Составление должностной инструкции (в соответствии с Трудовым Кодексом 2016 года)
- в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 23 ТК РК Работодатель обязан знакомить Работника с правилами внутреннего трудового распорядка в организации, иными актами работодателя, имеющими непосредственное отношение к работе (трудовой функции) работника, и коллективным договором.
- в соответствии с подпунктом 1) пункта 2 статьи 22 ТК РК Работник обязан выполнять трудовые обязанности в соответствии с соглашениями, трудовым, коллективным договорами, актами работодателя.
При этом трудовые обязанности – это обязательства работника и работодателя, обусловленные нормативными правовыми актами Республики Казахстан, актом работодателя, трудовым, коллективным договорами (подпункт 28) пункта 1 статьи 1 ТК РК).
Зачастую, актом Работодателя, содержащим трудовые обязанности, является должностная инструкция. При этом должностные обязанности Работника могут быть прописаны и непосредственно в трудовом договоре, и (или) в должностной инструкции.
Разработка и содержание должностной инструкции
Должностная инструкция - это документ, содержащий конкретный перечень должностных обязанностей Работника с учетом особенностей организации производства, труда и управления, его прав и ответственности.
Важно: чем подробнее, четче и конкретнее будут прописаны в должностной инструкции персональные обязанности, задачи, права, подчиненность, ответственность работника, тем полезнее такая инструкция для Работодателя. Это позволит избежать трудовых споров либо решать их конструктивно на начальном этапе. Это возможность качественно проводить аттестацию работников, это возможность доказать, что к Работнику законно были применены меры дисциплинарного взыскания за неисполнение его трудовых обязанностей, это возможность эффективно распределить обязанности между работниками и т.п.
Должностная инструкция, как правило, составляется для должности, но при необходимости возможна разработка и индивидуальной инструкции для конкретного работника. Должностная инструкция может быть оформлена отдельным документом либо приложением к трудовому договору. Должностная инструкция утверждается руководителем организации или иным уполномоченным на это лицом, и заверяется печатью Работодателя (при ее наличии).
Должностная инструкция составляется в произвольной форме, но при ее составлении следует учитывать требования следующих нормативных документов: Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих и Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, тарифно-квалификационных характеристик профессий рабочих, где регламентированы основные должностные обязанности и квалификационные требования к конкретным должностям работников. Пункт 8 Статьи 101 ТК РК закрепил, что квалификационные требования к работникам и сложность определенных видов работ устанавливаются на основе профессиональных стандартов, а при их отсутствии на основе вышеуказанных актов, то есть они являются основой для разработки инструкций (по состоянию на октябрь 2015 года уполномоченным органом согласованы и утверждены 52 профессиональных стандарта (2 - для сферы туризма и гостеприимства, 5-для сферы образования, 7 - для сферы сельского хозяйства, 4 по транспорту (3 направления: ж/д, водный и автомобильный), 25 в сфере индустрии и торговли (энергетика, геология, металлургия и машиностроение), 15 в нефтегазовой отрасли, 1 МЧС по лифтовому хозяйству и эскалаторам).
Образец должностной инструкции Вы можете скачать пройдя по этой ссылке.
С должностной инструкцией ознакомить Работника необходимо при оформлении приема на работу, в идеале следует это сделать перед заключением трудового договора, чтобы Работник имел полное представление о том, что будет входить в его обязанности, а также в случае изменения должностных обязанностей, расширения круга обязанностей (например, при совмещении должностей, переводе на другую работу и т.д.). Факт ознакомления с инструкцией необходимо подтвердить подписью работника, а также следует и ему под роспись выдать второй оригинальный (заверенный) экземпляр документа.
Уважаемые пользователи! Информация в статье соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.
На нашем сайте Вы также можете ознакомиться с другими статьями и процедурами по кадровой службе, в том числе:
- статья "Акты работодателя о нарушении трудовой дисциплины";
- статья "Акты работодателя по привлечению работника к материальной ответственности";
- статья "Обязательно ли вести воинский учет граждан в организациях?";
- статья "Внимание Работодатели! А знаете ли Вы, что в любой организации необходимо проводить инструктаж по безопасности и охране труда?";
- статья "Положение об оплате труда и премировании";
- статья "Номенклатура дел кадровой службы";
- Процедура оформления штатного расписания;
- Процедура оформления табеля учета рабочего времени;
- Процедура оформления должностной инструкции;
- Баланс рабочего времени
- и другие.
