Правомерно ли требование органов государственных доходов о наличии у Продавца лицензии на экспорт товаров, подлежащих экспортному контролю?

Правомерно ли требование органов государственных доходов о наличии у Продавца лицензии на экспорт товаров, подлежащих экспортному контролю?

Автор:
19.05.2017 14:08
1111

Вопрос:

Казахстанская компания (далее – Продавец) с 2013 года сотрудничает с Компанией-резидентом Китайской народной республики (далее - Покупатель) в области поставки шин (покрышек) для внедорожных карьерных автомобилей и иных специальных крупногабаритных техник (БелАз, К-700 и т.д.). Данные шины Продавцом приобретаются у Казахстанских и Российских компаний использующих крупногабаритную технику и ведущих деятельность в сфере добычи природных ресурсов и т.д. После приобретения необходимого количества шин, заключается договор с Покупателем об экспорте данных шин в КНР, для их дальнейшего использования компаниями КНР на карьерах и иных местах использования крупногабаритной техники в КНР. В октябре 2015 года Компанией была подготовлена очередная партия товара для направления в КНР, которая была задержана на границе РК.

Сотрудниками органов государственных доходов (таможенной службы) было запрещено экспортировать партию в КНР, ссылаясь на ограничения Таможенного союза, связанного с вывозом опасных отходов и необходимости наличия у Продавца лицензии на экспорт товаров, подлежащих экспортному контролю. При этом, на границе сотрудникам органов государственных доходов было представлено экспертное заключение аккредитованной организации, в которым ясно отражено, что партия товара не является отходом. Шины (покрышки) экспортируемые в КНР являются бывшими в употреблении, и при этом пригодными для дальнейшего использования, так как износ данных шин является не критичным.

Вместе с тем, Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 года № 30 «О мерах нетарифного регулирования» (далее – Решение) утвержден перечень товаров, в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза Шины и покрышки пневматические, бывшие в употреблении согласно пункту 27, раздела 2.3. вышеуказанного перечня отнесены к категории «Опасные отходы». При этом, согласно статьи 286 Экологического Кодекса Республики Казахстан на опасные и неопасные отходы разделяют отходы производства и потребления В то же время, согласно подпункту 79) статьи 1 Экологического Кодекса Республики Казахстан к отходам потребления относятся остатки продуктов, изделий и иных веществ, образовавшихся в процессе их потребления или эксплуатации, а также товары (продукция), утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства.

Таким образом, в случае сохранения шинами своих исходных потребительских свойств они не могут относиться к опасным отходам. Согласно подпунктам 3) и 4) пункта 1 статьи 10 Таможенные органы обязаны содействовать развитию внешней торговли путем создания условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу Таможенного союза и осуществлять таможенный контроль в отношении товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза.

На основании вышеизложенного, прошу Вас разъяснить следующее:

  1. Правомерен ли запрет на экспорт шин органами государственных доходов?
  2. Правомерно ли требование органов государственных доходов о наличии у Продавца лицензии на экспорт товаров, подлежащих экспортному контролю?
  3. Необходим ли получать разрешительные документы на вывоз товара (шин) не утративших своих потребительских свойств в Китайскую народную Республику?

Ответ Председателя Комитета государственных доходов Министерства финансов РК от 18 мая 2017 года на вопрос от 12 мая 2017 № 463796 (dialog.еgov.kz)

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии № 30 от 21 апреля 2015 года шины и покрышки, бывшие в употреблении (код ТН ВЭД ЕАЭС 4012200009) относятся к опасным отходам, ограниченным к перемещению через таможенную границу Таможенного союза при ввозе и вывозе, соответственно таможенная очистка должна была производиться только при наличии лицензии на вывоз и ввоз.

Согласно разъяснения Комитета экологического регулирования, контроля и государственной инспекции в нефтегазовом комплексе Министерства энергетики Республики Казахстан от 27.05.2016 исх. № 32-03-10/953-И в целях формирования единого подхода и учета выданных разрешительных документов, разъяснение вопросов трансграничного перемещения отходов, отнесения (не отнесения) продукции и товаров к отходам, оформление заключения (разрешительного документа) на транзит отходов по территории Республики Казахстан осуществляется центральным уполномоченным органом в области охраны окружающей среды, т.е. Министерством энергетики Республики Казахстан.

Таким образом, для экспорта шин и покрышек, бывших в употреблении за пределы ЕАЭС (код ТН ВЭД ЕАЭС 4012200009) необходимо предоставить лицензию на экспорт опасных отходов, либо заключение об не отнесении продукции и товаров к отходам выданное только Министерством энергетики Республики Казахстан.

 Председатель Комитета государственных доходов Министерства финансов РК: Тенгебаев А.М.

Уважаемые пользователи! Информация в ответе соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации ответа государственных органов.

Вам также может быть интересно: