Проверка прокуратуры: общие условия проведения
Общие положения
Примечание: дополнительно по теме читайте статью «Проверка прокуратуры: акты прокурорского надзора при проверке».
Прокуратура РК осуществляет высший надзор за точным и единообразным применением законов, указов Президента РК и иных нормативных правовых актов на всей территории РК, осуществляя свою деятельность независимо от других государственных органов и должностных лиц и подотчетна лишь Президенту РК. Высший надзор прокуратурой осуществляется путем проведения проверок и (или) анализа состояния законности.
Проверка применения законодательства проводится прокурором в пределах его компетенции после вынесения постановления о производстве проверки. Производство проверки осуществляется в связи с (п. 2 ст. 5 Закона РК «О Прокуратуре»):
- поручением Президента РК;
- заявлениями, жалобами, сообщениями и другими данными о нарушениях законодательства;
- непосредственным выявлением признаков нарушения законодательства;
- полугодовым сводным планом проведения плановых проверок;
- поручением или запросом вышестоящего прокурора.
Примечание: проверка может быть также поручена соответствующему компетентному органу, который обязан сообщить прокурору о ее результатах в установленный законом или прокурором срок.
Срок проведения прокурорской проверки составляет 1 (один) месяц. Прокурор, назначивший проверку, с согласия вышестоящего прокурора может продлить ее производство.
Важно: прокурор вправе приступить к проверке только при наличии постановления о производстве проверки (Постановления правомочны выносить: Генеральный Прокурор, его заместители, начальники департаментов и лица их замещающие, прокуроры областей, городов Астаны и Алматы и приравненные к ним прокуроры, их заместители, прокуроры городов, районов, специализированных прокуратур и лица, исполняющие их обязанности)!
По требованию прокурора проверяемые субъекты обязаны:
- безвозмездно и с соблюдением установленных законодательными актами требований к разглашению сведений, составляющих коммерческую, банковскую и иную охраняемую законом тайну предоставить прокурору необходимые материалы и сведения;
- выделить специалистов для участия в проверке и дачи заключения;
- принять иные необходимые меры для обеспечения надзорной деятельности прокуроров и обеспечения их безопасности.
Требования (запросы, поручения, указания) прокурора, данные им в пределах своей компетенции, обязательны для исполнения.
Важно: Прокуроры в пределах своей компетенции имеют право на:
- беспрепятственный вход в любые помещения организаций всех форм собственности;
- безотлагательный прием их руководителями и другими должностными лицами по вопросам проверки;
- доступ к любым документам и материалам.
Особенности проверки прокуратуры
Прокурор не обязан давать каких-либо объяснений по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления. Никто не вправе разглашать материалы проверок и дел без разрешения прокурора, в производстве которого они находятся, до их завершения (п. 8 ст. 6 Закона РК «О Прокуратуре»).
При необходимости к прокурорским проверкам могут быть привлечены соответствующие специалисты, при этом экспертиза назначается только в случаях, требующих специальных научных знаний и когда без ее назначения не представляется возможным реализовать прокурорскую проверку. Постановление о назначении экспертизы выносится Генеральным Прокурором, его заместителями, начальниками департаментов, самостоятельных управлений Генеральной прокуратуры, прокурорами областей, городов Астаны и Алматы и приравненными к ним прокурорами и лицами, исполняющими их обязанности, а также прокурорами городов и районов по согласованию с прокурорами областей, городов Астаны и Алматы и приравненными к ним или лицами, исполняющими их обязанности. Согласование осуществляется в течение 3-х суток, а в случаях, не требующих отлагательств, в течение 24-х часов. Не требуют согласования экспертизы, которые проводятся бесплатно.
Актами прокурорского надзора, принимаемые прокурором в рамках проверки, являются: постановление, предписание, представление, разъяснение закона и др. (подробнее читайте в статье «Проверка прокуратуры: акты прокурорского надзора при проверке»)
Действия и акты прокурора могут быть обжалованы вышестоящему прокурору либо в суд (подробнее читайте в процедуре «Обжалование результатов проверки»).
Важно: обжалование требований и актов прокурора не приостанавливает их исполнение.
Суд либо вышестоящий прокурор может до вынесения решения по заявлению (жалобе) на действия или акты прокурора приостановить их исполнение. Вышестоящий прокурор по жалобе граждан и (или) юридических лиц либо по своей инициативе может отменить либо отозвать акты нижестоящего прокурора.
Прокурорская проверка, являясь особым, отдельным видом проверки, по важности и широким полномочиям проверяющего прокурора превосходит обычную проверку госоргана и поэтому требует более тщательного изучения, пристального внимания к условиям ее проведения и полномочиям проверяющего прокурора, что мы и постарались отразить в нашей статье.
