыв на срочную воинскую службу. В связи с этим у большого числа работодателей стали возникать вопросы: что делать, если работнику пришла повестка, как оформить отсутствие сотрудника в день вызова в военкомат и какая ответственность может возникнуть у работодателя, если подчиненный призывного возраста проигнорирует требования уполномоченного органа по делам обороны? Ответы на эти и другие вопросы Вы можете получить в данной статье.
-
Автор:18.08.2020 15:295448
Ведение кадрового делопроизводства является обязанностью каждого работодателя, вне зависимости от вида собственности. Не грамотно выстроенный процесс работы с кадрами способен привести к множеству негативных последствий: некорректному начислению выплат работникам, снижению качества производства и финансовым убыткам. Поэтому, к вопросу оформления трудовых отношений следует подойти серьезно. В статье разберемся- что должно быть учтено при ведении кадрового документооборота и кто это должен делать?
-
Изменения, внесенные в Трудовой кодекс в большей степени были направлены на приведение трудовых отношений в соответствие с Конвенцией МОТ “Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда”. Что эти изменения принесли в жизнь работодателей? И какими могут быть последствия нарушения принятых норм- читайте в статье.
-
Автор:22.11.2019 15:0514033
Представляем Вам список основных документов кадровой службы в классификации на обязательные и рекомендуемые, оформление которых позволит Вам избежать многих проблем и головной боли, а главное- существенно сэкономит Ваше время и деньги.
-
Неправильное оформление или отсутствие документов кадровой службы может стоить компании больших финансовых расходов в виде штрафов, судебных издержек, а иногда и банкротства. Например при отсутствии трудового договора на компанию может быть наложен штраф в размере до 300 МРП за каждого сотрудника (636 300 тг. на 2016 год). А что произойдет, если ключевой сотрудник перейдет к Вашему конкуренту и "унесет" с собой все накопленные Вами знания, ноу-хау и даже клиентов?
-
Автор:09.12.2015 16:2071425
Вы в ходе своей предпринимательской деятельности решили нанять работников. У Вас возникли вопросы по данному поводу, о некоторых из них пойдет речь в данной статье. А именно:
- В чем заключается особенность оформления работников у ИП?
- Какой договор заключать Трудовой договор или Договор оказания услуг?
-
Автор:09.12.2015 16:1777117
Работодатель обязан соблюдать требования трудового законодательства, в рамках которого определен перечень основных документов кадровой службы, которые должны быть в любой организации. Знание таких документов значительно облегчит работу кадровой службы. Поэтому в настоящей статье предлагаю рассмотреть перечень таких документов и основания их обязательности:
-
Автор:09.12.2015 16:1517724
Одним из инструментов работодателя, который позволяет эффективно организовать работников, являются Правила трудового распорядка (далее - ПТР). При этом зачастую работодатели, особенно индивидуальные предприниматели, организации с небольшой численностью работников, не разрабатывают данный документ, считая его излишним.
-
Автор:09.12.2015 16:1334131
Статья 35 Трудового Кодекса Республики Казахстан (далее ТК РК) содержит исчерпывающий перечень документов, подтверждающих трудовую деятельность работника, основным из которых является трудовая книжка.
Работодатель обязан вносить в трудовую книжку работника (при ее наличии) соответствующие записи о трудовой деятельности в организации.
-
Автор:09.12.2015 16:0935577
Трудовой кодекс, регламентируя взаимоотношения работодателя и работников, часто требует составления от работодателя внутренних документов — актов работодателя. В этой статье предлагаю рассмотреть особенности их оформления.