-
Споры о достоверности и применимости теории поколений в HR ведутся уже множество лет. Однако, нельзя не признавать тот факт, что сотрудники, начинающие свою карьеру сейчас, значительно отличаются от своих коллег более старшего возраста. “Просто встал и ушел, звонки игнорирует, увольнение не оформлено”,- один из самых популярных поводов для стресса у кадровика. Так ли это страшно и как этого избежать- отвечаем в статье.
-
Автор:28.05.2023 17:4660962
Настоящая статья написана в соответствии с Трудовым кодексом 2016 года и учитывает последние поправки по состоянию на дату публикации. Оформление приема на работу сотрудника – это процедура, с которой сталкивается любая компания при осуществлении своей деятельности. Очень важно при этом документально оформить прием нового сотрудника, чтобы избежать в будущем нежелательных правовых последствий. Какие документы, необходимо оформить компании при приеме нового сотрудника?
-
На любом этапе трудовой деятельности, начиная от заключения трудового договора и заканчивая его расторжением по какой-либо причине, возможно возникновение разногласий, переходящих в трудовой спор между работником и работодателем.
-
На любом этапе трудовых отношений, начиная от заключения трудового договора и заканчивая его расторжением по какой-либо причине, между работником и работодателем могут возникнуть споры и разногласия. Первой инстанцией для их разрешения является согласительная комиссия. Что это такое, как работает согласительная комиссия и во сколько обойдется ее отсутствие работодателю - читайте в статье.
-
Текучесть персонала и конфликты никогда не являются беспричинными. Поэтому, если они присутствуют в повседневной жизни организации, следует незамедлительно обратить внимание на условия труда и корректность регулирующих трудовые отношения документов и принять меры. Ведь нередко именно посредственное отношение к “текучке” и спорам с работниками становится причиной крупных и неприятных последствий.
-
Работники являются ключевым звеном в работе любой компании. Именно они выступают основой прибыльности, процветания и работоспособности организации, выполняя свои трудовые функции. В то же время привлечение людей к работе требует от работодателя большой ответственности. Именно поэтому трудовым законодательством установлен ряд обязанностей, направленных на ответственное управление человеческими ресурсами. Какие это обязанности- рассмотрим в статье.
-
Трудовым кодексом РК предусмотрен ряд нестандартных режимов работы. К ним, не ограничиваясь, можно отнести вахтовый, сменный и дистанционный режимы работы, гибкий график и неполное рабочее время. Оформление деятельности работников с такими типами занятости требует особого внимания и учета специфики при оформлении документов и регламентов работы. В статье разберемся: что представляет каждый из перечисленных способов выполнения трудовых обязанностей и рассмотрим их особенности.
-
Автор:18.08.2020 15:366225
«04» мая 2020 года Президентом был подписан Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые нормативно-правовые акты по вопросам труда», вносящий поправки в Трудовой Кодекс Республики Казахстан. Изменения были направлены на современной экономики и учитывали опыт действия прежнего законодательства. В статье рассмотрим основные изменения более детально.
-
Автор:18.08.2020 15:297006
Ведение кадрового делопроизводства является обязанностью каждого работодателя, вне зависимости от вида собственности. Не грамотно выстроенный процесс работы с кадрами способен привести к множеству негативных последствий: некорректному начислению выплат работникам, снижению качества производства и финансовым убыткам. Поэтому, к вопросу оформления трудовых отношений следует подойти серьезно. В статье разберемся- что должно быть учтено при ведении кадрового документооборота и кто это должен делать?
-
Автор:08.07.2020 16:116898
С того момента, как мы запустили онлайн-курс по технике безопасности и охране труда, нашим специалистам поступило свыше 5 000 вопросов от клиентов по данной теме. Самые сложные и популярные из них мы разместили в этой статье.