Уважаемые пользователи! Информация в статье соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.
-
Автор:05.07.2019 14:428585
Заботясь о здоровье народа, 26 октября 2018 года Министерство здравоохранения РК приняло Приказ № ҚР ДСМ-29, неисполнение которого может вызвать наложение на тысячи казахстанских предпринимателей штрафов на сумму свыше четырех миллионов тенге.
-
Прежде чем выполнять требования налогового органа, мы рекомендуем Вам внимательно изучить акт налоговой проверки. Если он составлен с нарушением законодательства или с превышением компетенции проверяющего должностного лица, то он подлежит отмене.
-
Проверка государственной инспекции труда может оказаться довольно неприятным событием для вашей организации. Чтобы избежать негативных последствий необходимо к проверке подготовиться заранее. В данной статье Вы можете ознакомиться с тем, какие действия Вы можете предпринять в случае проверки со стороны уполномоченных государственных органов?
-
Автор:01.07.2016 15:2439058
Палата предпринимателей Алматы информирует, что постановлением Правительства от 30 декабря 2015 года № 1129 утвержден перечень отдельных видов деятельности, при осуществлении которых требуется установить контрольно-кассовые машины с функцией передачи данных. Так, с 1 января 2016 года по этим правилам работают не только реализаторы подакцизной продукции (алкоголь, табак, ГСМ), но и оптовые торговцы лесоматериалами, строительными материалами и сантехническим оборудованием, металлическими изделиями, водопроводным и отопительным оборудованием и инвентарем, розничные торговцы компьютерами, периферийным оборудованием и программным обеспечением, аудио- и видеотехникой, электрическими бытовыми приборами, мебелью, осветительным оборудованием и прочими бытовыми принадлежностями, а также рестораны и предприятия, оказывающие услуги по доставке продуктов питания, гостиницы, кинотеатры, парикмахерские и салоны красоты.
-
Автор:01.07.2016 15:2439058
Палата предпринимателей Алматы информирует, что постановлением Правительства от 30 декабря 2015 года № 1129 утвержден перечень отдельных видов деятельности, при осуществлении которых требуется установить контрольно-кассовые машины с функцией передачи данных. Так, с 1 января 2016 года по этим правилам работают не только реализаторы подакцизной продукции (алкоголь, табак, ГСМ), но и оптовые торговцы лесоматериалами, строительными материалами и сантехническим оборудованием, металлическими изделиями, водопроводным и отопительным оборудованием и инвентарем, розничные торговцы компьютерами, периферийным оборудованием и программным обеспечением, аудио- и видеотехникой, электрическими бытовыми приборами, мебелью, осветительным оборудованием и прочими бытовыми принадлежностями, а также рестораны и предприятия, оказывающие услуги по доставке продуктов питания, гостиницы, кинотеатры, парикмахерские и салоны красоты.
-
Среди предпринимателей бытует мнение, что в сфере осуществления государственного контроля и надзора за их деятельностью, права есть только у контролирующих органов, а у предпринимателей одни только обязанности. К примеру, так многие предприниматели ложно думают о случаях, когда приезжает налоговая проверка.
Уверяем Вас, что это мнение ошибочно и законодательство Республики Казахстан предоставляет предпринимателям достаточный объем прав для защиты своих интересов при проведении проверок государственными органами, а мнение об их отсутствии возникает вследствие незнания законов.
Настоящая статья написана в соответствии с положениями Предпринимательского кодекса
-
С 1 января 2016 года, у Работодателя появилась возможность быть освобожденным от выборочных проверок со стороны уполномоченного органа по охране труда. Такую возможность дал новый Трудовой Кодекс Республики Казахстан, который ввел новую норму - Декларирование деятельности работодателя.
-
В рамках Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) Республика Казахстан осуществляет свободное перемещение товаров между территориями государств-членов ЕАЭС без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного). В соответствии с п. 2 ст. 56 раздела 11 Договора о Евразийском экономическом союзе в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также ветеринарно-санитарной, карантинной фитосанитарной безопасности в рамках ЕАЭС проводится согласованная политика в сфере применения санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер.
-
Каковы особенности, порядок проведения выездной таможенной проверки? В чем особенность данной проверки? Об этом пойдет речь в данной статье.
Примечание: Статья написана в соответствии с главой 24 «Порядок проведения таможенных проверок» Кодекса РК «О таможенном деле в РК» (Таможенный кодекс).
-
Каковы особенности и порядок проведения камеральной таможенной проверки? Ответ на данный вопрос вы найдете, прочитав данную статью.
Примечание: Статья написана в соответствии с главой 24 «Порядок проведения таможенных проверок» Кодекса РК «О таможенном деле в РК» (Таможенный кодекс).